5.6. Стратегическое прогнозирование
и планирование инвестиций

Государственное регулирование экономики предполагает стратегическое прогнозирование и планирование развития отраслей и предприятий путем предоставления им всевозможных налоговых и таможенных льгот, а также в осуществлении инвестиционного процесса в реальном секторе экономики.

В зависимости от формы собственности (государственной, акционерной и др.), исходя из общегосударственных интересов и задач, государство призвано поддерживать их развитие и предоставлять различного рода налоговые и другие льготы, т.е. выделять дополнительные финансовые преимущества, перераспределять общегосударственные финансовые ресурсы в пользу приоритетных предприятий и отраслей.

Государственное регулирование вызывается острой необходимостью сохранения созданных ранее отраслей промышленности,

106

сельского хозяйства, транспорта, строительства, производственных коллективов и специальной защиты их от разрушения экономическими методами "либеральных реформ".

Государственные инвестиции должны способствовать решению задач социально-экономической стратегии России и направляться на реконструкцию тех предприятий, которые способны в короткие сроки стать конкурентоспособными на мировом рынке, удовлетворять внутренний спрос населения в продукции и услугах, повышать занятость населения, получать высокую прибыль и платить налоги, возрождать отечественное сельскохозяйственное производство и сокращать необходимость импорта сельскохозяйственных товаров, развивать науку, образование, наукоемкие производства.

Государственная поддержка, налоговые и другие льготы должны оказываться безвозмездно, в строго определенных обстоятельствах, когда вид деятельности не ориентирован на полную рыночную самоокупаемость и получение достаточной прибыли (космические и ядерные исследования, различные виды НИОКР, образование, здравоохранение, культура, в той части, в которой они не ориентированы на рыночную прибыль и т.п.), хотя в определенных организациях и на предприятиях частичная окупаемость может возникнуть (например, в вузах за счет оказания части платных образовательных услуг, в платной медицине и в других организациях), когда действующие в условиях рыночных отношений государственные и частные предприятия подвергаются в социальных интересах государственному регулированию и недополучают прибыль или даже несут убытки.

Однако государственное регулирование, не позволяющее предприятиям и отраслям получать монопольную прибыль, не должно быть основанием для компенсации потерь прибыли предпринимателям из бюджета.

В целях улучшения организации инвестиционного проектирования в условиях рыночных отношений необходима разработка общероссийских и региональных прогнозов объектов инвестирования в развитии реального сектора экономики сроком на 10 - 15 лет. Методологической основой такого прогноза должны быть балансовый метод, комплексный подход к разработке региональных инвестиционных программ с участием властей на местах и широким обсуждением общественностью и специалистами предлагаемых и разрабатываемых инвестиционных проектов. При этом по актуальным проблемам экономики России и ее регионов на конкурсной основе следует отбирать лучшие проекты для реализации.

107

Коллективам управленцев, ученым и специалистам - разработчикам проектов - должно быть обеспечено достойное материальное вознаграждение в случае эффективного осуществления разработанных ими государственных инвестиционных программ.

Инвестиционные программы, включенные в стратегический план страны, могут реализовываться различными государственными структурами - частными и смешанными. Финансирование их может также быть государственным, смешанным и частным.

Государство должно проявлять волю по мобилизации огромных финансовых ресурсов из всех финансовых источников для финансирования программ и проектов, законодательным путем мобилизовать следующие источники финансирования:

  • ввести полную монополию государства на производство и продажу алкогольной и табачной продукции;
  • ввести полное изъятие в бюджет абсолютной и дифференциальной ренты с природных ресурсов страны;
  • ввести полную монополию государства на осуществление перечислений валюты за рубеж, с запрещением функционирования на территории России псевдоиностранных предприятий, выполняющих роль ширм для российских предпринимателей, особенно зарегистрированных в офшорных зонах;
  • добиваться более эффективного использования российской собственности за рубежом (по разным оценкам, величина российской собственности колеблется от 100 до 300 млрд долл.; годовой доход может составить от 5 до 15 млрд долл.);
  • вести решительную борьбу с преступным миром с соответствующей конфискацией награбленных им ценностей.

Утверждение, что у России нет собственных инвестиционных ресурсов для ускоренного экономического развития, не соответствует действительности. (Этот вопрос освещен в главах 6, 7, 8.)

Масштабная активизация инвестиционного процесса в России должна происходить на основе внутренних источников саморазвития страны, использования наличных факторов производства и активного их комбинирования друг с другом. Для того, чтобы запустить такой масштабный инвестиционный процесс, соответствующий инвестиционному потенциалу России, необходимо непременно выполнить следующие условия:

  • создать благоприятный климат для инвестиций в реальный сектор экономики;
  • применить эмиссионное финансирование инвестиционных проектов, включенных в стратегический план социально-экономического

108

развития страны; эмиссия должна носить строго целевой характер при недопущении превращения "длинных" инвестиционных денег в "короткие", используемые в спекулятивно-посредническом обороте (речь идет о выпуске денег, обеспеченных наличными, но не используемых производственными мощностями, а также об обеспечении этих денег товарами, которые станут выпускаться на этих предприятиях, активизируемых благодаря целевой эмиссии);

  • развивать активную созидательную деятельность по осуществлению эффективных инвестиционных проектов, привлечь к творчеству над этими проектами предприимчивых, целеустремленных, высококвалифицированных людей.

Предложенные меры не вызовут всплеска цен. Эмиссионное финансирование инвестиций сменит экономический спад на подъем, снизит экономические и технологические издержки производства, что в конечном счете приведет к повышению эффективности инвестиционных проектов.

Вопросы и задания

  1. Какая модель инвестиционного процесса может считаться совершенной?
  2. Приведите основные разновидности моделей инвестиционного процесса и дайте краткую характеристику каждой из них.
  3. В чем состоит экономический смысл модели инвестиционного процесса при полной либерализации экономики, но защищенной от внешней экономической экспансии государственным протекционизмом ? Приведите примеры такой модели.
  4. При каких условиях можно (или нельзя) применять модели инвестиционного процесса полной либерализации экономики и экономики, открытой для мирового рынка? Какие преимущества и недос татки применения такой модели в условиях современной России?
  5. При каких условиях может быть применена мобилизационная модель инвестиционного процесса? Роль денег в этой модели и условия эффективности ее реализации.
  6. Модель инвестиционного процесса при смешанной экономике. Каковы главные механизмы эффективного функционирования этой модели ?

109

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.