В период перехода к рыночной экономике в России динамично развивалось частное предпринимательство в сфере услуг. Разгосударствление и приватизация проходили более динамично, чем в сфере материального производства. Торговля, общественное питание, служба быта и остальные услуги быстро приобрели новые формы экономической деятельности. Низкая капиталоемкость услуг, невысокая стоимость инвестиционных проектов, короткие сроки их реализации и высокая окупаемость вложений снизили степень инвестиционного риска по сравнению с риском вложений в материальное производство.
Частная инициатива, активность и предприимчивость хозяйственных субъектов позволили найти решение инвестиционной проблемы в этой сфере. В отличие от сферы материального производства инвестирование в услуги не сдерживалось неопределенностью рыночных условий и перспектив, а крупномасштабное скопление финансового и торгового капитала, получение немалых прибылей облегчили инвестирование капитальных вложений. Благодаря этому доля услуги жилья в общем объеме капитальных вложений выросла с 27 - 28% в середине 80-х гг. до 44% в 1994 г. Это объясняется тем,
203
что в условиях плановой экономики этот сектор развивался плохо. Потребности не удовлетворялись. Россия начинает сокращать огромный разрыв в развитии этой сферы с ведущими зарубежными странами, где объем капитальных вложений достигает 60 - 70%.
В 1999 г. в России инвестиции в отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги, составили 52,4%.
Развитие сферы услуг идет по пути экономических решений. В мелкорозничной торговле в короткие сроки возникли отсутствовавшие ранее мелкие и мельчайшие формы ее организации - палатки, лавки, киоски, павильоны легких конструкций и ярмарочного типа.
С помощью мелких торговцев в короткие сроки решена проблема наполнения потребительского рынка, покупатель получил возможность выбора товара. В последние годы произошло интенсивное насыщение рынка современной информационной техникой, средствами связи. Вместе с тем нужно отметить, что с потребительского рынка вытеснены товары отечественного производства, особенно большой удар нанесен сельскому хозяйству вследствие замены отечественной продукции импортными продовольственными товарами.
Намного ухудшились инвестиционные возможности в службе быта. Большой скачок цен на услуги из-за их либерализации в 1992 г. и дальнейший рост в последующие годы привели к резкому падению потребительского спроса на услуги службы быта и, как следствие этого, к сокращению объемов реализации услуг, доходов предприятий и инвестиционных средств; в сельской местности свертывается сеть предприятий или меняется профиль услуг.
Большую тревогу вызывает значительное сокращение инвестиций, вызванное острейшим бюджетным дефицитом в социально-культурном направлении (образование, здравоохранение, театр, социальные услуги и т.п.). В доперестроечный период материальная база этих отраслей находилась в неудовлетворительном состоянии, а в последнее десятилетие она заметно деградировала, что нанесло удар по социальному прогрессу страны.
В 1999 г. в России сократился ввод в действие общеобразовательных учреждений на 17,3% по сравнению с 1998 г., дошкольных образовательных учреждений - на 44,1%, учреждений клубного типа - на 12,1%.
В последние годы очень динамично расширяются финансово-кредитные учреждения. Количество коммерческих банков к началу 1995 г. достигло 2,5 тыс., а число их филиалов превысило
204
5 тыс., страховых фирм 2,5 тыс., 7-8 тыс. туристических агентств. По темпам роста услуг в лидирующую группу входят инвестиционные фонды и компании, фирмы, занятые операциями с недвижимостью, ремонтом и реконструкцией помещений, предоставляющие услуги менеджмента, маркетинга, рекламы, а также гостиничный бизнес, инновационные компании.
Коммерческие банки, инвестиционные компании обходятся без крупных капитальных вложений, они расходуют инвестиции преимущественно на реконструкцию и модернизацию действующего фонда нежилых помещений. Много помещений арендуется, что сокращает расходы государства на содержание, бюджет получает дополнительные средства за счет развития этой сферы. Кредитно-финансовые учреждения и фирмы деловых услуг лидируют в компьютеризации управленческих работ.
Таким образом, в экономике стремительно развивается сектор услуг, роль которого в настоящее время трудно оценить, так как наряду с положительными фактами имеются и отрицательные. Именно через этот сектор идет утечка финансовых ресурсов за рубеж, и вместо отечественного производителя финансируется промышленность и сельское хозяйство других стран. Всему этому сектору следует повернуться к нашим производителям и через кооперативные формы организовать конкуренцию импортным товарам нашими товарами, гарантирующими высокое качество, высокую моду и экологическую чистоту технологий производства и самих потребительских товаров.
В развитии сферы услуг, ее инвестировании в настоящее время есть недостатки, связанные с неравномерным размещением услуг по территории России. Многие виды услуг сконцентрированы в нескольких крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Нижнем Новгороде. Уровень технической оснащенности сферы услуг в других городах и регионах до сих пор остается крайне низким. Даже банковская система по научно-техническому уровню на порядок отстает от зарубежных стран. Крупные коммерческие банки создают современные расчетные центры, а множество мелких банков, филиалов, особенно периферийных, оснащены самым примитивным оборудованием.
В отличие от материальной сферы производства, где падение инвестиций было повсеместным явлением, падение инвестиций в сфере услуг в одних отраслях сочеталось с подъемом инвестиций в других.
В каждой отрасли услуг и на каждом предприятии необходим поиск новых путей и средств преодоления инвестиционных трудностей и обеспечения финансовыми ресурсами.
205
В социально-культурных отраслях решение этой проблемы должно быть связано с повышением доли финансирования за счет бюджета и благотворительности (меценатства). Бюджетные средства необходимо в значительных размерах дополнять внебюджетными. На инвестиционные цели следует мобилизовать средства частных предпринимателей и фирм других отраслей хозяйства, фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, иных фондов, благотворительные взносы и пожертвования, иностранные инвестиции. С углублением коммерциализации социально-культурных услуг крупным источником финансирования должны стать собственные накопления предприятий и учреждений, а также кредитные ресурсы.
Может дать большой экономический эффект практика многоканального финансирования инвестиционных программ и проектов при различных комбинациях бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов. За рубежом такая практика существует давно, в наших условиях она пока не нашла широкого распространения. При этом привлечение внебюджетных ресурсов для инвестирования социально-культурных объектов не должно вести к сокращению бюджетного финансирования, которое следует, увеличивать как из бюджетов субъектов Федерации, так и из федерального бюджета.
Большое значение для нормализации инвестиционного климата в сфере услуг имеет дальнейшее развитие мелкого и среднего предпринимательства, которые должны занять основные позиции в большинстве отраслей услуг. Только на этой основе может формироваться конкуренция, без которой немыслим рынок с его механизмами, создание экономической мотивации в развитии производства, обновление технологий и технических средств, переход к интенсивному использованию основных фондов и преодоление монополизма.
Расширению сферы услуг, мелкого и среднего предпринимательства должны способствовать льготы по налогообложению, кредитным операциям, регистрационный принцип организации бизнеса.
206