Заказчик, исходя из целей инвестирования и исследования ситуации на рынке продукции и услуг, с учетом рекомендаций, данных в программах, прогнозах и схемах развития и размещения производительных сил, и иных материалов составляет ходатайство (декларацию) о намерениях.
Рекомендуется примерно следующий текст декларации:
241
- Инвестор (заказчик) - адрес.
- Местоположение (район, пункт) намечаемого к строительству предприятия, здания, сооружения или намечаемого к разработке (добыче) месторождения.
- Наименование предприятия, его технические и технологические данные: объем производства промышленной продукции (оказание услуг) в стоимостном выражении в целом и по основным видам (в натуральном выражении); срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
- Примерная численность рабочих и служащих, источники удовлетворения потребности в рабочей силе.
- Потребность предприятия в сырье и материалах в соответствующих единицах.
- Потребность предприятия в водных ресурсах (объем, источник водообеспечения).
- Потребность предприятия в энергоресурсах (электроэнергия, тепло, пар, топливо, нефтепродукты); источник снабжения.
- Транспортное обеспечение.
- Обеспечение работников и их семей объектами жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.
- Потребность в земельных ресурсах (размеры участка, сроки использования, размеры зоны отчуждения).
- Влияние предприятия на атмосферу и литосферу, а также гидросферу. Гарантии сохранения экологического равновесия в районе действия предприятия.
- Отходы производства, их виды, объемы, химический состав, радиоактивность. Возможность аварийных ситуаций(масштаб, продолжительность воздействия).
- Источники финансирования, учредители, участвующие пайщики, финансовые институты, банки, кредиты.
- Использование готовой продукции (емкость рынка в регионе, в стране, за рубежом).
По результатам положительного рассмотрения ходатайства о намерениях заказчик принимает решение о разработке ТЭО.
Разработка ТЭО осуществляется по заданиям заказчика (предприятия, фирмы, организации), как правило, силами головных проектных организаций с привлечением проектных организаций подрядчика; территориальных проектных организаций; организаций, разрабатывавших прогноз, и научно-исследовательских институтов отрасли и смежных отраслей (разработчиков новых технологий и техники).
Заказчик выдает генеральному проектировщику-разработчику задание на разработку ТЭО. Разработка, как правило, начинается
242
за два-три года до начала строительства. Для предприятий с длинными сроками проектирования и строительства, требующих выполнения большого объема проектно-изыскательских работ, разработка может начинаться за четыре - пять лет (а иногда и более) до начала строительства.
При выборе района или пункта строительства предприятия выполняется технико-экономическое сравнение возможных вариантов районов (пунктов) размещения предприятия в соответствии с Методическими указаниями разработки перспективного прогноза (схемы).
Выбор площадки (трассы) для строительства производится в районе или пункте, определенном в ТЭО, с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов (поселков) страны.
По поручению заказчика разработчик ТЭО (генеральный проектировщик) направляет на согласование материалы намечаемых решений, связанные с выбором площадки (трассы) для строительства, организациям и органам государственного надзора, представители которых должны принимать участие в выборе площадки (трассы) строительства.
В месячный срок со дня представления выдается заключение, а в случае разногласий материалы передаются на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам и соответствующим органам государственного надзора.
Решения, согласованные в указанном порядке, являются неизменными на весь период проектирования.
Расчетная стоимость строительства в ТЭО определяется по предприятию в целом, в том числе по объектам производственного и жилищно-гражданского назначения, а в случае необходимости - по объектам базы строительной индустрии, городского наземного транспорта, дорогам, путепроводам и другим инженерным сооружениям. Расчеты стоимости строительства в ТЭО по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства составляются по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчетные стоимости по очередям и объектам объединяются в сводный расчет стоимости строительства к ТЭО на полное развитие предприятия.
Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных
243
смет на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов-аналогов.
В расчетах стоимости строительства и ТЭО отдельными троками предусматриваются резервы средств:
- на непредвиденные работы и затраты;
- учитывающие изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, а также проведением мероприятий по
- охране окружающей среды.
Принимаемые в ТЭО решения по строительству предприятий согласовываются с заказчиком, с заинтересованными организациями в части производственной и хозяйственной кооперации, размещения предприятия в составе промузла, транспортных связей, обеспечения рабочими кадрами, сырьем и топливом, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи, состава вредных ингредиентов и способов очистки вредных выбросов во все сферы (атмо-, лито- и гидросферы), а также применения основных строительных материалов, конструкций и организации строительства.
Расчетная стоимость строительства к ТЭО согласовывается заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией.
ТЭО, разработанное в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями, должно быть удостоверено генеральным проектировщиком-разработчиком ТЭО, соответствующей записью в ТЭО (дополнительному согласованию с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежит). Технико-экономическое обоснование оформляется в виде пояснительной записки с приложениями необходимых материалов.
Организации, осуществляющие разработку, экспертизу и утверждение ТЭО, должны обеспечивать их высокое качество, достоверность и прогрессивность технико-экономических показателей предприятий, не допускать неоправданного увеличения объема ТЭО и излишней их детализации.
Основные технико-экономические и финансовые показатели, включаемые в распорядительный документ об утверждении ТЭО.
- Мощность предприятия (готовый выпуск продукции, пропускная способность) в натуральном выражении (по видам продукции, в соответствующих единицах).
- Стоимость товарной продукции, млрд руб.
- Общая численность работающих:
244
- Количество (прирост или сокращение) рабочих мест.
- Общая стоимость строительства, млн руб.:
- в том числе:
- объектов производственного назначения;
- объектов жилищно-гражданского назначения;
- прочих объектов.
- Стоимость основных производственных фондов, млн руб.
- Продолжительность строительства, лет.
- Удельные капитальные вложения на единицу мощности, руб./ед. мощности.
- Себестоимость основных видов продукции, руб./ед. .
- Балансовая прибыль, млн. руб.
- Чистая прибыль (доход), млн. руб.
- Срок окупаемости капитальных вложений, лет.
- Внутренняя норма рентабельности, %.
Кроме этого указывается годовая потребность новых производственных мощностей: в сырье, материалах, электроэнергии со стороны, угле, газе, нефтепродуктах, воде, транспорте внешнем по прибытии, по отправке (все показатели в соответствующих единицах измерения).
Утверждение (одобрение) ТЭО заказчиком осуществляется на основе заключения Государственной экспертизы и решения органа исполнительной власти о согласовании места размещения объекта.
Материалы ТЭО могут использоваться:
- для проведения социологических исследований, опросов общественного мнения и референдумов о целесообразности сооружения объекта;
- для разработки бизнес-плана, обеспечивающего подтверждение кредитору или организации гарантии по кредитам, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия или иного объекта инвестирования в части возможности выполнения инвестором обязательств по долгам;
- для переговоров с государственными и местными органами исполнительной власти о предоставлении ему субсидий, налоговых и иных льгот.
После утверждения ТЭО проектный институт подготавливает задание на разработку технического проекта, рассмотренного в ТЭО предприятия. Это задание должна утвердить та инстанция, которая будет финансировать проектирование и строительство
245
предприятия. Разработкой технического проекта выполняется вторая функция ТЭО как базы для технического проектирования.
246