9.3. АРМ пользователя коммерческого
автоматизированного банка статистических данных

Коммерческие автоматизированные банки данных, в частности статистические, максимально "дружелюбны" к пользователю, т.е. настроены на организацию эффективной технологии работы даже непрофессионального пользователя. Поэтому в КАБСД должны быть представлены средства поддержки двух видов работ пользователя: информационно-справочных и аналитических.

При выполнении информационно-справочных работ в КАБСД осуществляется поиск информации в базах данных и предоставление их пользователю в том или ином виде (таблица или документ на экране дисплея или на бумажном носителе).

Этот вид работ пользователя с базами данных эффективно реализуется практически любыми коммерческими АБСД, кроме того, не требуется разработка или использование готовых специальных программных средств, привлечение дополнительных технических средств для реализации задач пользователя.

При проведении пользователем аналитических работ помимо поиска исходных данных осуществляется решение определенной экономико-статистической

127

задачи. Можно сказать, что аналитические работы в значительной степени базируются на информационно-справочных данных, но существенно более развиты за счет привлечения аппарата экономико-математической их обработки.

Совершенно очевидно, что для поддержки обоих видов работы пользователя КАБСД должен иметь набор соответствующих программно-технологических, информационных и лингвистических средств.

В этой ситуации пользуются распределением средств организации поиска и обработки информации в КАБСД между центральной ПЭВМ и персональными ПЭВМ.

ППЭВМ снабжаются программными средствами, позволяющими изменять форму хранения и представления полученных из КАБСД данных, а также обрабатывать их. В этом случае удачно сочетается эффективность и оперативность поиска средствами КАБСД (централизованными) с широкими возможностями обработки статистической информации средствами ППЭВМ (децентрализованными). В целом можно говорить о различной степени сложности как тех, так и других средств.

Простые централизованные средства реализуются в самом КАБСД и обеспечивают формирование запроса на поиск, выдачу найденной информации и простейшие виды ее обработки (арифметическая и логическая обработка динамических рядов, использование пакетов программ математической статистики, генерация унифицированных форм выходных текстовых и табличных документов). Эти средства КАБСД предоставляются всем пользователям.

Сложные централизованные средства КАБСД обеспечивают, помимо указанных выше возможностей, построение экономико-математических моделей, применение средств символьной графики для отображения информации и т.д. Эти средства КАБСД предоставляются обычно пользователям-профессионалам в области статистики, ведущим исследовательскую работу с применением средств моделирования экономических процессов и явлений.

Средствами АРМ пользователя, подключенных к КАБСД, реализуются простые децентрализованные средства КАБСД. Они позволяют значительно сократить стоимость и трудоемкость работ за счет автоматизации построения и предварительного анализа запросов, подсоединения к КАБСД, а также простейшей обработки полученной информации.

В АРМ реализуются и сложные децентрализованные средства КАБСД, которые предусматривают организацию различного вида представления (в том числе и графического) и экономико-математической обработки полученной из КАБСД информации. Эти средства являются

128

технологически гибкими и настраиваются на конкретные пользовательские задачи.

Основной организационно-технологической формой проведения поиска и обработки информации в КАБСД является АРМ пользователя, который должен обеспечивать:

  • расширение функциональных возможностей КАБСД и повышение уровня сервисного обслуживания пользователей за счет совершенствования организации доступа к нему пользователей и обеспечения обработки и анализа распространяемой информации;
  • повышение конкурентоспособности КАБСД на международном информационном рынке;
  • получение дополнительной прибыли от продажи средств АРМ пользователям.

Одна из причин, обусловивших необходимость расширения функциональных возможностей КАБСД, - представление информации, хранящейся в документальных базах данных в виде документов. В этом случае идеология КАБСД практически исключает возможность экономико-математической обработки полученных по запросам пользователей документов, что делает необходимой разработку децентрализованных средств поиска и обработки данных. Очевидно, что пользователи, ведущие лишь информационно-справочные работы, могут обойтись без АРМ.

Однако и для них должны быть предусмотрены средства, упрощающие технологический процесс подсоединения к КАБСД, формирования запроса на поиск, организации хранения в персональной базе данных в документальной форме и представления полученной информации.

АРМ пользователя КАБСД существенно отличаются по своим функциональным возможностям от существующих отечественных статистических АРМ тем, что позволяют пользователю обращаться за данными к КАБСД как к основному источнику информации. Предусматривается функционирование АРМ пользователя КАБСД в трех основных режимах:

  • подготовительном (досеансовом);
  • непосредственного взаимодействия (сеанса) с КАБСД;
  • послесеансовой обработки (постобработки) информации.

В подготовительном режиме АРМ должны выполнять следующие основные функции: предоставление пользователю информации о составе и структуре баз данных КАБСД, организацию формирования запроса к КАБСД и предварительную проверку его корректности.

Работая в режиме непосредственного взаимодействия с КАБСД, АРМ должен обеспечивать: автоматизированное подсоединение пользователя к КАБСД и выбранной БД, корректировку и уточнение запросов пользователя,

129

сбор статистики использования КАБСД и автоматизированное отсоединение от КАБСД в конце сеанса.

В режиме послесеансовой обработки информации АРМ обеспечивает загрузку и ведение персональных БД пользователя, архива, изменение формы хранения информации (документальная, фактографическая), текстовое и табличное редактирование документов и статистических данных, применение экономико-математических методов.

Кроме того, пользователь должен иметь возможность хранить и модифицировать директории АРМ, под которыми понимается справочная информация, используемая для навигации по БД и определения логического местоположения данных и их совокупностей в БД.

Отдельным функциям, выполняемым АРМ в указанных режимах, соответствуют основные функциональные подсистемы, каждая из которых реализуется в виде совокупности взаимосвязанных программных средств АРМ. Поэтому АРМ пользователя объединяет следующие подсистемы: реализация запросов, предоставление и обработка информации, обеспечение технологического процесса, ведение диалога, обучение.

Следует запомнить

  1.   КАБСД обеспечивает следующие основные режимы информационного обслуживания пользователей: "on-line", "off-line" и избирательное распространение информации.
  2.   Минимальными логическими единицами данных в фактографической БД должны стать статистические показатели, которые логически объединяются в динамические ряды, каждый из которых состоит из наименований показателей, их дополнительных признаков и значений, относящихся к определенному моменту времени.
  3.   АРМ обеспечивает: автоматизированное подсоединение пользователя к КАБСД и выбранной БД, корректировку и уточнение запросов пользователя, сбор статистики использования КАБСД и автоматизированное отсоединение от КАБСД в конце сеанса.

Основные понятия

КАБСД, режим "on-line", режим "off-line", избирательное распространение информации, фактографическая база данных, документальная база данных, директория (каталог), дескриптор.

130

Вопросы для самопроверки

  1. Укажите объективные предпосылки создания КАБСД?
  2. Какие основные режимы информационного обслуживания реализуются в КАБСД?
  3. Рассмотрите отличительные особенности функционирования КАБСД по сравнению с другими АБД.
  4. Назовите основные информационные и диагностические средства КАБСД.
  5. Назовите программные средства, обеспечивающие выполнение основных функций КАБСД.
  6. С помощью каких параметров оценивается эффективность функционирования КАБСД?
  7. Рассмотрите технологию формирования запросов КАБСД.
  8. Какие средства поддержки в КАБСД предоставляются с помощью АРМ?
  9. Назовите основные функции АРМ КАБСД, осуществляемые в сеансовом режиме.

131

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru