4.6. Самарская область

Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волги, и занимает площадь 53,6 тыс. км2, что составляет 0,31% территории России. На севере она граничит с Республикой Татарстан, на юге - с Саратовской областью, на востоке - с Оренбургской, на северо-западе - с Ульяновской. Область протянулась с севера на юг на 335 км и с запада на восток на 315 км. Будучи лесостепным по характеру краем, Самарская область на севере покрыта хвойными и широколиственными лесами, а ее юг и восток занимают преимущественно степные районы. Крупнейшим горным массивом области и одновременно одним из красивейших мест России являются Жигулевские горы, расположенные непосредственно в излучине Самарской Луки. Помимо Волги - главной водной артерии региона, наиболее значительными реками являются Самара, Сок, Кинель, Большой Иргиз, Кондурча.

Полезные ископаемые и природные ресурсы. Самарская область имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу.

Нефть и газ (попутный и природный) - основные по экономической значимости виды углеводородного сырья. Всего на территории области открыто более 350 месторождений нефти, из них в нераспределенном фонде недр находится более 80 месторождений, разработка которых может быть осуществлена на основе тендера. Значительны также прогнозные ресурсы углеводородного сырья. В настоящее время 83 - 85% неразведанных ресурсов нефти можно рассматривать в качестве рентабельных для освоения. Актуальной для области становится проблема разработки и внедрения эффективных способов повышения нефтеотдачи пластов.

Область располагает большими запасами разнообразного минерально-строительного сырья промышленных категорий: строительным камнем, песчано-гравийным материалом, песками строительными и силикатными, кирпично-черепичным сырьем, гипсом и ангидритом, керамзитовым сырьем, аглопоритовыми глинами, стекольным сырьем, битумсодержащими породами, тугоплавкими глинами, цементным сырьем (глинистым сырьем, опоками). Запасы каменно-строительных материалов (карбонатных пород и щебня) являются крупнейшими в Поволжье.

Горно-техническим сырьем, представленным запасами формовочных песков, область обеспечена более чем на 40 лет. Имеются геологические предпосылки выявления месторождений бентонитов и цеолитсодержащих пород.

217

Горно-химическое сырье представлено фосфоритами, самородной серой, каменной солью (запасы Дергуновского месторождения - более 440 млн т), асфальтитами и битумами (запасы Первомайского месторождения - около 2 млн т), природными битумами (прогнозная оценка их на глубинах до 500 м - 780 млн т), горючими сланцами Кашпирского и Дергуновского месторождений (запасы - более 40 млн т). Область заинтересована в привлечении инвестиций для освоения Дергуновского месторождения каменной соли. Ценность уникального Кашпирского месторождения горючих сланцев во многом определяется экспортными возможностями продуктов их переработки. Битумы и асфальтиты при использовании эффективных технологий найдут применение в дорожном строительстве.

Пластовые воды области в силу наличия промышленных концентраций некоторых компонентов (бром, йод, бор, стронций, рубидий, калий, литий) при применении соответствующих технологий могут быть использованы в качестве источника гидроминерального сырья. Область в достаточной степени обеспечена запасами подземных вод, в том числе лечебно-столовыми, бальнеологическими и минеральными водами, гидроминеральным сырьем.

Земельные ресурсы Самарской области по состоянию на 1 января 1997 г. составляют 5359,5 тыс. га и распределены следующим образом: 75% - сельскохозяйственные угодья, около 15% - леса и кустарники, 5% - болота и водные объекты; 4% - дороги, постройки, улицы и площади, немного больше 1% - прочие земли. За последние годы произошло сокращение площади сельскохозяйственных угодий и пашни и увеличение площади под лесами и застройками. Растет площадь земель, используемых личными подсобными хозяйствами и под индивидуальными огородами и садами.

С возведением в 1957 г. Волжской ГЭС важнейшим гидроэнергетическим ресурсом стала вода Жигулевского моря, образовавшегося выше плотины.

Несмотря на ярко выраженный индустриальный характер области, здесь бережно сохраняются уголки живой природы, дикой флоры и фауны, Ключевую роль в этом играют заповедники и природные заказники, и в первую очередь национальный парк "Самарская Лука", Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина, заповедник "Бузулукский бор" и т.д.

Итоги социально-экономического развития. В 1999 г. произошли позитивные изменения в секторе экономики области; темпы прироста промышленного производства составили 13,3%, продукции сельского хозяйства - 11,8%, грузооборот предприятий транспорта

218

возрос на 6,8%. Основными факторами роста явились благоприятная для импортозамещения конъюнктура, улучшение внешнеэкономических условий.

Рост производства продукции и услуг в ряде отраслей реального сектора определил смену отрицательной динамики производства валового регионального продукта на положительную (105,2% в 1999 г. против 91,5% в 1998 г.).

Доля внешнеторгового оборота в валовом региональном продукте возросла на 5,6 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом.

В области постоянно проводится работа по сокращению недоимки во все уровни бюджетов и снижению задолженности по заработной плате. Благодаря постоянно действующим Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, региональной межведомственной балансовой комиссии, оперативной комиссии администрации Самарской области по укреплению платежной дисциплины на территории области и ряду других с начала года сумма недоимки во все уровни бюджетов снизилась на 28,2%.

Налоговые платежи в бюджетную систему РФ с территории Самарской области в сравнении с соответствующим периодом прошлого года выросли - 171%. Исполнение консолидированного бюджета области по доходам составило 114,3% годовых назначений, по расходам - 109,9%. Бюджет, как и в прошлом году, исполнен без дефицита. По-прежнему, приоритетным является социальное направление расходования бюджетных средств.

