|
Ни одну из социальных проблем страны решить в условиях спада экономики невозможно. В действиях правительства и в некоторых научных статьях ставятся как бы две задачи: стабилизация экономики и создание условий для ее роста. По существу перед Россией стоит одна задача - обеспечить устойчивый рост экономики, а задача стабилизации носит подчиненный характер. Максимизация долговременного роста является главной целевой функцией управления экономикой страны. При принятии решений нужно иметь в виду не рост "сам по себе", а повышение уровня жизни населения страны, что обеспечивается увеличением производства товаров и услуг.
Для ускорения экономического роста необходимо проводить политику стимулирования экспортной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности, эффективное налоговое регулирование, создание институтов долгосрочного кредитования,
172
формирование юридических, институциональных, финансовых и налоговых основ жилищного строительства и т.д.
Инвестиции финансируются за счет сбережений, источники которых делятся на четыре основные группы: сбережения государства (часть бюджетных средств, идущих на рынок капитала); сбережения предприятий (амортизационные фонды, часть прибыли и оборотных средств); сбережения населения (домашних хозяйств), вложенные в финансовые активы и внешние сбережения (приток иностранного капитала).
Россия обладает достаточными потенциальными ресурсами для оживления инвестиционной активности, причем на неинфляционной основе. Мобилизовать эти ресурсы можно путем восстановления роли амортизации как источника накопления; следует разумно привлекать денежные сбережения населения для долгосрочного инвестирования; стимулировать использование прибыли предприятий для инвестирования научных и производственных проблем.
В период с 1992 по 1999 гг. главную роль в инвестировании объектов экономики продолжали играть те же источники, что и в дореформенный период (табл. 8.4).
Очень незначительна доля инвестиций, обеспечиваемых за счет кредитов коммерческих банков. Так, инвестиционные кредиты множества мелких коммерческих банков в 1996 г. не обеспечивали даже 1% долгосрочных кредитов в реальную экономику.
Важные источники инвестиционных ресурсов - собственные средства предприятий, главным из них является амортизация. В 1994 г. был введен механизм ускоренной амортизации в отраслях с высокими технологиями. Он позволял предприятиям удваивать суммы амортизационных отчислений и направлять их на обновление основных фондов. Однако в условиях высокой инфляции, неплатежей предприятий-потребителей на капитальные вложения в 1995 г. использовалось не более 50 - 60% от общей суммы амортизационных отчислений. По данным Минэкономики РФ, только незначительное число предприятий в различных секторах приняло ускоренную амортизацию. Подавляющее большинство предприятий, напротив, занижало отчисления по сравнению со стоимостью основных фондов, прошедших переоценку. Такая ситуация объясняется тем, что ускоренная амортизация увеличивает себестоимость и, как правило, цену изделий, что тормозит реализацию готовой продукции.
Амортизация во всех странах рассматривается как важнейший источник внутренних инвестиционных средств компаний.
173
Таблица 8.4
Структура капитальных вложений в 1992 - 1999 гг. по источникам финансирования (в %)
Источники финансирования |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Всего капитальных вложений, |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе за счет средств: |
|
|
|
|
|
|
|
• федерального бюджета |
15,9 |
19,2 |
13,4 |
11,0 |
9,0 |
6,6 |
6,6 |
• бюджетов субъектов Федерации |
10,3 |
15,1 |
10,6 |
10,5 |
10,0 |
12,6 |
9,8 |
• собственных средств предприятий |
69,3 |
57,4 |
64,2 |
62,5 |
63,4 |
53,6 |
53,4 |
• индивидуальных застройщиков |
0,9 |
2,6 |
2,3 |
3,0 |
3,5 |
4,8 |
4,3 |
• совместных предприятий и иностранных фирм |
- |
2,4 |
1,7 |
2,8 |
3,1 |
4,4 |
6,7 |
• бюджетного фонда государственной поддержки приоритетных отраслей, централизованных внебюджетных инвестиционных фондов и других источников |
3,6 |
5,0 |
7,8 |
10,2 |
11,0 |
10,8 |
8,8 |
Прочие |
- |
- |
- |
- |
- |
7,2 |
10,4 |
При этом система налоговых отчислений от прибыли предприятий, норм амортизации, льгот по инвестиционному кредиту и ставок налогообложения физических лиц увязывается в единую взаимосвязанную систему. Например, при повышении ставок налогообложения прибыли поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционному кредиту. В западных странах при снижении ставок налогообложения прибыли компаний введение льгот по амортизации применяется крайне редко.
