В марте 1992 г. был принят Закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". Он установил роль и ответственность государства в процессе конверсии; права, обязанности и ответственность конверсируемых предприятий; компенсации и льготы трудящимся, потерявшим работу в результате конверсии.
Первым непременным условием конверсии в соответствии с Законом является наличие государственного заказа по вооружению и военной технике как минимум на два года вперед, подкрепленного контрактом государственного заказа на содержание мобилизационных мощностей.
Для оказания реальной помощи конверсируемым предприятиям Правительство приняло пакет федеральных конверсионных
198
программ. В связи с этим перестроен механизм управления с отраслевого на программный, обеспечено бюджетное финансирование утвержденных программ. Последовательно проводится в программах комплексный подход с учетом всей технологической цепочки разработки и производства конверсионной продукции.
Созданы программы, ориентированные на приоритет производства экспортопригодной продукции и предприятий, выпускающих импортозаменяющую продукцию.
Глобально задачу конверсии можно было бы сформулировать так: создание на базе конверсируемых предприятий современного гражданского машиностроительного комплекса, ориентированного в первую очередь на огромный внутренний рынок. Но сегодня приоритеты в целях выживания предприятий с их профессиональными коллективами иначе формулируют задачу - изменить структуру экспорта и импорта.
Взаимовыгодное сотрудничество в производстве принципиально новых видов продукции на базе достижений, имеющихся в военно-промышленном комплексе, является необходимым условием для реализации отдельных отраслей гражданского машиностроения.
Важное значение для осуществления конверсионных проектов приобретает поиск дополнительных финансовых ресурсов, так как льготное кредитование не может покрыть всех расходов на конверсионные программы. Ряд крупных регионов (Удмуртия, Пермь) выдвигают идею самофинансирования, которое может осуществляться за счет экспорта оружия. По расчету специалистов, экспорт разрешенного к продаже оружия и военной техники Удмуртии может составить около 1 млрд долл. США, 70% этой суммы (по Указу Президента РФ) остается в республике, что вполне может обеспечить нужды конверсии и потребности местного бюджета.
Идею самоокупаемости конверсии осуществить нелегко, поскольку:
- во-первых, государственный заказ на производство оружия в экспортном исполнении составляет в некоторые годы не более 10% экспортных возможностей российских предприятий;
- во-вторых, доля России в мировой торговле оружием в последние годы сократилась с 38 до 17%; вместо 3 - 4 млрд долларов США поступления от продажи составляют менее 2 млрд долл. США;
- в-третьих, на рынке вооружений царит ожесточенная конкурентная борьба.
199
Поэтому поиск свободных ниш на рынках вооружений необходимо совмещать с активным привлечением инвестиций из местных и западных источников финансирования с целью ускорения процесса перепрофилирования предприятий ВПК на выпуск гражданской продукции.
В соответствии с Законом "О конверсии" были предусмотрены следующие статьи расходов:
- финансирование конверсируемых предприятий оборонного комплекса (осуществляется дотированием; прежде всего, дотируются расходы на содержание социальной сферы и уникального испытательного оборудования, не загруженного в связи со снижением оборонного заказа);
- финансирование НИОКР гражданского назначения, выполняемых по государственным конверсионным программам.
Отдельно финансируются две государственные научно-технические программы, в которых велика роль и участие конверсируемых предприятий:
- российская государственная космическая программа;
- программа развития гражданской авиации.
Технология производства на предприятиях оборонной промышленности опирается на мощный научно-технический потенциал, который располагает фундаментальными и прикладными исследованиями, зачастую превосходящими мировой уровень. Это создает возможность для решения проблем перевода производства на новый научно-технический уровень в гражданские отрасли. Поэтому инвестиции в оборонную промышленность могут в широком смысле способствовать модернизации технологий во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства, развитию коммунального хозяйства городов и населенных пунктов, решению проблем оздоровления окружающей среды и переводу производств на экологически чистые технологии.
200