В 1999 г. в области разработаны и действуют нормативные акты по реструктуризации задолженности в областной бюджет. Проводится активная работа по реструктуризации задолженности предприятий, что помогает их финансовому оздоровлению и выходу из кризиса неплатежей.

Большую роль в увеличении доходов бюджета сыграло и введение с 1 января 1999 г. на территории области налога с продаж, который полностью компенсировал отмену ряда налогов и сборов. За 1999 г. поступление от налога с продаж в консолидированный бюджет области составило 827,3 млн руб. За весь 1998 г. в консолидированный бюджет области поступило 6469 тыс. руб. от этих сборов.

Разработаны и введены в действие законы местного уровня "О едином налоге на вмененный доход от деятельности по продаже горюче-смазочных материалов через автозаправочные станции" и "О едином налоге на вмененный доход в сфере оказания услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей".

219

28 октября 1999 г. рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило рейтинг Самарской области, повысив его до "ССС". Самарская область получила рейтинг, аналогичный рейтингу, Санкт-Петербурга, и выше рейтингов Москвы (ССС-) и Российской Федерации (ССС-, SD).

Развитию экономики области и снижению социальной напряженности способствует деятельность малых предприятий. В 1999 г. в области функционировало 27 тыс. малых предприятий, что составляет 41% общего числа предприятий и организаций (на 12,5% больше, чем в 1998 г.). Численность постоянно работающих в малом бизнесе/возросла на 10,5%. Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности в фактических ценах увеличился на 10,6%.

Позитивные перемены произошли в 1999 г. на рынке труда, что выразилось в снижении размеров как общей, так и регистрируемой безработицы. В конце года уровень общей безработицы снизился с 11,9% (от числа экономически активного населения) до 10,9%. Численность зарегистрированных безработных уменьшилась за год на 1/3 и составляла 45 тыс. человек. Задолженность по пособиям по безработице за год снизилась на 90% и составляла 9,4 млн руб.

Динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения области в 1999 г., отражала социальные последствия финансового кризиса 1998 г. Рост потребительских цен и недостаточные объемы компенсации обесценения доходов населения как со стороны государства, так и предприятий вывели динамику показателей уровня жизни населения на самый низкий уровень по сравнению с другими макроэкономическими показателями. Низкий уровень доходов и сбережений населения является одним из основных факторов, ограничивающих развитие производства.

Администрацией области разработаны прогноз и программа социально-экономического развития Самарской области на среднесрочную перспективу.

Промышленность. В промышленности области за 1999 г. достигнут значительный (13,3%) прирост объемов производства, полностью компенсировавший спад предыдущего года. Опережение прироста производства в области в сравнении с российским показателем составляет более 5 процентных пунктов.

Рост производства произошел в машиностроении, электроэнергетике, химии и нефтехимии, нефтепереработке, цветной металлургии, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов.

220

Дальнейшее развитие получила автомобильная промышленность и сопряженные с ней производства. Практически все предприятия автомобильной отрасли (15 из 16) значительно увеличили производство. В большой мере это достигнуто за счет программы "Развитие сотрудничества предприятий Самарской области с ОАО "АвтоВАЗ" в 1997 - 2000 годах". В результате ее реализации около 40% поставок комплектующих для автозавода приходится на предприятия области.

В 1999 г. вышло на проектную мощность ЗАО "Росскат" в г. Нефтегорске, в число соучредителей которого входит администрация области. Достигнута договоренность о сотрудничестве предприятий области с ОАО "Норильский никель". В химической и нефтехимической промышленности при активном участии администрации области развивается процесс создания структур, обеспечивающих взаимодействие между предприятиями по восстановлению и укреплению технологических и экономических связей. Созданы акционерные общества "Самараагрохимпром" и "Волгомежрегионхим".

Подписано Соглашение о сотрудничестве между администрацией Самарской области и ОАО "НК ЮКОС", в результате чего увеличились объемы налоговых поступлений от ОАО "Самаранефтегаз" в областной бюджет, стабилизировались текущие платежи, была погашена задолженность по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в областной бюджет и произошло увеличение объема их поступления в областной бюджет вследствие увеличения оптово-отпускной цены на нефть.

В результате увеличения оптово-отпускных цен на нефть ОАО "Самаранефтегаз" и увеличения суммы поступлений от отделений Самарской валютной межбанковской биржи в областной бюджет удалось по итогам 1999 г. по территориальной Программе воспроизводства минерально-сырьевой базы увеличить прирост ресурсов нефти категории СЗ на 31% (вместо 4,8 млн т прирост был 6,3 млн т).

В то же время в промышленности области есть и негативные моменты.

  • Снижено производство в нефтедобыче, черной металлургии, промышленности стройматериалов, газовой и легкой промышленности.
  • Продолжалось высвобождение работников с предприятий области. Например, только с предприятий НК ЮКОС в 1999 г. высвобождено и обратилось в органы службы занятости 1357 человек; планируется дальнейшее увольнение работников.

221

  • В 1999 г. не удалось достичь уровня добычи нефти ОАО "Самаранефтегаз" в 8,0 млн т, хотя по сравнению с планируемым (7,19 млн т) он вырос на 7,0 % и составил 7,7 млн т (прирост запасов - 4,4 млн т или 56% годовой добычи).

Усложняющаяся из года в год ситуация в легкой, промышленности заставила предприятия объединить свои усилия. В 1999 г. руководители шести предприятий отрасли при участии администрации области подписали соглашение о совместной деятельности, которое предполагает развитие общей торговой сети в городах области, кооперацию между предприятиями, активизацию совместной работы с кредитными учреждениями области.