174
Нельзя допускать использование амортизации на текущие расходы, повышение заработной платы, премирование. Государственное регулирование амортизационной политики состоит в контроле за возвратом средств на обновление основных фондов предприятий в целях решения комплекса эколого-экономических проблем, стоящих перед нашими производствами в настоящее время. Следует иметь в виду, что за счет амортизационных отчислений, какими бы значительными они ни были, нельзя решить все проблемы современного производства в России.
Важными источниками инвестиционных ресурсов являются средства населения в виде вкладов в банках, ценных бумаг, наличных денег.
В настоящее время доля средств населения, направляемая в инвестиционную сферу, крайне незначительна. Во-первых, денежные средства населения служат надежным источником кредитных ресурсов тогда, когда сбережения населения носят массовый характер и население имеет достаточно высокий уровень жизни. В нашей стране этот фактор отсутствует: существует недоверие к коммерческим банкам, совершившим массовое ограбление вкладчиков в 1994 г. Во-вторых, сбережения населения являются весьма неустойчивым денежным ресурсом, подверженным большим колебаниям в зависимости от изменения экономической конъюнктуры и различного рода спекулятивных факторов. В-третьих, для населения вложение средств в ценные бумаги предприятий является непривлекательным, так как последние не могут обеспечить даже минимальный уровень доходности для мелких частных инвесторов. В-четвертых, в условиях инфляции и общей социально-экономической нестабильности резко снизились возможности привлечения средств населения на длительные сроки. В-пятых, средства мелких частных вкладчиков для большинства коммерческих банков остаются дорогими по цене и затратам на обслуживание клиентуры, поэтому доля привлеченных средств населения в их общих вложениях все еще невелика.
По мере оживления и роста экономики возрастет потребность в инвестиционных ресурсах. Наиболее слабым звеном в накоплении инвестиционных ресурсов, особенно для долгосрочных капитальных вложений, являются банки. В 1999 г. доля кредитов банков в основной капитал составила 4,3% (24,2 млрд руб.) от общих инвестиций (565,6 млрд руб.)1.
175
Вследствие длительной высокой инфляции кредитные вложения банков направляются главным образом на краткосрочные операции. Так, например, из анализа структуры кредитных вложений Промстройбанка вытекает, что 61,3% его средств идет на краткосрочное кредитование и лишь 20,1% - на инвестиционные проекты. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, 1/3 из 80 опрошенных коммерческих банков вообще не осуществляла долгосрочного кредитования.
В настоящее время номинальная ставка инвестиционного кредита находится на уровне 50-80%, так как в реальном выражении она отрицательна. Вследствие замедления инфляции появилась также тенденция к снижению учетной ставки Центрального банка (с 210 до 155%), что создает предпосылки для уменьшения ставки коммерческого и инвестиционного кредитов. Если снижение кредитных ставок будет происходить более быстрыми темпами, чем инфляция, то инфляционные ожидания станут слабее и банковское финансирование инвестиционных проектов может возрасти. Следует иметь в виду, что банковские вложения направляются как в производство, так и в развитие различных элементов рыночной инфраструктуры.
Значительные инвестиционные возможности могут быть получены за счет развития фондового рынка.
