Рациональное
территориальное
размещение
производительных сил
Глава 12


12.1. Реализация принципов размещения
новых производств

Принятие решений на основе исследований, проведенных во время разработки ТЭО инвестиционного проекта по строительству объекта, и условий согласованного места его размещения производится заказчиком или по его поручению юридическими или физическими лицами - разработчиками ТЭО (проектной организацией).

Согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земельных участков в городах и других населенных пунктах, где решение о размещении площадки (трассы) для строительства принимается органом местного самоуправления (администрацией) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией (генеральным планом города, другого населенного пункта, схемой или проектом планировки и застройки территориальных образований и др.).

Материалы ТЭО после утверждения (одобрения) направляются в соответствующий орган исполнительной власти для оформления Акта отвода земельного участка (площади, трассы) для строительства. По отдельным несложным объектам, по решениям органа исполнительной власти "Акт отвода земельного участка" оформляется на основании Декларации о намерениях.

Одним из важных направлений развития производительных сил в нашей стране была и остается перспектива движения промышленности на восток. На протяжении трех последних веков промышленность осваивала полезные ископаемые не только Европейской части России, но и Урала, Сибири и Дальнего Востока.

284

Историческая справка

 

Прологом в этом сложном экономическом процессе было крупномасштабное выдвижение металлургии на Урал, где в 1701-1736 гг. было построено более 20 металлургических заводов, в том числе Невьянский, Алапаевский, Нижне-Тагильский, Верх-Исетский, позднее, Надеждинский и другие. По существу, это было создание металлургической базы страны на долгие годы. В это же время, наряду с железными рудами, открывались уникальные месторождения золота, платины и других цветных металлов, на основе которых развивалась золотодобывающая промышленность от Урала до Дальнего Востока.

Предприятия черной и цветной металлургии стали пионерами в освоении огромных просторов этой части страны, основой развития экономики и важным фактором развития градостроения.

Через 100 лет после постройки металлургических заводов на Урале, в Нижнем Тагиле была построена (в 1834 г.) первая в России заводская железная дорога протяженностью 30 км, на которой работали паровозы Черепановых (отца и сына).

Паровозная тяга впервые была применена в 1825 г. на железной дороге в Англии (Дармингтон - Стоктон). В 1830 г. была открыта крупная железная дорога Ливерпуль - Манчестер. В России первая железнодорожная линия общего пользования Петербург - Павловск - Царское Село была введена в действие в 1837 г.

В XIX и начале XX века Сибирь была редконаселенным пространством. Поселения размещались полосою вдоль Московского тракта и в сторону от него (разбросанные поселения по берегам рек к югу и к северу). Обширные степи использовались кочевниками для примитивного скотоводческого хозяйства. Необъятные леса только изредка, точками, осваивались горной промышленностью, преимущественно золотодобывающей.

В 1897 г. в Иркутске раздался первый гудок паровоза, возвестивший, что Великая транспортная магистраль предоставляет возможность быстро и удобно пересечь половину Сибири и прибыть из Петербурга в Иркутск. В 1900 г. железнодорожным путем начали пользоваться в Забайкалье, а в 1903 г. Транссибирская магистраль пришла к Тихому океану.

Интерес к Сибири рос очень интенсивно. Там, где в конце XIX века можно было видеть только медведей, волков, лис, соболей и других зверей, в 1906 г. были распаханы земли, выстроены русские деревни.

Поселения хотя и тянулись еще узкой полосой вдоль дорог, но все дальше и дальше отодвигались от железнодорожной линии, водных путей и шаг за шагом отвоевывали у тайги

285

места для промышленности, сельского хозяйства и населенных пунктов.

Промышленность Сибири начала расти, создавая все новые и новые добывающие отрасли - каменноугольную, золотодобывающую, промышленность строительных материалов и т.п. Развернулись энергичные поиски нефти, металлов и других полезных ископаемых. Изменилась и торговля в Сибири. Сибирь стала поставлять на рынок России не только пушнину, но и хлеб, масло, скот, кожи, шерсть и другие виды сырья и продовольствия.

Железнодорожный транспорт создал предпосылки к коренному преобразованию экономики Сибири.

В годы первых пятилеток (1928 - 1941 гг.) наряду с топливно-энергетическим и сырьевым направлениями на Урале и в Сибири стали строиться: крупные металлургические комбинаты - Магнитогорский, Кузнецкий, Нижне-Тагильский, Челябинский, Орский; Уральский завод тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный, предприятия военно-промышленного комплекса, Уральский вагоностроительный и т.д. Наряду с огромным количеством предприятий горной промышленности по добыче сырья для металлургии, химии, промышленности строительных материалов создавался крупный машиностроительный комплекс.