Для дальнейшего развития промышленности области намечены:

  • разработка проектов законов Самарской области "Об основах промышленной политики" и "О научно-технической и инновационной деятельности";
  • создание Общественного совета по реформе предприятий при администрации области;
  • завершение комплексного обоснования проекта территориальной реструктуризации, промышленного комплекса Самары за счет перераспределения производственных мощностей между предприятиями, расположенными в центральной части города и в Безымянском промышленном узле, в целях ликвидации дублирующих однотипных производств и выноса из центральной части города незагруженных и экологически вредных производств.

Агропромышленный комплекс. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства в 1999 г. составил 111,8% 1998 г., в том числе продукции растениеводства - 123,9%. В области собрано 1,4 млн т зерна (в 2,2 раза больше, чем в 1998 г.), подсолнечника - 183,1 тыс. т (на 25,7%), картофеля - 463, 9 тыс. т (на 15,9%), овощей - 192,4 тыс. т (на 12,9%).

Самарская область, являясь индустриальным регионом, в то же время вывозит в другие регионы зерно, муку, подсолнечник и растительное масло. В 1999, г. за пределы области только в Москву, Санкт-Петербург и районы Крайнего Севера вывезено 165 тыс. т зерна и более 70 тыс. т муки.

В последнее время активизировалось создание и совершенствование деятельности формирований холдингового типа, ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей (пищевой) промышленности по отдельным видам продукции в целях обеспечения единства технической, технологической, организационной и экономической политики предприятий АПК.

222

Это позволило стабилизировать производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции (овощи, мясо птицы), возобновить в области производство сахара, значительно увеличить выпуск маргарина и масла растительного.

Приоритетным направлением развития сельскохозяйственного производства области является интенсификация производства на базе внедрения прогрессивных технологий возделывания зерновых, кормовых и технических культур и выращивания животных. На приоритетные направления развития АПК в 1999 г. из областного бюджета было направлено 238,8 млн руб.

С 1998 г. реализуется целевая программа "Совершенствование производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающих технологий на период 1998 - 2000 гг.", освоено производство гибридных и сортовых семян зерновых, подсолнечника, кукурузы, семенного картофеля. Оказывалась активная поддержка селекционной и племенной работе в животноводстве, развитию региональной базы по производству суперконцентратов и спецкормов для нужд животноводческих отраслей. В 1999 г. продолжалось строительство мелочно-товарных ферм с применением западно-европейских технологий, позволяющих получать 9000 - 10 000 кг молока от коровы. На базе промышленных предприятий области с участием иностранных фирм организовано производство современной сельскохозяйственной техники.

В 1999 г. в области функционировало около 3,5 тыс. крестьянских хозяйств, которыми произведено 7,0% общего объема зерна, 10% - подсолнечника, около 2% - мяса. Фермерским хозяйствам на развитие животноводства и перерабатывающих производств из областного бюджета ежегодно выделяется более 6 млн руб.

Несмотря на положительные сдвиги в развитии сельского хозяйства области имеются и определенные отрицательные моменты:

  • производство животноводческой продукции снижено на 4,6%;
  • медленно проходят процессы реформирования сельскохозяйственных предприятий; создание и развитие рыночной инфраструктуры;
  • недостаток развития инфраструктуры рынка препятствует получению предприятиями адекватной цены за произведенную продукцию;
  • не запущен механизм биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией;
  • личные подсобные хозяйства, производящие 65% валовой продукции сельского хозяйства, испытывают большие трудности с ее реализацией.

223

Для обеспечения системного подхода при решении этих и других важнейших проблем развития АПК была разработана Комплексная программа развития агропромышленного комплекса на 2000- 2003 гг. С целью повышения устойчивости сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования орошаемых земель намечена разработка целевой программы мелиорации земель Самарской области. Продолжится работа по созданию машинно-технологических станций, укрупнению лизинговых фондов. Предполагается ввести в действие механизм товарных и закупочных интервенций в целях стабилизации продовольственного рынка, возобновление деятельности товарных бирж.

Инвестиционная деятельность. В 1999 г. была продолжена работа по совершенствованию законодательной базы на региональном уровне. За двухлетний период сформировано и доработано инвестиционное законодательство.

  • Закон Самарской области "Об инвестициях в Самарской области".
  • Порядок применения льготного налогообложения инвесторов на территории области.
  • Положение о предоставлении областных государственных гарантий.
  • Порядок проведения конкурсов инвестиционных проектов, финансируемых кредитными ресурсами областного бюджета.
  • Положение о порядке передачи в залог имущества Самарской области.

С целью внедрения перспективных инвестиционных механизмов создан Самарский областной фонд жилья и ипотеки, а также заложены основы регионального ипотечного кредитования, т.е. приняты Положение об ипотечном кредитовании Самарским областным фондом жилья и ипотеки и Порядок заключения договоров страхования при оформлении ипотечных кредитов, предоставляемых Самарским областным фондом жилья и ипотеки.

Большое внимание было уделено формированию структур, способствующих прямому диалогу с инвесторами. В администрации области были созданы: консультационно-совещательный орган - Совет по иностранным инвестициям; рабочая группа по привлечению иностранных инвестиций. С их помощью были решены проблемы таможенных льгот для компании "Паккард электрик". Администрация области по предложению ООО "Nestle Food" вышла с инициативой в Правительство РФ и уже внесены соответствующие изменения во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации, по освобождению от уплаты НДС товаров (работ, услуг), экспортируемых за пределы Российской Федерации, в том числе и в страны - участники СНГ.

224

Значительное внимание уделялось формированию справочной информации для инвесторов. Например, была завершена работа по формированию "Справочника инвестора".

Более 200 руководителей и менеджеров (из которых 160 - руководители самарских предприятий) обучались переводу предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета. Все они прошли аттестацию и получили сертификаты международного образца 50 самарских преподавателей.

