11.2. Факторы роста концентрации
производства

Концентрация производства в каждой отдельной отрасли обуславливается общим научно-техническим прогрессом науки и производства. Ни одна отрасль, как бы велика она ни была, не может обеспечить подъем уровня концентрации производства, не опираясь на прогрессивные достижения других отраслей. Совокупность

260

достижений научно-технического прогресса позволяет повышать уровень концентрации производства в каждой отрасли и во всем народном хозяйстве.

Развитие электроэнергетики, всех видов транспорта, топливных отраслей народного хозяйства оказывает огромное влияние на повышение уровня концентрации материального производства, создавая материальную базу развития производственных сил.

Важную роль в ускорении процесса концентрации производства играет электрификация производства, благодаря которой ускоряются производственные процессы, совершенствуются технологии производства, увеличивается выпуск продукции. Электроэнергия обладает существенными преимуществами: она дешевая, легко передается на большие расстояния, легко преобразуется в механическую работу (простота привода). Использование электроэнергии в производственных процессах видоизменяет в ряде отраслей классическую технологию. Например, использование электроэнергии в производстве стали позволило широко применить кислород в процессе и увеличить производство специальных сталей, выплавляемых в электрических печах. Электросталеплавильное производство пришло на смену устаревшему мартеновскому, а в перспективе, в сочетании с процессом прямого получения железа, оно способно заменить коксодоменное производство чугуна и конвертерное производство стали.

Большую роль сыграла электроэнергетика в создании крупной промышленности по производству алюминия, титана, магния, натрия, получение которых базируется на энергоемких процессах - электрометаллургических и электротермических.

Высокая экономическая эффективность применения электроэнергии во всех отраслях народного хозяйства позволила значительно повысить электровооруженность труда и степень электрификации производства. Возможность передачи электроэнергии на дальние расстояния способствовала процессу ускорения концентрации производства во всех экономических районах России. С появлением атомных электростанций производство электроэнергии перестало зависеть от месторождения топлива.

Оказывая огромное влияние на развитие производственных сил и темпы роста концентрации производства во всех отраслях, сама электроэнергетика как отрасль материального производства развивается по общим экономическим законам концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.

В электроэнергетике получили развитие все основные формы концентрации производства:

261

  • агрегатная, на уровне агрегатов и блоков машин;
  • заводская, на уровне предприятий;
  • предметная, на базе специализации производства;
  • пространственная, или территориальная;
  • организационно-хозяйственная, на уровне объединения предприятий.

Процесс заводской концентрации производства происходил в тесной взаимосвязи с агрегатной концентрацией и укрупнением мощностей энергетических систем.

Эффективность концентрации производства в электроэнергетике обеспечивалась наращиванием генерирующих мощностей, сосредоточением инвестиций на меньшем числе объектов, удешевлением строительства и эксплуатации объектов, увеличением производственных мощностей энергомашиностроительных заводов.

Электроэнергетика имеет сложную производственную технологическую структуру, в ее состав входят тепловые конденсационные станции, тепловые электроцентрали, гидроэлектростанции, атомные электростанции.

В перспективный период, как и в настоящее время, свыше 80% электроэнергии вырабатывается и будет вырабатываться на тепловых электростанциях. Основные факторы укрупнения их мощностей:

  • повышение начальных параметров пара;
  • увеличение единичной мощности котлов и турбин;
  • применение блочной схемы сооружения электростанций;
  • общее увеличение мощности за счет увеличения числа агрегатов.

Расчеты показывают, что максимальный эффект инвестиций в концентрацию производства достигается при увеличении числа агрегатов до 6 - 7 (табл. 11.6).

Укрупнение государственных районных электрических станций (ГРЭС) путем увеличения числа однотипных блоков снижает удельные капитальные вложения за счет сокращения объемов зданий в расчете на один киловатт сокращения объема монтажных работ. Удвоение мощности ГРЭС за счет увеличения числа однотипных агрегатов снижает удельные капитальные вложения на 15% (без общих станционных затрат). Но с каждым новым агрегатом получаемый эффект имеет тенденцию к затуханию. Это результат возрастания доли оборудования в общей стоимости установленного киловатта и относительного уменьшения экономии на строительных работах.

Концентрация производства электроэнергии на тепловых электростанциях обеспечивает экономию топлива, увеличивает дополнительную

262

выработку электроэнергии и экономию капитальных вложений в электроэнергетику (табл. 11.7).