В послевоенный период в Сибири развернулось крупномасштабное гидроэнергетическое строительство: Иркутская ГЭС, Братская ГЭС, Красноярская ГЭС, Вилюйская ГЭС, а также реконструкция и новое строительство тепловых ГРЭС. Опережающее развитие энергетики стало важным фактором для развития энергоемких отраслей производства на территории Сибири и повышения уровня электрификации, особенно на железнодорожном транспорте.

В послевоенный период значительные ассигнования выделялись на разведку и добычу полезных ископаемых, углеводородного сырья на территории Сибири, севере Тюменской области и в Восточной Сибири. Благодаря этому в Сибири созданы алмазодобывающий и нефтегазовый комплексы мирового значения. Продолжала развиваться металлургия (Западно-Сибирский, Новокузнецкий комбинаты), однако такие отрасли машиностроения, как приборостроение, электронная промышленность, легкая промышленность и другие, имеющие уже действующие предприятия в Европейской части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке развивались слабо или вообще не развивались.

Неуправляемый процесс концентрации производства не способствовал комплексному развитию производительных сил в восточных районах страны. Во-первых, формальные экономические

286

расчеты в инвестиционных проектах непременно показывали высокую экономическую эффективность таких форм воспроизводства основных фондов и дополнительного выпуска продукции на них, какими являются реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих (в Европейской части) предприятий. Мы убедились в этом на приведенных выше примерах. Во-вторых, освоение новой территории и строительство на ней новых современных предприятий объективно сопряжены с трудностями необходимой подготовки и закрепления квалифицированных рабочих кадров. Как известно, при расширении действующих предприятий эти задачи решаются успешнее, с наименьшими затратами и с большей отдачей кадрового состава производству. В-третьих, отсутствие строительной базы, особенно в районах пионерного освоения, объективно затягивает сроки строительства и ввод в эксплуатацию производственных мощностей для выпуска новых (дефицитных) видов продукции.

Определенное влияние на размещение производства оказывает и ряд объективных факторов, которые учитываются при принятии управленческого решения по инвестиционному проекту.

Трудовые ресурсы. Производства, которые требуют больших трудовых затрат для выпуска продукции, целесообразнее размещать в районах с высокой концентрацией населения. К таким отраслям производства относятся легкая промышленность (текстильная, трикотажная, обувная, швейная), фармацевтическая и другие отрасли. Предпочтительными районами размещения таких производств принято считать районы Европейской части страны, но при размещении таких производств в Европейской части должно ограничиваться дальнейшее развитие крупнейших мегаполисов и крупных городов и осуществляться преимущественное развитие новых предприятий в средних и небольших городах, имеющих резервы рабочей силы и другие благоприятные условия для развития промышленности.

Однако в настоящее время трудоизбыточными являются не только районы Европейской части, но и Урала, Сибири и особенно Дальнего Востока. Существуют районы и города с избыточным ресурсом женского труда. В связи с этим фактор "трудовых ресурсов" нужно учитывать при разработке инвестиционных проектов по всей территории России, а не только для Европейской части страны.

287

Рациональное размещение производства в средних и малых городах требует решения важных экономических проблем, например, выбора оптимального размера предприятия. В отечественной и мировой практике развития производства известно, что большие и средние (по числу занятых рабочих) предприятия, оснащенные современным оборудованием, технологически специализированные на подетальном выпуске продукции, работают с высокой рентабельностью.

Энергетические ресурсы. Основная часть разведанных энергетических ресурсов страны сосредоточена в восточных районах, тогда как 80% общероссийского потребления топлива и электроэнергии приходится на Европейскую часть и Урал, где концентрируются более 80% производственных фондов и 75% населения. Поэтому топливоемкие и энергоемкие производства целесообразнее размещать в Сибири и ограничивать их развитие в Европейской части страны и на Урале. При реконструкции, техническом перевооружении или расширении действующих предприятий в инвестиционных проектах должен быть разработан план мероприятий по сокращению абсолютного и относительного расходов электроэнергии и других энергоносителей, а также замены низкоэффективных энергоносителей на более эффективные.

Водные ресурсы. В результате усилившегося влияния антропогенного воздействия на окружающую среду водные ресурсы, пригодные для использования их человеком, сократились. Чистых источников пресной воды осталось очень мало. Использование же водных ресурсов ведется пока расточительно. Поэтому при размещении предприятий, потребляющих большое количество воды, должен всесторонне учитываться "водный фактор": наличие водных ресурсов, рациональное использование и применение заменителей воды, а также введение оплаты за потребление воды и стимулирование сокращения ее потребления. Инвестиционный проект должен содержать мероприятия по рациональному использованию воды и предложения по материальному стимулированию экономии воды и очистке сбросов.

