Экологическая оценка
загрязнения окружающей
среды и экологизация
производства
Глава 16


16.1. Теория внешних эффектов при оценках
загрязнения окружающей среды

В главах 13, 14 и 15 показаны отрицательные эффекты работы промышленности и других отраслей в предыдущий период развития экономики нашей страны. Многие из предприятий-загрязнителей сменили названия и действуют в настоящее время "под другими вывесками". Но тем не менее, существуют правопреемники предприятий-загрязнителей, и именно через их экономику нужно решать проблемы оздоровления территорий, водоемов, почв и т.п. При этом ко всем действующим предприятиям нужно применять жесткие требования по соблюдению в их хозяйственной деятельности норм экологии, ПДК, охране всех сфер природы, а в случаях необходимости - проведению рекультивационных работ и облагораживанию нарушенных ландшафтов.

Повышение требований к охране окружающей среды связано с большими инвестициями в эти направления и разработкой большого количества экологических программ. Для реализации этих программ необходимо использовать все источники финансирования инвестиций, чтобы предотвратить худшие последствия.

Территория России находится в сильно загрязненном состоянии (см. раздел ГУ), так как до последнего времени мероприятия по охране окружающей среды при эксплуатации недр и развитии обрабатывающих отраслей промышленности финансировались по остаточному принципу и с большим дефицитом на реализацию проектируемых и планируемых мероприятий. Поэтому даже в традиционных отраслях экономики (металлургия, машиностроение, сельское хозяйство) крупные производства вводились в действие без соответствующих очистных сооружений, улавливающих установок и оборудования. Новые же направления развития

358

экономики - атомная энергетика; химия; подводный и надводный морской флот, оснащенный атомными реакторами; космос - освоение и эксплуатация новейших агрегатов - часто приводили к катастрофам и заражению жизненно важных пространств лито-, атмо- и гидросферы. Последствия этой негативной деятельности хозяйствующих, научных, проектных и конструкторских организаций давно уже требуют для огромных территорий нашей страны значительных инвестиций на проведение оздоровительных мероприятий и глубокой реконструкции действующих производств во всех отраслях, работающих на экологически грязных технологиях.

Ретроспективная оценка деятельности отраслей хозяйства выявила большое количество внешних отрицательных эффектов.

Внешние эффекты - это издержки или выгоды от рыночных операций, не отраженные в ценах. Эти издержки (или выгоды) появляются в результате производства или потребления благ, являются "внешними" по отношению к рыночным ценам. Внешние эффекты представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом производства или потребления товаров, обмениваемых на рынке. Например, фирма сбрасывает в реку отходы и не возмещает наносимый ущерб, который приводит к потере выгод или полезности, связанной с использованием реки в коммерческих и рекреационных целях (рыболовство, туризм, спорт). Если бы удалось взыскать с фирмы, наносящей ущерб другим потребителям, то цены на продукцию фирмы возросли бы.

Когда существует отрицательный внешний эффект, предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Кривые спроса и предложения на продукцию фирмы, сбрасывающей в реку отходы, показаны на рис 16.1.

Предположим, что текущая равновесная рыночная цена равна 100 ден.ед. за тонну основной продукции. При этой цене ежедневно продается 10 000 т. Спрос на продукцию отражает ее предельную полезность для потребителей (MSB). Кривая предложения отражает предельные издержки производства для индивидуальных производителей, которые равны МС = МРС и не включают в себя предельные внешние издержки отрицательного внешнего эффекта, т.е. в МРС включается только стоимость тех расходов, которые фирма оплатила. Предельные общественные издержки (MSC) при отрицательном эффекте получаются в результате

359

сложения предельных внешних издержек (МЕС) с предельными индивидуальными издержками (МРС), т.е.

MSC = МРС + МЕС .

Объем выпуска, 10 тыс. т/день Рис. 16.1. Отрицательный внешний эффект
Объем выпуска, 10 тыс. т/день
Рис. 16.1. Отрицательный внешний эффект

В условиях рыночных отношений происходит смещение равновесия из точки Z1 в точку Z2 с корректирующим началом в размере МЕС = Т = 10 ден. ед. на единицу выпуска продукции, увеличением рыночной цены до 106 ден. ед. и уменьшением объема выпуска до 9000 т в день.

Предельная общественная стоимость любого объема продукции - дополнительная полезность, получаемая при выпуске еще одной единицы продукции, обозначена MSB.

Рыночное равновесие в точке Z1 соответствует объему выпуска продукции 10 000 т в день при цене 100 ед. за тонну, соответствует точке пересечения кривых МРС и MSB. Ущерб, наносимый другим потребителям водных ресурсов в размере 10 ден. ед. за тонну, в результате выпуска каждой дополнительной тонны продукции и общем объеме 10 000 ден. ед. в день, - совокупные внешние издержки (ущерб от загрязнения) составит 100 000 ден. ед. На рис. 16.1. ущерб представлен площадью ABZ1C.