Значительно улучшилось финансирование объектов областной инвестиционной программы по сравнению с 1998 г., при этом расчеты преимущественно осуществлялись "живыми деньгами", снижен объем взаимозачетов. Финансирование составило 99% выполнения против 93% аналогичного периода 1998 г.

Значительная доля инвестиций, направляемых в 1999 г. на развитие социальной сферы, приходилась на жилищное строительство. Ввод жилья увеличен к уровню 1998 г. на 21%, в том числе за счет средств частных предприятий - на 37,9 %, индивидуального жилищного строительства - на 30 %.

Произошло также увеличение объемов государственных инвестиций в жилищное строительство: из областного бюджета в 1999 г. выделено средств на 42 % больше, чем в 1998 г.

В целях стимулирования индивидуального жилищного строительства в сельской местности на территории Самарской области на протяжении уже нескольких лет ведет активную работу Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, который выделяет кредитные ресурсы гражданам на строительство жилья. В 1999 г. введен в эксплуатацию 41 дом общей площадью 5850 тыс. м2.

За счет бюджетных средств области построены и введены в эксплуатацию четыре школы на 1904 ученических места, против двух школ на 1580 ученических мест в 1998 г. Построены дома-интернаты для престарелых в Кинель-Черкасском, Камышлинском, Сергиевском, Богатовском районах и в г. Самаре общей вместимостью 280 человек, а также завершено строительство детского сада на 20 мест.

В целях улучшения транспортного обслуживания населения области на маршрутах связывающих районные центры и города области с областным центром, за счет средств областного бюджета в 1997 - 1999 гг. приобретено 70 единиц автобусов повышенной вместимости и комфортности, что позволило в 14 районах впервые организовать внутрирайонную устойчивую маршрутную сеть.

225

Уровень газификации Самарской области в 1999 г. вырос с 73,8 % до 85,1 % и значительно превышает среднероссийский. Практически завершена газификация семи сельских районов области.

В соответствии с программой "Российский народный телефон" построена современная электронная телефонная станция АТС-6 в г. Сызрани, что позволило увеличить общую номерную емкость телефонной сети города на 10 тыс. номеров. Телефонная плотность составила 25 телефонов на 100 человек, что выше средней по России.

В 1999 г. введено и реконструировано 309,9 км автодорог против 308,4 км в 1998 г.

На 1 января 2000 г. накопленный иностранный капитал в Самарской области составил около 300 млн долл. США. Основные иностранные инвестиции сосредоточены в пищевой промышленности, машиностроении и химии. По объему прямых иностранных инвестиций Самарская область занимает третье место в России. Этот показатель на душу населения составляет 56,2 доллара США, что в 2,5 раза превышает среднероссийский уровень. После августовского кризиса 1998 г. иностранные инвесторы не ушли из региона, а продолжили вложение значительных средств в самарские предприятия. В области работают такие крупные компании, как "Нестле", "Пепси К°", "Кока-кола", "Корнинг", "Дженерал электрик".

Растет интерес к Самарской области со стороны многих зарубежных стран. Только за 1999 г. ее посетили 75 делегаций из 20 стран мира, из них 10 - экономические миссии зарубежных стран.

Однако в 1999 г. наблюдались следующие негативные моменты:

  • не удалось повысить инвестиционную активность в области - объем инвестиций в основной капитал снижен по сравнению с 1998 г. на 5%;
  • капитальное строительство в Самарской области вследствие постоянных срывов в финансировании характеризовалось значительным количеством объектов незавершенного строительства, (финансирование осуществлялось за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов - 6,6 млрд руб. в ценах 2000 г.).

Для оздоровления инвестиционной сферы деятельности предусматриваются следующие мероприятия:

  • разработка и принятие проекта закона Самарской области "О бюджете развития", положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений, временного положения о лицензировании деятельности по организации и проведению лотерей на территории Самарской области;

226

  • разработка областной программы использования объектов незавершенных строительством;
  • выделение из областного бюджета лимита капитальных вложений в размере 100 млн руб. на реализацию региональной программы "Газификация Самарской области" (намечается ввести 34 км межрайонных газопроводов высокого давления, 350 км распределительных газовых сетей, газифицировать природным газом 8065 квартир и довести уровень газификации Самарской области до 86,7 %);
  • ввести 37,4 тыс. м2 общей площади жилья за счет средств областного бюджета (строительство жилого дома для ветеранов Великой Отечественной войны в городе Самаре, 55-квартирного жилого дома в городе Чапаевске, жилья в городах и районах области для инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, обеспечение жильем инвалидов - ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обеспечение жильем детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих жилплощади);
  • проектирование культурно-воспитательного центра в с. Старый Шунгут Исаклинского района и строительство школы-сада в с. Старое Афонькино Шенталинского района (в соответствии с областной целевой программой "Малокомплектная сельская школа в Самарской области");
  • реализация программы "Обеспечение транспортными средствами образовательных учреждений Самарской области в 2000 - 2002 гг." ("Школьный автобус");
  • реализация крупного совместного проекта АО "АвтоВАЗ" и "Дженерал моторе" по производству автомобилей.

Уровень жизни населения. Самарская область по итогам 1999 г. остается одним из наиболее благополучных регионов в Российской Федерации по уровню жизни населения.

Индекс развития человеческого потенциала, рассчитываемый ООН на основе трех индексов: средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования (по проценту грамотности и обучающихся в учебных заведениях) и реального ВВП на душу населения (в долларах США по паритетам покупательной способности), по Самарской области за 1999 г. составил 0,850, что выше, чем до России в целом (0,776). По этому показателю Самарская область занимает пятое место среди регионов Российской Федерации. Ниже представлены данные по уровню жизни населения Самарской области по состоянию на начало 2000 г.