Определенную роль в решении экономических задач в России может сыграть иностранный капитал и, прежде всего, в форме прямых частных инвестиций в приоритетные сферы национальной экономики. Но в период либерализации экономики все старания наших реформаторов привлечь капиталы иностранных бизнесменов в экономику России не увенчались успехом. Объем иностранных инвестиций в России остается сравнительно небольшим. По данным Госкомстата РФ, общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику составил на 30 июня 1996 г. 9,04 млрд долл., или 2,25 трлн руб. А только в первом полугодии 1996 г. в нашу экономику было вложено 2,01 млрд долл. В настоящее время западные инвесторы в основном сосредотачивают свои капиталы в топливно-энергетическом секторе, в сфере финансовых и консалтинговых услуг.
В 1999 г. объем иностранных инвестиций в России составил 2,7 млрд долл.
176
По состоянию на 1 июля 1999 г. накопленный страной капитал в экономике России составил 27,8 млрд долл. США. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 56,8%, доля прямых инвестиций составила 42,0%, портфельных - 1,2%.
В первом полугодии 1999 г. замедлились темпы поступления иностранных инвестиций. Общий объем поступившего иностранного капитала составил 55,5% от объема соответствующего периода предыдущего года (в 1-м полугодии 1998 г. - 99,1%, за весь 1998 г. - 95,8%).
За период с первого полугодия 1998 г. по первое полугодие 1999 г. изменилась структура иностранного капитала, поступившего в Россию. Так, при снижении доли прочих инвестиций с 80% в первом полугодии 1998 г. до 42,9% в первом полугодии 1999 г. доля прямых инвестиций возросла с 19,6 до 56,9%.
Объем прямых иностранных инвестиций в первом полугодии 1999 г. составил 2,4 млрд долл. США, что в 1,6 раза больше аналогичного показателя за первое полугодие 1998 г. Рост произошел в основном за счет привлечения прямых инвестиций из США в нефтеперерабатывающую промышленность Сахалинской области (около 1 млрд долл.).
Доля портфельных инвестиций в общем объеме инвестиций снизилась с 0,4% в первом полугодии 1998 г. до 0,2% в первом полугодии 1999 г. (с 32 млн до 7 млн долл.). Значительное снижение произошло в объеме продаж акций иностранным инвесторам - соответственно с 0,4 до 0,1% (с 29 млн до 4 млн долл.).
Снижение доли прочих иностранных инвестиций в первом полугодии 1999 г. по сравнению с первым полугодием 1998 г. обусловлено уменьшением в 5,8 раз объема торговых кредитов (с 1,7 млрд до 0,3 млрд долл.) и в 3 раза - прочих кредитов (с 4,3 млрд до 1,5 млрд долл.).
Привлекательными отраслями для иностранных инвесторов является промышленность, вложения в которую в первом полугодии 1999 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросли на 20%, торговля и общественное
177
питание - 12,3%. Вместе с тем, снизились объемы иностранных инвестиций в такие привлекательные для иностранных инвесторов отрасли, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (в 11,7 раза), финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение (в 14,9 раза).
Таблица 8.5
Динамика поступлений иностранных инвестиций
|
1-е полугодие 1999 г., млрд долл. США |
К итогу, % |
1-е полугодие 1999 г. к 1-му полугодию 1998 г., % |
Инвестиции |
4271 |
100 |
55,5 |
из них:. |
|
|
|
► прямые инвестиции |
2429 |
56,9 |
161,0 |
в том числе |
|
|
|
• взносы в уставный капитал |
628 |
14,7 |
98,0 |
• кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий |
739 |
17,3 |
124,6 |
• прочие прямые инвестиции |
1062 |
24,9 |
в 3,9 раза |
► портфельные инвестиции |
7 |
0,2 |
21,9 |
в том числе: |
|
|
|
• акции |
4 |
0,1 |
13,8 |
• долговые ценные бумаги предприятий |
3 |
0,1 |
33,3 |
► прочие инвестиции |
1835 |
42,9 |
29,8 |
в том числе: |
|
|
|
• торговые кредиты |
284 |
6,6 |
17,2 |
• прочие кредиты |
1496 |
35,0 |
33,0 |
• прочие |
55 |
1,3 |
18,8 |
Доля иностранного капитала, направленного в промышленность России, в общем объеме инвестиций увеличилась с 29,4% в первом полугодии 1998 г. до 63,6% в первом полугодии 1999 г. В промышленность было направлено в первом полугодии 1999 г.
178
2718 млн долл., из которых 62,9% приходилось на прямые инвестиции, которые преимущественно направлялись в топливную промышленность (58,2%), пищевую промышленность, торговлю и общественное питание, а также предприятия транспортного сектора. Общий объем прямых инвестиций в эти отрасли российской экономики составил 1,9 млрд долл., или 79,3% всех прямых вложений в экономику в первом полугодии 1999 г.
В целях привлечения иностранных инвестиций в ряде регионов России создаются условия для благоприятного инвестиционного климата (инвесторам предоставляются льготы по уплате налога на прибыль в региональные бюджеты, отсрочка различных налоговых выплат в местные бюджеты).
По накопленным иностранным инвестициям на конец июня 1999 г. лидируют: Москва - 13,8 млрд долл. (49,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций), Сахалинская область - 1,4 млрд долл. (5,0%), Тюменская область - 1,2 млрд долл. (4,2%), Республика Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург - по 1,1 млрд долл., Краснодарский край, Республика Коми и Нижегородская область - по 0,5 млрд долл. На долю десяти регионов (Астраханская, Кировская, Брянская, Костромская, Тамбовская, Читинская и Курганская области, республики Адыгея, Карачаево-Черкесская, а также Еврейская автономная область) с объемами накопленных иностранных инвестиций от 0,3 до 4,8 млн долл. приходится менее 1% от общего объема накопленных иностранных инвестиций (21,7 млн долл.).
Инвестиционный доход от вложений иностранных инвесторов в экономику России снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,2% и составил З1 млн долл. От прямых инвестиций - возрос на 7,0% и составил 21 млн долл. (69,3% от общего объема инвестиционного дохода).
В структуре инвестиционного дохода иностранных инвесторов за период с первого полугодия 1998 г. произошли изменения. Так, доля дохода от прямых инвестиций выросла за этот период с 58,1 до 69,3%, а доля дохода от портфельных инвестиций и прочих инвестиций снизилась соответственно с 3,4 до 1,8% и с 38,5 до 28,9%.
Гарантии, предоставленные Федеральным законом "Об иностранных инвестициях" № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г., обеспечивают законодательную защиту как иностранным, так и отечественным инвесторам, вкладывающим инвестиции в стабилизацию и оживление производства в России, нормализацию платежно-финансовой дисциплины, развитие инфраструктуры российского рынка, развитие рынка корпоративных ценных бумаг на условиях прозрачности фирм - участниц рынка, что
179
в свою очередь станет стимулом для активизации инвестиционной деятельности в стране.
Для структурной перестройки экономики, решения комплекса эколого-экономических задач на современном научно-техническом уровне необходимо постоянно увеличивать капитальные вложения в сектор реальной экономики. Однако в России пока отсутствуют гарантии и стимулы для притока банковских и других инвестиций в экономику. Инфляция, продолжающийся платежный кризис, потеря конкурентоспособной продукции на внутреннем рынке, низкий уровень пополнения доходной части бюджета - все это сдерживает инвестиции в производство.
Важнейшие факторы структурной перестройки экономики:
- скорость и качество институциональных изменений, т.е. изменений в экономических отношениях между участниками хозяйственной жизни;
- норма накопления, полнота трансформации накоплений в инвестиции, объем инвестиций, направляемых на техническое перевооружение экономики, улучшение организации производства и управления;
- эффективность инвестиций и их структура;
- роль государства в достижении необходимых параметров вышеуказанных факторов.
