Глава 5
Стратегия развития зон рекреации

5.1. Анализ факторов комплексного развития
зон рекреации

Одними из источников укрепления возможного достижения устойчивого и сбалансированного развития экономики являются факторы производства, природно-ресурсные потенциалы и гибкость организации социально-экономических и производственных процессов. Хотя в России еще нет дефицитности основных факторов производства (земля, вода, топливо, электроэнергия и т.п.), тем не менее вопросы создания системы рационального использования и воспроизводства первичных и вторичных ресурсов не теряют своей остроты, поскольку от их решения во многом зависит возможность достижения оптимальных уровней материалоемкости, трудоемкости, энергоемкости производства, а также экологическое состояние окружающей среды. Поэтому так актуальны в настоящее время комплексные задачи эколого-экономической эффективности развития зон рекреации регионов России.

Целью анализа эколого-экономического развития зон рекреации является создание системы программно-целевой направленности в исследовании комплекса экономических, экологических, социальных и других взаимосвязей, позволяющих выполнить рыночные оценки экономических, экологических, производственных и других показателей изучаемого объекта. В систему оценок входит совокупность показателей, которые характеризуют экологическую затратную величину показателя разработки, внедрения и эксплуатации объектов зон рекреации и совершенствования сферы услуг. При программно-целевом подходе к анализу приоритетных задач развития исследуемого объекта целесообразно охватить следующий круг вопросов:

  • оценка эколого-экономической целесообразности создания туристических маршрутов, объектов здравоохранения, воспроизводства флоры и фауны в дендропарках, заповедниках, дельфинариях, строительства спортивных сооружений и т.п.;
  • выбор организационно-экономического варианта рациональной структуры деятельности в зоне рекреации;
  • обоснование очередности мероприятий при решении задач с помощью системного подхода к анализу причинно-следственных экономических, экологических, организационных и других взаимосвязей по выбранным оценочным критериям эффективности инвестиций в развитие зон рекреации;

291

  • нахождение минимально необходимых уровней сбалансированности всей совокупности показателей и максимально допустимых сумм единовременных затрат, соизмерение которых возможно в период эксплуатации объектов здравоохранения, туризма, спорта, воспроизводства флоры и фауны и других элементов зон рекреации с учетом экономических, экологических и других ограничений;
  • определение степени влияния результатов проведения мероприятий по рациональному использованию природно-ресурсного потенциала и природоохранной деятельности в зоне рекреации регионов России;
  • оценка уровня ожидаемой интегральной эколого-экономической эффективности от развития зон рекреации регионов на этапах перехода России к рыночной экономике;
  • обеспечение методическими материалами по распространению результатов исследования возможности по повышению интегральной эффективности развития зоны рекреации на другие регионы мира;
  • исследование предпосылок и перспектив развития зон рекреации регионов.

Существенное влияние на развитие зон рекреации оказывают уровень научно-технического прогресса, финансовые возможности, природно-ресурсный потенциал, инфраструктура региона и другие факторы размещения производительных сил. Комплексный эколого-экономический анализ ретроспективы развития регионов РФ свидетельствует о том, что в настоящее время большинство отраслей промышленности и непроизводственная сфера в своей деятельности не руководствуются существующими нормативами. В результате на многих уникальных территориях нашей страны образовалась кризисная экологическая ситуация. За последнее десятилетие в сельскохозяйственном, лесном и других производствах наблюдается стагнация, снижение их эффективности и резкие изменения структуры управления, из-за чего выполнить точный анализ причинно-следственных взаимосвязей в региональной экономике можно только при использовании сложного математического инструментария.

Приведем в качестве примера развития зон рекреации Калининградскую область.

Если оценивать природно-ресурсный и производственный потенциал Калининградской области с позиции обеспеченности роста эколого-экономической эффективности производств и объектов непроизводственной сферы по важнейшим экономическим, пространственным и другим показателям, а также экологическим характеристикам, то очевидно, что по уровню промышленного,

292

сельскохозяйственного производства и развитости курортно-оздоровительных, туристических и прочих инфраструктурных элементов она имеет замечательные ресурсы.

