16.6. Организация финансирования
инвестиций в оздоровление
окружающей среды

Во исполнение Постановлений Правительства РФ:

  • "О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой" № 107 от 3.02.95;

380

  • "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой"от 11.08.95;
  • "О мерах по выполнению Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой" от 11.08.95;
  • Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой от 6.02.95.

Министерством природных ресурсов РФ выпущено Временное руководство по оперативной деятельности Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ). В соответствии с этим руководством инвестиционные проекты должны включать мероприятия, направленные на восстановление природной среды или снижение уровней загрязнения окружающей среды на действующих предприятиях.

Цели Программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды:

  • укрепление и упорядочение институциональных природоохранных структур на федеральном и региональном уровнях;
  • совершенствование разработки и реализации природоохранных мероприятий на федеральном и региональном уровнях;
  • модернизация федеральных и региональных систем управления окружающей средой;
  • финансирование экономически целесообразных и приоритетных проектов по восстановлению природных ресурсов и борьбе с загрязнением окружающей среды.

Проект по управлению окружающей средой (ПУОС) включает четыре компонента:

  • поддержка политики и ее регулирование;
  • управление качеством вод и водными ресурсами;
  • управление опасными отходами;
  • Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды.

В рамках ПУОС создан Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП), главными задачами которого являются:

  • реализация проекта по управлению окружающей средой с соблюдением требований МБРР в области закупок, выплат, бухгалтерского учета, аудита, отчетности;

381

  • содействие подготовке кадров, осуществляемой в рамках ПУОС;
  • содействие общей координации в рамках ПУОС.

Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия - юридическое лицо, отвечающее за организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности федеральных руководящих и исполнительных органов реализации проекта по управлению окружающей средой в целом (рис. 16.6).

При реализации Российской программы организации инвестиций (РПОИ) используются принятые в ней процедуры, приоритеты, согласованная политика и нормативы, отраслевые и региональные планы действий по оздоровлению окружающей среды.

Целью создания Российской программы организации управления (РПОУ) оздоровления окружающей среды является укрепление механизмов финансового обеспечения, необходимых для наиболее рационального осуществления инвестиций в оздоровление окружающей среды:

  • финансирование наиболее приоритетных и экономически окупаемых инвестиционных проектов, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды и восстановление природных ресурсов;
  • эффективное использование средств займа, в том числе для приобретения товаров (услуг), необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Основные принципы деятельности РПОИ:

  • соответствие принимаемых решений главным направлениям государственной экологической политики;
  • приоритетность экологических факторов в оценке инвестиционных проектов;
  • участие общественности в обсуждении экологических аспектов при подготовке решений по инвестиционному проекту;
  • использование международного опыта организации инвестиций в оздоровление окружающей среды;
  • соответствие инвестиционного проекта критериям приемлемости РПОИ в оздоровление окружающей среды.

Субзаймы в рамках РПОИ предоставляются только тем предприятиям, предложения по инвестиционным проектам которых прошли процесс оценки и отбора в соответствии с экологическими и техническими критериями, демонстрирующими существенное

382

СОГЛАШЕНИЕ О ЗАЙМЕ

Рис. 16.6. Схема управления Российской программой организации инвестиций в оздоровление окружающей среды
Рис. 16.6. Схема управления Российской программой организации инвестиций в оздоровление окружающей среды

снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду или восстановление (сохранение) природных ресурсов

383

при использовании ресурсосберегающих современных технологий, а именно:

  • улучшение экологической ситуации в результате реализации инвестиционного проекта исходя из глобальных, национальных и региональных экологических приоритетов; суммарный положительный эффект от реализации проекта на окружающую среду;
  • прогрессивные технологии, методы и продукция, применяемые в мировой практике.

Финансовые критерии, демонстрирующие финансовую состоятельность предприятия-заявителя:

  • увеличение дохода за счет реализации инвестиционного проекта;
  • способность предприятия, осуществляющего инвестиционный проект, своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся обязательствам, связанным с реализацией инвестиционного проекта.

