Наличие четырех способов расчета амортизационных отчислений (табл. 8.3) позволяет организациям самостоятельно разрабатывать систему проведения этой работы. Положения ПБУ 6/97 используются при учете основных средств по договорам аренды и при учете объектов природопользования.
При этом доходы, расходы и потери от списания и продажи оборудования зачисляются в прибыль или убыток организации.
Приведенные выше примеры расчета уровня амортизации не используются в банках и бюджетных организациях. Положение ПБУ 6/97 не распространяется на следующие объекты основных средств:
163
- машины, оборудование и другие аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей или на складах организаций, занимающихся их торговлей;
Таблица 8.3
Способы расчета месячных сумм амортизации объекта
Способы расчета амортизации |
Исходные данные для расчета амортизации |
Расчет |
1. Линейный |
1. Первоначальная стоимость основных средств равна 80 тыс. руб. 2. Срок эксплуатации (полезного использования) объекта - 1 1 лет |
1. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений, руб.: (80,000: 11): 12=606 |
2. Уменьшение остатка |
1. Первоначальная стоимость объекта - 130 тыс. руб. 2. Срок эксплуатации объекта - 7 лет 3. Удельный вес отчислений по годам эксплуатации объекта в долях единицы: 1-й - 0,2; 2-й - 0,18; 3-й - 0,16; 4-й - 0,14; 5-й -0,12; 6-й -0,11; 7-й - 0,09 |
1. Для первого года ежемесячная сумма амортизации составит, руб.: 13 000 × 0,2 : 12 = 2167 2. Для шестого года ежемесячная сумма амортизации, руб.: 130000 × 0,11 : 12 = 1192 и т.д. |
3. Списание стоимости по сумме числа лет срока полезного использования объекта амортизации |
1. Первоначальная стоимость объекта - 110 тыс. руб. 2. Срок эксплуатации объекта - 7 лет |
Например, для четвертого года эксплуатации ежемесячная сумма амортизации составит, руб.: 4 : (1+2+3+4+5+6+7) × 110000 : 12= 1309 |
4. Списание стоимости пропорционально объему продукции |
1. Первоначальная стоимость объекта - 93,4 тыс. руб. 2. Планируемая масса выпускаемой продукции за время эксплуатации - 1450 т 3. Фактический месячный выпуск продукции - 160 т |
1. Амортизация за расчетный месяц, руб.: (93 400 : 1450) × 160 = 10 306 |
164
- предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути;
- капитальные и финансовые вложения и другие долгосрочные инвестиции.
В 1993 г. формировался отраслевой внебюджетный фонд, в который предприятия отчисляли 6% прибыли. Но это был возврат к централизованно регулируемой экономике (в министерстве создавался централизованный фонд развития производства). При таком методе финансирования капитальных вложений масштабы технического перевооружения предприятий зависят не от конъюнктуры рынка и результатов их работы, как это должно быть в рыночной экономике, а от того, сколько денег будет выделено из отраслевого фонда.
Фонд денежных средств для финансирования расширенного воспроизводства ОФ - не единственное условие выхода из кризиса капитального строительства. Надо формировать рыночный инвестиционный климат, для которого характерно стремление предпринимателей развивать действующее и налаживать новое производство, внедрять новую технику и технологию с тем, чтобы поставлять на рынок продукцию, пользующуюся спросом, опережать конкурентов. Среди причин, препятствующих созданию такого климата, - монополизм производителей, однобокое развитие рынка, консерватизм многих директоров. До сих пор около 2% промышленных предприятий выпускает более 40% промышленной продукции.
Коммерческие банки идут на разные ухищрения, чтобы привлечь деньги населения, но они используют их не для всего спектра потребностей, а только лишь на кредитование торговых операций. Коммерсанты же, используя кредит, преимущественно торгуют импортным (из дальнего и ближнего зарубежья) товаром. Поэтому расширение коммерции не сопровождается соответствующим подъемом отечественного производства, капитального строительства. Многие предприятия уменьшают выпуск продукции и одновременно увеличивают зарплату за счет амортизационных отчислений, льготных кредитов. Идет процесс интенсивного "проедания" ОФ.
