4.4. Организационно-финансовые методы

4.4.1. Организация финансирования

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление программных мероприятий, проектов, бюджета и т.п. Это совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в условиях регулярного товарно-денежного обмена того или иного государства и его потребностей в ресурсах, а также необходимости перераспределения дохода.

В каждом государстве существует своя финансовая система, которая представляет собой различные финансовые подразделения, посредством которых в рамках той или иной социально-экономической

78

формации осуществляется создание и использование фондов денежных средств. Эта система финансовых учреждений страны, осуществляющая мобилизацию денежных средств и их распределение в процессе финансирования и кредитования, а также осуществление финансового контроля.

Финансовая система включает в себя: государственный бюджет, местные бюджеты, фонды страхования, различного рода автономные сметы, внебюджетные фонды, а также финансы государственных предприятий. Для финансовых систем характерна дифференциация отдельных звеньев, усиление зависимости финансов местных органов от центра, все более широкое использование государственных средств для выполнения государственных заказов и трансфертов.

Крупные средства направляются на содержание государственного аппарата, парламента, министерств, ведомств, прокуратуры, армии, милиции и т.п.

Основным источником доходов государства являются налоги.

Через механизм финансирования государство воздействует на производство, структуру национального дохода и темпы развития экономики. Важнейшей функцией государственного финансирования является перераспределение национального дохода (в XX веке в промышленно развитых странах перераспределялось от 9 до 18% национального дохода).

Организация финансирования проводится посредством определенной системы форм и методов, среди которых первостепенное значение имеют государственные доходы и расходы, организация налоговой системы, бюджета, государственного кредита и финансового контроля.

В условиях современного развития экономики организация финансирования предполагает вмешательство государства в процесс воспроизводства (организация и обеспечение инвестиционного процесса по всем отраслям экономики), усиление экономической и политической власти в стране, обеспечение высоких прибылей монополиям посредством предоставления им выгодных государственных заказов, ускоренной амортизации, стремительного роста налогового обложения трудящихся и расширения льгот для предпринимателей, государственных инвестиций в инфраструктурные отрасли, требующие значительных капитальных затрат, но не приносящие достаточных прибылей (строительство железных и шоссейных дорог, мостов, каналов, аэропортов, линий связи и т.п.).

В целях ослабления инфляционного влияния централизованных кредитов на экономику государством принимались меры

79

по ограничению роста денежной массы и кредита. Отменены с 1 октября 1993 г. льготные кредиты (разница между процентными ставками и ставками Банка России возмещалась ранее из бюджета). Прекращено предоставление технических кредитов странам СНГ (они переоформлены в межгосударственные кредиты с отнесением на госдолг). Несколько раз в год пересматривается учетная ставка (ставка рефинансирования) Банка России. Он объявил 26 июня 1998 г. о повышении ставки рефинансирования до 80%. В ходе торговой сессии по некоторым выпускам она достигала 90 - 95 и даже 110 - 120% годовых. Но и это повышение ставки рефинансирования не принесло ожидаемых Центральным банком положительных результатов1.

В России зарегистрировано около 2000 коммерческих банков, имеющих лицензию Банка России на проведение банковских операций и около 4000 филиалов (без Сберегательного банка РФ).

Основным источником ресурсов для коммерческих банков остаются привлеченные средства (свыше 90% пассивов), из них на средства предприятий и организаций на расчетных, текущих, прочих счетах, депозиты и вклады приходится 25 - 27% пассивов, а на межбанковские кредиты - менее пятой части. В числе последних преобладают централизованные кредиты Банка России.

Основные направления использования ресурсов банков - кредитование (более трети активов) и вложение в иностранные операции (около половины активов). Часть средств банки держат в Банке России в качестве обязательных резервов после повышения его ставки в 1992 г. до 15 - 20%.

Норматив обязательных резервов дифференцирован от их срочности и видов привлеченных ресурсов банков.

В России продолжается становление и развитие рынка страховых услуг. Среди страховщиков наиболее разветвленную структуру имеет государственное акционерное общество "Росгосстрах", в составе которого около 100 самостоятельных фирм, около 3000 филиалов составляют более половины страховых органов государственных компаний.

На страховом рынке наметились приоритеты в видах страхования государственных и негосударственных компаний. Государственные компании в основном обеспечивают операции по страхованию жизни на длительный срок (75%), страхованию имущества граждан (85%), обязательному медицинскому страхованию

80

(83%); негосударственные компании - по страхованию жизни на срок менее года (87%), добровольному медицинскому страхованию (98%), страхованию ответственности (90%).

81


1 Финансовые известия, №47 (497), 1998, 2 июля.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru