Технико-экономическое обоснование (ТЭО)1 - основной предпроектный документ, который отвечает на вопрос "быть или не быть" проекту.
Обоснование инвестиций разрабатывается, как правило, заказчиком с привлечением, при необходимости, на договорной основе научно-исследовательских и проектных (или проектно-строительных) организаций и других юридических или физических лиц. Настоящий документ содержит принципиальные, обобщенные подходы, требования и рекомендации по составу и содержанию обоснований на строительство объекта.
Целевое назначение ТЭО в современном смысле пришло не сразу. Тот состав вопросов, который разрабатывается в ТЭО по ходу развития технологии проектирования, входил в другие проектные работы.
В соответствии с требованиями времени шло постоянное совершенствование этого проектного документа.
С 30-х до 70-х гг. в одних проектных организациях выполнялись ТЭО, в других ТЭД (технико-экономические доклады), но статусом их был предварительный поиск оптимальных экономических решений, мало к чему обязывающий проектировщиков, так как за разработкой ТЭО или ТЭД проектная организация начинала разрабатывать проектное задание, где экономическая часть разрабатывалась на основе принятых технических решений по технологии, энергетике, строительству и т.д. Утвержденное проектное задание в то время чаще всего было единственным обоснованием для инвестирования строительства объекта. Период разработки ТЭО (ТЭД) и проектного задания был довольно длительный – 2 - 3 года, и это сдерживало развитие отраслей, строительство новых основных фондов, не корреспондировало планирование развития народного хозяйства.
232
В соответствии с "Указаниями"1 в состав ТЭО вошли такие пункты:
- определение потребности народного хозяйства в продукции предприятия (сооружения), его проектной мощности и специализации;
- обеспечение предприятия сырьем, полуфабрикатами, электроэнергией, топливом и водой;
- обоснование размещения предприятия;
- основные технологические решения;
- состав предприятия;
- основные строительные решения;
- экономика строительства и производства.
Согласно этим положениям ТЭО объединило два разработанных ранее документа ТЭО (ТЭД) прежнего состава и проектное задание.
Технико-экономическое обоснование называлось в указанном Постановлении "предпроектным документом", хотя при формировании очередного пятилетнего плана 1971 - 1975 гг. оно использовалось уже как предплановый документ. Объемы проектной работы были достаточно представительные и достоверные, чтобы планирование могло использовать этот вид документа для многих плановых решений.
Но одно предложение, принятое в "Указаниях", расстраивало все намерения и ожидания для наведения порядка в планировании капитального строительства. В подразделе ж) "Экономика строительства и производства"2 было записано, что в ТЭО определяются "ориентировочные объемы капитальных вложений, в том числе строительно-монтажных работ по промышленному и жилищно-гражданскому строительству, с учетом сопряженных затрат в смежные отрасли промышленности народного хозяйства".
Возложение на ТЭО функций двух ранее существовавших документов ТЭО (ТЭД) и проектного задания ослабили требование к определению стоимости строительства. Запись выше приведенного требования определять "ориентировочные капитальные вложения..." в корне противоречила ранее существовавшему положению проектного задания, в котором было записано: "Должна быть доказана техническая возможность и экономическая целесообразность всех основных проектных решений". Это означало, что показатели должны быть достоверными, и по ним должно начинаться и заканчиваться строительство
233
объекта. Жесткость этого требования нужно было сохранить и в новом ТЭО. В результате обсуждения "Указаний" министерства и ведомства предложили требования к определению стоимости строительства снять и определять только ориентировочные капитальные вложения.
Одним из мотивов такого подхода было стремление хозяйственников "приукрасить технико-экономические показатели" тех объектов, которые должны быть включены в титульный список плана капитального строительства очередной пятилетки. Заниженная стоимость строительства обеспечивала высокую окупаемость вложений, а так как в ТЭО разрешается определять "ориентировочные капитальные вложения", то само собой разумеется, что в техническом проекте должна происходить корректировка стоимости строительства объекта по смете в большую сторону. Иногда это увеличение достигало двукратного и более размера по сравнению со стоимостью строительства, определенной в ТЭО. При этом многие министерства предлагали уточнять сметную стоимость еще и по рабочим чертежам. И так проходила по всем министерствам и ведомствам постоянная корректировка стоимости строительства в большую сторону. Такое "узаконенное обкрадывание" государства стало массовым явлением. Не было случаев, чтобы стоимость строительства объекта, определенная в ТЭО, уменьшалась или сохранялась на том же уровне в техническом или технорабочем проекте.
