Региональный уровень управления Глава 3

3.1. Структурные изменения в управлении
территориями

Большая роль в инвестировании объектов производственного и социального назначения принадлежит региональным органам управления. Структуры управления в субъектах Федерации и других административных образованиях развиваются весьма динамично.

К высшему звену управления, наряду со структурами, рассмотренными в главах 1 и 2, относятся региональные структуры управления субъектами Федерации: советы министров республик в составе России, администрации краев, областей, автономных образований.

Отраслевые структуры управления выступают в большинстве случаев одним из учредителей акционерных обществ (АО), которые являются средним звеном управления.

Введение в нашей стране в ходе перестройки управления института президентской власти и президентов в суверенных республиках, губернаторов с широкими властными полномочиями в краях и областях разрушило вертикальные элементы структуры централизованного управления и снизило эффективность управления страной в переходный период. Введение принципов правового регулирования, либерализации экономики потребовало определенного делегирования полномочий Центра субъектам Федерации, их организационным структурам.

Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям - весьма сложный процесс. Формально регионам передается все больше полномочий по управлению экономикой, которые раньше были прерогативой Центра. Но такая передача полномочий "механически" не решает проблем взаимодействия Федерации и ее субъектов, следствие этого - сложности, связанные с разделом собственности. Особенно трудно для регионов решить задачи управления социальной и экологической политикой. В настоящее время экономическая, социальная и экологическая политика на местах осуществляется вне связи с политикой

48

федерального Правительства. Практически региональные органы управления осуществляют все функции управления вне связи с задачами, решаемыми федеральными структурами. Однако возможности реализации в регионах ограничены действующими бюджетной, налоговой и кредитно-финансовой системами. Проблема приведения бюджетно-финансовой системы в соответствие с отношениями Федерации и регионов, а также в сфере межрегиональных взаимодействий является еще одной сложной задачей государственного управления России в современный период.

Принципиально новое в объекте управления регионов - многосекторная собственность. Наряду с государственным сектором созданы и продолжают расширяться сектора частной, коллективной и совместной собственности. Создано большое количество производственных АО, холдингов, трастовых компаний, концернов, корпораций, предприятий малого бизнеса.

В последнее время все большее распространение стали получать финансово-промышленные группы (ФПГ), обеспечивающие полный цикл - от производства до реализации продукции, то же наблюдается за рубежом и объясняется требованиями интеграции различных видов деятельности, объединенных воспроизводственным единством. ФПГ организуют свою деятельность на принципах акционерного общества открытого типа. В ФПГ сосредотачиваются усилия промышленных предприятий, банков, торговых домов, инвестиционных фондов, строительных, транспортных организаций, страховых компаний, бирж и т.п.

Статистическая справка о деятельности финансово-промышленных групп в России

 

В период 1993 - 1998 гг. зарегистрировано 81 ФПГ, в состав которых вошло 1200 предприятий, организаций и финансово-кредитных учреждений с общей численностью работающих более двух миллионов человек.

В ФПГ реализуется схема интеграции финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении периодической самостоятельности каждого из участников группы. В процессе реализации основных задач ФПГ становятся основой системы инвестирования экономики, способной к саморазвитию в рыночных условиях.

Наибольшее число ФПГ создано в Центральном районе (всего их 45), из них в Москве - 35, в Уральском районе - 8, в Северо-Западном - 7, в Западно-Сибирском районе - 5, в остальных - по 2 - 3 группы. ФПГ в основном объединяют

49

 

предприятия и организации, функционирующие в различных регионах; наряду с ними формируются ФПГ регионального характера. Примеры таких групп практически есть во всех экономических районах: "Донинвест" (Ростовская область), "Уральские заводы" (Республика Удмуртия), "Приморье" (Приморский край), "Единство" (Пермская область) и др.

Сфера деятельности отдельных ФПГ выходит за пределы территории России. Объединение российских и зарубежных партнеров в форме корпоративной структуры обеспечивает реализацию совместных экспортоориентированных проектов. К транснациональным (межгосударственным) относятся созданные в последние годы группы: "Точность", "Славянская бумага", "Аэрофин", "Та На Ко", "Сибагромаш". В состав таких ФПГ вошли участники из Украины, Белоруссии, Казахстана и Германии. ФПГ объединяют юридических лиц различных организационно-правовых форм собственности по типу вертикальной и горизонтальной интеграции. Наибольшее число ФПГ имеет высокую степень специализации, основные участники которых связаны кооперативными связями и работают в одной отрасли экономики. К таким относится ФПГ "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили".

Среди ФПГ есть такие, которые объединяют участников, разных по отраслевой направленности. В состав "Восточно-Сибирской ФПГ" вошли предприятия топливной, химической, легкой промышленности и другие (Иркутская область). Объединенная строительно-промышленная компания (Рязанская область), состоящая в основном из предприятий строительного комплекса, имеет в составе предприятия и легкой, и пищевой промышленности.

В 1998 г. ФПГ произведено продукции, а также работ и услуг на 106,5 млрд руб. (в фактических ценах). Если принять во внимание, что отдельные группы были созданы в отчетном году и сравнить сопоставимый круг ФПГ, то объем продукции, работ и услуг в фактических ценах не превысил уровень предыдущего года в 25 группах.

