Каждую конкретную функцию управления следует рассматривать как постоянно действующий оператор, преобразующий информацию управляющей системы или ее подразделений для изменения значения определенного выходного параметра объекта управления. В качестве операторов конкретных функций выступают информация обратной связи, методики, инструкции и правила, на основе которых организуется работа управляющего звена.
Характер преобразования информации определяется закономерностями поведения управляемого объекта. Это означает, что субъект управления не может действовать произвольно.
Большая группа задач управления и принятия решений охватывает следующие направления: научно-техническое, производственное, социально-экономическое и экологическое. Производственные задачи связаны с обеспечением процесса труда, его техническим оснащением, материальным обеспечением и технологическим процессом. Управленческие задачи появляются в проекте производства продукции (при техническом перевооружении, реконструкции, расширении действующих предприятий или новом строительстве). Именно в проекте возникает гамма новых целей и управленческих задач, которая по ходу реализации проекта может уточняться и улучшаться до полной реализации проекта и пуска производства на проектную мощность. После этого характер задач несколько меняется, снижается уровень строительных и монтажных работ и появляется большой объем управленческих работ по эксплуатации объекта: организация труда, сбыт продукции, маркетинговые исследования по рынкам, пополнение материальных ресурсов, технических средств, поддержание производственных помещений в надлежащем состоянии и т.п. Все эти задачи входят в состав конкретных функций управления, развитие дифференциации
61
которых происходит под влиянием углубляющегося разделения труда и научно-технического прогресса.
Следует обратить особое внимание на анализ динамики конкретных функций. Основные функции являются постоянными на протяжении длительного исторического периода, а конкретные функции изменяются по мере развития производства, вовлечения новых достижений науки и техники и появления принципиально новых задач.
Научно-технический прогресс привел к значительному расширению конкретных функций. Осуществление функций технического прогресса на каждом предприятии должно обеспечить переход на новые экологически чистые и безотходные технологии и решить тем самым проблему производства экологически чистой продукции и экологически чистого производства (содержание вредных веществ в выбросах и сбросах не должно превышать предельно допустимые концентрации). Множество задач, возникающих в связи с развитием научно-технического прогресса и охраной окружающей среды, свидетельствует о многоцелевом характере развития производства и необходимости постоянного соблюдения требований комплексного подхода в управлении экономикой.
Функции по отношению к организационной структуре управления выступают как внутренняя основа управления деятельностью организации.
- Какие структурные изменения произошли в регионах в ходе перестройки управления экономикой?
- В чем сущность местного самоуправления?
- Какова роль трудового коллектива в управлении производством на предприятии?
- Какова роль внешних и внутренних факторов в системе управления предприятием ?
- Состав и особенности основных функций управления экономикой.
- Какую группу задач выполняют конкретные функции управления, в чем состоит их отличие от основных функций управления?
62