Специфика структурной перестройки в России состоит в том, что она, во-первых, отправным пунктом имеет структуру экономики, сложившуюся в условиях планово-распределительной системы и изоляции от мирового рынка, страдающую глубокой деформацией, низкой конкурентоспособностью большинства продукции обрабатывающих отраслей, высоким уровнем монополизации производства и обращения. Во-вторых, в этих условиях действие рыночных сил может привести к формированию ущербной .структуры экономики, характеризующейся потребительским характером, а значит, низким уровнем накоплений и инвестиций, а также преобладанием в производстве и экспорте сырья и энергоносителей первичных ресурсов при упадке обрабатывающей промышленности, что означало бы утрату Россией позиций в ряду развитых индустриальных стран. В-третьих, структурная перестройка разворачивается на фоне высокой криминализации экономики, в том числе кредитно-финансовой сферы. Это может затруднить процесс выздоравливания экономики, поскольку криминализируются
180
те отрасли, на которые делается ставка при выводе экономики России из кризиса.
Необходимым условием перехода экономики от состояния спада к стабилизации, а затем к росту является наращивание инвестиций при высокой их эффективности.
Расчеты Министерства экономики РФ показывают, что структурная перестройка и доведение темпов роста до 4 - 5% в год за 4 года действия программы Правительства на 1997 - 2000 гг. позволяет увеличить общий объем инвестиций в реальный сектор экономики до 500 млрд руб. в год (в ценах 1996 г.), или примерно в 1,4 раза по сравнению с 1996 г. Прирост объема капитальных вложений, таким образом, должен составить 150- 170 млрд руб. (30 - 35 млн долл.) при повышении эффективности инвестиций в 1,5 раза. Основным источником финансирования должны быть средства предприятия, прежде всего амортизационные фонды в объеме 370 - 400 млрд руб., из них на инвестирование капитальных вложений используется пока 35 - 40%. Еще 100 - 120 млрд руб. будут инвестированы из прибыли. Всего предприятия располагают инвестиционным потенциалом 470- 520 млрд руб. Инвестиционный потенциал населения (свыше 100 млрд руб..) используется пока на 15 - 20%.
Государственные инвестиции с учетом их фактического финансирования из федерального и местного бюджетов в 1996 г. не превышали 40 - 45 млрд руб. при бюджетном дефиците в 90 млрд руб.
Иностранные инвестиции в 1996 г. составили примерно 3 млрд долл. За 3 - 4 года их объем ожидается довести до 10 - 12 млрд долл., или до 50 - 60 млрд руб.
Всего, таким образом, из доступных источников возможно мобилизовать 450 - 470 млрд руб., или 90% требуемой величины. Недостающая часть может быть изыскана в предстоящий период только за счет прироста внутренних доходов и накоплений. Для того чтобы повысить долю внутренних накоплений в ВВП с 24 до 29%., необходимо добиться жесточайшей экономии и эффективного использования инвестиционных ресурсов путем направления их в быстроокупаемые инвестиционные проекты.
Основные направления инвестиционной политики на период реализации программы должны состоять в стимулировании накопления и создании благоприятного климата для инвестиций. В этом направлении действуют снижение инфляции и осуществление рассмотренных выше институциональных преобразований. Реформа предприятий предусматривает меры по защите
181
прав собственности, повышению прозрачности предприятий для инвесторов и т.п. В том же направлении должна действовать налоговая реформа.
Существенные изменения должны произойти в амортизационной политике. Могут быть повышены нормы амортизации и применена ускоренная амортизация, чтобы предоставить возможность предприятиям большую долю финансовых средств выводить из-под обложения налогом на прибыль, если эти средства направляются на инвестиции.
В четырехлетие (1997 - 2000 гг.) ожидалось, что рынок капитала и финансовые посредники должны обеспечить информацию о предложении капитала и предложение проектов, которые, в свою очередь, должны были своевременно доходить до заинтересованных партнеров.
В целях содействия повышению эффективности инвестиций необходима разработка и реализация преимущественных, льготных мер для инвесторов и объектов инвестиций.
