Опираясь на методические подходы к прогнозированию устойчивой сбалансированности эколого-экономических, социальных и других показателей развития зон рекреации важно соблюдать горизонтально-вертикальный принцип выбора стратегии при достижении оптимальных результатов и с учетом соблюдения всей совокупности ограничений и норм производственной и природоохранной деятельности. Это должно быть учтено в практике управления деятельностью производственных и социально-экономических объектов в зоне рекреации. Однако указанные условия в настоящее время почти не соблюдаются, поскольку ответственные и руководящие лица
308
довольствуются сложившимися стереотипами при выборе стратегии управления и практическая ее реализация на стадии становления рыночной экономики нередко происходит упрощенно, на интуитивном уровне, что не позволяет более полно и эффективно использовать природно-ресурсный и производственный потенциал в зоне рекреации.
Поэтому при решении сложных задач оптимального стратегического управления экономическими и социальными процессами в зоне рекреации необходимо сформировать комплекс задач, позволяющих достичь эффективной природоохранной и ресурсосберегающей деятельности за счет создания условий для устойчивого социально-экономического развития РЭЭС.
Важнейшие направления оптимизации использования природных и производственных потенциалов в зоне рекреации ориентировочно можно выстроить в такую последовательность:
- 1) определение межотраслевых и межрегиональных связей с целью достижения максимальной социальной и экономической сбалансированности развития зон рекреации в условиях рынка, создания оптимального режима рационального использования рекреационного потенциала;
- 2) установление сходных социально-экономических и других связей между отдельными зонами рекреации, способствующих устойчивому развитию растениеводства, животноводства и объектов непроизводственной сферы;
- 3) воспроизводство природных ресурсов и улучшение планировки площадей культурно-эстетического, оздоровительного и туристического назначения и сел стебельного использования;
- 4) разработка мероприятий по созданию надежной системы охраны окружающей среды от отрицательного антропогенного воздействия, приводящего к деградации рекреационных ресурсов: загрязнению воды и воздуха, иссушению и истощению почв, оврагообразованию, обезлесиванию, переувлажнению и другим негативным воздействиям;
- 5) обеспечение максимально благоприятных условий развития санаторно-курортного и туристического хозяйств в отечественной рыночной инфраструктуре;
- 6) создание и внедрение рыночных механизмов, и разработка правовых, экономических и социальных оценок развития зон рекреации в свободных экономических районах РФ.
В соответствии с этими направлениями должен формироваться комплекс мероприятий в следующих областях: экономическое и социальное развитие зон рекреации и повышения
309
эффективности инвестиций в природоохранную и ресурсосберегающую деятельность; сохранение и увеличение производства продукции социального назначения и сферы услуг; увеличение природно-ресурсного потенциала - как универсального базиса жизнедеятельности людей
При выборе пути повышения эффективности инвестиций в социально-экономическое развитие зон рекреации в регионе необходимо предусматривать оптимальную организацию отраслей промышленности и сельского хозяйства, объектов непроизводственной сферы, соблюдать устойчивые межотраслевые и другие внешние связи, поддерживать и укреплять сбалансированность и пропорциональность эколого-экономических показателей производственных элементов и использовать мировой опыт социально-экономического развития рыночной экономики.
Например, современная практика перераспределения земель в зонах рекреации в сфере обслуживания выдвигает проблему обеспечения пределов трансформации некоторых видов растений и животных в мутантов, определения реальной возможности для ограничения изъятия ресурсов, обоснованного сокращения отводов земель для нерациональных производств. В зонах рекреации социально-экономическая и эколого-экономическая эффективность инвестиций может быть существенной при рациональном распределении ресурсов между ресурсопользователями в соответствии с объективными потребностями устойчивого развития производственных элементов и объектов непроизводственной сферы, т.е. когда достигается эколого-экономическая, социальная, финансовая и другая сбалансированность.