360

При рыночном объеме выпуска продукции общественные издержки производства превышают их предельную общественную полезность. В результате объем выпуска больше эффективного. Потеря эффективности представлена площадью Z1Z2B, которая показывает, какой чистый выигрыш можно было бы получить, если бы объем выпуска уменьшился до 9000 т в день.

Если бы третьи лица могли взыскивать с фирм, загрязняющих природную среду (в данном случае - водоемы), плату за ущерб в размере 10 ден. ед. с тонны, предельные издержки производства увеличились бы, ден. ед.:

MSC = МРС + МЕС = МРС + 10.

Предприятия отрасли, загрязняющей природные водоемы, должны были бы сократить производство (в данном случае до 9000 т в день), как показано на графике, а цена тонны продукции должна повыситься до 106 ден. еД. При более низком объеме выпуска продукции ущерб от загрязнения уменьшился бы до 90 000 ден. ед. в день. Эта величина представлена площадью прямоугольника DZ2FG (произведение объема производства 9000 т в день на 10 ден. ед. за тонну).

Ущерб от загрязнения уменьшается (фирма платит за ущерб), но не устраняется полностью. Это происходит потому, что при рыночной цене 106 ден. ед. фирмы считают выгодным платить за ущерб и производить меньше продукции.

Последствия возмещения ущерба зависят от других возможных для производителей альтернатив. Например, если увеличение предельных затрат, вызванное платой за ущерб, сделает невозможным получение прибыли, фирмы могут прекратить выпуск продукции. Фирмы также сопоставляют максимально возможную (при возмещении ущерба) прибыль с прибылью, получаемой при устранении загрязнения или уменьшении объема выбросов за счет капитальных вложений в совершенствование технологии.

Общим условием равновесия в случаях существования отрицательного внешнего эффекта будет равенство:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

Наряду с отрицательными существуют и положительные внешние эффекты, при которых предельная индивидуальная полезность товара меньше его предельной общественной полезности. Чтобы получить связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к индивидуальной

361

предельной полезности прибавить предельную полезность, получаемую третьими лицами.

При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность ниже предельной общественной (рис. 16.2). В точке Z1 контингент, посещающий заповедник, меньше эффективного, соответствующего точке Z2 где МРВ + МЕВ = MSC. Корректирующая дополнительная выручка от дополнительного посещения составляет МЕВ, ден. ед., увеличивает спрос на услуги заповедника и приводит к достижению эффективного контингента обслуживания.

Количество посетителей заповедника, млн чел. Рис. 16.2. Положительный внешний эффект
Количество посетителей заповедника, млн чел. Рис. 16.2. Положительный внешний эффект

Предельная внешняя полезность услуг, товара (МЕВ) - это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого товара (услуг). На рис. 16.2 принято, что получаемая третьими лицами полезность составляет 1000 ден. ед. на 1 посетителя заповедника в год. Складывая предельную внешнюю полезность в размере 1000 ден. ед. и предельную индивидуальную полезность, получаемую каждым посетителем

362

заповедника, определяем общественную полезность любого контингента посетителей.

Предельная общественная полезность любого контингента посетителей равна (см. рис. 16.2), ден. ед.:

MSB = МРВ + МЕВ = МРВ + 1000.

Эффективный контингент соответствует точке Z2 в которой

MSB = МРВ + МЕВ =MSC.

Эффективный контингент - 6 млн посетителей в год и предельные издержки составляют 3000 ден. ед. в год на человека.

Однако чтобы стимулировать увеличение контингента посетителей еще на 1 млн чел., необходимо уменьшить плату за пользование заповедником до 2000 ден. ед. в год, что соответствует точке F на кривой МРВ. Такое решение могут принимать посетители на основе предельной индивидуальной полезности. Но эффективное равновесие в точке Z2 потребовало бы возместить разницу между 2000 ден. ед. - суммой, которую готовы уплатить посетители, и 3000 ден. ед. - предельными издержками при таком количестве посетителей. Эта разница отражает предельную внешнюю полезность пользования заповедником на одного посетителя - 1000 ден. ед. При рыночном равновесии в точке Z1 положительный внешний эффект представляет площадь ABZ1C. Размер этого эффекта равен, ден. ед.: (5 000 000 × 1000 = 5 000 000 000), т.е. 5 млрд ден. ед.

Позволив третьим лицам компенсировать часть расходов в размере 1000 ден. ед. на одного посетителя, можно увеличить контингент посетителей до 6 млн чел. Полученная сумма 6 млрд ден. ед. была бы выплачена заповеднику третьими лицами. Эти выплаты представлены площадью KZ2FG.

