6.2. Правовое обеспечение инвестиционной
деятельности

Инвестиционная политика - составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Она стимулирует и регулирует инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом.

Формирование инвестиционной политики в государстве происходит на основе законодательных актов. Инициатива инвесторов, их поведение (активность или пассивность) в большой мере определяется инвестиционным климатом.

В ежегодных посланиях Федеральному собранию, указах Президент России определяет направления инвестирования. Правительство России, а также органы управления субъектов Федерации уточняют количественные показатели инвестирования и детализируют распределение инвестиций в бюджетах, федеральных и региональных инвестиционных программах.

Правительство РФ ежегодно принимает постановления о исполнении федерального бюджета за прошедший год и задачах на будущий, где указывается на необходимость повышения инвестиционной активности, формирования реальных источников накопления бюджетов развития РФ и на этой основе - увеличения объемов капитальных вложений. Конкретные меры по активизации инвестиционной деятельности содержатся в программных документах отраслей и региональных органов управления. Особое внимание в постановлениях Правительства РФ уделяется экономической реформе, направленной на развитие механизмов корпоративного управления, обеспечению инвестиционной привлекательности территорий, отраслей, направлений и предприятий.

В Постановлении Государственной Думы "О концепции экономического и социального развития Российской Федерации на 1996 - 2000 гг."1 отмечается необходимость формирования

112

долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития и стимулирования инвестиционной активности. В Постановлении Правительства РФ "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации"1 определены:

  • роль финансирования капитальных вложений для реформирования экономики России;
  • приоритеты федеральной инвестиционной программы (60 - 70% государственных инвестиций - на социальные программы, 30 - 40% - на производственную сферу);
  • критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств социальной части бюджета (эффективность, окупаемость, вложения в "точки рос та" экономики);
  • ориентиры (примерные нормативы с учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций;
  • пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в частности развития информационно-консультативной системы) и другие вопросы.

Ряд положений инвестиционной деятельности регулируется международными соглашениями, договорами общего характера (например, "Договор энергетической хартии"), а также соглашениями с международными финансовыми институтами (МВФ и др.). На двусторонней основе действует ряд международных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.

Региональная инвестиционная политика является неотъемлемой частью "общей инвестиционной политики в государстве, которая разрабатывается и реализуется во взаимодействии с государственными органами управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления. Это взаимодействие осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных договоров, законодательных и нормативных актов, договоров между центром и регионами и т.п.

В Российской Федерации имеется два типа субъектов - национально-государственные и административно-территориальные образования, которые согласно Конституции РФ (ст. 5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Но эти акты не усовершенствовали инвестиционный процесс и взаимоотношения между федеральными органами и субъектами Федерации.

113

В ближайшем будущем предстоит упорядочить отношения между всеми субъектами Федерации и Правительством РФ, так как сложившаяся ситуация не соответствует равноправным отношениям. Все республики, входящие в состав Российской Федерации и заключившие с Федеральным центром договоры о разграничении полномочий по совместному ведению управления экономикой, получили более выгодные условия для развития своих региональных экономик. О преимуществах субъектов Федерации в инвестиционной сфере над административно-территориальными образованиями свидетельствует такой факт. На долю национально-государственных образований (без автономных округов, входящих в состав краев и областей) приходится 15 - 16% общего объема инвестиций в стране, а доля средств из федерального бюджета в финансировании инвестиций на их территории составляет 30%.

В административно-территориальных образованиях общий объем инвестиций составляет 85%, а доля средств, направляемая из федерального бюджета на финансирование инвестиций в эти образования, - 70%.

В соответствии с Федеральным законом (1995 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" доходная часть местных бюджетов должна формироваться за счет местных налогов, сборов, штрафов и отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации. Однако местные бюджеты в подавляющем большинстве случаев не располагают собственной доходной базой, обеспечивающей удовлетворение инвестиционных потребностей, и почти целиком зависят от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

По мере введения Налогового кодекса Российской Федерации и изменения бюджетного законодательства предусматривается пополнение местных бюджетов за счет 5%-го НДС, акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, подоходного налога с физических лиц, ресурсных налогов и других акцизов, 30%-го налога на землю, 40%-го налога на имущество предприятий и организаций. Вместе с тем, российские регионы пока еще не стали в полной мере самостоятельными субъектами инвестиционной политики, оставаясь во многом зависимыми от политики Федерального центра. Предпосылкой оживления экономики России является упорядочение всей системы федеративных отношений с регионами, направленных на активизацию инвестиционной деятельности в стране, ее комплексность при реализации инвестиционных федеральных программ на территориях регионов.

114

Одним из инструментов Федерального центра в инвестиционной политике должны стать федеральные инвестиционные программы, которые должны составлять одну из частей региональных программ. К сожалению, федеральные инвестиционные программы в настоящее время строятся по отраслевому принципу, слабо увязываются с региональными проблемами, хотя и реализуются на их территории. По-видимому, это является одной из причин крайне низкой реализации федеральных инвестиционных программ. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты территорий осуществляются по договоренности между соответствующими органами Центра и субъектами Федерации и, как правило, не предназначаются для инвестиционных целей. Очевидно, должен быть реализован в полном объеме Конституционный принцип равенства субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами. В этих целях необходима разработка типового договора о разграничении полномочий, приведение в соответствие уже заключенных договоров и подписание договоров со всеми субъектами Федерации с учетом особенностей каждого из них, но на принципах, заложенных в типовом договоре и Конституции РФ.

Базой для: совершенствования инвестиционной политики в государстве должны стать региональные инвестиционные программы, разрабатываемые по единой общероссийской методике с активным участием и координацией программ между регионами и Правительством РФ. Такие программы могли подкрепляться материально долевым участием Федерального центра в финансировании отдельных объектов инфраструктуры.

Стабилизация инвестиционного процесса может быть осуществлена путем постоянной поддержки регионов из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Эти средства могут быть использованы и для поддержки депрессивных регионов. Определенная часть названных фондов должна постоянно направляться на финансирование наиболее перспективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. Для определения реальных условий реализации инвестиционных программ, проектов, мероприятий необходимо правильно определять состояние инвестиционного климата в местах наибольшего сосредоточения капитального строительства. Методы определения инвестиционного климата на территориях разработаны как за рубежом, так и в России. Они основаны на использовании обобщенных характеристик совокупности социальных, экономических, организационных, политических

115

и других факторов, влияющих на привлекательность и ход реализации инвестирования в тот или иной объект на территории страны, региона, отрасли, корпорации и т.п.

116


1 Постановление Государственной Думы от 13.06.1996 г., №467 - 11 ГД.
1 Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г., №1016.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.