Во исполнение Постановлений Правительства РФ:
- "О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой" № 107 от 3.02.95;
380
- "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой"от 11.08.95;
- "О мерах по выполнению Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой" от 11.08.95;
- Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой от 6.02.95.
Министерством природных ресурсов РФ выпущено Временное руководство по оперативной деятельности Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ). В соответствии с этим руководством инвестиционные проекты должны включать мероприятия, направленные на восстановление природной среды или снижение уровней загрязнения окружающей среды на действующих предприятиях.
Цели Программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды:
- укрепление и упорядочение институциональных природоохранных структур на федеральном и региональном уровнях;
- совершенствование разработки и реализации природоохранных мероприятий на федеральном и региональном уровнях;
- модернизация федеральных и региональных систем управления окружающей средой;
- финансирование экономически целесообразных и приоритетных проектов по восстановлению природных ресурсов и борьбе с загрязнением окружающей среды.
Проект по управлению окружающей средой (ПУОС) включает четыре компонента:
- поддержка политики и ее регулирование;
- управление качеством вод и водными ресурсами;
- управление опасными отходами;
- Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды.
В рамках ПУОС создан Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП), главными задачами которого являются:
- реализация проекта по управлению окружающей средой с соблюдением требований МБРР в области закупок, выплат, бухгалтерского учета, аудита, отчетности;
381
- содействие подготовке кадров, осуществляемой в рамках ПУОС;
- содействие общей координации в рамках ПУОС.
Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия - юридическое лицо, отвечающее за организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности федеральных руководящих и исполнительных органов реализации проекта по управлению окружающей средой в целом (рис. 16.6).
При реализации Российской программы организации инвестиций (РПОИ) используются принятые в ней процедуры, приоритеты, согласованная политика и нормативы, отраслевые и региональные планы действий по оздоровлению окружающей среды.
Целью создания Российской программы организации управления (РПОУ) оздоровления окружающей среды является укрепление механизмов финансового обеспечения, необходимых для наиболее рационального осуществления инвестиций в оздоровление окружающей среды:
- финансирование наиболее приоритетных и экономически окупаемых инвестиционных проектов, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды и восстановление природных ресурсов;
- эффективное использование средств займа, в том числе для приобретения товаров (услуг), необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Основные принципы деятельности РПОИ:
- соответствие принимаемых решений главным направлениям государственной экологической политики;
- приоритетность экологических факторов в оценке инвестиционных проектов;
- участие общественности в обсуждении экологических аспектов при подготовке решений по инвестиционному проекту;
- использование международного опыта организации инвестиций в оздоровление окружающей среды;
- соответствие инвестиционного проекта критериям приемлемости РПОИ в оздоровление окружающей среды.
Субзаймы в рамках РПОИ предоставляются только тем предприятиям, предложения по инвестиционным проектам которых прошли процесс оценки и отбора в соответствии с экологическими и техническими критериями, демонстрирующими существенное
382
СОГЛАШЕНИЕ О ЗАЙМЕ
Рис. 16.6. Схема управления Российской программой организации инвестиций в оздоровление окружающей среды
снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду или восстановление (сохранение) природных ресурсов
383
при использовании ресурсосберегающих современных технологий, а именно:
- улучшение экологической ситуации в результате реализации инвестиционного проекта исходя из глобальных, национальных и региональных экологических приоритетов; суммарный положительный эффект от реализации проекта на окружающую среду;
- прогрессивные технологии, методы и продукция, применяемые в мировой практике.
Финансовые критерии, демонстрирующие финансовую состоятельность предприятия-заявителя:
- увеличение дохода за счет реализации инвестиционного проекта;
- способность предприятия, осуществляющего инвестиционный проект, своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся обязательствам, связанным с реализацией инвестиционного проекта.
