1.3. Центральные органы государственного
управления России

В Основном Законе - Конституции РФ - сформулированы общие положения организации управления экономикой страны и другими сферами жизнедеятельности.

Главой государства является Президент (глава 4 Конституции РФ). Органы государственной власти РФ разделены на законодательные, исполнительные и судебные.

Законодательная власть - Федеральное собрание, состоит из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума), которые вырабатывают и принимают законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой и другими сферами.

Государственная Дума принимает федеральные законы по вопросам:

  • а) федерального бюджета;
  • б) федеральных налогов и сборов;
  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • д) статуса и защиты Государственной границы РФ;
  • е) войны и мира.

Перечисленные законы, принятые Государственной Думой, подлежат утверждению в Совете Федерации.

Исполнительную власть представляет Правительство Российской Федерации. Формирование структуры федеральной исполнительной власти возложено на Председателя Правительства.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Правительство РФ (глава 6 Конституции РФ):

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой политики в области культуры, науки, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

17

  • осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка,борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Судебная власть (глава 7 Конституции РФ) представлена: Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. (Организационную схему управления Российской Федерации см. на рис. 1.1.)

Институциональную систему управления в России можно разделить на три основные группы:

  • государственные организационные структуры;
  • смешанные структуры;
  • структуры, основанные на негосударственных формах собственности.

Все три группы подчиняются единым законодательным актам. Отличия между ними заключаются в целевых задачах управления, формах организации и методах управления. Предполагается, что государственные структуры должны осуществлять деятельность в интересах всего общества, а негосударственные - в первую очередь в интересах собственников.

Государственные органы управления можно разделить на федеральные и региональные.

Федеральные органы управления могут быть разделены на центральные и отраслевые. Организационная структура центральных органов включает в себя, помимо правительственных органов, структуры при Президенте. Часть функций в рамках своей компетенции и специализации могут выполнять законодательные и судебные органы. Например, Государственная Дума контролирует исполнение бюджета, а Высший Арбитражный Суд разрешает хозяйственные споры.

Рассмотрим организационные структуры групп руководящих органов по объекту управления и по выполнению функций.

Первая группа. Центральные органы, объектом управления которых является все народное хозяйство, имеют многофункциональные задачи. В эту группу входят Правительство, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк и Министерство финансов. В функции этих органов входит выработка стратегии развития и координация деятельности всех центральных органов с целью реализации этой стратегии.

18

Рис. 1.1. Организационная схема управления Российской Федерацией
Рис. 1.1. Организационная схема управления Российской Федерацией

 
 

20

В систему задач Министерства экономического развития и торговли РФ входят разработка стратегии экономического развития страны, проведение реформ, координация государственных программ и инвестиционной политики, прогнозирование и развитие производительных сил, финансовое прогнозирование, разработка методов совершенствования экономического механизма, создание системы поддержки малого бизнеса, прогноз ресурсов, разработка системы расчетов со странами СНГ, подготовка проектов законодательных актов и др.

Перед Министерством финансов стоит несколько задач, обусловленных конституционными требованиями. Это прежде всего разработка государственного бюджета и обеспечение его исполнения, проведение совместно с Центральным банком и Министерством экономического развития и торговли РФ единой кредитной и финансовой политики. Министерство финансов наделено полномочиями законодательной функции в своей области. Контроль за решениями Министерства финансов осуществляет налоговая инспекция. Министерство финансов выполняет функцию по ликвидации внешнего долга России.

Вторая группа. Во вторую группу центральных органов управления входят структуры, за которыми закреплено управление той или иной сферой экономики. К таким органам относится Министерство РФ по связи и информатизации, которое разрабатывает стратегию развития и совершенствования единого информационного пространства России, рационального использования информационных ресурсов. Сюда же относятся Министерство промышленности, науки и технологий РФ и Министерство образования РФ.

Третья группа. Управление государственной собственностью в условиях двухсекторной экономики и проведения приватизации потребовали создания таких органов, как Министерство имущественных отношений РФ. В эту группу органов управления входит Министерство труда и социального развития РФ, которое осуществляет функции рационального использования трудовых ресурсов, регулирование процессов миграции и демографических процессов. Сюда же относится и Министерство природных ресурсов РФ, в задачи которого входит обеспечение рационального природопользования и сохранение природных ресурсов для будущих поколений. Оно призвано разрабатывать экологические механизмы, делающие "невыгодным" нарушение экологических законов и правил природопользования.

Четвертая группа. Необходимость создания рынка и развития рыночных отношений в нашем государстве и высокая монополизация промышленности заставили руководство страной создать

21

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Конституционной основой является статья 34 Конституции РФ, которая гласит, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Все рассмотренные выше организационные структуры в рамках своих основных функций и полномочий осуществляют выработку стратегии, разрабатывают законодательные акты, выполняют нормативно-методическую, координационную и контрольную функции.

Пятая группа. В отдельную группу могут быть выделены центральные органы, обеспечивающие специфические функции в системе управления:

  • Госкомстат России, обеспечивающий информационную функцию управления.
  • Министерство юстиции России, выполняющее функции соблюдения единых нормативных правил и требований, обеспечивающее систему регистрации.
  • Арбитражный суд, выполняющий регулирующую функцию.
  • Система советов по тому или иному вопросу политики выполняет экспертно-консультативные функции, например, Российский союз промышленников и предпринимателей.
  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ – важнейшие контролирующие и исполнительные органы, обеспечивающие функцию наполнения бюджета и соблюдения законодательных нормативов.
  • Государственный таможенный комитет РФ обеспечивает контрольные функции за выполнением государственной импортно-экспортной политики.
  • Система государственных комитетов, в том числе при Президенте РФ, обеспечивающая контроль за соблюдением законов по важнейшим направлениям (техническим, лицензионным, санитарным и др.); к ним относятся Федеральная энергетическая комиссия РФ, Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор) России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) России и другие функциональные структуры.

К этой же группе могут быть отнесены такие центральные органы, как координационные комитеты и советы, различного рода агентства (например, Российское агентство интеллектуальной собственности при Президенте РФ).

22

Шестая группа. Группа организационных структур, выполняющих общесистемные требования, а также решающих задачи стратегического развития, реализация которых традиционно является функцией государства. К таким структурам относятся Федеральная архивная служба России (Росархив), Российское агентство по государственным резервам и ряд других.

Седьмая группа. Силовые министерства - Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности РФ, служба внешней разведки РФ, а также Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - это структуры, которые обеспечивают нормальное функционирование государства как системы, но не оказывают прямого воздействия на экономику и имеют бюджетную основу финансирования. Их функции в мирное время стабильны, а механизм управления консервативен.

Восьмая группа. В отдельный блок входит Министерство иностранных дел и различные государственные ведомства, связанные с регулированием национальных отношений (Министерство РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики - Минфедерации России).

Вопросы и задания

  1. Дайте определение понятия "организация".
  2. От каких факторов зависит эффективность работы системы управления?
  3. Дайте характеристику особенностям промышленного производства.
  4. Чем обусловлена постоянная необходимость совершенствования управления ?
  5. Назовите все известные вам формы организации производства. Дайте характеристику их достоинств и недостатков.
  6. С чем связана необходимость обновления выпускаемой продукции и расширения ее выпуска ?
  7. Назовите высший исполнительный орган государства и его руководителей в разных странах.
  8. Когда был учрежден Совет Министров в России, его деятельность, кто возглавлял Совет Министров в разные периоды истории России?
  9. Перестройки в управлении экономикой в России с 1861 г. до наших дней.
  10. Система власти в России. Охарактеризуйте организационную структуру управления.

23

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.