Определим состав доходов и расходов бюджета и рассмотрим методы оценки бюджетной эффективности (в частности, с использованием методов и формул параграфа 19.2).
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального и местного) бюджета.
Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной, финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Pt в связи с осуществлением данного проекта:
Бt = Дt - Pt. (19.15)
Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета Динт над интегральными бюджетными расходами Pинт.
В состав расходов бюджета включаются:
- средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
- кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, вы деляемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;
- прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
- выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
435
- выплаты по государственным ценным бумагам;
- государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;
- средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от
- реализации проекта.
В состав доходов бюджета включаются:
- налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм, в частности, относящиеся к осуществлению проекта;
- увеличение (уменьшение, со знаком "минус") налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
- поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
- эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
- дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;
- поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начислен ной за выполнение работ, предусмотренных проектом;
- поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами; плата за недра, лицензии на право ведения геолого-разведочных работ и т.п., в
- части, зависящей от осуществления проекта;
- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- повышение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;
- штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.
436
К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.
На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:
- внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по общим принципам;
- срок окупаемости бюджетных затрат;
- степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле:
где Pинт -
Зинт - интегральные бюджетные доходы;
интегральные затраты по бюджету, рассчитываемые на уровне государства или региона.
По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранной валюте и/или валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с учетом расходов и доходов только в иностранной валюте, пересчитываемой в валюту РФ по установленным курсам.
437