Таблица 11.6

Уменьшение стоимости капитальных затрат
на тепловой электростанции (для агрегатов К-100-90,
К-200-100 и К-300-240) при различном числе блоков

Число блоков К-100-90 К- 200- 130 К-300-240
Всего (руб. за кВт) В том числе Всего (руб. за кВт) В том числе Всего (руб. за кВт) В том числе
в котельной в машинном зале в котельной в машинном зале в котельной в машинном зале
3 21,5 17,5 6,2 16 3,0 8,8 15,0 1,6 9,6
4 10,0 2,0 5,5 8,5 3,0 3,7 6,5 1,3 4,3
6 3,0 0,5 1,5 3,8 0,5 1,9 4,0 0,4 0,9
7 4,0 0,9 2,0 3,0 0,5 1,0 2,0 0,5 1,7
8 2,0 0 4,0 2,4 0 1,0 2,2 0,2 1,0
10 1,0 0,2 0,2 0,3 0 0,2 1,3 0 0,4

Таблица 11.7

Влияние концентрации производства электроэнергии
на экономические показатели ее передачи1

Расстояние передачи электроэнергии, км Мощность передачи, МВт Напряжение, кВ Удельные расчетные затраты,     коп    
МВт · ч/км
Расстояние передачи электроэнергии, км Мощность передачи, МВт Напряжение, кВ Удельные расчетные затраты,     коп    
МВт -ч/км
100 200 220 0,750 1000 750 500 0,225
  500 330 0,620   1250 600 0,210
  - - -   2000 ±600 0,190
200 250 220 0,500 1500 1000 500 0,225
  500 330 0,420   1500 700 0,185
  - - -   2000 ±600 0,150
500 500 330 0,320 2000 8000 ±750 0,060
  1000 500 0,280
  1500 600 0,260 4000 16000 ±1100 0,035
 
 


263

В гидроэнергетическом строительстве концентрация производства выражается в достижении на гидростанциях большего напора, мощности и большей выработке электроэнергии. В отличие от тепловых электростанций, на гидроэлектростанциях нет строгой зависимости между техническими параметрами и экономическими показателями. Зависимость может резко изменяться под влиянием местных условий - геологических, топографических, сейсмических, освоенности территории, сказывающихся на объеме и стоимости работ при сооружении гидроузлов, на размерах затапливаемой территории и величине ущерба от затопления.

Уровень концентрации производства в электроэнергетике, как и в каждой отрасли производства, меняется на каждом новом этапе развития техники. Так, мощность наиболее крупной тепловой электростанции в стране в довоенный период составляла 20 МВт, в 70-х гг. - 2400 МВт, в 80-х - 4000 МВт и т.д. Мощность наиболее крупной гидроэлектростанции в довоенные годы - 558 МВт (Днепропетровская), в 1960 г. - 2415 МВт (Волгоградская), в 1967 г. - 4500 МВт (Братская), в 1971 г. - 6000 МВт (Красноярская).

Предельное значение уровня концентрации производства в электроэнергетике определяется достигнутыми уровнями научно-исследовательских, проектно-изыскательских и конструкторских работ и достижениями энергомашиностроительной промышленности нашей страны. При этом следует отметить, что предельные показатели уровня концентрации производства в электроэнергетике в отдельных районах страны могут не совпадать с общими их значениями.

Уровень концентрации производства на электростанциях и линиях электропередач зависит от величины и динамики электропотребления, размещения электрических нагрузок, структуры и экономических показателей использования энергетических ресурсов, возможностей использования отдельных схем водоснабжения и т.п. (по каждому объекту определяются расчетным путем в инвестиционном проекте). Из числа рассматриваемых в инвестиционном проекте вариантов определяется оптимальный уровень концентрации производства гидроэлектроэнергии в данном районе на данном этапе развития.

Определенное влияние на процесс концентрации производства в народном хозяйстве оказывает научно-технический прогресс на транспорте, он снижает транспортные расходы. Известно, что если при укрупнении предприятий транспортные расходы

264

возрастают в большей степени, чем снижается себестоимость производства продукции за счет укрупнения производства, то целесообразно рассредоточить производство, организовать его в двух или более районах. В результате снижения расходов на доставку сырья, топлива, материалов к местам производства и готовой продукции к потребителю возрастают экономические преимущества концентрации производства.

Промышленность России пользуется всеми видами транспорта - железнодорожным, морским, речным, трубопроводным, автомобильным и воздушным. При этом 65% грузооборота выполняется железнодорожным транспортом, 17% - морским, 5,7% - автомобильным, незначительная доля грузоперевозок выполняется воздушным транспортом.