Около половины ФПГ представили данные об отгрузке продукции на экспорт (33 ФПГ). Одной из задач интеграции финансовых и производственных структур в составе ФПГ является расширение инвестиционных возможностей участников ФПГ. В 1998 г. инвестиции в основные средства производства 40 обследованных групп составили 6,9 млрд руб. По сопоставимому кругу групп по сравнению с 1997 г. их объем в действующих ценах увеличился на 7% (по всей экономике России - сократился на 6,7%). Доля инвестиций обследованных ФПГ в основные средства составляет 1,7% инвестиций в основной капитал в целом по России.

По сравнению с предыдущим годом произошел прирост производственных запасов 38% капиталообразующих инвестиций

50

 

(в 23 ФПГ из 37). В составе капиталообразующих инвестиций ФПГ инвестиции в нематериальные активы занимают незначительный удельный вес (1,8%).

Долгосрочные финансовые вложения ФПГ за 1998 г. составили 4 млрд руб. По сопоставимому кругу такие инвестиции IB ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, государственные ценные бумаги) по сравнению с 1997 г. увеличились в 2 раза {в фактических ценах). Половину долгосрочных вложений ФПГ (отчитавшихся) составили вложения ФПГ "Нижегородские автомобили", "Тяжэнергомаш", "Кузбасс" от 6 - 10%.

В 1998 г. предприятиями и организациями нефинансовой сферы деятельности 29 ФПГ получено балансовой прибыли на сумму 4,3 млрд рублей; сумма убытка 23 ФПГ составила в целом 4,7 млрд рублей.

Основные показатели деятельности ФПГ за 1998 г.1:

Уставный капитал центральной компании, объявленный на момент регистрации, млрд руб. 4,1
Численность работников списочного состава на конец отчетного года, тыс. человек 1112
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 6,9
Инвестиции в нематериальные активы, млрд руб. 0,2
Инвестиции в пополнение запасов материальныхоборотных средств, млрд руб. 4,3
Долгосрочные финансовые вложения, млрд руб. 4,0
Объем продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах (без НДС, акциза), млрд руб. 107
Объем отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах (без НДС, акциза), млрд руб. 102

Притягательность объединения для предприятий основного звена заключается в том, что объединения позволяют обеспечивать сохранность сложившихся связей по поставкам сырья, реализации готовой продукции, проводить согласованную инвестиционную политику, повышать эффективность производства и увеличивать размер прибыли и рентабельности на каждом предприятии.

Процесс формирования новых структур собственности во всех сферах продолжается.

В производственной сфере предстоит комплексное совершенствование объекта управления - изменение структуры производства

51

за счет увеличения производства товаров народного потребления; развития сферы услуг; деконцентрации производства, особенно в отраслях тяжелой промышленности; проведение кардинальных мероприятий по охране окружающей среды, совершенствованию социальной и производственной инфраструктур. Наряду с этим интенсивно идет процесс формирования рыночной инфраструктуры в регионах - коммерческие банки, биржи, страховые компании, сеть аукционов и т.п.

В условиях рыночных отношений региональные объекты управления преобразуются в автономно-самостоятельные и взаимосвязанные (технологически и экономически) конгломераты производственных коммунальных и культурных комплексов. То, что при административно-командной системе между предприятиями региона и между регионами решалось на верхних уровнях управления, в новой ситуации должно решаться на среднем уровне - в регионах. Переход к комплексному управлению экономикой региона - республики, края, области - по существу должен инициировать демократизацию управления с включением в процесс управления широких кругов трудящихся, так как принятие и реализация управленческих решений будут происходить в тесном контакте с трудовыми коллективами и населением городов, рабочих поселков и др. Результаты этих решений будут предаваться гласности через средства массовой информации, что поднимет ответственность авторов за реализацию принимаемых решений. Такая организация управления повысит его эффективность.

Отраслевой орган Федерации осуществляет управление структурами среднего звена, имеющими государственную долю собственности в уставных капиталах, путем назначения лиц в Советы директоров. Помимо отраслевых структур управления, назначение государственных представителей в Советы директоров осуществляет назначенный представитель государственного комитета по тому или иному направлению экономики.

Взаимодействие объединений со своими структурами осуществляется на договорной основе.

Указом Президента "О реформе государственных предприятий" от 23 мая 1994 г. введена новая форма государственного предприятия, прошедшего процедуру банкротства, - казенные заводы, фабрики, хозяйства. Эти казенные предприятия крайне ограничены в самостоятельности, за ними закрепляется лишь функция оперативно-производственного управления. Остальные государственные предприятия имеют ограниченную самостоятельность, их деятельность регламентируется положениями Гражданского

52

кодекса России и Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Организационные структуры управления экономикой регионов в настоящее время и в перспективе их развития на обозримое будущее нельзя назвать совершенными. Развитие объекта управления всегда будет вызывать необходимость совершенствования структуры применительно к каждой новой ситуации. Другими словами, в регионах, равно как и в Центре, должен вестись постоянный поиск более эффективных организационных структур. При этом могут исключаться излишние звенья, службы или, наоборот, включаться новые целенаправленные формы управления, встроенные в действующие или новые организационные структуры. При росте объемов управленческой работы на региональном уровне могут быть применены более эффективные и дифференцированные или комбинированные формы управления.

53


1 Источник: Статистический бюллетень, № 9(59) (сентябрь), 1999.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.