Экономические критерии, демонстрирующие экономическую эффективность проекта:
- самоокупаемость инвестиционного проекта и его способность обеспечить доходы, достаточные для погашения кредита по субзайму;
- положительное влияние реализации инвестиционного проекта на занятость, конкурентоспособность предприятия и организацию управления;
- обеспечение дополнительных поступлений финансовых средств в бюджетную систему и другие положительные макроэлементы.
Каждый субзайм в рамках РПОИ в оздоровление окружающей среды:
- предоставляется и погашается в долларах США;
- предоставляется под проценты, приемлемые для Наблюдательного совета РПОИ и МБРР;
- предусматривает оплату за ведение субзайма в размере 0,25%в течение первых пяти лет и 0,125% в течение всех последующих лет;
- предоставляется на период не более восьми лет или на более длительный период, если это приемлемо для МБРР, с установлением льготного периода по выплате основной суммы субзайма сроком до трех лет;
384
- предусматривается на сумму не менее 350 тыс. долл. США и не более 7 млн. долл. США, если нет иной договоренности с МБРР;
- покрывает не более 70% от общей стоимости инвестиционного проекта, если нет иной договоренности с МБРР;
- влечет за собой незамедлительную оплату стоимости работ по оценке проекта.
При этом каждый аванс на подготовку инвестиционного проекта, за исключением тех случаев, когда достигнута иная договоренность между Министерством финансов России и МБРР:
- предоставляется и погашается как основная сумма, так и проценты, в долларах США;
- предоставляется под проценты, приемлемые для Наблюдательного совета РПОИ и МБРР;
- не превышает 300 тыс. долл. США;
- составляет не более 80% от общей стоимости подготовки обоснований по предлагаемому инвестиционному проекту.
Источником кредита или инвестиций для подготовки или реализации инвестиционного проекта в рамках РПОИ в соответствии с соглашением о займе являются организации, осуществляющие софинансирование - российские коммерческие банки и инвестиционные фонды.
Исполнительная дирекция РПОИ организует приглашение российских коммерческих банков и инвестиционных фондов к участию в финансировании инвестиционных проектов, реализация которых направлена на улучшение состояния окружающей среды в конкретном месте.
В случае, если российские коммерческие банки и инвестиционные фонды заинтересованы в финансировании определенной крупной доли от общей стоимости инвестиционного проекта, РПОИ уменьшает свою долю соответственно этой сумме.
Структура РПОИ в оздоровление окружающей среды может быть использована для финансирования инвестиционных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в России, в рамках других международных программ, международных финансовых организаций, государств-доноров, национальных и зарубежных кредитных и инвестиционных институтов.
Оперативная деятельность по управлению проектно-инвестиционным циклом в рамках РПОИ осуществляется впять этапов:
- оценка и отбор инвестиционных проектов;
- подготовка инвестиционных проектов для финансирования;
385
- подготовка и заключение соглашения о субзайме;
- контроль за реализацией инвестиционного проекта;
- анализ и оценка результатов реализации инвестиционного проекта.
►Первый этап. Основной задачей является формирование портфеля (заказов) инвестиционных проектов, претендующих на субзайм. Для решения этой задачи на данном этапе выполняются следующие процедуры:
- выработка решения исполнительной дирекцией РПОИ по заявке на субзайм с предложением по инвестиционному проекту;
- проведение первичного анализа предложений по инвестиционному проекту и подготовка доклада по его результатам;
- формирование портфеля инвестиционных проектов РПОИ.
Для выработки решений по заявкам на субзайм основной задачей является формирование списка заявок, которые могут рассматриваться на последующих этапах оценки инвестиционного проекта.
►Второй этап. Анализ заявки на ее соответствие критериям приемлемости РПОИ осуществляется по трем аспектам: экологическому, финансово-экономическому, правовому.