При оптимизации взаимосвязей между ресурсопользователями необходим стратегический план устойчивого социально-экономического развития элементов в системе рекреации, относящейся к производственной и социальной инфраструктурам рыночной экономики, финансовым и другим возможностям устойчивого социально-экономического развития РЭЭС
Он должен включать следующие мероприятия:
- разработка временных (переходных) нормативов, соответствующих уровню производственной и социальной инфраструктуре, финансовым и другим возможностям устойчивого экономического развития области, обеспечивающих качество рекреационных ресурсов и рост эколого-экономической эффективности ресурсосберегающей и природоохранной деятельности;
310
- рациональное использование лесных, водных и земельных кадастров и других экономических оценок природных ресурсов, что будет способствовать росту социальной и экономической эффективности инвестиций всех систем рекреации в РЭЭС;
- сбалансированное и пропорциональное распределение и смена форм собственности на производственные услуги и рекреационные ресурсы между производителями и потребителями;
- развитие и рациональное применение прикладного инструментария в управлении деятельностью РЭЭС;
- использование более совершенных сводных балансов основных фондов в анализе эффективности инвестиций в региональную эколого-экономическую систему зоны рекреации и обеспечение оптимальных пропорций земельных ресурсов между производственными и социальными объектами и особо охраняемыми зонами;
- применение хозяйственного механизма, соответствующего цивилизованному переходу к рыночной экономике, включающего меры морального и экономического стимулирования для рационального использования вложенного собственного или заемного капитала и природных ресурсов, для охраны рекреационных территорий;
- анализ условий накопления и рациональное использование финансовых средств, организационного и технического обеспечения производственных возможностей и сферы услуг в зоне рекреации РЭЭС;
- финансовое, организационное, техническое и иное обеспечение бесперебойного функционирования элементов зоны рекреации и системы ресурсопользования в РЭЭС;
- разработка и внедрение оперативного контроля качества рекреационных ресурсов, технологичности производств и культуры обслуживания в рекреационной системе;
- разработка методов формирования банка данных о деятельности производственных элементов независимо от форм собственности и специализации объектов в зоне рекреации для прогнозирования и оптимизации показателей эффективности вложенных собственных средств и заемного капитала в устойчивое социально-экономическое развитие РЭЭС;
- непрерывная подготовка и обучение кадров и повышение их квалификации по проблемам развития рыночных отношений в производственной и социальной сферах, ведению бизнеса в рыночной инфраструктуре, включая элементы зон рекреации;
- правовое обеспечение оптимального управления объектами в зоне рекреации, природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью и т.п.
311
Все перечисленные мероприятия составляют взаимосвязанный комплекс, который позвлит решить задачи роста эффективности инвестиций в исследуемый объект. Структура и алгоритм механизации затрат на развитие зон рекреации в регионе в общем виде представлены на рис. 5.2.
В процессе разработки и реализации данных мероприятий по повышению социальной, эколого-экономической эффективности инвестиций объектов в зоне рекреации и рационального ресурсопользования необходимо учитывать, что важным резервом в деле оптимизации совокупных материально-вещественных и финансовых затрат для народно-хозяйственных нужд является экономия рекреационных ресурсов от внедрения новой более совершенной и менее ресурсоемкой технологии строительства производственных, социальных и рекреационных объектов.
Для многих регионов России необходима экономия и охрана рекреационных ресурсов в зонах рекреации, где наблюдаются эколого-экономические противоречия, порожденные ограничениями нагрузки при строительстве новых объектов на природные комплексы. Например, нагрузка пляжей по береговой полосе начинает действовать при ширине более 40 м. Считается, что допустимые нагрузки на ландшафт зоны рекреации составляют 50 чел./га или 0,5 - 1,0 км (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Нормы допустимых нагрузок
Элементы пляжа |
Нормы |
Рабочая площадь (исключая полосу шириной 10 - 15 м для транзитно-пешеходного движения) |
6 - 8 |
Акватория для купания |
10 - 20 |
Спортивная зона в озелененной части |
2 - 4 |
Участки обслуживающих устройств |
0,5 - 1,0 |
Озелененная часть |
6 - 10 |
В соответствии с нормативами представленными в табл. 5.3, экологическим требованиям без дополнительных природоохранных мероприятий и ресурсосберегающей деятельности в Калининградской области отвечает лишь курорт Светлогорск, а другие, например
312
Рис. 5.2.
