2.2.1. Изменение структуры управления в ходе
экономических реформ

Экономическая реформа заметно изменила управление строительным комплексом. Прежде всего, изменилась структура управления отраслью, произведено разгосударствление собственности, упразднены и преобразованы в акционерные общества общестроительные министерства, на их основе созданы концерны и ассоциации. Преобразуются и органы среднего звена управления. Вместо территориальных главков, объединений, управлений строительства созданы негосударственные рыночные формирования - акционерные общества, ассоциации, холдинговые компании.

Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством - Правительство Российской Федерации. Формирование инвестиционных программ строительного комплекса за счет централизованных источников финансирования осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Организация материально-технического снабжения осуществляется по договорным ценам на основе прямых связей. Финансирование строительно-монтажных организаций, а также контроль за использованием финансовых ресурсов осуществляется Центральным банком России и коммерческими банками.

Координация работ и проведение общей технической политики в строительстве возложены на Госстрой РФ.

Управление подрядными строительными организациями осуществляют строительные и некоторые акционерные общества открытого типа: консорциумы, холдинги и т.д. В условиях перехода к рынку созданы АО открытого типа "Росуралсибстрой", "Россев-запстрой", "Росвостокстрой" и др. В состав АО входят территориальные объединения (ассоциации); концерны; АО, которые координируют деятельность трестов, промышленных предприятий строительной индустрии, домостроительных комбинатов и т.д. В состав территориальных органов управления строительством входят также тресты, специализирующиеся на выполнении отдельных видов работ. Узкоспециализированные и монтажные работы выполняют на правах субподрядчика организации и корпорации "Монтажспецстрой". В наиболее крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге и др. - созданы АО, осуществляющие в основном жилищно-гражданское строительство. Сооружение специальных объектов по всей стране (энергетические, транспортные, магистральные трубопроводы) осуществляют корпорации "Росэнергострой",

35

"Трансстрой", АО "Роснефтегазстрой". Основное звено управления строительством - строительно-монтажные организации (тресты, строительно-монтажные управления, фирмы и кооперативы), имеющие необходимые средства производства, материальные ресурсы, кадры рабочих, специалистов и служащих для осуществления строительного процесса.

Тресты и институты "Оргтехстрой", вновь созданные инжиниринговые фирмы осуществляют разработку и внедрение организационных и технико-экономических мероприятий по совершенствованию управления строительством и инвестиционным процессом.

Некоторую роль в жилищном строительстве играют комбинированные фирмы в виде домостроительных комбинатов (ДСК) и сельских строительных комбинатов (ССК) с объединением изготовления строительных конструкций, их транспортирования и монтажа.

Руководство работами на строительной площадке ведет генеральный подрядчик (генподрядчик), осуществляющий общестроительные работы. Генподрядчик привлекает субподрядчиков (специализированные строительные и монтажные организации) для выполнения специальных и отдельных видов общестроительных работ - бетонных, железобетонных, санитарно-технических, отделочных, электромонтажных и т.д. Генподрядчик осуществляет координацию работ субподрядчиков и несет перед заказчиком ответственность за все строительство, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов, сдачу объектов "под ключ", обеспечение необходимого качества работ, испытание смонтированного оборудования и т.д.

Заказчик представляет генподрядчику проектно-сметную документацию, технологическое оборудование, обеспечивает финансирование строительства, исходя из объемов работ и договорной цены, ведет технический надзор за строительством, принимает законченные работы каждого этапа и построенные объекты, готовит кадры для эксплуатации вводимых объектов и осуществляет их пуск и эксплуатацию.

Между генподрядчиком и заказчиком заключается генеральный договор, определяющий их взаимоотношения. Генподрядчик заключает с подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения специальных работ, субподрядные договоры. В Российской Федерации функционирует также АО "Росавтодор" по строительству и эксплуатации автомобильных дорог и АО "Росгражданреконструкция" по жилищному строительству.

Местные органы власти и администрации имеют организации для выполнения строительно-монтажных работ и основного

36

объема ремонтно-строительных работ по жилищному и гражданскому строительству. Например, большим объемом строительства в столице занимаются специализированные организации, находящиеся в ведении Правительства г. Москвы - муниципальная компания "Главмосстрой", АО "Моспромстрой", ассоциация "Мос-инжстрой", АО "Мосмонтажспецстрой", АО "Мосстройтранс", АО "Мосремстрой", холдинговая компания АО " Моспромстрой -материалы".

Расчеты за готовую продукцию. Длительное время у строителей не было заинтересованности в сдаче объекта в эксплуатацию, так как система оплаты труда не требовала законченности объекта. Поэтому в 1993 г. подписано согласованное с налоговой инспекцией распоряжение о переходе на расчеты за законченные объекты и пусковые комплексы. В соответствии с этим документом затраты подрядных организаций до ввода объекта покрываются за счет авансов заказчика в пределах 90% месячного выполнения и 10% за счет кредитов банка. При этом затраты по выплате процентных ставок за пользование кредитом возмещаются подрядчику только при соблюдении сроков ввода, а по жилым домам - при своевременной их передаче под заселение.

Окончательный расчет с подрядчиком и формирование прибыли организациями, а также платежи, производимые из прибыли на социальное развитие, в бюджет и т.д., осуществляются только после сдачи готовой продукции (объекта).

Кроме того, временная задержка в оплате налогов из прибыли в бюджет несколько пополняет оборотные средства (до 5 - 8%) организаций.

Следует укреплять сложившиеся производственно-технологические образования с законченным циклом работ и обеспечивать их более тесное взаимодействие, дальнейшее совершенствование хозяйственных и экономических связей предприятий-смежников.

Для реализации этой задачи Департаментом строительства РФ и Правительством г. Москвы в 1993 г. приняты три принципиально важных документа: "О передаче государственных предприятий, а также иного государственного имущества московского строительного комплекса в государственную собственность г. Москвы", "О приватизации предприятий и организаций строительства и строительных материалов" с Положением об особенностях их приватизации; распоряжение мэра г. Москвы "Об особенностях приватизации предприятий и объектов строительного комплекса".

37

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.