Общая площадь территории области составляет более 15 тыс. км2, население превышает 920 тыс. человек (при высоком уровне урбанизации), здесь добывается более млн т в год нефти, 1/5 часть территории покрыта лесом, есть уникальные ландшафты и морское побережье, имеются национальные парки и заказники, климат мягкий и влажный. Все это благоприятно влияет на развитие туризма и отдыха.

Однако для территории Калининградской области, в частности Куршской косы, характерно сочетание чрезвычайно уязвимых природных комплексов и прилегающих к ним достаточно интенсивно освоенных территорий. Поэтому при создании эффективных зон рекреаций на территории Куршской и Вислинской кос важное значение имеют следующие принципы:

  • экономическая, экологическая и социальная сбалансированность на всех природных комплексах;
  • строгое выполнение обоснованных природоохранных приоритетов в производственных и социально-экономических решениях;
  • четкое соблюдение профилактичности с целью предупреждения возможного возникновения кризисных экологических ситуаций и тяжелых социальных последствий;
  • программно-целевое развитие рекреации с ориентацией на комфортные виды отдыха, развитие организованного экскурсионного и познавательного туризма;
  • максимальное сохранение природных комплексов при благоустройстве территории Куршской косы и др.

В Калининградской области на территории национального парка, площадь которого 66 212 га, имеются строго охраняемые зоны: заповедного режима (2998 га) и заказного режима (2123 га), регулируемого рекреационного использования (961 га) и хозяйственного использования (339 га). Охранные зоны парка включают практически всю акваторию Балтийского моря и Куршского залива шириной свыше 1 км, а режим охраны установлен для сохранения нерестилищ рыб, прибрежной флоры и фауны.

Значительное различие наблюдается и в структуре отдельных территорий области: прибрежные, лесопарковые и др. Например, в соответствии с Постановлением "О комплексной программе развития Куршской косы на период 1998 - 2000 гг." намечалось решить ряд сложных задач по следующим разделам:

  • 1) классификация особенностей территории и состояния зон рекреации;

293

  • 2) анализ эффективности природоохранных мероприятий;
  • 3) анализ состояния инженерного обеспечения территории;
  • 4) организация рекреационного использования территории;
  • 5) благоустройство агломерации поселкового типа;
  • 6) укрепление социально-производственной базы национального парка;
  • 7) усиление экологической пропаганды и воспитания населения;
  • 8) углубление научно-исследовательской работы по поиску сбалансированного социально-экономического развития на территории зон рекреации;
  • 9) развитие малого предпринимательства в сфере туризма;
  • 10) расширение взаимно выгодного международного сотрудничества по рациональному использованию зон рекреации;
  • 11) поиск источников финансирования намеченных мероприятий по развитию зон рекреации.

Для зон рекреации в Калининградской области планировочная структура и стиль застройки населенных пунктов поселкового типа должны отличатся своеобразием, гармоничным соответствием окружению природных элементов и исторической прибалтийской архитектуре, что представляет собой несомненный интерес потенциальных объектов туризма. Однако современные мировые уровни по всем направлениям туристического сервиса весьма высоки и удовлетворение этих потребностей связано с огромными затратами, оптимизация которых необходима.

Основными направлениями развития объектов в зонах рекреации являются: требования по благоустройству, инженерному оборудованию, реставрации исторических построек; поднятие уровня архитектурно-строительного качества новой застройки с соблюдением экологических нормативов; создание системы комфорта и обслуживания отдыхающих. При этом для районов развития зон рекреации должна быть выбрана система показателей систематизации хозяйственной деятельности на территории парков, обоснованы факторы территориального размещения производств и объектов непроизводственной сферы в пределах пространственных возможностей (табл. 5.1). Намеченные мероприятия должны способствовать решению решения муниципальных задач по созданию частных и совместных предприятий местного промысла, расширению сети услуг в сфере обслуживания, более широкому привлечению населения к семейному бизнесу (например, сдача внаем помещений для отдыха в местный сезон).