При наличии положительного внешнего эффекта товар или услуга продаются в условиях равновесия (Z)1 в меньшем объеме. Чтобы достичь эффективного объема выпуска, необходимо применить механизм, благодаря которому третьи лица, пользующиеся внешним эффектом, могли бы внести свой вклад в его получение и потребление. Часть вклада третьих лиц использовалась бы для расширения данной сферы услуг, повышения ее качества, а часть - для снижения цены и стимулирования расширения спроса на эти услуги.

Теория внешних эффектов должна быть использована при анализе экономических аспектов контроля за загрязнением окружающей среды. Политики должны учитывать как издержки, так и выигрыши от борьбы с загрязнением. Кроме того, при

363

разработке программ оздоровления в экологически неблагополучных районах России зачастую необходимо принимать во внимание соображения, связанные с распределением дохода. Когда уровень загрязнения уменьшается, появляются и выигравшие, и проигравшие. Если при уменьшении загрязнения окружающей среды достигается эффективность, то лица, положение которых улучшилось, могут компенсировать потери тем лицам, чье положение ухудшилось, и все равно останутся в выигрыше. Однако, если компенсация не выплачивается, проигравшие могут помешать осуществлению такой политики.

Предельные общественные издержки и полезность контроля за загрязнением изменяются в зависимости от степени уменьшения выбросов (рис. 16.3). Предельные общественные издержки уменьшаются по мере того, как объем выбросов уменьшается.

Сокращение выбросов, Рис. 16.3. Определение эффективного уровня сокращения выбросов, %
Сокращение выбросов,
Рис. 16.3. Определение эффективного уровня сокращения выбросов, %

Эти издержки представляют собой сокращение производства товаров или услуг, необходимое для уменьшения загрязнения. Эффективный уровень этого загрязнения соответствует точке пересечения двух прямых в точке А, в которой выбросы составляют 80%. Если бы были уловлены все 100% выбросов, то предельные общественные издержки превзошли бы ее предельную общественную

364

полезность. Аналогично нулевое сокращение выбросов также неэффективно, так как тогда предельная общественная полезность была бы выше предельных общественных издержек.

Предельные общественные издержки и полезность уменьшения объема выбросов для двух фирм показаны на рис. 16.4, Для упрощения анализа примем, что предельная общественная полезность уменьшения объема выбросов на 1 % постоянна и равна 100 ден. ед. в год. Представлены кривые предельных общественных издержек уменьшения загрязнения среды для обеих рассматриваемых фирм. При любом уменьшении объема выбросов издержки для второй фирмы больше, чем для первой (индекс кривой соответствует номеру фирмы, см. рис. 16.4).

Сокращение выбросов, % Рис. 16.4. Последствия установления единых норм уменьшения выбросов
Сокращение выбросов, %
Рис. 16.4. Последствия установления единых норм уменьшения выбросов

Эффективный размер сокращения выбросов для каждой из фирм - это такой размер, при котором предельные общественные издержки равны 100 ден. ед., т.е. равны предельной общественной полезности. Это значит, что эффективный размер сокращения выбросов для первой фирмы будет равен 60%, а для второй - 20%. Предположим, что в этой ситуации правительство требует от всех фирм уменьшения выбросов до 40%. В этом случае первая фирма не стала бы уменьшать выбросы в большей

365

степени, чем требуется по постановлению правительства, поскольку чем меньше ее затраты на борьбу с загрязнением среды, тем больше прибыль.

Когда фирма уменьшает объем выбросов до 40%, в соответствующей точке А предельные общественные издержки (65 ден. ед.) ниже предельных общественных издержек (100 ден. ед.). Сокращение выбросов до 40% меньше эффективного размера сокращения выбросов, равного 60%. Уменьшение выбросов второй фирмой превосходило бы эффективный объем. Предельные общественные издержки, соответствующие точке С, на кривой MSC2 составили бы 130 ден. ед. Для этой фирмы при уменьшении объема выбросов до 40% предельные издержки больше предельной полезности. Потери от применения единых норм выбросов представлены (см. рис. 16.4) суммой двух затемненных площадей. Эта сумма показывает, что чистый выигрыш можно было бы получить, если бы первая фирма сокращала объем выбросов до 60%, а вторая - до 20%.

Применение жестких правил неэффективно и в том случае, если предельная общественная полезность от борьбы с загрязнением не одинакова в различных районах. Например, предельная общественная полезность уменьшения выбросов в сельской местности может быть ниже, чем в густонаселенных городских районах, так как ущерб на 1 км2, причиняемый людям и средствам производства в городе, больше, чем в деревне.

366

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.