263
В гидроэнергетическом строительстве концентрация производства выражается в достижении на гидростанциях большего напора, мощности и большей выработке электроэнергии. В отличие от тепловых электростанций, на гидроэлектростанциях нет строгой зависимости между техническими параметрами и экономическими показателями. Зависимость может резко изменяться под влиянием местных условий - геологических, топографических, сейсмических, освоенности территории, сказывающихся на объеме и стоимости работ при сооружении гидроузлов, на размерах затапливаемой территории и величине ущерба от затопления.
Уровень концентрации производства в электроэнергетике, как и в каждой отрасли производства, меняется на каждом новом этапе развития техники. Так, мощность наиболее крупной тепловой электростанции в стране в довоенный период составляла 20 МВт, в 70-х гг. - 2400 МВт, в 80-х - 4000 МВт и т.д. Мощность наиболее крупной гидроэлектростанции в довоенные годы - 558 МВт (Днепропетровская), в 1960 г. - 2415 МВт (Волгоградская), в 1967 г. - 4500 МВт (Братская), в 1971 г. - 6000 МВт (Красноярская).
Предельное значение уровня концентрации производства в электроэнергетике определяется достигнутыми уровнями научно-исследовательских, проектно-изыскательских и конструкторских работ и достижениями энергомашиностроительной промышленности нашей страны. При этом следует отметить, что предельные показатели уровня концентрации производства в электроэнергетике в отдельных районах страны могут не совпадать с общими их значениями.
Уровень концентрации производства на электростанциях и линиях электропередач зависит от величины и динамики электропотребления, размещения электрических нагрузок, структуры и экономических показателей использования энергетических ресурсов, возможностей использования отдельных схем водоснабжения и т.п. (по каждому объекту определяются расчетным путем в инвестиционном проекте). Из числа рассматриваемых в инвестиционном проекте вариантов определяется оптимальный уровень концентрации производства гидроэлектроэнергии в данном районе на данном этапе развития.
Определенное влияние на процесс концентрации производства в народном хозяйстве оказывает научно-технический прогресс на транспорте, он снижает транспортные расходы. Известно, что если при укрупнении предприятий транспортные расходы
264
возрастают в большей степени, чем снижается себестоимость производства продукции за счет укрупнения производства, то целесообразно рассредоточить производство, организовать его в двух или более районах. В результате снижения расходов на доставку сырья, топлива, материалов к местам производства и готовой продукции к потребителю возрастают экономические преимущества концентрации производства.
Промышленность России пользуется всеми видами транспорта - железнодорожным, морским, речным, трубопроводным, автомобильным и воздушным. При этом 65% грузооборота выполняется железнодорожным транспортом, 17% - морским, 5,7% - автомобильным, незначительная доля грузоперевозок выполняется воздушным транспортом.
В результате технического прогресса на транспорте (электрификации железных дорог, внедрения мощных локомотивов, большегрузных вагонов, оборудования подвижного состава автоматикой и автотормозами, внедрения автоблокировки, реконструкции верхнего строения пути, механизации погрузоразгрузочных работ) стоимость перевозок грузов в доперестроечный период постоянно снижалась. Благодаря этому увеличивалась средняя дальность перевозок тонны груза, особенно на железнодорожном транспорте.
Инвестиции в электрификацию железных дорог характеризуются высокой экономической эффективностью, так как электрификация увеличивает провозную способность железных дорог в 2,0 - 2,5 раза за счет увеличения массы грузов, перевозимых поездами, и увеличения скорости их движения. Себестоимость перевозок на электрической тяге снижается на 25 - 30%, окупаемость капитальных вложений составляет от 3 до 4 лет.
