7.4. Сберегательный банк России

Сберегательный банк России - это крупнейшая банковская общенациональная монополия, выросшая из советской действительности и последующего акционирования. В результате - в руках акционеров оказалась уникальная централизованная банковская система с крупным резервным потенциалом.

Сегодня эта система имеет: 73 территориальных управления и 1814 отделений, 27 544 филиала и 567 агентств. В ней занято около 200 000 человек, сосредоточено примерно 18 млрд руб. капитала, почти 200 млрд - чистые активы, 90% - доля во вкладном "банковском пироге" физических лиц и почти полумиллиардные прибыли. Тем не менее, в кредитном портфеле банка - "микроскопическая" доля кредитов населения, вложений в малый средний бизнес, вообще кредитных отношений. В то же время не оправдано было 62-процентное участие активами в посредническом межбанковском кредитовании.

Попытка Сбербанка найти в последние годы свой "особый путь", "уйти от государства", занять место в общем ряду коммерческих банков, рельефно подчеркнула истинное своеобразие этой структуры - Сбербанк "обречен" на тесное взаимодействие с государством. В Сбербанке заключен огромный потенциал устойчивости, феномен доверия к системе, впитанный многими поколениями вкладчиков. Доверие населения лежит в основе устойчивости Сбербанка.

142

Сбербанк, в идеале, вносит организующее начало в движение денег каждой семьи, в их связи с торговлей, бизнесом и сферой многих разных семейных инвестиций. Организация оборота денег в первичном звене и создает фундамент устойчивости. Разветвленность системы доведена до каждого региона, административного района, муниципалитета, городского и сельского клиента. С другой стороны, только при поддержке государства, грамотной и последовательной социально-экономической, финансовой и кредитно-денежной политике достигается устойчивость сберегательной системы.

Таким образом, составляющими элементами системы Сбербанка должны стать:

  • особый статус Сбербанка РФ, обеспечивающий обслуживание государственных интересов, т.е. способность его действовать на пользу общества;
  • поощрение превращения Сбербанка РФ в важнейший базовый элемент российской банковской системы, способный активно влиять на процесс ее разработки, предотвращая, в частности, строительство авантюрных "пирамид" в ущерб производительным формам использования передаваемого Сбербанком капитала;
  • обеспечение интересов Сбербанка, правовые формы специального закона Российской Федерации, защищающие позиции всей структуры и интересы вкладчиков.

Сбербанк обязан быть лидером и задавать тон конкуренции. При этом он должен исходить из:

  • снижения роли фактора развитой сети по мере массового внедрения современных телекоммуникационных систем;
  • деинтеграции низовых базовых учреждений с выделением специализированных структур по основным направлениям деятельности;
  • сосредоточения отделений Сбербанка на информационно- консультационной работе с особо богатой клиентурой из числа физических лиц;
  • выделения круга новых услуг, которые могут стать ноу-хау, гарантами сохранения ведущей роли учреждений Сбербанка РФ в конкурентной борьбе;
  • создание финансово-промышленных групп (ФПГ), объединяющих специфическую клиентуру банка, обеспечивая приоритетное развитие социальной инфраструктуры;
  • целесообразности включения в состав ФПГ сильных потенциальных конкурентов из числа организаций, производящих

143

программное обеспечение, эмитирующих пластиковые карты и т.п.;

  • превращения сберегательных банков в банковские учреждения с полноценной структурой не только пассивов, но и активов, рассматривающих прямое кредитование и целевые формы инвестирования как конечную цель - наиболее эффективные формы, объективно стимулирующие образование сбережений на долговременной основе;
  • активного проникновения в местные социальные и экономические структуры, создания разветвленной системы финансово-кредитной инфраструктуры, высокой мобильности перелива капитала в региональные и локальные проекты, обеспечивая участие средств населения в социальном обустройстве жизни;
  • стремления играть ведущую роль на рынках стандартных услуг (расчетные системы, банкоматы и т.д.), интенсивного усиления инструментов выбора направлений инвестирования, специализации на этом функциональных подразделений, расширения практики вывода капиталоемких служб на самостоятельный баланс;
  • использования в интересах повышения конкурентоспособности практически различных форм объединения (альянсы, холдинги и др.) с отделениями других банков на местах, имеющими, в отличие от учреждений Сбербанка, опыт активных операций - кредитования и инвестирования.

Откровенная ориентация Сбербанка на финансовый результат деятельности - доходы и прибыль - была упрощенной схемой рыночной ориентации. Это - нормальная ориентация на новые возможности, а главное - на жесткие законы конкурентной борьбы. Однако с течением времени, по мере укрепления банка как элемента общей рыночной системы, в его стратегии на первый план все более должна выдвигаться не прибыль, а более содержательное, статусное движение к многообразию показателей богатства системы, образующего базу развития банка.

Сбербанку нужно стать одним из немногих "китов" национальной банковской системы, с которым должны считаться парламент, Правительство, Центробанк и международные банковские системы.

В основе этих отношений должно лежать понимание и реализация возможностей Сбербанка, как системы:

  • общероссийской;
  • с наиболее разветвленной сетью первичных звеньев;
  • имеющей дело с первичным и одновременно с конечным кредитором государства - населением, физическими лицами.

144

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.