Блок-схема связей и структура минимизированных затрат в общей системе рекреации региона
313
Зеленоградск и Пионерский, не располагают свободной от городской застройки зоной такой глубины. Трудные условия складываются в лечебных санаториях: считается, что без участия Фонда социального страхования эти учреждения в РФ обречены на разрушение. Для граждан России по-прежнему остается высокой цена путевки на санаторно-курортные услуги в зонах рекреации РЭЭС (4200 руб. на 21 день в ценах 1999 г.); при этом налоги и коммунальные платежи составляют 50%. Учитывая, что в санаторно-курортных учреждениях могут отдыхать и лечиться на 1650 местах 25 тыс. человек в год, то единовременные поступления равны 6,2 млн руб., а в год это составляет 105 млн руб. Эти суммы средств в настоящее время не обеспечат перспективное развитие зон рекреации, поэтому следует искать новые направления роста поступлений денежных средств при решении социально-экономических задач в зонах рекреации РЭЭС. Для Калининградской области необходима экономия рекреационных ресурсов, так как потребности на 1999 г. только по этим направлениям должны были составить более 25%.
С экономической точки зрения, при отчуждении территорий на развитие санаторно-курортных услуг в начальном периоде неизбежны и закономерны потери, а с учетом социальной значимости в перспективе возможна значительная прибыль. При этом следует учитывать необходимость развития зон рекреации в экологически неблагоприятных районах, селетебельных территорий, лесозащитных полос и определенная ограниченность свободных территорий и т.п. Поэтому, например, земли рекреационной зоны во многих регионах России, безусловно, заслуживают более бережного отношения.
В законодательных актах РФ в основном определены основные принципы отвода территорий и их экономическая оценка через использование лесного и земельного кадастров, а практическая мера возмещения убытков и потерь в социальной сфере, связанной с изъятием территорий и рационального их использования, почти не ведется. Экономическая оценка по кадастру необходима для разработки стратегического долгосрочного плана развития объектов в зонах рекреации и рационального ресурсопользования, поскольку обеспечивает решения многих задач социально-экономического развития регионов, а для оперативного бизнес-плана в период становления рыночной экономики целесообразнее использовать рентные экономические оценки, которые создают необходимые конкурентоспособные условия устойчивого социально-экономического развития зон рекреации. Поэтому с учетом возможного развития в зоне рекреации объектов производственных и социальных инфраструктур
314
региона, а также объективного анализа сложившегося финансового и экологического состояния, для определенной численности людей (принимая во внимание их уклад жизни, традиции) можно рассчитать минимальный сбалансированный уровень затрат на развитие важнейших элементов рекреационной зоны РЭЭС, включая обеспечение высококачественными продуктами питания, отдыха, лечения. Результаты данного исследования во многом близки с публикуемыми данными статистической отчетности области. Полученные расчетные данные определяют необходимость увеличения инвестиций на развитие зон рекреации в РЭЭС на 35 - 40% в 2001 г. по сравнению с 1997 г.
При оптимизации совокупных затрат, используемых на эксплуатацию рекреационных ресурсов для повышения социально-экономической эффективности и совершенствования территориально-организационной структуры управления элементами исследуемого объекта, можно представить отношение дополнительного эффекта от трансформации рекреационных ресурсов к величине издержек на удовлетворение потребностей в услугах населения области и страны, а также зарубежных граждан. Прогрессивные изменения происходят в условиях, когда эколого-экономическая и социальная эффективность равна или больше директивно установленного уровня.
Выполненные расчеты по определению оптимальных значений показателей эффективности устойчивого развития зон рекреации в РЭЭС свидетельствует о реальной возможности решения социально-экономических задач и создания условий эколого-экономической сбалансированности антропогенной деятельности в период становления рыночных отношений, укрепления производственных и ресурсных потенциалов и развития международного сотрудничества. На пути достижения поставленных задач важным является создание новых рекреационно-финансово-производственных комплексов (РФПК), которые бы стали основой гармоничного социально-экономического развития регионов (рис. 5.3). Из анализа показателей социальной и экономической эффективности деятельности объектов в РФПК видно, что реальная возможность сбалансированного развития существует при условии принятия пространственных, экономических, экологических и других ограничений и наличия цивилизованных рыночных отношений.
