8.3.2. Примеры расчета месячных сумм амортизации
основных средств объекта, выполненные
различными способами

Наличие четырех способов расчета амортизационных отчислений (табл. 8.3) позволяет организациям самостоятельно разрабатывать систему проведения этой работы. Положения ПБУ 6/97 используются при учете основных средств по договорам аренды и при учете объектов природопользования.

При этом доходы, расходы и потери от списания и продажи оборудования зачисляются в прибыль или убыток организации.

Приведенные выше примеры расчета уровня амортизации не используются в банках и бюджетных организациях. Положение ПБУ 6/97 не распространяется на следующие объекты основных средств:

163

  • машины, оборудование и другие аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей или на складах организаций, занимающихся их торговлей;

Таблица 8.3

Способы расчета месячных сумм амортизации объекта

Способы расчета
амортизации
Исходные данные
для расчета амортизации
Расчет
1. Линейный 1. Первоначальная стоимость основных средств равна 80 тыс. руб.
2. Срок эксплуатации (полезного использования) объекта - 1 1 лет
1. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений, руб.: (80,000: 11): 12=606
2. Уменьшение остатка 1. Первоначальная стоимость объекта - 130 тыс. руб.
2. Срок эксплуатации объекта - 7 лет
3. Удельный вес отчислений по годам эксплуатации объекта в долях единицы:
1-й - 0,2; 2-й - 0,18;
3-й - 0,16; 4-й - 0,14;
5-й -0,12; 6-й -0,11;
7-й - 0,09
1. Для первого года ежемесячная сумма амортизации составит, руб.:
13 000 × 0,2 : 12 = 2167
2. Для шестого года ежемесячная сумма амортизации, руб.:
130000 × 0,11 : 12 = 1192 и т.д.
3. Списание стоимости по сумме числа лет срока полезного использования объекта амортизации 1. Первоначальная стоимость объекта - 110 тыс. руб.
2. Срок эксплуатации объекта - 7 лет
Например, для четвертого года эксплуатации ежемесячная сумма амортизации составит, руб.:
4 : (1+2+3+4+5+6+7) × 110000 : 12= 1309
4. Списание стоимости пропорционально объему продукции 1. Первоначальная стоимость объекта - 93,4 тыс. руб.
2. Планируемая масса выпускаемой продукции за время эксплуатации - 1450 т
3. Фактический месячный выпуск продукции - 160 т
1. Амортизация за расчетный месяц, руб.: (93 400 : 1450) × 160 = 10 306

164

  • предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути;
  • капитальные и финансовые вложения и другие долгосрочные инвестиции.

В 1993 г. формировался отраслевой внебюджетный фонд, в который предприятия отчисляли 6% прибыли. Но это был возврат к централизованно регулируемой экономике (в министерстве создавался централизованный фонд развития производства). При таком методе финансирования капитальных вложений масштабы технического перевооружения предприятий зависят не от конъюнктуры рынка и результатов их работы, как это должно быть в рыночной экономике, а от того, сколько денег будет выделено из отраслевого фонда.

Фонд денежных средств для финансирования расширенного воспроизводства ОФ - не единственное условие выхода из кризиса капитального строительства. Надо формировать рыночный инвестиционный климат, для которого характерно стремление предпринимателей развивать действующее и налаживать новое производство, внедрять новую технику и технологию с тем, чтобы поставлять на рынок продукцию, пользующуюся спросом, опережать конкурентов. Среди причин, препятствующих созданию такого климата, - монополизм производителей, однобокое развитие рынка, консерватизм многих директоров. До сих пор около 2% промышленных предприятий выпускает более 40% промышленной продукции.

Коммерческие банки идут на разные ухищрения, чтобы привлечь деньги населения, но они используют их не для всего спектра потребностей, а только лишь на кредитование торговых операций. Коммерсанты же, используя кредит, преимущественно торгуют импортным (из дальнего и ближнего зарубежья) товаром. Поэтому расширение коммерции не сопровождается соответствующим подъемом отечественного производства, капитального строительства. Многие предприятия уменьшают выпуск продукции и одновременно увеличивают зарплату за счет амортизационных отчислений, льготных кредитов. Идет процесс интенсивного "проедания" ОФ.

Износ ОФ приблизился к 60%, т.е. к порогу, за которым начинается физический распад производственного потенциала. Этот процесс деинвестирования производства характеризуется тем, что в производстве потребляется больше капитала, чем производится.

Серьезным последствием такой тенденции развития является нарастающая опасность техногенных аварий и катастроф. Согласно

165

прогнозам уровень аварийности будет ежегодно повышаться на 10 - 30%, увеличатся затраты на ликвидацию аварий и их последствий до 5 - 6% ВВП, они превысят расходы на такие направления, как здравоохранение и охрана окружающей среды вместе взятые1.

Правительственная программа в инвестиционной сфере оказалась на грани срыва. Общий объем инвестиций в 1996 г. сократился на 18%. Федеральная инвестиционная программа 1995 г. профинансирована на 63% годовых бюджетных назначений. По субъектам Федерации федеральная инвестиционная программа была обеспечена финансированием только на 56,6%2.

В 1999 г. федеральная инвестиционная программа также была не выполнена. Из 193 производственных и социальных объектов, предусмотренных к вводу в 1999 г. и финансируемых из федерального бюджета (по перечню Минэкономики России) введено только 27, в том числе 18 - на полную мощность, 9 - частично. На каждом шестом объекте, предусмотренном к вводу в 1999 г., строительство не велось. Техническая готовность большинства строек федеральной программы составила менее 50%.

Низкая инвестиционная активность сохраняется и в отраслях реального сектора экономики, от которых зависит структурная перестройка (машиностроение, строительная индустрия, промышленность строительных материалов, а также сфера проектирования).

В условиях нормально работающего рынка при подобном спаде производства фирмы, чтобы не разориться, стремятся повысить конкурентоспособность за счет расширения модернизации производственного аппарата, и таким путем ведется поиск выхода из кризиса.

В наших условиях побудительные мотивы к обновлению производственного аппарата и выпуску конкурентоспособной продукции в ближайшем будущем реализоваться будут с большими трудностями, так как источники финансирования все еще заблокированы инфляцией, которая обесценивает инвестиционные ресурсы предприятий (оборотные средства, амортизацию и др.), и разрушенной в 1992 г. системой накопления сбережений населения для долгосрочного инвестирования. В результате дефляционной политики правительства в 1992 г. уничтожено без всякой пользы для государства

166

более 600 млрд руб. частных накоплений. В 1994 г. более сорока миллионов вкладчиков обворованы коммерческими банками при попустительстве правоохранительных органов и правительства страны. У населения изъяты те накопления, на которые они могли купить квартиры, автомобили, поднять садовые участки и т.д. Выход из инвестиционного кризиса заблокирован также отсутствием широкого рынка, заемных средств у банков, которые не могут мобилизовывать финансовые ресурсы на долгосрочные кредиты, необходимые для реализации проектов производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и мировом рынках. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что Россию охватил крупномасштабный инвестиционный кризис, грозящий деградацией основных производственных фондов и экономической катастрофой национального народного хозяйства.

Ухудшилось финансовое состояние предприятий. Хроническим явлением стали невыплата заработной платы, неплатежи предприятиям, выполняющим государственные и оборонные заказы, отсутствие средств на реализацию государством его важнейших функций. Так, в Новосибирской области, где высока доля оборонных отраслей, в 1996 г. из установленной на эти цели суммы (263 млрд руб.) федеральным бюджетом было выделено только 1,1%, а самими предприятиями затрачено 44 млрд руб. Все предприятия нуждаются в содействии правительственных органов в их реструктуризации, стимулировании хозяйственной деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, улучшении финансово-экономических результатов их деятельности.

Реформирование предприятий в этом направлении слишком затянулось во времени и нанесло стране большой экономический ущерб.

167


1 Плакин В. Кризис инвестиционной сферы российской экономики и пути его преодоления//Вопросы экономики, 1996, №12.-С. 101 - 102.
2 Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 - 2000 гг. Структурная перестройка и экономический росту/Вопросы экономики, 1997, №1. - С.8.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.