Прогрессивную роль в экономике железнодорожного транспорта сыграл перевод его на тепловую тягу, которая увеличила пропускную способность железных дорог на 90%, снизила затраты на содержание локомотивных бригад и ремонт локомотивов, себестоимость перевозок стала ниже на 25%, чем на паровой тяге. Рост грузонапряженности железных дорог, массы подвижного состава и повышение скоростей движения, особенно на магистралях, переведенных на электрическую и тепловую тягу, вызывает необходимость дальнейшей реконструкции рельсового хозяйства на основных направлениях сети (необходима укладка в действующую сеть большого количества новых рельсов массой 50, 60 и 75 кг на 1 метр). Переход на рельсы "тяжелых типов" дает
265
большой технический и экономический эффект. Сокращается расход металла на 1 км пути, а применение рельсов длиной 25 м позволяет вдвое уменьшить количество рельсовых стыков (наиболее слабые места пути), уменьшить затраты труда на уход за ними и вдвое сократить расход металла для стыковых креплений. В перспективе - создание бесстыкового пути.
Технический прогресс в промышленности опирается на инфраструктурные отрасли, вызывая прогрессивное техническое развитие и этих отраслей.
Огромное влияние на экономику отраслей народного хозяйства, пользующихся услугами морского, речного и автомобильного транспорта, оказали прогрессивные сдвиги в развитии этих видов транспорта. Важнейшее значение на современном этапе развития экономики имеет трубопроводный транспорт, транспортирование нефтепродуктов которым обходится в 2 - 3 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом. Развитие трубопроводного транспорта в нашей стране связано с улучшением топливного баланса и увеличением потребления природного газа и нефтепродуктов во многих отраслях промышленности (металлургия, химия, энергетика и др.), в которых обеспечивается колоссальная экономия инвестиций, чему способствует интенсификация технологических процессов.
Выбор экономически эффективных размеров предприятий в отраслях, связанных с переработкой первичного сырья, потреблением больших количеств топлива находится в зависимости от расходов на транспорт. Транспортные расходы зависят от уровня развития и состояния транспорта и дорог.
Значение транспортной составляющей расходов на определение оптимального размера предприятий в различных отраслях и подотраслях сказывается по-разному. Например, только в машиностроении существует три группы предприятий, в которых роль транспортного фактора имеет большое различие.
Первая группа предприятий машиностроения и металлообработки с относительно высокой или средней металлоемкостью и низкой трудоемкостью продукции испытывает сильное влияние транспортного фактора в связи со сбытом готовой продукции и доставкой ее потребителю. В эту группу входят большинство ремонтных производств, предприятия металлообрабатывающей промышленности, производство металлоконструкций, сварных изделий, литья, поковок. Кроме того, сюда же входят и машиностроительные предприятия
266
и производства, характеризующиеся малотранспортабельной и металлоемкой продукцией (подъемно-транспортные, сельскохозяйственные, горные, строительные машины и др.).
Вторая группа предприятий, имеющих высокую стоимость и транспортабельность готовой продукции, состоит из предприятий станкостроения, электротехнического машиностроения и др. Транспортный фактор учитывается при оценке эффективности концентрации производства, но не имеет такого решающего влияния, как для предприятий предшествующей группы.
Третья группа - предприятия машиностроения, выпускающие наиболее трудоемкую продукцию с высокой стоимостью единицы продукции. Здесь транспортная составляющая не имеет большого значения при определении эффективности концентрации производства.
Наряду с общеэкономическими факторами на процесс концентрации производства влияют природные условия для отраслей горнодобывающей промышленности. Уровень концентрации горного производства тесно связан с применяемой технологией, техникой, природными условиями и организацией производства. Концентрация производства в отрасли может осуществляться интенсивными и экстенсивными методами либо их комбинацией. Интенсивные методы разработки полезных ископаемых и увеличения годовой мощности связаны с повышением часовой производительности; экстенсивные методы - с увеличением числа рабочих часов, смен, суток либо с увеличением числа структурных подразделений (рабочих точек), входящих в состав данного предприятия.