В период перехода к цивилизованным рыночным отношениям потребности в совокупных затратах на совершенствования объектов зон рекреации и системы ресурсопользования не уменьшаются, а приобретают форму рационального природопользования. Тем не менее социальная и экономическая эффективность объектов зон
315
Рис. 5.3.
Структура центральной компании РФПК
316
рекреации на 1 руб. затрат с 1989 по 2001 г. сократилась более чем в 2,8 раза. Анализ показывает, что основными причинами этого являются:
- значительный разрыв внутри региональных, межрегиональных и межгосударственных связей по взаимопоставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, машин, оборудования и т.п.;
- не обоснованный научно и не апробированный практически ускоренный переход от административно-плановой системы ведения хозяйства к рыночным отношениям, хотя у российских граждан еще не был сформирован необходимый менталитет, а главное - не было знания законов рыночной экономики;
- слабая исполнительская дисциплина, а иногда невыполнение местного и общероссийского законодательства многими производствами и объектами непроизводственной сферы, особенно в рекреационных зонах, по рациональному ресурсопользованию и природоохранной деятельности;
- отсутствие стратегических решений по устойчивому и сбалансированному эколого-экономическому и социально-экономическому развитию зон рекреации и рациональному ресурсопользованию.
Наличие этих причин определяет необходимость выбора оптимальных стратегических путей экономико-организационного развития РФПК, причем должны быть предусмотрены меры по совершенствованию структуры экономики, национального ресурсопользования и т.д., позволяющие более полно использовать природный, экономический, кадровый, научно-технический и другие потенциалы для достижения высокого уровня социально-экономической эффективности инвестиций объектов зон рекреации.
В современных условиях значительную сложность функционирования зон рекреации и системы ресурсопользования представляет введение в рыночный механизм экономической, социальной и производственной взаимосвязи, базирующейся на правовой основе и экономических интересах по рациональному использованию рекреационных ресурсов и их охране от отрицательного антропогенного воздействия. Сложившееся кризисное состояние сфер социальных услуг, экономики и экологии, а также стремление к административным методам управления (при недооценке роли стратегического планирования в целях повышения эффективности инвестиций в объекты зон рекреации) связаны с издержками переходного периода и криминальной основой приватизации
317
основных фондов, природных ресурсов и финансов. Для приведения к согласованному действию элементов рекреационной системы необходима централизация управления социально-экономическими, эколого-экономическими и другими процессами в исследуемом объекте. В рамках РФПК необходимо развернуть деятельность по проведению маркетинговых исследований рынков продукции производства товаров и услуг, строительства технических средств, установлению контактов с потенциальными заказчиками для обеспечения объема работ и финансированию постоянно растущего спроса на продукцию народного творчества (сувениры), экзотику фауны и флоры, туризм, спорт оздоровление и другие услуги соотечественникам и зарубежным гражданам.
На стадии формирования РФПК необходим совместный проект развития всех объектов в зоне рекреации и должен быть проект документов головной организации созданного комплекса для участия в тендере по. размещению заказов на производство продукции и оказание услуг. В рамках этих документов определяется схема кооперации участников совместных производств (СП), на основе которой та или иная организация становится генеральным подрядчиком на выполнение данного заказа и осуществляет профессиональную и финансовую поддержку. Профессиональная поддержка предполагает: обеспечение контроля за качеством и сроком выполнения заказов, координацию в распределении работ между организациями и т.п. Финансовая поддержка включает: разработку схем финансирования, обеспечение функционирования утвержденной схемы финансирования, оперативное реагирование на изменение условий финансирования.
Строительство и реновацию объектов зоны рекреации осуществляют соответствующие организации, которые выступают в качестве субподрядчиков. Разработка необходимой проектной документации выполняется проектными институтами, входящими во вспомогательный блок СП РФПК, а работы по изготовлению продукции и оказанию услуг осуществляются основными производствами: санаториями, курортами, туристическими и спортивными базами, лесопарками, дендропарками и прочими учреждениями рекреационной зоны. Поставка импортного оборудования, машин, лекарств, материалов и т.п. должны осуществляться по четко отлаженным каналам из стран дальнего и ближнего зарубежья с использованием системы внешних поставок, которая также входит в структуру РФПК.