Транспортный фактор. При строительстве новых предприятий и реконструкции действующих (с последующим расширением выпуска продукции) в инвестиционном проекте разрабатывается проект транспортной схемы ввоза сырья и вывоза продукции с предприятия до потребителя. В этой части рассматриваются наиболее экономичная доставка грузов и экономическая безопасность окружающей среды при их транспортировании.

288

Размещение производства различных отраслей исторически изменяется под влиянием научно-технического прогресса, который, изменяя технологию производства во всех отраслях, изменяет и требования ко многим видам продукции - снижает расходы потребления сырья и топлива и тем самым вносит изменения в соотношения (пропорции) развития производства и отраслей.

Решать проблемы рационального размещения производительных сил в условиях рыночных отношений нелегко. Поэтому дальнейшее продвижение промышленности на восток, комплексное ее размещение и эффективное использование ресурсов, создание эффективных транспортных схем и схем энергоснабжения должно быть одной из функций федерального правительства. Должен быть создан мощный мониторинг функционирования всех производственных комплексов с целью поддержания стабильности и своевременного оказания в случае необходимости протекционистской государственной поддержки.

Конечно, большая доля ответственности за состояние и работу производств ложится на органы управления субъектов Федерации, региональные президентские структуры. При делегировании полномочий субъектам Федерации необходимо сохранять контрольные функции за федеральным правительством. Федеральным законом должна быть установлена ответственность органов управления субъекта Федерации перед федеральным правительством. Эта норма необходима.

Дальнейшее продвижение промышленности на восток нашей страны создает новые возможности для более равномерного размещения производительных сил, сокращения издержек производства и повышения производственного потенциала страны на длительную перспективу.

Как ведущая отрасль экономики, промышленность оказывает влияние на развитие других отраслей хозяйства, является мощным градообразующим фактором и влияет на создание принципиально новых высококачественных социальной и производственной инфраструктур как в регионах, так и в стране в целом.

К сожалению, в течение длительного периода времени при выборе вариантов размещения новых промышленных предприятий проектировщики и органы управления ограничивались, как правило, определением экономических показателей отрасли, что приводило к игнорированию взаимосвязей между данной отраслью и другими отраслями экономики. Отраслевой подход не должен вступать в противоречие с народно-хозяйственным, так

289

как это может вызвать неправильное распределение ресурсов, следствием чего может стать потеря эффективности их использования в народном хозяйстве. Например, иногда, определив минимум затрат, каждая из отраслей претендует (при получении государственного заказа) на использование в своем производстве экономичных энергоресурсов. В результате интересы отдельных отраслей по использованию высококачественного угля, природного газа, дешевой энергетической базы, водных источников, местных трудовых ресурсов, транспортных средств совпадают. А с народно-хозяйственной точки зрения эти ресурсы могут быть использованы более эффективно в других отраслях и найти иное технологическое применение.

Размещение предприятий различных отраслей, связанных между собой "по вертикали" производственного процесса, расположенных в непосредственной близости друг от друга, обеспечивает минимальную потерю труда при переходе от одной стадии технологического процесса к другой. Территориальная близость промышленных предприятий способствует расширению более прогрессивных форм организации производства - кооперированию и специализации предприятий, пропорциональному (с основным производством) развитию инфраструктуры. Возникают благоприятные возможности для формирования территориально-производственных комплексов, наиболее эффективной формы общественного производства, которая в сочетании с новыми институциональными формами (банками, финансово-промышленными компаниями, холдингами и т.п.) может влиять на повышение экономической эффективности работы предприятий, объединений отраслей и экономики в целом.

При создании прогноза перспективного развития производства во всех отраслях промышленности примерно каждые пять лет разрабатывались схемы развития и размещения отраслей. В них особое место занимали перспективные балансы производства и потребления основных продуктов промышленности по стране, каждому району (сырье, топливо, вода, электроэнергия, трудовые ресурсы и т.д.). Анализ этих балансов позволял выявлять потребности страны и района в дополнительных производственных мощностях и факторах производства на перспективу.

Но на основе одних только перспективных балансов нельзя сделать вывод о целесообразности или нецелесообразности организации того или иного производства в каком-либо регионе. Тем более что на производстве и потребностях каждого вида продукции нельзя стремиться к достижению равновесия. Балансы

290

определяют возможные варианты расчетов для технико-экономических обоснований, в которых ведутся поиски наиболее рациональных путей обеспечения потребностей в каждом районе и наиболее оптимальных мест размещения групп отраслей, взаимосвязанных по технологии производства.

291

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru