8.4. Оживление инвестиционного процесса

Низкая инвестиционная активность имеет серьезные внутренние причины, делающие неэффективными инвестиции в производственную сферу. Для того, чтобы инвестиции в российскую экономику стали прибыльными, нужно свести инфляцию к минимуму - до 10% и меньше в год; разблокировать финансовые ресурсы предприятий - оборотные средства, амортизационные отчисления, прибыли; разработать поэтапную систему государственного протекционизма, направленную на поддержание и развитие инфраструктурных отраслей экономики, производства с высокими

167

технологиями и технологиями, обеспечивающими конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

Оживление инвестиционного процесса в России должно произойти прежде всего за счет внутренних ресурсов, а иностранным инвестициям следует отводить только второстепенную роль из-за небольшого объема и низкой мобильности.

О государственном участии в оживлении инвестиционной деятельности в России существует две точки зрения. Первая - навязанная авторами либеральных реформ, исходит из того, что государственное вмешательство не может обеспечить более эффективное распределение ресурсов, чем рыночный механизм самоорганизации; вторая - исходит из того, что государственное регулирование, государственный протекционизм в период сложной структурной перестройки народного хозяйства является неотъемлемым атрибутом управления в современной рыночной экономике.

Активное вмешательство государства ускорит решение глобальных экономических задач в России. Рассматриваемую проблему следует решать с учетом особенностей российской экономики, которая состоит в том, что она представляет собой экономику промышленно-индустриального типа с большим удельным весом сырьевых и передельных отраслей, а также военно-промышленного комплекса. Наша экономика отличается высокой капиталоемкостью, низкой оборачиваемостью капитала и замедленным реагированием на рыночные импульсы. Упадок инвестиционного процесса в годы реформирования экономики приводит к негативным явлениям - распаду многих видов производств, включая предприятия с высокими технологиями оборонного комплекса, к деградации важных научных направлений, которые могли бы составить базу для технологических прорывов в будущее.

Сложившиеся экономические условия в России не содержат пока реальных предпосылок для саморегулирования инвестиционных процессов экономики в целом на основе либеральных подходов (подобно временам Адама Смита).

Необходимость перехода к целенаправленному государственному регулированию активизации инвестиционного процесса вызывается возникновением устойчивого интереса к развитию производственного потенциала в целом ряде секторов экономики; созданием механизма аккумулированных инвестиционных ресурсов для многих отраслей производственного сектора; созданием новой рыночной инфраструктуры, способной организовать

168

устойчивый инвестиционный процесс и межотраслевой перелив капитала в масштабах отраслей и регионов России.

Либерализация цен изменила ценовые соотношения на отдельные виды ресурсов, спровоцировала серьезные структурные перекосы. Наиболее остро ценовой кризис ощущается в обрабатывающей промышленности, особенно в отраслях трудоемких и фондоемких. В этих условиях ценовая стабилизация не может быть достигнута без структурной реформы оптовых цен. Должны быть установлены правила ценообразования на основные товары топливно-энергетического, металлургического, химического комплексов, а также зерно и комбикорма, транспортные тарифы, арендную плату и т.п. Нужно в общей сложности регулировать несколько десятков (до 50) наименований товаров. Правила ценообразования должны охватить регулирование внутренней структуры цен (норма амортизационных отчислений, плата за ресурсы, страховые взносы, нормы рентабельности), которая будет устанавливаться с учетом структуры и уровня мировых цен на аналогичные виды продукции и гарантировать нормальные производственные условия за счет внутренних финансовых ресурсов предприятий. Это предполагает регулирование цен на продукцию обрабатывающей промышленности через норму рентабельности и размер амортизационных отчислений. Прибыль сверх установленной рентабельности может подлежать принудительной капитализации посредством ее аккумуляции в социальных внебюджетных отраслевых инвестиционных фондах с последующим использованием на расширение или реконструкцию мощностей по выпуску дефицитных видов продукции. Изъятие сверхприбыли в специализированные фонды целесообразно осуществлять в обмен на их акции с последующим обменом на акции, обеспеченные создающимся на средства таких фондов имуществом. Это будет способствовать оживлению рынка ценных бумаг и росту ликвидности акций промышленных предприятий, которые не могут стать полноценными субъектами фондового рынка.

Общенациональными инвестиционными программами должны стать программы обновления парка самолетов гражданской авиации, подвижного состава и средств тяги на железнодорожном транспорте, развития средств связи, модернизации и развития нефтеперерабатывающей промышленности. Такие инвестиционные программы следовало бы кооперировать с конверсией ВПК, ракетно-космической, оборонной, радиоэлектронной промышленностью, а также смешанными производствами - машиностроением, металлургией и химией.

169

Для выхода из кризиса и оживления экономики необходима активная инвестиционная политика правительства, которое должно обращать серьезное внимание на формирование соответствующей инвестиционной структуры рынка. Созданные институты приватизации в период либерализации экономики с 1992 г. не решили проблему ответственных собственников. Львиная доля акций осталась в руках трудовых коллективов и управленческого звена предприятий, а также в инвестиционных фондах. Эти фонды не стали и не могут стать эффективным инструментом аккумулирования инвестиций для оживления и подъема реального сектора экономики. Поэтому правительству необходимо дополнить рыночную инфраструктуру новыми институтами, деятельность которых будет направлена на формирование в базовых отраслях промышленности инвестиционной и технической политики, обеспечивающей и межотраслевой перелив капитала, и создание благоприятного инвестиционного климата в экономике страны.

Активизация и управление инвестиционного процесса должны проходить по четким программам. Отбор объектов для инвестирования в промышленности должен производиться по критерию наибольшей эффективности и с наименьшим временным лагом. Государственным органам управления экономикой РФ с помощью концернов, корпораций, предприятий, а также региональных органов управления субъектов Федерации предстоит выделить приоритетные направления инвестиций. Причем по каждому объекту нужно решать за счет выделенных вложений весь комплекс современных проблем производства: экономических (производство конкурентоспособной и высокоэффективной продукции), экологических (гарантирующих экологически чистые среды, выбросы и сбросы вредных ингредиентов в минимальных предельно допустимых концентрациях), технологических (применение высоких безотходных, малоотходных и экологически чистых технологий, гарантирующих выпуск высококачественной продукции нового поколения). Вместе с тем, за счет этих же инвестиций предстоит совершенствовать структуру материального производства для решения социальных проблем, ликвидации диспропорций между основными отраслями материального производства и инфраструктурными отраслями (транспортом, связью, энергетикой и др.).

Восстановление экономического роста России потребует огромного объема инвестиций.

В апреле 2000 г. В.В. Путиным были одобрены базовые подходы стратегической программы социально-экономического развития

170

России. В основу экономической политики в этом документе положено формирование институциональных условий, стимулирующих предпринимательскую деятельность как фундамент устойчивого экономического роста. Полный текст программы не получил тогда официального оформления, однако она стала базой для подготовки более технологических документов - программы мер на 18 месяцев, на 2002 - 2004 гг. и проектов, разрабатываемых Правительством, нормативных актов.

В центре внимания стратегической программы находится комплекс институциональных и структурных реформ, включая политические, при поддержании общей макроэкономической стабильности (прежде всего адекватной бюджетной и денежно-кредитной политики).

Важнейшие компоненты институциональных реформ, которые должны быть осуществлены в России:

  1. Налоговая реформа и сокращение налогового бремени.
  2. Реформирование бюджетной системы (речь идет не о формальном сокращении бюджетных расходов, а о проведении глубоких структурных реформ бюджетного сектора, обеспечивающих рост эффективности использования государственных средств).
  3. Повышение эффективности государственного регулирования хозяйственной деятельностью. Снижение барьеров для входа на рынок, упрощение системы регистрации, лицензирования и контроля над частнопредпринимательской деятельностью, упрощение реализации инвестиционных проектов.
  4. Обеспечение гарантий частной собственности, включая интеллектуальную. Повышение эффективности использования государственной собственности.
  5. Снижение и унификация таможенных тарифов.
  6. Развитие финансового рынка и финансовых институтов. Особой проблемой является укрепление надежности и эффективности банковской системы.
  7. Реформа естественных монополий, предполагающая повышение их инвестиционной привлекательности через разделение на монопольный и конкурентный секторы, что требует максимальной "прозрачности" их деятельности и максимально возможного стимулирования конкуренции.
  8. Реформирование системы социальной поддержки в на правлении концентрации ресурсов на помощь малоимущим.
  9. Реформирование пенсионной системы в направлении раз вития накопительных фондов.

171

Особенностью Стратегической программы является то, что в ней отсутствует отраслевой принцип приоритетов. Фактически в программе признается два обстоятельства. "Во-первых, пока не пришло время говорить о сравнительных преимуществах российской экономики в отраслевом разделе - только практика покажет, в каких секторах страна может на равных конкурировать с наиболее передовыми мировыми производителями. Во-вторых, наиболее перспективными и конкурентоспособными могут оказаться не отрасли, а конкретные предприятия1".

Стратегическая программа предполагает решение ряда принципиальных задач, выходящих за рамки собственно социально-экономической политики. Здесь особенно актуальными являются административная и судебная реформы. От них зависит достижение практически всех экономических целей, поскольку предпринимательская активность будет "скована" в условиях коррупции государственного аппарата и несправедливости судебных решений. Это означает, что в современной российской ситуации проблема исполнения законов выходит на передний план и оказывается даже более важной задачей, чем принятие новых нормативных актов.

172


1 Вопросы экономики, № 3, 2001. - С. 13.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.