Тысячи объектов, включенные в пятилетние планы с "ориентировочными капитальными вложениями", требовали увеличения финансирования в связи с уточнением стоимости строительства в техническом проекте или технорабочем проекте в несколько раз. Так как это явление носило массовый характер, то в стране постоянно создавался искусственный дефицит инвестиций в капитальные вложения по всем министерствам и ведомствам. Постоянные корректировки планов, переключение инвестиций с одних объектов на другие дезорганизовывали планирование капитального строительства, стройки "замораживались" на неопределенное время, страна не получала нужных видов продукции новых поколений. Сроки строительства объектов растягивались и выходили за пределы нормативных и расчетных, нарастало количество переходящих строек, в незавершенном строительстве омертвлялись огромные средства, эффективность капитальных вложений падала. Государство работало на "черную дыру", вкладывая огромные средства в обновление основных фондов производства и не получало от него нужной отдачи и возмещения вложенных средств в обещанные в ТЭО сроки.
234
В середине 70-х гг. это явление было вскрыто, и соответствующие ведомства получили поручение по подготовке предложений, противостоящих этому отрицательному явлению в экономике нашей страны.
В мае 1974 г. под эгидой правительства СССР состоялось Всесоюзное совещание работников проектных и изыскательских организаций страны, которое приняло рекомендации, направленные на совершенствование проектно-сметного дела; обратило особое внимание на необходимость разработки ТЭО как предпланового документа, дополняющего и развивающего прогнозные оценки и решения. После этого Совещания было установлено, что расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией и предусмотренная в утвержденном ТЭО, является лимитом на весь период проектирования и строительства и учитывается при составлении планов капитального строительства1.
Наряду с этим в ТЭО определяются традиционные параметры проектируемого предприятия: производственная мощность, номенклатура и качество выпускаемой продукции, обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресурсами. На основе сравнения вариантов выбираются наиболее эффективные технические, организационные, экономические (специализация, кооперирование производства и т.п.) решения по эксплуатации и строительству объекта, включая выбор конкретной площадки для строительства и определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятий.
Предусматриваемые в ТЭО технический уровень, основные технико-экономические показатели предприятий и качество выпускаемой продукции после осуществления его строительства должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.
Итак, при разработке ТЭО необходимо:
- учитывать перспективы развития науки и техники, предусматривать применение при строительстве предприятия прогрессивных строительных решений;
- обеспечивать высокую эффективность используемых капитальных вложений и минимизировать объемы строительно-монтажных
235
- работ на основе вариантной проработки строительных решений;
- предусматривать строительство предприятий, как правило, очередями с определением основных технико-экономических показателей на полное развитие и на очереди;
- обеспечивать рациональное и экономное использование земель, материальных, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов;
- предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и природоохранных мероприятий;
- при рассмотрении вариантов технических решений учитывать сейсмичность районов размещения предприятий, комфортность или дискомфортность природной среды обитания работников предприятия, взрыво- и пожаробезопасность предприятий.
В требованиях по выполнению ТЭО по-новому рассматривался вопрос о выполнении экономических расчетов. При таком подходе многие объекты не включались в план из-за низкой их эффективности. Но в незавершенном строительстве продолжали омертвляться огромные государственные средства. Государство разорялось. Теперь основное внимание проектировщиков было приковано к разработке ТЭО и определению в нем стоимости. В целях более точного определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятий и сооружений на стадии разработки ТЭО предлагалось предусматривать все необходимые затраты, в том числе и учитывающие новизну технологии, сложность технических решений и условия строительства.