На первой стадии официальной регистрации РФПК в уставе должны быть отражены основные цели и задачи его деятельности,
318
главными из которых в рыночной экономике являются: получение прибыли от дополнительного социально-экономического и эколого-экономического эффекта за счет развития кооперации объектов зон рекреации, расширения сферы услуг, здравохранения, туризма, спорта, производства профильной РФПК продукции, торговли, финансов; изучение условий кредитования развития зон рекреации; самофинансирование. Для этого в рамках РФПК должны быть объединены производственные, финансовые и научные структуры, а также определены приоритеты объектов зон рекреации по их профильной диверсификации, обеспечено аккумулирование инвестиционных ресурсов за счет деятельности на товарном, финансовом и фондовом рынках, разработана структура нормативных затрат на социально-экономическое и эколого-экономическое развитие всех элементов РФПК (рис. 5.4). Таким образом, в уставе РФПК и его объединений должны быть утверждены основные направления деятельности:
- 1) разработка и реализация различных кооперационных проектов;
- 2) представление интересов акционеров как в РФ, так и за рубежом;
- 3) консультативно-информационное обслуживание акционеров, организация совместной деятельности, выполнение координирующих функций по уполномочению акционеров и других участников совместной деятельности;
- 4) управление на доверительной основе активами юридических и физических лиц;
- 5) участие собственными и привлеченными средствами в создании организаций по туризму, спорту, курортно-санаторному профилю, а также лесопарков, дендропарков, пляжей и других подразделений и объединений в рамках РФПК;
- 6) организация целевых фондов для финансирования совместной деятельности акционеров, привлечение иных инвестиционных проектов и программ;
- 7) организация комплексного банковского обслуживания, включая кредитование санаторно-курортных и туристских учреждений, пляжей, дендропаркового и лесного хозяйства, других объектов зон рекреации (торговли, производственных операций в народном творчестве и др.);
- 8) межрегиональная и внешнеэкономическая деятельность всех форм и видов;
319
Рис. 5.4.
Блок-схема формирования структуры нормативных затрат на устойчивое социально-экономическое и эколого-экономическое развитие РФПК
320
- 9) организация конкурентноспособных производств и предприятий сферы услуг, создание и внедрение наиболее эффективных технологий, материалов, препаратов, лекарств, санаторно-оздоровительных процедур и прочих ноу-хау;
- 10) развитие торгово-закупочных посреднических операций, включая оптовою и розничную торговлю дарами леса, моря, лекарствами и полуфабрикатами флоры и фауны и т.п.;
- 11) покупка, продажа, выпуск, размещение акций и иные операции с ценными бумагами;
- 12) оказание шефской помощи другим "родственным" организациям по консультированию.
В соответствии с требованиями рыночной экономики и иерархией управления генеральный директор руководит текущей деятельностью РФПК единолично по следующим аспектам:
- материально-техническое обеспечение, развитие кооперации, формирование научно-технических программ, создание внутрихозяйственной инфраструктуры;
- финансовое планирование, управление и выполнение отчетности в РФПК;
- создание условий для расширения инвестиций, нахождение оптимальных взаимодействий с органами власти области, ведение регистрации "дочерних" учреждений, торговля, создание объединений дилерской сети и системы маркетинга, поиск инвесторов, эмиссия акций, работа на рынке ценных бумаг и т.п.
Основными преимуществами организационно-правовой формы РФПК являются:
- возможности концентрации капитала, т.е. привлечение средств инвесторов осуществляется через выпуск акций и быть участниками РФПК разрешается неограниченному числу лиц, имеющих финансовые и другие возможности;
- свобода движения капитала, включая продажу и покупку акций, что способствует ускоренному "переливу" капитала из одной сферы деятельности в другую, чего нельзя достигнуть при иной форме организации бизнеса;
- устойчивость в развитии и деятельности объектов в РФПК, поскольку гарантируется, что их уставный капитал не уменьшается в результате выхода акционера;
- ограниченная ответственность, так как обеспечен ограниченный риск для его участников в пределах стоимости приобретенных ими акций, что усиливает значение уставного капитала в качестве основного гаранта защиты кредиторов общества;
321
- возможность профессионального управления, поскольку открытое акционерное общество не предполагает участия акционеров в повседневном управлении, которое осуществляют лица, имеющие специальные знания и навыки.