227

Номинальные денежные доходы в расчете на душу населения, руб 1952
Денежные доходы в расчете на душу населения, руб. 2306
Реальные располагаемые денежные доходы населения, руб.: 93
номинальная, руб. 1920,6
реальная 73,7
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб. 864,5
Оборот розничной торговли на одного жителя, руб. 20380
Объем платных услуг на одного жителя, руб. 2798
Темп роста объема платных услуг населению, % 104,1
Индекс потребительских цен на товары и услуги (в % к декабрю 1998 г.) 132,5

В 1999 г. на развитие социальной сферы было направлено свыше 6 млрд руб. бюджетных средств, что составило 50,2% в общих расходах консолидированного бюджета области (в 1998 г. соответственно 4,6 млрд и 47,2%).

В течение года неоднократно повышалась заработная плата работников бюджетной сферы области. В настоящее время тарифная ставка первого разряда, действующая на территории области, на 38% превышает уровень, установленный федеральным законодательством. По состоянию на 1 января 2000 г. задолженность по заработной плате составила 241,3 млн руб., что в 3 раза меньше, чем на 1 января 1999 г.

Постановлением губернатора области с 1 ноября 1999 г. утвержден новый порядок исчисления государственных пенсий с применением предельного значения индивидуального коэффициента пенсионера 0,7. В результате произведенных перерасчетов средний размер назначенных пенсий увеличился с 384,4 руб. в январе 1999 г. до 572 руб. в ноябре 1999 г. или на 49%. В целях поддержания жизненного уровня пенсионеров в 1999 г. проводились единовременные компенсационные выплаты из федерального и областного бюджетов. В результате в общей численности пенсионеров доля получающих пенсию в размере ниже величины прожиточного минимума пенсионера сократилась в ноябре 1999 г. до 42% против 95% в начале года. Выплаты пенсий и государственных ежемесячных детских пособий обеспечивались без перебоев.

В целях обеспечения стабильной ситуации на потребительском рынке и развития эффективных механизмов регулирования

228

рыночных процессов в 1999 г. были приняты: Закон Самарской области "О налоге с продаж на территории Самарской области", постановления губернатора области "О формировании регионального продовольственного фонда на 1999 г.", "Об организации лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", областная целевая программа по защите прав потребителей в Самарской области на 2000 - 2003 гг. Администрация области заключила 18 Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации (всего в настоящее время действует более 60 соглашений).

Объем оборота розничной торговли в расчете на 1 жителя за 1999 г. составил по области 20,4 тыс. руб. (по Российской Федерации - 11,8 тыс. руб.).

Губернатор принял постановление "О доплате к пенсии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней", в котором предусматривается установление с января 2000 г. указанным лицам за счет средств областного бюджета доплат к пенсии с таким расчетом, чтобы сумма их пенсии и доплаты составила 3 тыс. руб. в месяц.

На социальную поддержку малообеспеченных групп населения в соответствии с Программой по социальной поддержке в 1999 г. из областного бюджета выделено 114,9 млн руб. В течение года различные виды социальной поддержки были оказаны почти 350 тыс. человек.

В 1999 г. объем финансовых средств на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования с учетом погашения задолженностей по оперативным данным составил 2194,6 млн руб., или 113,2% запланированного. Утвержден порядок целевого финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий населения, который предусматривает дополнительное выделение (сверх Территориальной программы ОМС) администрацией области и Территориальным фондом ОМС 100 млн руб. для покрытия расходов лечебных учреждений, связанных с оплатой лекарственных средств, отпускаемых по рецептам бесплатно или со скидкой 50%.

Тем не менее есть еще проблемы, требующие решения.

  1. Вследствие общего экономического кризиса в стране продолжается снижение реальных доходов населения.
  2. Заработная плата работников отраслей социальной сферы остается ниже заработной платы работников промышленности в 2,6 - 3,1 раза.

229

  1. Вопросы регулирования оплаты труда во внебюджетном секторе экономики были предусмотрены трехсторонним Соглашением на 1999 - 2000 гг., в том числе осуществление последовательного приближения минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума. Однако, как показывают итоги мониторинга, работодатели это решение практически не выполняют. Особенно тяжелое положение отмечается в легкой промышленности и сельском хозяйстве. Ситуацию усугубляет отсутствие на федеральном уровне законодательства об объединениях работодателей, которое регламентировало бы обязательность принятых ими соглашений.

В целях более эффективного развития социальной сферы предполагается:

  • введение государственных минимальных социальных стандартов Самарской области;
  • реформирование системы социальных льгот и компенсаций, за основу предоставления которых будут взяты реально учитываемые критерии и причины низких доходов;
  • индексация тарифных ставок (окладов) ETC в целях смягчения последствий падения реальной заработной платы;
  • индексация размеров пенсий в целях повышения уровня пенсионного обеспечения;
  • развитие страховых принципов для создания эффективной системы негосударственного пенсионного обеспечения населения;
  • подготовка проекта областного Закона "О потребительской корзине в Самарской области".
  • разработка Концепции развития системы профессионального образования Самарской области, введение региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования на территории области, доработка проекта областного Закона "Об образовании в Самарской области".

Экология и природопользование. На территории области реализуются мероприятия пяти федеральных целевых программ: "Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения", "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области", "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна" ("Возрождение Волги"), "Охрана лесов от пожаров", "Государственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков".

230

На их реализацию из федерального бюджета в 1999 г. было выделено 8,446 млн руб. (лимит - 8,581 млн), из федерального экологического фонда - 6,0 млн руб. (лимит - 6,0 млн), из федерального экологического фонда - 0,8 млн руб, из областного бюджета - 44 984,3 тыс. руб.