Интенсивные методы выгоднее экстенсивных по показателям трудоемкости, себестоимости добычи полезных ископаемых, так как число функционирующих структурных звеньев, связанных с выдачей одних и тех же объемов продукции, здесь меньше. Вместе с тем, интенсификация на действующих горных предприятиях иногда требует больших капитальных вложений, чем экстенсивное расширение производства. Однако фондоемкость при интенсификации горного производства обычно снижается, так как при этом полнее используются возможности звеньев, обладающих "свободными" резервами повышения нагрузки, а также некоторые сопряженные звенья, имеющие практически неограниченную пропускную способность.
При одном и том же уровне техники и технологии повышение нагрузки горных предприятий выгодно до определенного уровня концентрации производства. Помимо
267
чисто технических пределов, здесь можно говорить об организационных и экономических границах размеров предприятий. Организационные границы определяются возможностями эффективного руководства предприятиями. Экономические границы имеют место потому, что рост мощности предприятий, наряду со снижением издержек одной группы, сопровождается повышением затрат на другие группы: внутрипроизводственный транспорт и амортизационные отчисления со стоимости основных фондов, погашаемых по "потонным ставкам". Рост этих амортизационных отчислений на 1 т добычи имеет место в случае эксплуатации шахтных полей с фиксированными запасами ископаемого. Балансовая стоимость горнокапитальных выработок и промышленных сооружений шахты раскладывается равномерно на полную величину запасов ископаемых. Абсолютный рост стоимости этих основных фондов при повышении мощности предприятия приводит при неизменных запасах угля к росту себестоимости полезного ископаемого по статье "амортизация".
В инвестиционных проектах горнодобывающих предприятий определяется наивыгоднейший уровень концентрации производства, выбираются наиболее выгодные технологические мероприятия по "расшивке узких мест", целесообразной загрузке действующих предприятий бассейна на перспективный период.
Итак, для удовлетворения потребностей страны и инвестирования предпринимателей для производства определенных видов продукции всегда будут рассматриваться два варианта. Первый - развитие производства на площадях действующих предприятий. Второй - размещение тех же самых мощностей в новых экономических районах на базе новых источников сырья и топлива.
На протяжении последних трех десятилетий первый вариант считался более предпочтительным как наиболее эффективный. Новые мощности во многих отраслях создавались только на действующих предприятиях. Рассматриваемые при этом альтернативные варианты строительства новых предприятий, особенно в восточных районах страны, отклонялись из-за более высоких единовременных (капитальных) затрат, вызываемых освоением новых районов, необходимостью создания инфраструктуры, больших расходов на завоз и обучение рабочей силы и т.п. Но при этих сравнениях учитывались факторы только "за" концентрацию производства и не учитывались факторы "против". В научной литературе культивировалось мнение, что всякая концентрация производства приносит только экономическое благо.
268
Проектные организации и заказчики (предприятия отраслей) настойчиво рекомендовали как предпочтительный вариант развития производства - строительство технологически новых блоков путем их повторения на действующих заводах. Такой подход, конечно, исключать из рассмотрения не следует, но и увлекаться им тоже нельзя. В последние десятилетия XX века многие отрасли промышленности не выходили за пределы сложившейся схемы размещения и "зациклились" на развитии производства в старопромышленных районах. Двух-, трехкратное увеличение мощности многих крупных действующих предприятий за счет такого ("поблочного") увеличения чрезмерно увеличило концентрацию производства, которая во многих случаях экономически была неоправданна, так как не давала ожидаемого экономического эффекта, приводя к не учтенным ранее крупным потерям. И не случайно, что в большинстве районов с высокой концентрацией промышленности создалась крайне напряженная социальная и экологическая обстановка.
В защиту концентрации производства выдвигались ошибочные аргументы. Этот вопрос интересен с точки зрения недопущения повторных ошибок в будущем, а также для поиска новых, более рациональных путей выхода из создавшейся ситуации.
269
1
Использованы данные из статьи
Шелеста В.А. Экономическая эффективность концентрации производства электроэнергии и определение оптимальной мощности электростанций в отдельных районах СССР //Вопросы оптимального развития предприятий промышленности СССР. - М., 1968. - С. 232.