Создание в рамках РФПК маркетинговой компании в форме совместного предприятия, профильного зоне рекреации, позволяет: создать совокупность организаций взаимно заинтересованных в общей работе; сосредоточить воедино стартовый капитал в головной компании, закрепиться на финансовом рынке, привлечь к работе профессиональных менеджеров, создать техническую, морально-психолргическую базу; сосредоточиться на перспективных направлениях деятельности общества; объединить опыт управляющих и новых коммерческих структур, сблизить их позиции, найти нестандартные решения актуальным задачам современности; оптимально консолидировать процесс слияния, разделения или иной структуризации фондов в зависимости от типов и сложности основных целей.
Реализация проектов развития РФПК должна осуществляться по двум позициям: внутрирегиональный рынок товаров и услуг; внешний рынок, включающий РФ, СНГ и дальнее зарубежье.
Внутренний рынок в отношении эксплуатации природных ресурсов и предлагаемых для внутреннего пользования товаров и услуг характеризуется следующим:
- уровнем спроса в товарах и услугах в границах экономических регионов РФ в настоящее время и на перспективу;
- использованием основных природно-ресурсных, технико-экономических, трудовых, финансовых и других показателей;
- необходимостью анализа ограничений при выборе путей развития внутреннего рынка;
- исследованием покупательных способностей населения при покупке товаров и получении услуг в РФПК.
Внешний рынок для РФПК по своим характеристикам может быть разделен на три блока.
I. Союз России и Белоруссии:
- рынок достаточно многообразен, а потому благоприятен по природно-климатическим условиям;
- отсутствие жесткой конкуренции;
- большая необходимость в курортно-санаторном лечении, туризме, спорте, отдыхе, просветительской деятельности по вопросам познания флоры и фауны регионов.
322
II. Ближнее зарубежье:
- рынок достаточно благоприятен по природно-климатическим условиям и историческим ценностям;
- отсутствие жесткой конкуренции;
- развитость транспортных артерий и др.
III. Страны дальнего зарубежья можно охарактеризовать комбинацией положительных (+) и отрицательных (-) факторов рыночных отношений:
- растущий интерес к свободной экономической зоне союзного государства России и Белоруссии (+);
- выигрыш в цене на товары и оказание услуг в области туризма, спорта и т.п. (+) ;
- жесткая конкуренция со стороны других курортно-санаторных учреждений, зон отдыха, туризма и т.п. (-);
- богатый выбор схожих зон рекреации (-);
- превосходство рекламных материалов у зарубежных конкурентов (-);
- необеспеченность развития социальной и рыночной инфраструктуры (-);
- значительный дефицит в финансировании объектов зон рекреации (-).
В настоящее временя, к сожалению, еще встречаются нецивилизованные методы разрешения конфликтных рыночных ситуаций, появляющихся в результате разбалансированности экономики и нерационального использования природных ресурсов и производственного потенциала. Это крайне отрицательно влияет на совершенствование экономико-организационных преобразований в зонах рекреации при становлении рыночных отношений. Научные разработки по достижению устойчивой социально-экономической и экологической сбалансированности объектов зон рекреации помогут успешно решать конфликтные ситуации, т.е. речь идет о практической реализации результатов научного поиска по совершенствованию экономико-организационных структур в зонах рекреации. В новых условиях хозяйствования в рамках реализации конкретного объекта РФПК необходимо отработать функции, свойственные центральной компании группы, среди которых наиболее значимые следующие:
- высокоэффективное использование кооперационных связей;
- ускоренное налаживание системы взаиморасчетов между объектами внутри РФПК;
- возможности получения реальной экономии финансовых ресурсов участников проекта путем рационализации финансово-экономических расчетов по налогообложению;
323
- рационализация текущих платежей, финансовых потоков на основе упорядочения работы объектов РФПК с банками;
- обеспечение надежной и оперативной информацией объектов, предусмотренных в проекте развития зон рекреации.