В результате технического прогресса на транспорте (электрификации железных дорог, внедрения мощных локомотивов, большегрузных вагонов, оборудования подвижного состава автоматикой и автотормозами, внедрения автоблокировки, реконструкции верхнего строения пути, механизации погрузоразгрузочных работ) стоимость перевозок грузов в доперестроечный период постоянно снижалась. Благодаря этому увеличивалась средняя дальность перевозок тонны груза, особенно на железнодорожном транспорте.

Инвестиции в электрификацию железных дорог характеризуются высокой экономической эффективностью, так как электрификация увеличивает провозную способность железных дорог в 2,0 - 2,5 раза за счет увеличения массы грузов, перевозимых поездами, и увеличения скорости их движения. Себестоимость перевозок на электрической тяге снижается на 25 - 30%, окупаемость капитальных вложений составляет от 3 до 4 лет.

Прогрессивную роль в экономике железнодорожного транспорта сыграл перевод его на тепловую тягу, которая увеличила пропускную способность железных дорог на 90%, снизила затраты на содержание локомотивных бригад и ремонт локомотивов, себестоимость перевозок стала ниже на 25%, чем на паровой тяге. Рост грузонапряженности железных дорог, массы подвижного состава и повышение скоростей движения, особенно на магистралях, переведенных на электрическую и тепловую тягу, вызывает необходимость дальнейшей реконструкции рельсового хозяйства на основных направлениях сети (необходима укладка в действующую сеть большого количества новых рельсов массой 50, 60 и 75 кг на 1 метр). Переход на рельсы "тяжелых типов" дает

265

большой технический и экономический эффект. Сокращается расход металла на 1 км пути, а применение рельсов длиной 25 м позволяет вдвое уменьшить количество рельсовых стыков (наиболее слабые места пути), уменьшить затраты труда на уход за ними и вдвое сократить расход металла для стыковых креплений. В перспективе - создание бесстыкового пути.

Технический прогресс в промышленности опирается на инфраструктурные отрасли, вызывая прогрессивное техническое развитие и этих отраслей.

Огромное влияние на экономику отраслей народного хозяйства, пользующихся услугами морского, речного и автомобильного транспорта, оказали прогрессивные сдвиги в развитии этих видов транспорта. Важнейшее значение на современном этапе развития экономики имеет трубопроводный транспорт, транспортирование нефтепродуктов которым обходится в 2 - 3 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом. Развитие трубопроводного транспорта в нашей стране связано с улучшением топливного баланса и увеличением потребления природного газа и нефтепродуктов во многих отраслях промышленности (металлургия, химия, энергетика и др.), в которых обеспечивается колоссальная экономия инвестиций, чему способствует интенсификация технологических процессов.

Выбор экономически эффективных размеров предприятий в отраслях, связанных с переработкой первичного сырья, потреблением больших количеств топлива находится в зависимости от расходов на транспорт. Транспортные расходы зависят от уровня развития и состояния транспорта и дорог.

Значение транспортной составляющей расходов на определение оптимального размера предприятий в различных отраслях и подотраслях сказывается по-разному. Например, только в машиностроении существует три группы предприятий, в которых роль транспортного фактора имеет большое различие.

Первая группа предприятий машиностроения и металлообработки с относительно высокой или средней металлоемкостью и низкой трудоемкостью продукции испытывает сильное влияние транспортного фактора в связи со сбытом готовой продукции и доставкой ее потребителю. В эту группу входят большинство ремонтных производств, предприятия металлообрабатывающей промышленности, производство металлоконструкций, сварных изделий, литья, поковок. Кроме того, сюда же входят и машиностроительные предприятия

266

и производства, характеризующиеся малотранспортабельной и металлоемкой продукцией (подъемно-транспортные, сельскохозяйственные, горные, строительные машины и др.).

Вторая группа предприятий, имеющих высокую стоимость и транспортабельность готовой продукции, состоит из предприятий станкостроения, электротехнического машиностроения и др. Транспортный фактор учитывается при оценке эффективности концентрации производства, но не имеет такого решающего влияния, как для предприятий предшествующей группы.

Третья группа - предприятия машиностроения, выпускающие наиболее трудоемкую продукцию с высокой стоимостью единицы продукции. Здесь транспортная составляющая не имеет большого значения при определении эффективности концентрации производства.