294

Таблица 5.1

Факторы, отрицательно влияющие на финансовое состояние хозяйств (оценка в баллах)

Исследуемые объекты Количество обследуемых хозяйств Высокие местные налоги Высокий уровень цен на с/х продукты Затруднения с хранением и сбытом продукции Недостаток кредитов Высокие процентные ставки за кредит Отсутстствие возможности получения кредитов под залог Низкий уровень государственных дотаций Сложности с получением наличных денег Низкий уровень закупочных цен на с/х продукцию Несовершенство и нестабильность законодательства
Все категории хозяйств 1400 7 9 4 3 8 2 6 1 10 5
Колхозы и совхозы 516 7 9 4 3 8 1 6 2 10 5
Предприятия новых организационно-правовых форм 610 7 9 4 3 8 1 6 2 10 5
Крестьянские (фермерские) хозяйства 274 4 10 5 3 8 2 6 1 9 7
 
 


Примечание. Самый высокий балл (10) получает наиболее значимый фактор, а самый низкий (1) - наименьшей значимости.

295

Следующим направлением развития туризма в комплексной программе по Калининградской области предусматривается международное сотрудничество с дальним и ближним зарубежьем. Главным разделом международного сотрудничества является международный туризм, экологическое просвещение, меры по предотвращению и ликвидации экологических нарушений, обмен информацией по борьбе с вредителями и болезнями леса, контроль за состоянием морского побережья и берегов залива, обмен информацией об их состоянии и мероприятиях по берегозащите и т.п. Однако большинство программ не охватывает множество основополагающих экологических проблем зон рекреации, что и ограничивает возможности развития объектов непроизводственной сферы. В большинстве зон рекреации значительный вред воздушному бассейну и водной среде наносят промышленные предприятия и субъекты с различными формами собственности на основные производственные фонды и природные ресурсы. Из-за плохого технического состояния газо- и водоочистных сооружений практически без очистки ежедневно сбрасывается около 500 тыс. м3 промышленных и хозяйственно-бытовых стоков, которые выносятся во внутренние водоемы, моря, заливы, нанося значительный ущерб биоресурсам.

Производственный потенциал, состояние технологии производства, включая систему подготовки сырья (материалов) к использованию и санитарной очистки его отходов, во многом определяют уровень антропогенной нагрузки на природную среду. Поэтому без комплексного анализа показатели влияния уровня загрязнения среды обитания на рецепиенты следует считать пока ориентировочными. Оценка природно-ресурсного и производственного потенциалов и уровень загрязнения окружающей среды области в "чистом" виде определить трудно, так как имеются радиальные грузовые, морские и материально-энергетические потоки, сходящиеся в крупных городских агломерациях и исходящие из них.

Для большинства зон рекреации, в том числе и для Калининградской области, характерен высокий уровень городского населения, развитость рыболовецкого флота, наличие предприятий рыбообрабатывающий промышленности. Не менее важными отраслями промышленности в Калининградской области являются машиностроение, электротехническая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, по обработке сырья. Значительное развитие получили мясо-молочная промышленность, садоводство, зерновое хозяйство и овощеводство.

Таким образом, только с эколого-экономических позиций оценку природно-ресурсного и производственного потенциалов

296

Калининградской области можно рассматривать как интегральную взаимосвязь показателей эффективности развития исследуемого объекта. При более детальном анализе всей совокупности экономических, экологических, социальных и других взаимосвязей между показателями антропогенной деятельности в районах, имеющих зоны рекреации, не исключается наличие разнообразных техногенных эмиссий. Иначе говоря, выбросы, стоки, тепловые, акустические, энергетические и другие факторы из мезоклиматического ареала городской агломерации оказывают существенное влияние на окружающую среду зон рекреации.