Экономические критерии, демонстрирующие экономическую эффективность проекта:

  • самоокупаемость инвестиционного проекта и его способность обеспечить доходы, достаточные для погашения кредита по субзайму;
  • положительное влияние реализации инвестиционного проекта на занятость, конкурентоспособность предприятия и организацию управления;
  • обеспечение дополнительных поступлений финансовых средств в бюджетную систему и другие положительные макроэлементы.

Каждый субзайм в рамках РПОИ в оздоровление окружающей среды:

  • предоставляется и погашается в долларах США;
  • предоставляется под проценты, приемлемые для Наблюдательного совета РПОИ и МБРР;
  • предусматривает оплату за ведение субзайма в размере 0,25%в течение первых пяти лет и 0,125% в течение всех последующих лет;
  • предоставляется на период не более восьми лет или на более длительный период, если это приемлемо для МБРР, с установлением льготного периода по выплате основной суммы субзайма сроком до трех лет;

384

  • предусматривается на сумму не менее 350 тыс. долл. США и не более 7 млн. долл. США, если нет иной договоренности с МБРР;
  • покрывает не более 70% от общей стоимости инвестиционного проекта, если нет иной договоренности с МБРР;
  • влечет за собой незамедлительную оплату стоимости работ по оценке проекта.

При этом каждый аванс на подготовку инвестиционного проекта, за исключением тех случаев, когда достигнута иная договоренность между Министерством финансов России и МБРР:

  • предоставляется и погашается как основная сумма, так и проценты, в долларах США;
  • предоставляется под проценты, приемлемые для Наблюдательного совета РПОИ и МБРР;
  • не превышает 300 тыс. долл. США;
  • составляет не более 80% от общей стоимости подготовки обоснований по предлагаемому инвестиционному проекту.

Источником кредита или инвестиций для подготовки или реализации инвестиционного проекта в рамках РПОИ в соответствии с соглашением о займе являются организации, осуществляющие софинансирование - российские коммерческие банки и инвестиционные фонды.

Исполнительная дирекция РПОИ организует приглашение российских коммерческих банков и инвестиционных фондов к участию в финансировании инвестиционных проектов, реализация которых направлена на улучшение состояния окружающей среды в конкретном месте.

В случае, если российские коммерческие банки и инвестиционные фонды заинтересованы в финансировании определенной крупной доли от общей стоимости инвестиционного проекта, РПОИ уменьшает свою долю соответственно этой сумме.

Структура РПОИ в оздоровление окружающей среды может быть использована для финансирования инвестиционных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в России, в рамках других международных программ, международных финансовых организаций, государств-доноров, национальных и зарубежных кредитных и инвестиционных институтов.

Оперативная деятельность по управлению проектно-инвестиционным циклом в рамках РПОИ осуществляется впять этапов:

  • оценка и отбор инвестиционных проектов;
  • подготовка инвестиционных проектов для финансирования;

385

  • подготовка и заключение соглашения о субзайме;
  • контроль за реализацией инвестиционного проекта;
  • анализ и оценка результатов реализации инвестиционного проекта.

Первый этап. Основной задачей является формирование портфеля (заказов) инвестиционных проектов, претендующих на субзайм. Для решения этой задачи на данном этапе выполняются следующие процедуры:

  • выработка решения исполнительной дирекцией РПОИ по заявке на субзайм с предложением по инвестиционному проекту;
  • проведение первичного анализа предложений по инвестиционному проекту и подготовка доклада по его результатам;
  • формирование портфеля инвестиционных проектов РПОИ.

Для выработки решений по заявкам на субзайм основной задачей является формирование списка заявок, которые могут рассматриваться на последующих этапах оценки инвестиционного проекта.

Второй этап. Анализ заявки на ее соответствие критериям приемлемости РПОИ осуществляется по трем аспектам: экологическому, финансово-экономическому, правовому.

