Повышение роли банков
в инвестиционном процессе
Глава 7

7.1. Анализ сберегательного процесса
в России

Важное направление реформирования экономики - перестройка финансовой системы и прежде всего банков. Именно здесь в настоящее время находится одно из основных препятствий на пути трансформации сбережений и инвестиций. Несогласованность принципов реформирования банковской системы, повышения ее надежности между Правительством и Центробанком в значительной степени усложняет сегодняшний процесс управления экономикой. Главным источником нестабильности финансовой системы служит не столько ее правовая база и организационная структура, сколько низкий уровень доверия экономических агентов друг к другу: вкладчиков - к банкам, банков - к заемщикам. Отсюда ситуация, когда частные вкладчики предпочитают Сбербанк другим банкам, а банки предпочитают хранить средства на счетах в Центробанке при отрицательной процентной ставе или в государственных бумагах с очень низкой доходностью по сравнению с коммерческим кредитом.

В соответствии с официальной программой развития российской экономики, "осуществляемой в рамках механизма расширенного финансирования", предполагалось, что уже в 1997 г., как минимум, прекратится семилетний период непрерывного падения производства. Примерно вдвое ниже прироста потребительских цен станет возможной ремонетизация экономики на основе опережающего роста денежной массы (М2), с участием государства начнутся реструктуризация проблемных предприятий, накопленной ими задолженности федеральному бюджету и коммунальная реформа. К концу года процентные ставки должны были быть сокращены в номинальном выражении до 20 - 25%, вытеснена из национального оборота иностранная валюта и квазиденьги.

Проектировалось: снизить темпы инфляции к 2000 г. до 5 - 8% в год; уменьшить скорость обращения денег до 6,5 - 7 оборотов в год; сократить опережающий рост на 3 - 5% денежной массы над ростом ВВП; завершить формирование казначейской системы

133

использования федерального бюджета; свести до минимума бюджетный компонент в ресурсах коммерческих банков.

Предполагалось вывести из небытия инвестиционный комплекс проблем в деятельности банков. По прогнозам Минэкономики РФ, к 2005 г. инвестиции в реальный сектор экономики должны были удвоиться.

Программировались резкие сдвиги в структуре использования денежных доходов населения. На оплату услуг и обязательные платежи из доходов населения предполагалось направить 52% прироста доходов, 20% - на прирост вкладов, приобретение валюты и ценных бумаг и только 28% - на покупку товаров.

Ставилась задача вывести экономику на траекторию роста, специализировать подразделения банка на инвестиционном сегменте деятельности.

Но еще до этого в России был запущен мощный финансовый механизм движения денег и сбережений вне сцепления с производством, реальным "накоплением" было перераспределение ранее созданного богатства в интересах узкой группы монополий сырьевой направленности. Такое движение финансовых потоков создало условия для бегства национального капитала за рубеж и во внутреннюю долларовую эмиграцию. В этой ситуации создалась тенденция обособления регионов, поиск кустарных рецептов выхода из кризиса вплоть до разрушения единого финансового и кредитно-денежного российского пространства.

Иными словами, официальному оптимизму выздоровления экономики постоянно противостояла опасность деградации промышленного потенциала.

Именно поэтому искусственный фундамент стабилизации (вневоспроизводственный механизм ее поддержки) рухнул под первыми ударами финансового кризиса в Азии. Рубль вновь увели в более широкий коридор, Россия приняла угодную внешним кредиторам программу жесткой экономии расходов, условия ухода из программы развития и обязана была постоянно консультироваться с представителями международных организаций-кредиторов.

Оптимизм правительства снова обернулся крахом, сравнимым по последствиям с начальным экспериментом либералов в 1992 г.: пирамиды заимствований рухнули под ударами рыночных сил; государство оказалось неспособным спасти рубль и банки. В очередной раз население потеряло свои сбережения. За чертой бедности оказалось более 40% российских граждан, против 22,3% в июне 1998 г. Заметим, что в 1990 г. международные наблюдатели фиксировали в нашей стране только 1,5% бедных.

134

По оценке многих исследователей финансовой системы, новый конфискационный удар отбросил финансовые активы населения по состоянию на 1 декабря 1999 г. на 21 месяц назад (к началу марта 1997 г.). По данным Госкомстата РФ и Центробанка, по состоянию на 1 августа 1998 г. российскими банками от населения было привлечено 151,8 млрд руб. и более 40 млрд руб. в иностранной валюте. Это весьма скромные результаты по сравнению с потенциалом. Только в наличных деньгах население держало в то время более 100 млрд руб.

Коммерческие банки в начале своей деятельности резко наращивали свои накопления за счет лучшего сервиса, а главное - более высоких процентов, однако кризис 1995 г. выявил проблему возвратности привлеченных средств.

135

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.