Оценка воздействия на окружающую среду организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:
- концепций, программ (в том числе инвестиционной) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
- схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
- градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);
- документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
- предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных или иных объектов и комплексов.
Разработчиками этой документации должны быть четко сформулированы и аргументированы:
- цели реализации замысла, предполагаемого проекта;
- альтернативы намечаемой деятельности;
- характеристики проектных и других предложений с учетом существующей экологической ситуации на территории размещения объекта;
- сведения о состоянии окружающей среды на территории реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;
- возможные последствия реализации намечаемого проекта и ее альтернативы;
- мероприятия по предотвращению не приемлемых для общества последствий осуществляемых решений;
- предложения по разработке программы мониторинга, реализации подготовляемых решений и плана послепроектного экологического анализа.
486
Специальные государственные органы, ответственные за экологическую экспертизу, уполномочены:
- получать бесплатно от производственных предприятий, организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, иметь доступ к базе данных о состоянии окружающей среды, возможных последствиях негативного воздействия на нее хозяйственной или иной деятельности;
- направлять в банки (финансовые компании) представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- предварительно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;
- организовать информационное обеспечение государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, реализации объектов и о возможном негативном воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду;
- представлять для ознакомления общественным объединениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, устанавливающие требования к проведению экологической экспертизы;
- направлять органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, представившим аргументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений и информацию о заключении экологической экспертизы;
- предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
Территориальные органы, ответственные за экологическую экспертизу, обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства РФ и субъектов РФ, готовить и направлять другим правоохранительным органам соответствующие материалы по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе.
487
Органы местного самоуправления в области экологической экспертизы могут:
- делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания экспертной комиссии Главгосэкспертизы, причем не только по объектам, расположенным на своей территории, но и другой административно-территориальной единицы в случаях воздействия на окружающую среду последствий хозяйственной или иной намечаемой деятельности;
- принимать и реализовать в пределах своих полномочий по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций и движений информацию об объектах экологической экспертизы;
- организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хозяйственной или иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
- организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;
- информировать органы прокуратуры, территориальные уполномоченные органы в области охраны окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ о начале реализации проекта, если он реализуется без положительного заключения экологической экспертизы.
Обязанности заказчика инвестиционного проекта, подлежащего экологической экспертизе, включают:
- оплату проведения государственной экологической экспертизы;
- передачу государственным органам экспертизы и общественным организациям необходимых материалов, сведений, расчетов, дополнительных разработок, касающихся объекта экспертизы;
- осуществление намечаемой деятельности исключительно в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В Законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. названы уполномоченные органы в области экологической экспертизы: Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществление функций через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения экологической экспертизы.
488