По ориентировочным оценкам, суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов в Калининградской области в 1998 г. составляло около 38 млн т условного топлива с примерным распределением между электроэнергией, газом, жидким и твердым топливом в соотношении 3:2:3:1. Распределение годового потребления энергоносителей по районам области неравномерное, оно соответствует пропорциям объектов производства и потребления. При оценке соответствующего распределения энергоносителей можно ориентировочно рассчитывать индекс антропогенной нагрузки Нэ(t) по следующей формуле (в соответствии с критериями региона):

Нэ(t) = B
t2
t1
 
V + Ф0
впSy
 dt,
(5.1) где V- годовой объем производства продукции или услуг;Ф0 - среднегодовые основные производственные фонды производств и объектов непроизводственной сферы;Sy - площадь урбанизированной территории;вп - коэффициент соответствующий плотности распределения населения или объектов производства по территории районов области;В - коэффициент, учитывающий изменения объемов потребления энергоресурсов в различный период года (он для зон рекреации может изменяться от 0,2 до 0,38).

Большая часть производственного потенциала области расположена вблизи от больших городских структур, а природно-ресурсный потенциал распределен по территории области более равномерно.

Среднее значение плотности биомассы для лесов составляет около 12,5 тыс. т сухого вещества на 1 км2, а ее средняя продуктивность - около 730 т/км2 год. Энергетическое выражение массы и продуктивности для флоры зон рекреации региона

297

составляет 3,84·1017 Дж/год или в условном топливе соответственно 1,32·107 тут/год. Такой потенциал биоресурсов позволяет редуцировать кислород объемом около 29 млн т в год и соответственно поглощать более 36 млн т углекислоты, что может быть основным показателем устойчивого эколого-экономического развития зоны рекреации. Для большинства зон рекреации РФ примерная солнечная радиация составляет 91 ккал/см2 в год, тепло поглощенной радиации (Rn) - 68 ккал/см2 в год, радиационный баланс - 28 ккал/см2 год. Предварительный расчет индекса эколого-экономической устойчивости развития зон рекреации можно выполнить по следующей формуле:

Hэу = 0,45Rn
t2
t1
 
БПуН
ЭП
 dt,
(5.2) где БП - удельная энергетическая биопродуктивность;H - энергетическое выражение плотности размещения биомассы;ЭП - энергия поглощения радиации;Rn - коэффициент учитывающий неравномерность роста процесса радиации от времени года.

Для юго-западной территории РФ среднегодовое значение Hэу равно 0,348, годовая кратность поверхностного водообмена составляет около 4,56. Это показатели потенциала самоочищения вод и масштаба гидрохимической миграции различных элементов. Потенциал самоочищения воздушного бассейна области определяется циркуляционными условиями, повторяемостью преобладающих направлений ветра, вертикальной подвижностью и сменяемостью воздушных масс. Средняя скорость ветра на высоте до 3,5 м на территории рекреации составляет около 3,7 м/с.

Зоны рекреации в регионах РФ не являются исключением по загрязнению окружающей среды отрицательными антропогенными воздействиями. По отчетным данным 1996 г., гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям не отвечало 43,6% взятых проб водоснабжения, по микробиологическим показателям - 26,8%. Практическое отсутствие очистных сооружений и установок по обезвреживанию воды на коммунальных водопроводах, крайняя изношенность последних приводит к ухудшению качества воды и причинам роста заболеваемости среди населения области. Неблагополучное состояние природоохранной деятельности характерно для деревоперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, предприятий по переработке мехового

298

сырья, животноводческих комплексов, птицефабрик и других объектов антропогенной деятельности.

