Модель инвестиционного процесса в условиях смешанной экономики включает в себя два основных блока: рыночный механизм и плановый механизм. Опыт экономических реформ в СССР в период с 1965 по 1991 гг., когда планово-распределительный механизм хозяйствования пытались дополнить рыночным механизмом, ориентированным на прибыль, оказался неудачным. Кардинально не улучшился, а во многом - значительно ухудшился созданный в 1930-1950 гг. хозяйственный механизм. Однако это не означает принципиальной несовместимости двух полярных механизмов хозяйствования в один интегрированный хозяйственный механизм. Как известно, именно такое совмещение успешно осуществлено во всех экономически развитых странах мира, начиная с США и кончая Германией и Японией.
Планово-распределительный механизм может быть в условиях России весьма эффективным и выполнять созидательную роль, если он сконцентрируется на смягчении внерыночных воздействий на экономику, естественных монополиях, на социальных проблемах общества.
Рыночный механизм хозяйствования может развиваться в крупных масштабах, если государственное регулирование создаст для этого прочный фундамент, в частности, это касается массового среднего и малого предпринимательства (обеспечение их энергетическими ресурсами, перевозками грузов железнодорожным транспортом), а также арендными помещениями по доступным ценам. В современный период в России сделано все в диаметрально противоположном направлении: цены на электроэнергию и сырье очень высокие; высокие тарифы на железнодорожном транспорте - в итоге частное предпринимательство на начальном этапе становления не получило динамичного развития.
Попытка осуществить в России модель рыночного капиталистического хозяйства без социальной ориентации и государственного регулирования может привести к утверждению только капитализма эпохи первоначального накопления капитала. Такой подход утопичен и его осуществление стоит слишком дорого стране и народу.
Основные направления этого подхода - завершение сплошной приватизации госсобственности, включая землю и природные ресурсы; сжатие денежной массы в несколько раз по отношению к оптимуму при ее перераспределении в пользу узкого
101
социального слоя; отказ от государственного финансирования народного хозяйства, включая сферы науки, образования, культуры, здравоохранения при передаче их на рыночную самоокупаемость, отказ от бюджетного финансирования сферы материального производства; отказ от государственного регулирования экономики.
Предполагается, что рынок, "предоставленный самому себе", все отрегулирует, создаст наиболее эффективную экономику, явит высшую справедливость, вознаградит каждого прямо пропорционально эффективности его вклада в условиях рынка. Вместо такой идиллии - людям месяцами не выплачивают заработную плату, обороноспособность страны поставлена на грань исчезновения из-за резкого недофинансирования ВПК, госсобственность в результате приватизации переходит в руки людей с весьма сомнительной репутацией.
Сочетание рыночных и планово-распределительных механизмов хозяйствования в единую систему управления экономикой в России жизненно необходимо. Создание хозяйственного механизма смешанной экономики - объективная закономерность.
Рассмотрим составляющие рыночного механизма для условий смешанной экономики.
102