Учитывая необходимость прямого вмешательства государства в формирование структуры экономики в увязке с ограничением налогового бремени и доли государственных расходов в ВВП в предстоящий период, потребуется добиться того, чтобы государственное накопление стало положительным. Наряду со снижением бюджетного дефицита государственные инвестиции к 2000 г. должны быть увеличены до 3 - 3,5% ВВП против 2% в 1996 г.
Государственные инвестиции предполагается распределять только на конкурсной основе.
По данным Госкомстата, в 1999 г. получены следующие результаты: инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства) в 1999 г. составили 675 млрд руб. (без инвестиций в прирост запасов материальных оборотных средств); инвестиции в основной капитал в 1999 г. составили 659,3 млрд руб., по сравнению с 1998 г. по всем организациям в сопоставимых ценах увеличились на 4,5%.
Структура инвестиций в основной капитал представляет следующие отношения: инвестиции в здания, кроме жилых, и сооружения составили 41,0% из общего объема инвестиций в основной капитал; в машины, оборудование, инструмент, инвентарь - 36,5%, в жилища - 14,1%.
182
На долю российской формы собственности приходится 89,3% всех инвестиций, в том числе смешанной российской - 37,3%; иностранной - 3,2%, смешанной с совместным российским и иностранным участием - 7,5%.
Основным источником финансирования инвестиций (без субъектов малого предпринимательства) являются собственные средства предприятий, которые составили 53,4% от общего объема инвестиций; на долю бюджетных средств приходилось 17,4 против 19,2% в 1998 г.
Таблица 8.6
Структура инвестиций в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства)
|
1999 г. |
Справочно, в % к итогу |
млрд руб. |
в% к итогу |
1998 г. |
1997 г. |
Инвестиции в нефинансовые активы х, |
675,4 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
• инвестиции в основной капитал |
565 |
83,7 |
83,6 |
85,8 |
• капитальный ремонт основных фондов |
101,7 |
15,1 |
13,9 |
12,5 |
• инвестиции в нематериальные активы |
6,9 |
1,0 |
2,1 |
1,6 |
• инвестиции в другие нефинансовые активы |
1,2 |
0,2 |
0,4 |
0,1 |
x - без инвестиций в прирост запасов материальных оборотных средств |
В отрасли, которые производят товары, направлено 47,6% всех инвестиций (без субъектов малого предпринимательства); в отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги, - 52,4%.
Более половины инвестиций в основной капитал в 1999 г. (без субъектов малого предпринимательства) составили инвестиции в объекты, основным видом экономической деятельности которых являются обрабатывающая промышленность (19,4% к итогу), горнодобывающая промышленность (15,8%), транспорт, складское хозяйство и связь - 15,5%). Введено в действие 126,4 тыс. зданий, (в 1998 г. - 120,7 тыс. зданий), их общий строительный
183
объем составил 160,9 млн м3 (в 1998 г. - 152,3 тыс. м3), общая площадь 43 млн м2 (в 1998 г. - 40,1 млн м2)
Вопросы и задания
- В чем состоит кризис индустриализма и его причины?
- Какие системообразующие факторы постиндустриального общества вам известны?
- В чем должна проявляться социальная ориентация производства?
- Уровень износа основных фондов и капитальные вложения в их обновление. Использование прибыли и амортизация для воспроизводства ОФ.
- Какие главные источники финансирования капитальных вложений в реальную экономику вам известны, каковы их потенциальные возможности?
- Какими действиями администрации могут быть заблокированы источники финансирования (прибыль, амортизация, кредит) ?
- Оцените действия либерализации цен на экономику.
- Какими мерами можно активизировать инвестиционный процесс?
184
1
См.: Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 1999 г., № 8. - М.: Госкомстат РФ. - С. 7.
1
Справка составлена на основании данных "Статистического бюллетеня" № 9(59) Российского статистического агентства. Москва, сентябрь 1999 г.
2
Иностранные инвестиции в экономику России - все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России.
|
|