  1. Экологический анализ проводится с целью установления соответствия инвестиционного проекта экологическим критериям РПОИ. Соответствующие заявки проходят процедуру классификации и приоритетности по уровню воздействия на окружающую среду, после чего подготавливается заключение. Заявки, несоответствующие экологическим критериям РПОИ, от дальнейшего рассмотрения отстраняются. Финансово-экономический анализ проводится с целью установления соответствия инвестиционного проекта критериям РПОИ. При этом проверяется:
  • способность заемщика в погашении займа в течение не более8 лет;
  • достаточность рентабельности инвестиционного проекта для погашения займа;
  • соответствие запрашиваемой суммы субзайма установленным пределам - от 350 тыс. до 7 млн долл. США;
  • необходимость и целесообразность заимствования в рамках РПОИ.

Заявки, не соответствующие финансово-экономическим критериям РПОИ, отклоняются.

3. Правовой анализ заявки на субзайм проводится с целью подтверждения: юридического статуса предприятия-заявителя, возможности

386

заявителя получить ссуду в иностранной валюте; приемлемости предлагаемой схемы обеспечения возврата субзайма.

Третий этап. Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта и выполнением условий соглашения о субзайме осуществляется в двух аспектах: за закупками для реализации инвестиционного проекта и за его осуществлением и выполнением условий соглашения о субзайме.

Исполнительная дирекция РПОИ осуществляет контроль за

проведением закупок, а также оказывает помощь в закупках по

инвестиционному проекту:

  • согласовывает с МБРР процедуры закупок для целей реализации инвестиционного проекта;
  • дает рекомендации субзаемщику по вопросам организациии проведения закупок;
  • принимает проектные документы, подготовленные для торгов, и отчеты по оценке с рекомендациями по поводу присуждения контрактов;
  • направляет документацию по торгам и отчеты по оценке для обзора МБРР, как это требуется в соответствии с условиями соглашения о займе;
  • контролирует исполнение контрактов и обеспечивает оплату счетов, представленных субзаемщиком.

Четвертый этап. Контроль за реализацией инвестиционного проекта производится исполнительной дирекцией РПОИ в следующих аспектах:

  • инспекция товаров, участков, заводов, установок и строительных площадок;
  • проверка хода выполнения финансовых условий соглашений о субзайме и любой соответствующей документации;
  • проверка финансовых, экологических и иных условий реализации инвестиционного проекта.

Информация о ходе реализации инвестиционного проекта ежегодно представляется Исполнительной дирекцией РПОИ и Наблюдательным советом РПОИ.

Пятый этап. Основной задачей заключительного этапа является оценка фактически достигнутых результатов в улучшении экологической ситуации на территории реализации инвестиционного проекта, финансируемого в рамках РПОИ.

В настоящее время для преодоления экологического кризиса в России необходимо использовать все формы и источники финансирования мероприятий в оздоровление окружающей среды.

387

Заказчиком инвестиционного проекта в ряде случаев будут предприятия, использующие собственные средства для финансирования. И это правильно, так как АО, фирмы, предприятия - это те юридические лица, которые в большинстве случаев не учли в свое время в инвестиционных проектах радикальные мероприятия по охране окружающей среды от разрушительных действий производственной деятельности и финансировали это направление по остаточному принципу. Теперь вопрос может быть поставлен принципиально: либо предприятие должно перейти на экологически чистые технологии и обеспечить по всем ингредиентам ПДК выбросов и сбросов в окружающую среду, либо оно должно быть ликвидировано как "экологический банкрот".

Вопросы и задания

  1. Как вы представляете себе перевод производства на малоотходные и безотходные технологии?
  2. Какие показатели применяются для оценки безотходности производства?
  3. Какие направления научно-технического прогресса следует интенсивно развивать, чтобы перейти от модели "расточительного общества" к "обществу природосберегающего типа"?
  4. Какими организационными принципами нужно руководствоваться при переводе производств на безотходные технологии?
  5. Можно ли воспользоваться научным и конструкторским потенциалом ВПК для перехода на безотходные производства гражданских отраслей?
  6. Вписывается ли в программу создания безотходных производств использование вторичных ресурсов?
  7. Какие результаты может дать экологическая паспортизация предприятий? Нужна ли она?
  8. Что должны сделать органы экспертизы (организационно)для того, чтобы приостановить (прекратить) финансирование?
  9. Какова схема финансирования инвестиционного проекта в оздоровление окружающей среды?

388

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.