Ежегодный расход энергоносителей в топливно-энергетической системе, коммунальном хозяйстве и промышленности Калининградской области составляет около 3 млн т угля, 5 - 6 млн т жидкого котельно-печного топлива и 7 - 9 млрд м3 газа. При минимальных удельных значениях эмиссии продуктов сгорания с учетом среднего коэффициента остатка 75 - 79%, присущих эффективным топкам крупных и средних котельных агрегатов, это должно давать на стояно-сварных источниках области около 600 тыс. т выбросов вредных веществ в год. Принимая во внимание, что значительная часть котельно-печного топлива, а также местных углей и торфа сжигается в тысячах мелких котельных и печах, эту сумму следует еще увеличить. При этом весомую часть промышленных выбросов, кроме продуктов сгорания органического топлива, образуют побочные продукты и утечки химических и других процессов переработки сырья и полуфабрикатов, в которых используется и энергия топлива, и электроэнергия.

Ориентировочная оценка фактического масштаба выбросов от стационарных источников области свидетельствует о двукратном превышении способности природной среды на самовосстановление. Данную оценку можно было бы уточнить на основании отраслевых контаминационных (смешанных) или интегральных эквивалентов энергетической сопоставимости при наличии полной информации об отраслевой принадлежности энергопотребления всех производственных объектов и объектов непроизводственной сферы.

Анализ подвижных источников загрязнения атмосферного воздуха показывает, что следует принять во внимание наличие в области огромного морского, автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта, наличие тракторов и других самоходных сельскохозяйственных машин. Все это множество средств транспорта потребляет в год около 10 млн т бензина, дизельного, авиационного и другого топлива, что дает по меньшей мере 1300 тыс. т вредных выбросов в атмосферный воздух. Следовало бы добавить и выбросы транзитного транспорта, заправляющегося вне пределов области. На основании данных общей величины антропогенной нагрузки и размещения тепловых агрегатов общий областной расход энергоносителей может быть ориентировочно равномерно распределен между районами изучаемого объекта.

299

Учитывая многообразие антропогенного воздействия на среду обитания и неразработанность рекомендаций по исключению недостатков дифференцированной эколого-экономической оценки по районам, с помощью дедуктивного метода можно получить по Калининградской области косвенную оценку относительно техногенного загрязнения окружающей среды, что позволит распространить этот метод на другие зоны рекреации.

При комплексном анализе эколого-экономических, социально-экономических и других показателей и их сравнении допускается занижение цифр официальной статистики. Этот подход к ориентировочной оценке позволяет проанализировать техногенное потребление кислорода в области, которое составляет около 93 млн т в год, что в 2 раза больше его восстановления всей растительностью исследуемого объекта. Превышение потребления кислорода над возможностями восстановления может стать основным ограничением для развития туризма, оздоровительных, спортивных и других объектов области.

При выборе зон рекреации и путей развития объектов на локальной территории Калининградской области на первом этапе можно выполнить сравнительный анализ уровня загрязнения атмосферного воздуха, как и оценку других факторов антропогенной деятельности, по методу, называемому "индексом загрязнения". При этом используется следующая формула:

И(t)В = 0,001
t2
t1
 (
Qn
Qp
 +
VB
S
)dt,
(5.3) где Qn - энергетическое потребление кислорода в области, тыс. т в год;Qp - объем восстановленного кислорода, тыс. т в год;VB - годовой объем вредных выбросов в атмосферу от различных источников, т в год;S - площадь территории.

Имеющийся промышленный потенциал и наличие водоемких производств создают напряженную водохозяйственную обстановку в области. Годовой водозабор районов составляет в среднем 30% годового дебита природных вод. Потребление свежей воды в области распределяется в следующей пропорции: жилищно-коммунальное хозяйство - 20,1%, промышленность - 28,5, сельское и рыбное хозяйство - 15, топливно-энергетический комплекс - 24,5, прочие водопотребители - 40,4%.