В 1999 г. сданы в эксплуатацию первая очередь полигона для захоронения промышленных отходов и очистные сооружения промывных вод станции обезжелезивания питьевой воды в г. Чапаевске. Завершены реконструкция пункта захоронения ядохимикатов в Хворостянском районе и строительные работы на очистных сооружений в пос. Волжский Красноярского района и в райцентре Кинель-Черкассы; проведены противооползневые работы на р. Большой Кинель в пос. Усть-Кинельский; разработана проектно-сметная документация на строительство полигонов ТБО в городах Отрадный, Сызрань, Похвистнево.

В области охраны окружающей среды и эффективного природопользования осуществлены следующие меры: приняты Закон "О плате за пользование водными объектами на территории Самарской области" и Положение о предоставлении права пользования водными объектами федеральной и областной собственности на территории Самарской области; решением Самарской губернской думы принято Положение о конкурсе (аукционе) по предоставлению лицензий на право пользования недрами на территории Самарской области; определены участки недр, выставляемые на конкурс по углеводородному сырью (16 участков площадью более 4 тыс. км2, включающие более 60 законсервированных месторождений нефти с геологическими запасами около 60 млн т), разработан проект условий конкурсов, готовится пакет документов для подписания Соглашения между администрацией Самарской области и Министерством природных ресурсов РФ.

Основными экологическими проблемами области остаются: загрязнение поверхностных вод и атмосферного воздуха за счет сброса и выбросов загрязняющих веществ, накопление промышленных и бытовых отходов, деградация земель. В сязи с этим намечается разработать:

  • областную целевую комплексную программу "Экологическое оздоровление территории и населения г. Новокуйбышевска Самарской области" и региональную целевую программу "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой";
  • проект закона "Об охране окружающей природной среды Самарской области".

231

Социально-экономическое развитие. В 1999 г. наблюдался рост объемов промышленного производства в семи из десяти городов области. Особо необходимо отметить улучшение динамики промышленного производства в Чапаевске и Кинеле, где ранее на протяжении длительного периода наблюдался спад.

В области разработан и внедряется новый механизм хозяйствования - образование особых экономических зон (ОЭЗ) в границах одного или нескольких муниципальных образований, в связи с чем принят соответствующий закон.

На территории г. Похвистнево и Похвистневского района была образована ОЭЗ "Похвистнево", функционирование которой уже имеет некоторые положительные результаты: появились первые инвесторы, готовые вкладывать средства в развитие существующих производств, создано новое предприятие "Нефтетранссервис". На рассмотрении в Самарской губернской думе находятся материалы по образованию ОЭЗ в г. Чапаевске.

В октябре 1998 г. была принята целевая комплексная программа "Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской области". Результатом первого года ее реализации стало повышение деловой активности хозяйствующих субъектов города, что явилось определяющим условием изменения тенденции развития промышленности г. Чапаевска: в 1999 г. впервые за многие годы произошел рост объемов промышленного производства (на 10,4%).

Для территорий области характерно наличие существенной дифференциации уровней их социально-экономического развития. Это вызывает необходимость выработки различных подходов к моделированию экономического развития муниципальных образований в зависимости от конкретных природных, экономических и других условий. В будущем предполагается сделать акцент на разработку методики формирования стратегии социально-экономического развития сельских территорий области.

Для создания качественно нового уровня информационной поддержки процесса принятия управленческих решений разрабатывается проект территориальной автоматизированной системы (ТАИС- Город, ТАИС-Район).

Научно-технический потенциал. Самарская область располагает значительным научно-техническим и технологическим потенциалом, чему во многом способствует наличие многоотраслевой экономики, большое сосредоточение предприятий машиностроительного профиля (главным образом автомобилестроительного и

232

авиационно-космического), а также тесное сотрудничество самарских ученых с научными центрами Москвы и Поволжья.

В регионе работают 20 научных организаций федеральных министерств и ведомств (включая восемь организаций Российской академии наук и отраслевых академий), десять отраслевых НИИ, шесть конструкторских организаций, 13 государственных высших учебных заведений, шесть НИИ при вузах, проектные и проектно-изыскательские организации. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, превышает 23 тыс. человек.

Научные исследования в регионе проводятся по государственным, межотраслевым и региональным программам.

Исследования в области фундаментальных наук координирует Самарский научный центр РАН, который является региональным объединением семи академических институтов и организаций. В институтах РАН работают около 500 человек, из них 200 научных сотрудников. Научные исследования ведут один академик РАН и три члена-корреспондента РАН, 24 доктора и 97 кандидатов наук. Основные направления деятельности институтов РАН связаны с проведением научных исследований в области компьютерной оптики, созданием новых перспективных лазерных систем и технологий, разработкой проблем автоматизации и надежности в машиностроении, изучением наземных и водных, экологических систем.

В научно-технической сфере доминируют исследования в автомобилестроении, авиационно-космической и нефтехимической промышленности. Так, научно-технический центр АвтоВАЗа является крупнейшим научно-техническим комплексом области. Здесь проводится разработка технических предложений на автомобили, технико-экономические расчеты, обоснование проектов организации автомобильного производства.

Основные направления деятельности научных организаций авиационно-космической промышленности - создание автоматических космических аппаратов различного назначения и ракетоносителей, а также технологий изготовления деталей и агрегатов аэрокосмического назначения из композиционных материалов на полимерной, металлической и углеродной матрицах, работающих при температуре до 1500°С; разработка и производство специальной радиоаппаратуры для практически всех типов летательных аппаратов. Осуществляются научные разработки и для других отраслей экономики области, например для автомобиле- и машиностроения, связи, сельского хозяйства, медицины и т.д.