Износ ОФ приблизился к 60%, т.е. к порогу, за которым начинается физический распад производственного потенциала. Этот процесс деинвестирования производства характеризуется тем, что в производстве потребляется больше капитала, чем производится.
Серьезным последствием такой тенденции развития является нарастающая опасность техногенных аварий и катастроф. Согласно
165
прогнозам уровень аварийности будет ежегодно повышаться на 10 - 30%, увеличатся затраты на ликвидацию аварий и их последствий до 5 - 6% ВВП, они превысят расходы на такие направления, как здравоохранение и охрана окружающей среды вместе взятые1.
Правительственная программа в инвестиционной сфере оказалась на грани срыва. Общий объем инвестиций в 1996 г. сократился на 18%. Федеральная инвестиционная программа 1995 г. профинансирована на 63% годовых бюджетных назначений. По субъектам Федерации федеральная инвестиционная программа была обеспечена финансированием только на 56,6%2.
В 1999 г. федеральная инвестиционная программа также была не выполнена. Из 193 производственных и социальных объектов, предусмотренных к вводу в 1999 г. и финансируемых из федерального бюджета (по перечню Минэкономики России) введено только 27, в том числе 18 - на полную мощность, 9 - частично. На каждом шестом объекте, предусмотренном к вводу в 1999 г., строительство не велось. Техническая готовность большинства строек федеральной программы составила менее 50%.
Низкая инвестиционная активность сохраняется и в отраслях реального сектора экономики, от которых зависит структурная перестройка (машиностроение, строительная индустрия, промышленность строительных материалов, а также сфера проектирования).
В условиях нормально работающего рынка при подобном спаде производства фирмы, чтобы не разориться, стремятся повысить конкурентоспособность за счет расширения модернизации производственного аппарата, и таким путем ведется поиск выхода из кризиса.
В наших условиях побудительные мотивы к обновлению производственного аппарата и выпуску конкурентоспособной продукции в ближайшем будущем реализоваться будут с большими трудностями, так как источники финансирования все еще заблокированы инфляцией, которая обесценивает инвестиционные ресурсы предприятий (оборотные средства, амортизацию и др.), и разрушенной в 1992 г. системой накопления сбережений населения для долгосрочного инвестирования. В результате дефляционной политики правительства в 1992 г. уничтожено без всякой пользы для государства
166
более 600 млрд руб. частных накоплений. В 1994 г. более сорока миллионов вкладчиков обворованы коммерческими банками при попустительстве правоохранительных органов и правительства страны. У населения изъяты те накопления, на которые они могли купить квартиры, автомобили, поднять садовые участки и т.д. Выход из инвестиционного кризиса заблокирован также отсутствием широкого рынка, заемных средств у банков, которые не могут мобилизовывать финансовые ресурсы на долгосрочные кредиты, необходимые для реализации проектов производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и мировом рынках. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что Россию охватил крупномасштабный инвестиционный кризис, грозящий деградацией основных производственных фондов и экономической катастрофой национального народного хозяйства.
Ухудшилось финансовое состояние предприятий. Хроническим явлением стали невыплата заработной платы, неплатежи предприятиям, выполняющим государственные и оборонные заказы, отсутствие средств на реализацию государством его важнейших функций. Так, в Новосибирской области, где высока доля оборонных отраслей, в 1996 г. из установленной на эти цели суммы (263 млрд руб.) федеральным бюджетом было выделено только 1,1%, а самими предприятиями затрачено 44 млрд руб. Все предприятия нуждаются в содействии правительственных органов в их реструктуризации, стимулировании хозяйственной деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, улучшении финансово-экономических результатов их деятельности.
Реформирование предприятий в этом направлении слишком затянулось во времени и нанесло стране большой экономический ущерб.
167
1
Плакин В. Кризис инвестиционной сферы российской экономики и пути его преодоления//Вопросы экономики, 1996, №12.-С. 101 - 102.
2
Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 - 2000 гг. Структурная перестройка и экономический росту/Вопросы экономики, 1997, №1. - С.8.