Наряду с общеэкономическими факторами на процесс концентрации производства влияют природные условия для отраслей горнодобывающей промышленности. Уровень концентрации горного производства тесно связан с применяемой технологией, техникой, природными условиями и организацией производства. Концентрация производства в отрасли может осуществляться интенсивными и экстенсивными методами либо их комбинацией. Интенсивные методы разработки полезных ископаемых и увеличения годовой мощности связаны с повышением часовой производительности; экстенсивные методы - с увеличением числа рабочих часов, смен, суток либо с увеличением числа структурных подразделений (рабочих точек), входящих в состав данного предприятия.

Интенсивные методы выгоднее экстенсивных по показателям трудоемкости, себестоимости добычи полезных ископаемых, так как число функционирующих структурных звеньев, связанных с выдачей одних и тех же объемов продукции, здесь меньше. Вместе с тем, интенсификация на действующих горных предприятиях иногда требует больших капитальных вложений, чем экстенсивное расширение производства. Однако фондоемкость при интенсификации горного производства обычно снижается, так как при этом полнее используются возможности звеньев, обладающих "свободными" резервами повышения нагрузки, а также некоторые сопряженные звенья, имеющие практически неограниченную пропускную способность.

При одном и том же уровне техники и технологии повышение нагрузки горных предприятий выгодно до определенного уровня концентрации производства. Помимо

267

чисто технических пределов, здесь можно говорить об организационных и экономических границах размеров предприятий. Организационные границы определяются возможностями эффективного руководства предприятиями. Экономические границы имеют место потому, что рост мощности предприятий, наряду со снижением издержек одной группы, сопровождается повышением затрат на другие группы: внутрипроизводственный транспорт и амортизационные отчисления со стоимости основных фондов, погашаемых по "потонным ставкам". Рост этих амортизационных отчислений на 1 т добычи имеет место в случае эксплуатации шахтных полей с фиксированными запасами ископаемого. Балансовая стоимость горнокапитальных выработок и промышленных сооружений шахты раскладывается равномерно на полную величину запасов ископаемых. Абсолютный рост стоимости этих основных фондов при повышении мощности предприятия приводит при неизменных запасах угля к росту себестоимости полезного ископаемого по статье "амортизация".

В инвестиционных проектах горнодобывающих предприятий определяется наивыгоднейший уровень концентрации производства, выбираются наиболее выгодные технологические мероприятия по "расшивке узких мест", целесообразной загрузке действующих предприятий бассейна на перспективный период.

Итак, для удовлетворения потребностей страны и инвестирования предпринимателей для производства определенных видов продукции всегда будут рассматриваться два варианта. Первый - развитие производства на площадях действующих предприятий. Второй - размещение тех же самых мощностей в новых экономических районах на базе новых источников сырья и топлива.

На протяжении последних трех десятилетий первый вариант считался более предпочтительным как наиболее эффективный. Новые мощности во многих отраслях создавались только на действующих предприятиях. Рассматриваемые при этом альтернативные варианты строительства новых предприятий, особенно в восточных районах страны, отклонялись из-за более высоких единовременных (капитальных) затрат, вызываемых освоением новых районов, необходимостью создания инфраструктуры, больших расходов на завоз и обучение рабочей силы и т.п. Но при этих сравнениях учитывались факторы только "за" концентрацию производства и не учитывались факторы "против". В научной литературе культивировалось мнение, что всякая концентрация производства приносит только экономическое благо.

268

Проектные организации и заказчики (предприятия отраслей) настойчиво рекомендовали как предпочтительный вариант развития производства - строительство технологически новых блоков путем их повторения на действующих заводах. Такой подход, конечно, исключать из рассмотрения не следует, но и увлекаться им тоже нельзя. В последние десятилетия XX века многие отрасли промышленности не выходили за пределы сложившейся схемы размещения и "зациклились" на развитии производства в старопромышленных районах. Двух-, трехкратное увеличение мощности многих крупных действующих предприятий за счет такого ("поблочного") увеличения чрезмерно увеличило концентрацию производства, которая во многих случаях экономически была неоправданна, так как не давала ожидаемого экономического эффекта, приводя к не учтенным ранее крупным потерям. И не случайно, что в большинстве районов с высокой концентрацией промышленности создалась крайне напряженная социальная и экологическая обстановка.

В защиту концентрации производства выдвигались ошибочные аргументы. Этот вопрос интересен с точки зрения недопущения повторных ошибок в будущем, а также для поиска новых, более рациональных путей выхода из создавшейся ситуации.

269


1 Использованы данные из статьи Шелеста В.А. Экономическая эффективность концентрации производства электроэнергии и определение оптимальной мощности электростанций в отдельных районах СССР //Вопросы оптимального развития предприятий промышленности СССР. - М., 1968. - С. 232.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.