233

Значителен научный потенциал вузов, в профессорско-преподавательском составе которых 480 профессоров, 2224 доцента, на кафедрах и в лабораториях работают 349 докторов и 3031 кандидатов наук. Всего в области работают 13 государственных вузов (в том числе пять университетов и четыре академии), девять негосударственных, а также 13 филиалов вузов других регионов. В государственных вузах области обучаются около 70 тыс. студентов (из них почти 50 тыс. - на дневном отделении), 500 аспирантов и докторантов. Их подготовку ведут 5980 преподавателей, более 60% которых имеют ученые степени и звания.

Самарский государственный технический университет - крупнейший технополис Среднего Поволжья. В его составе два НИИ, 36 научно-исследовательских подразделений, в том числе восемь отраслевых лабораторий, три инженерных центра, региональный центр науки и образования "Конверсия", научно-исследовательский центр "Таланты России", два технопарка, студенческое конструкторское бюро с 20 отделениями на факультетах и кафедрах.

Среди наиболее известных разработок университета: создание комплекса приборов диагностики вакуумных ионоплазменных износостойких покрытий; получение материалов и изделий на основе технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза; формирование новых смазочных материалов и присадок; разработка керамического блочного носителя катализаторов сотовой структуры; анализ безотходных, химических технологий и вторичное использование материальных ресурсов; создание акустических газовых горелок для печей пиролиза; синтез новых химических соединений, используемых в сельском хозяйстве, медицине, промышленности; разработка серии медицинских офтальмологических приборов и систем автоматизации морских геотермических исследований; исследование новых технологических методов повышения надежности машин и приборов.

Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ) - крупнейший учебный и научный аэрокосмический центр Поволжья. В нем расположен институт систем обработки изображений РАН, имеются четыре НИИ, Поволжский научно-технологический парк "Авиатехнокон", испытательный сертификационный центр "Уникон", Самарский инновационный бизнес-инкубатор, научно-производственный центр "Технология", учебный аэродром. В университете семь специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. СГАУ предлагает научные разработки в области компьютерной оптики, двигателестроения, самолетостроения, электроники, медицинского приборостроения и проблем экологии.

234

Поволжский институт информатики, радиотехники и связи - один из четырех российских центров, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по современным технологиям в области телекоммуникаций.

Самарский государственный университет проводит научные исследования в области механики, математики, химии, биологии, социологии, истории, филологии и права. Университет является центром Поволжского отделения Российской социологической ассоциации.

Кроме того, в регионе функционируют Поволжское отделение Российской инженерной академии (самое крупное среди общественно-отраслевых академий), Поволжское отделение Академии технологических наук, Поволжское отделение Академии космонавтики, Поволжское отделение Академии проблем качества, Поволжское отделение Академии социальных наук и другие отраслевые академии.

Важнейшим направлением формирования научного потенциала в области является подготовка кадров в аспирантуре и докторантуре. Динамика численности повышающих свой научный уровень специалистов свидетельствует о возрастающей, несмотря на кризисное состояние экономики и науки в России, потребности в научных кадрах высшей квалификации, а также о наличии в Самарской области профессионального и материально-технического потенциала для их подготовки.

Трудовой потенциал. Доля трудовых ресурсов в области стабильна и составляет 59% всего населения. Трудовые ресурсы не являются фактором, ограничивающим производственные процессы. Экономическая активность населения высока: 76% трудовых ресурсов занято в экономике. В последние годы численность занятых в экономике сокращается с одновременным перераспределением рабочей силы в пользу непроизводственной сферы.

Ежегодно возрастает доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Появились предпосылки к повышению качества рабочей силы, что требует более рационального подхода к ее использованию.

Финансовый потенциал. Совокупный финансовый потенциал области формируют бюджетная система области, региональные внебюджетные фонды, банковско-кредитная, страховая системы и другие финансовые структуры, расположенные на ее территории.

Уровень налоговых изъятий в области составляет от 25 до 28% валового регионального продукта. Доля ресурсов, передаваемых в республиканский бюджет, по объему равна 12% валового

235

регионального продукта (с учетом внебюджетных фондов). Область имеет устойчиво положительное сальдо финансовых отношений с Федерацией. Тем не менее по сравнению с другими регионами Самарская область обладает достаточным для финансовой самостоятельности "остаточным" бюджетным потенциалом.

Следует отметить такой важный факт, что область является устойчивым донором федерального бюджета.

Величина финансовых ресурсов территориальных внебюджетных фондов по Самарской области сопоставима с консолидированным бюджетом области (89%). Более 50% средств, поступивших во внебюджетные фонды на территории области, приходится на Пенсионный фонд, более 11% - на Фонд социального страхования, более 7% - на Фонд обязательного медицинского страхования, около 5% - на Фонд занятости населения, около 24% - на другие целевые фонды. 12% отчислений, формируемых на территории области, поступают в федеральные централизованные фонды.

Потенциал банковской системы Самарской области, включающей более 830 учреждений, оценивается как значительный, с высокой степенью концентрации, развитый соответственно уровню производственных, распределительных и перераспределительных отношений в области.

Банковская система области состоит из 24 региональных коммерческих банков и 26 филиалов крупных коммерческих банков Москвы и Санкт-Петербурга. Из региональных банков четыре имеют генеральную лицензию, восемь - валютную и 12 - рублевую. Широкая филиальная сеть (84 филиала) охватывает все города и районы Самарской области. Коммерческие банки области имеют более 80 прямых корреспондентских счетов с банками 19 стран мира, среди которых Bank of America и Republic National Bank of New York (США), Credit Suisse First Boston (Швейцария), Dresden Bank (Германия). В области функционирует Главное управление Центрального банка России, около 160 инвестиционных фондов и компаний, более 20 организаций, специализирующихся на представлении лизинговых услуг.