При общем их значении для регионов коэффициент возврата воды находится на уровне 0,772, средний удельный вес загрязненных

300

стоков в системе водоотведения составляет 47,6%. Через очистные сооружения регионов проходит менее половины стоков. Поэтому общий уровень загрязненности водной среды следует квалифицировать как чрезвычайно высокий, соответствующий третьей экологической категории. Загрязнение водной среды усугубляют сток животноводческих ферм, смыв минеральных удобрений с сельскохозяйственных полей и работа морского транспорта. Разбавление стоков в поверхностных водах почти повсеместно крайне неудовлетворительно.

Активное загрязнение водной среды в разных районах РФ различно, но всюду с превышением нормативов. Сравнительный анализ загрязненности водной среды районов ориентировочно можно выполнить по индексу техногенной нагрузки на окружающую среду, используя формулу:

Ивр(t) = Вв
t2
t1
 ΔVQe1-α dt
(5.4) где ΔV - доля изъятия при водозаборе годового дебета пресной воды речного стока и притока;Q - годовой объем загрязненных стоков, млн м3;α - доля неучтенных загрязнителей водной среды;t - время;е - кспонента;Вв - региональный коэффициент в РФ (изменяется от 0,15 до 0,65).

При проведении сравнительного анализа рассматривались не все аспекты загрязнения окружающей среды, хотя для многих зон рекреации они весьма существенны, так как наблюдается накопление токсических твердых отходов, загрязнение почв и грунтов тяжелыми металлами, нефтепродуктами, полициклическими ароматическими углеводородами, наличие техногенных радиационных источников и локальное превышение радиационного фона, зоны теплового акустического и электромагнитного загрязнения. Анализ показывает, что количественная информация дифференцированная по районам крайне неполна. Поэтому в расчетах нередко используются условно приближенные данные и экспертные оценки. В некоторых случаях наблюдается прямая связь уровня загрязнения локальной территории с повышенной техногенной нагрузкой. На стадии сравнительного анализа ретроспективы в качестве интегрального показателя загрязнения всех элементов окружающей среды экономических районов рассмотрены показатели превышения предельно допустимых

301

энергетических нагрузок как мера превышения экологической техноемкости локальной территории, которая должна быть выделена из общей площади области для принятия безотлагательных природоохранных и ресурсосберегающих мер.

Антропогенная нагрузка на природную среду тесно связана с плотностью потребления энергоресурсов, но именно этот показатель имеет самые высокие корреляции с индексами загрязнения воздушной среды и гидросферы. Во многих отечественных исследованиях отмечено, что чем выше нагрузка производства и объектов непроизводственной сферы, тем ниже устойчивая сбалансированность региональной экологической системы.

Наиболее отчетливо отрицательная корреляция устойчивости региональных эколого-экономических систем связана с превышением предельно допустимых энергетических нагрузок. По трем группам районов Калининградской области эти показатели сведены в табл. 5.2

Таблица 5.2

Основные показатели энергонагрузки

Группы районов области по показателю плотности энергопотребления Годовое потребление Энергодемографический индекс Предельно допустимая энергонагрузка, тут/год
Энергия, кВч/км2 Тепло, тут/км Энергия биопродукции т/га
I - районы с высокой концентрацией промышленности и подвижного транспорта 5138 6606 2,71 8,43 4594
II - районы с преобладанием сельскохозяйственных производств 162 127 29,33 1,22 1035
III - районы с преобладанием территорий, покрытых лесом и водой 37 33 20,17 1,01 145
 
 


Как следует из анализа табл. 5.2, многие районы Калининградской области имеют превышение экологических ограничений и

302

дальнейший экстенсивный рост мощностей производств и объектов непроизводственной сферы не представляется возможным. На этом примере очевидна необходимость поиска новых путей решения актуальных задач устойчивого развития регионов РФ в период становления рыночных отношений. Одним из реальных путей может быть использование системно-структурного подхода и программно-целевых методов.

303

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.