Основой определения объемов инвестирования капитальных вложений в ТЭО должны были стать укрупненные показатели стоимости строительства, разработанные проектными организациями отраслей производства. При работе над ТЭО использовались объекты-аналоги, ранее составленная сметная документация и укрупненные сметные нормы. Проектным организациям было предоставлено право для определения объемов капитальных вложений использовать другие материалы и методики, имеющиеся в их распоряжении.
Для того, чтобы избежать занижения стоимости строительства в ТЭО, в сводных расчетах должны быть предусмотрены проектировщиками резервные суммы (до 25% от расчетной стоимости
236
строительства). Резервные суммы должны предусматриваться дифференцированно в зависимости от видов строительства, производств, сложности и новизны технологии производства, принимаемых объемно-планировочных решений, условий строительства и уверенности проектировщиков в определении самого показателя стоимости строительства.
Требования к определению стоимости строительства объектов в ТЭО необходимы еще и потому, что в условиях перехода к рыночным отношениям занижение стоимости строительства в результате реализации проекта приведет заказчика к банкротству из-за неполучения ожидаемых результатов от вложенных в объект инвестиций.
Цели любого наращивания или обновления производственных фондов могут быть достигнуты, если все участники процесса созидания новых фондов будут решать задачи на высшем техническом уровне. Однако часто вновь вводимые фонды (или реконструируемые) уступают по своим технико-экономическим показателям зарубежным аналогам из-за того, что отечественные машиностроители поставляют машины и оборудование устаревших конструкций, сконструированные для производств с устаревшими технологиями. Громоздкость технологического, энергетического и нестандартного оборудования, завышенные габаритные размеры, большая масса продукции машиностроения приводят к увеличению производственных площадей, объемов помещений, а в итоге - к неоправданному увеличению объемов строительно-монтажных работ и абсолютных и удельных капитальных вложений, по сравнению с аналогичными объектами строительства за рубежом.
В технико-экономических обоснованиях должны быть разработаны вопросы о сроках строительства и основные решения по его организации; объемах строительно-монтажных работ по годам, адекватном развитии приобъектной базы строительной индустрии и возможности поставки строительных материалов, деталей, конструкций и т.п. по кооперации с другими базами региона и отрасли. Каждое предприятие в современных условиях может успешно развиваться и выполнять поставленные задачи лишь в условиях рынка. Поэтому маркетинговые исследования должны сопровождать ход проектирования предприятия, его строительства, и пуск в эксплуатацию новых производственных мощностей должен гарантировать активный сбыт продукции с помощью организованной системы рекламы.
237
Эффективна разработка ТЭО на конкурсной основе. В переходный период к рыночным отношениям разработка ТЭО предусматривает:
- проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, поведение основных конкурентов, маркетинговая стратегия, программа повышения авторитета продукции и т.п.);
- подготовку программы выпуска продукции;
- подготовку пояснительной записки, включающей в себя данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;
- подготовку исходно-разрешительной документации;
- разработку технических решений, в том числе генерального плана; технологических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств; производственный процесс, используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы);
- градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;
- инженерное обеспечение;
- мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;
- описание организации строительства;
- данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;
- описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;
- сметно-финансовую документацию, в том числе оценку издержек производства; расчет капитальных издержек; расчет годовых поступлений от деятельности предприятий; расчет потребности в оборотном капитале; проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта; предполагаемые потребности в иностранной валюте; условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;
- оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;
- планирование сроков осуществления проекта;
- оценку коммерческой эффективности проекта;
238
- анализ бюджетной и (или) экономической эффективности проекта при использовании бюджетных инвестиций;
- формирование условий прекращения реализации проекта.
239
1
Термин
технико-экономическое обоснование (ТЭО) в последних нормативных изданиях заменен на термин
обоснование. См. СП-1-01 - 95, Госстрой России. - М., 1998. В учебнике термин ТЭО сохранен потому, что он наиболее точно отражает суть этого предпроектного документа и его экономическую основу, связанную с экономическим обоснованием новой техники и технологии.
1
Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) проектирования и строительства крупных и сложных предприятий и сооружений. Утверждены Постановлением Госплана СССР № 1 от 9 января 1970 г.
1
Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам). Утверждены Постановлением Госплана СССР и Госстроя СССР № 95/60 от 24 апреля 1985 г.