Крупнейшими банками области являются "Росэстбанк", "Самараагробанк", банк "Солидарность", "Газбанк", "Инкомбанк".

В активных операциях коммерческих банков наибольший удельный вес занимают операции на рынке кредитов (24%) и операции с ценными бумагами (24%). Около половины банков осуществляют операции в иностранной валюте.

Самарская валютная межбанковская биржа (СВМБ) является уполномоченной Центральным банком России по купле-продаже

236

валюты и входят в число восьми бирж, на которых создается единая биржевая межбанковская система России. Задачей системы является обслуживание внутреннего долга России с использованием современных информационных технологий.

В целом банковский потенциал области достаточен для начала экономического роста, снятия ограничения оборотных средств, но недостаточен для удовлетворения полной инвестиционной потребности региона.

По развитию сети страховых организаций Самарская область занимает лидирующие позиции в Поволжском регионе и по России в целом. В Самарской области самая высокая в Поволжье концентрация страховых компаний - их 43, в том числе 15 филиалов крупных московских страховых организаций. По эффективности страховых операций самарские страховщики уступают лишь Москве и Свердловской области. Страховые компании имеют разветвленную сеть филиалов, состоящую из 101 организации. Восемь страховых компаний области входят в 50 крупнейших страховых компаний России по обязательному страхованию.

Динамика страхового рынка свидетельствует о наличии в Самарской области ситуации, соответствующей становлению цивилизованного рынка страховых услуг.

Производственный и промышленный потенциал. В общем объеме основных фондов области доля отраслей, производящих товары, составляет сегодня менее 55%. 73% основных фондов сферы производства товаров сосредоточены в промышленности; 22% - в сельском хозяйстве, 4,5% - в строительстве (по остаточной восстановительной стоимости).

Область сохранила свой высокий технологический промышленный потенциал, обладает уникальной производственной базой, высоким уровнем технологических процессов.

Лидер отечественного автомобилестроения - АО "АвтоВАЗ" - в настоящее время выпускает девять моделей класса В и наращивает объемы производства. Предприятия военно-промышленного комплекса области являются крупнейшими в России по производству ракетно-космической техники, авиационных газотурбинных двигателей, приводов газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов, силовых установок для электростанций, жидкостно-реактивных двигателей, поршневых двигателей для малой авиации и подвесных лодочных моторов; обладают современными технологиями производства высококачественных агрегатов управления и регулирования многопрофильного назначения для пневмо-, топливных и гидравлических систем летательных аппаратов.

237

Самарская подшипниковая корпорация "Шар" - ведущее предприятие России по производству подшипников качения и основной производитель подшипников повышенной точности.

Предприятия области имеют большой опыт конструирования и изготовления различных авиаагрегатов, производят радиотехнические системы навигации летательных аппаратов и контрольно-проверочную аппаратуру для них, владеют современными технологиями изготовления продукции из пластмассы, композиционных, полимерных и других синтетических материалов.

Самарская область - одна из самых развитых в промышленном отношении административных единиц Поволжского экономического региона и России в целом. По абсолютному объему промышленной продукции она занимает третье-четвертое место среди субъектов Федерации (табл. 4.5).

В 1999 г. тенденция восстановления промышленного производства, наметившаяся в начале года, перешла в фазу динамичного роста производства в конце года. В целом в промышленности области за 1999 г. достигнут значительный (13,3%) прирост производства, полностью компенсировавший прошлогодний спад. Сравнение динамики производства с российскими значениями этого показателя выявляет опережение прироста производства области.

В связи с резким удорожанием импортной продукции после августовского кризиса 1998 г. произошла частичная переориентация внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, что явилось стимулирующим фактором для развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

Темпы прироста (снижения) производства по отраслям промышленности в 1999 г. характеризуются следующими цифрами: выпуск продукции машиностроения увеличился по сравнению с 1998 г. на 15,3%, пищевой промышленности - на 12,7%, промышленности строительных материалов - на 9,3%. Особенно динамично развивались производства, устойчивый спрос на продукцию которых отмечался как на внутреннем, так и на внешнем рынках: в цветной металлургии объем производства увеличен на 77,8%, в химической и нефтехимической промышленности - на 18%, что стимулируется ростом конкурентоспособности отечественной продукции из-за сравнительно низких цен.

238

Таблица 4.5

Производство важнейших видов продукции
производственно-технического назначения за 1999 г.
(по крупным и средним предприятиям)

Вид продукции Единица измерения Объем
производства
в натуральном
выражении
Электроэнергия Млн кВт·ч 25 553,3
Теплоэнергия Тыс.гкал 25 610,4
Нефть, включая газовый конденсат Тыс.т 7703,8
Бензин автомобильный - 3211,3
Топливо дизельное - 6037,6
М азут топочный - 6498,6
Аммиак синтетический - 2215,3
Сода каустическая (100-процентная) - 17,0
Удобрения минеральные - 495,9
Синтетические смолы и пластмассы (капролактам) - 105,2
Синтетический каучук - 124,0
Станки металлорежущие Шт. 232
Автомобили легковые Тыс. шт. 703,7
Подшипники качения Млн шт. 45,5
Прокат алюминиевый Тыс.т 153,1
Цемент - 469,8
Кирпич строительный Млн шт.усл. кирп. 388,5
Конструкции и изделия сборные железобетонные Тыс. м3 325,5
Листы асбестоцементные (шифер) Млн шт. 17,8
Материалы мягкие кровельные Тыс м2 23 683,0
Линолеум - 10 273,7

239

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.