- Экологический анализ проводится с целью установления соответствия инвестиционного проекта экологическим критериям РПОИ. Соответствующие заявки проходят процедуру классификации и приоритетности по уровню воздействия на окружающую среду, после чего подготавливается заключение. Заявки, несоответствующие экологическим критериям РПОИ, от дальнейшего рассмотрения отстраняются. Финансово-экономический анализ проводится с целью установления соответствия инвестиционного проекта критериям РПОИ. При этом проверяется:
- способность заемщика в погашении займа в течение не более8 лет;
- достаточность рентабельности инвестиционного проекта для погашения займа;
- соответствие запрашиваемой суммы субзайма установленным пределам - от 350 тыс. до 7 млн долл. США;
- необходимость и целесообразность заимствования в рамках РПОИ.
Заявки, не соответствующие финансово-экономическим критериям РПОИ, отклоняются.
3. Правовой анализ заявки на субзайм проводится с целью подтверждения: юридического статуса предприятия-заявителя, возможности
386
заявителя получить ссуду в иностранной валюте; приемлемости предлагаемой схемы обеспечения возврата субзайма.
►Третий этап. Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта и выполнением условий соглашения о субзайме осуществляется в двух аспектах: за закупками для реализации инвестиционного проекта и за его осуществлением и выполнением условий соглашения о субзайме.
Исполнительная дирекция РПОИ осуществляет контроль за
проведением закупок, а также оказывает помощь в закупках по
инвестиционному проекту:
- согласовывает с МБРР процедуры закупок для целей реализации инвестиционного проекта;
- дает рекомендации субзаемщику по вопросам организациии проведения закупок;
- принимает проектные документы, подготовленные для торгов, и отчеты по оценке с рекомендациями по поводу присуждения контрактов;
- направляет документацию по торгам и отчеты по оценке для обзора МБРР, как это требуется в соответствии с условиями соглашения о займе;
- контролирует исполнение контрактов и обеспечивает оплату счетов, представленных субзаемщиком.
►Четвертый этап. Контроль за реализацией инвестиционного проекта производится исполнительной дирекцией РПОИ в следующих аспектах:
- инспекция товаров, участков, заводов, установок и строительных площадок;
- проверка хода выполнения финансовых условий соглашений о субзайме и любой соответствующей документации;
- проверка финансовых, экологических и иных условий реализации инвестиционного проекта.
Информация о ходе реализации инвестиционного проекта ежегодно представляется Исполнительной дирекцией РПОИ и Наблюдательным советом РПОИ.
►Пятый этап. Основной задачей заключительного этапа является оценка фактически достигнутых результатов в улучшении экологической ситуации на территории реализации инвестиционного проекта, финансируемого в рамках РПОИ.
В настоящее время для преодоления экологического кризиса в России необходимо использовать все формы и источники финансирования мероприятий в оздоровление окружающей среды.
387
Заказчиком инвестиционного проекта в ряде случаев будут предприятия, использующие собственные средства для финансирования. И это правильно, так как АО, фирмы, предприятия - это те юридические лица, которые в большинстве случаев не учли в свое время в инвестиционных проектах радикальные мероприятия по охране окружающей среды от разрушительных действий производственной деятельности и финансировали это направление по остаточному принципу. Теперь вопрос может быть поставлен принципиально: либо предприятие должно перейти на экологически чистые технологии и обеспечить по всем ингредиентам ПДК выбросов и сбросов в окружающую среду, либо оно должно быть ликвидировано как "экологический банкрот".
Вопросы и задания
- Как вы представляете себе перевод производства на малоотходные и безотходные технологии?
- Какие показатели применяются для оценки безотходности производства?
- Какие направления научно-технического прогресса следует интенсивно развивать, чтобы перейти от модели "расточительного общества" к "обществу природосберегающего типа"?
- Какими организационными принципами нужно руководствоваться при переводе производств на безотходные технологии?
- Можно ли воспользоваться научным и конструкторским потенциалом ВПК для перехода на безотходные производства гражданских отраслей?
- Вписывается ли в программу создания безотходных производств использование вторичных ресурсов?
- Какие результаты может дать экологическая паспортизация предприятий? Нужна ли она?
- Что должны сделать органы экспертизы (организационно)для того, чтобы приостановить (прекратить) финансирование?
- Какова схема финансирования инвестиционного проекта в оздоровление окружающей среды?
388