В создаваемой структуре управления можно выделить следующие логические уровни: объединения, организации и учреждения, направления общей их деятельности, производство профильной продукции и оказание услуг, размещение лечебных корпусов, туристических и спортивных баз, пляжей, складов и прочих объектов, взаимосвязь которых осуществляется с помощью информационных потоков.
Принципы стратегического и оперативного планирования деятельности объектов РФПК предусматривают синхронное действие материальных потоков, использование производственных мощностей и творческий труд.
С учетом потенциальных возможностей деятельности объектов РФПК по исполнению необходимого объема работ и загрузки рабочих мест планируются материальные потоки (лекарства, косметика, продукты питания и пр.) и степень использования основных фондов и оборотных средств.
Подготовка к размещению заказов по производству профильной для РФПК продукции и оказанию услуг должна включать выполнение ряда мероприятий:
- 1) активизацию подготовки необходимых документов, включающих технологические последовательности операций, и спецификаций, зависящих от заказа данных и конкретных пожеланий заказчика;
- 2) контроль за обеспечением заказа материальными, энергетическими и трудовыми ресурсами;
- 3) уточнение потенциальных возможностей объектов РФПК по отношению к фактическому объему заказов;
- 4) расчет сроков выполнения заказов;
- 5) расчет стоимостных оценок (калькулирование себестоимости и цены товаров и услуг, стоимостной оценки и записи на счета, инвентаризационных оценок и т.п.);
- 6) расчет затрат и результатов: выполнение расчетов по местам затрат, выполнение расчетов по носителям затрат, расчет экономических результатов и т.п.
Совершенствование экономико-организационной структуры РФПК, новое строительство и модернизация его объектов должна
324
идти по всей производственной цепочки с активной работой по направлениям:
- разработка бизнес-плана "Достижение управляемости и рентабельности объектов РФПК путем внедрения систем управленческого и налогового учета в переходной экономике";
- создание единого информационного пространства между объектами РФПК;
- руководство качеством профильных РФПК продукций и услуг. В рыночной экономике порядок и условия объединения активов необходимо выделить следующие этапы: объединение активов созидательного блока РФПК; возможные варианты совместного использования активов финансового и созидательного блока РФПК; объединение части активов вспомогательного блока (просвещение, культура, спорт, туризм и пр.)
По мнению участников РФПК, при определении путей совершенствования экономико-организационной структуры комплекса и повышения эффективности его функционирования, в первую очередь принимаются во внимание потребности региона, руководство которого с помощью РФПК сможет восстановить рычаги управления социально-экономическими и экологическими процессами. Основные усилия областных органов управления должны сосредоточить на следующих направлениях: определение приоритетов экономических, социальных и экологических политики, совершенствование действующей нормативно-правовой базы РФПК, активизация процессов транснациональных объединений. В границах группы приоритетов необходимо сформировать областную политику инвестиций с организацией инвестиционных конкурсов, соответствующего отбора объектов для включения в федеральную инвестиционную программу, а также принимать участие в разработке федеральных программ для реализации установленных приоритетов. При осуществлении экспертизы бюджетных заявок РФПК следует оперативно определять объемы ресурсной государственной поддержки деятельности объектов на следующий год и предусмотреть в бюджете выделение общих централизованных инвестиций для поддержки проектов развития РФПК. Компенсация затраченных средств гарантирована солидарной ответственностью объектов, а также реальным участием собственного капитала членов в финансировании приоритетных проектов.
Эффективность экономико-организационной структуры объектов в зоне рекреации по ориентированному направлению рационального ресурсопользования во многом зависит от
325
соответствия задач и условий устойчивого социально-экономического развития области реальным базовым возможностям производственной, социальной и рыночной инфраструктур, природному, энергетическому и трудовому потенциалам, развитию уровня кооперации между объектами здравоохранения, туризма, спорта и другими отраслями антропогенной деятельности, финансовой стабильности.
- В чем особенности развития зон рекреации?
- Дайте характеристику структуры зон рекреации.
- Каковы необходимые условия устойчивого и безопасного развития зон рекреации?
326