Прочитав эту главу, вы узнаете:
- с помощью каких информационных технологий автоматизируется решение регламентных задач;
- какой состав типовых процедур необходим для решения задач на различных иерархических уровнях;
- какие принципы заложены в основу создания ППП "ФОРМА";
- какой состав настроечных массивов необходим для реализации ППП "ФОРМА";
- как организовано описание основных настроечных массивов ППП "ФОРМА";
- чем обусловлено применение АРМ экономиста-статистика;
- какие основные функции выполняет АРМ "ПЕРМСТАТ";
- какой состав меню необходим для реализации основных функций АРМ "ПЕРМСТАТ".
Регламентные задачи решаются с помощью технологии ЭОД, обеспечивающей обработку данных статистической отчетности и данных различных статистических обследований, проводимых в отдельных отраслях статистики. По способу функционирования они подразделяются на системные и локальные ЭОД.
В системных ЭОД используется типовая информационная технология на всех уровнях, участвующих в решении данной задачи, с обменом данными между уровнями на технических носителях и по каналам связи.
Локальные ЭОД (разрабатываются для одного уровня обработки) обеспечивают автоматизированное решение статистических задач, в которых первичные отчеты предприятий и организаций направляются сразу на соответствующий уровень, где и производится их обработка.
В настоящее время эксплуатация ЭОД носит в основном системный характер, что определяется рядом следующих причин:
- в решении регламентных задач участвуют информационно-вычислительные установки различных уровней Госкомстата РФ;
- технология функционирования ЭОД охватывает все этапы технологического процесса обработки отчетности на всех уровнях Госкомстата РФ, при этом технология на каждом последующем уровне является логическим продолжением технологии предыдущего уровня;
74
- в процессе реализации технологического процесса выделяются процедуры (автономные программы), многие из которых являются типовыми для всех информационно-вычислительных установок.
Проиллюстрируем технологию решения регламентных статистических задач на примере типовых процедур обработки почтовой отчетности.
Процедура 1. Подготовка к работе с ЭОД.
Происходит загрузка на магнитный диск (МД) пакета программ и массивов информационного фонда ЭОД (каталоги, словари, справочники и др.) и при необходимости осуществляется корректировка отдельных его элементов.
Процедура 2. Подготовка первичной информации к обработке.
Осуществляется визуальный контроль и подготовка форм первичных статистических отчетов, связанная с подсчетом контрольных чисел (сумм). Процедура выполняется как правило на региональном (районном) уровне.
Процедура 3. Ввод и запись первичной информации.
Данные первичных статистических отчетов вводятся в ПЭВМ, осуществляются все виды контроля с выдачей протокола ошибок и корректировка введенной информации. Далее она объединяется с данными каталога в единый массив и копируется для дальнейшей обработки.
Процедура 4. Обработка, контроль, корректировка и печать сводных отчетов.
Происходит формирование на МД промежуточных итоговых числовых матриц и осуществляется предварительная печать сводных отчетов, при которой не используются текстовые наборы данных (справочники, словари и др.).
Далее проводится контроль отчетов и в случае корректировки первичных данных выполняется повторный счет, контроль и предварительная печать отдельных сводных отчетов (во многих ЭОД имеется возможность корректировки сформированных результатных числовых матриц без пересчета). Затем сводные отчеты печатаются в полностью оформленном виде.
Процедура 5. Подготовка сводных отчетов для передачи на вышестоящий уровень.
Осуществляется запись на магнитный носитель передаваемых на вышестоящий уровень массивов в виде промежуточных итоговых числовых матриц или в виде сводных отчетов, полученных в процессе реализации процедур 3 и 4, а также печать справки о передаваемой информации.
75
Затем магнитные носители, итоговые распечатки сводных отчетов, а также контрольные и справочные сведения о передаваемой информации отправляются почтой на вышестоящий уровень.
Процедура 6. Подготовка к объединению массивов со сводными отчетами, полученных с нижестоящего уровня.
Поочередно для каждого из полученных магнитных носителей выдаются справочные сведения об информации, осуществляется контроль балансовой и логической увязки сводных отчетов и, в случае необходимости, корректировка и повторная их запись по каждой объединяемой территории.
Процедура 7. Объединение массивов со сводными отчетами, полученных с нижестоящего уровня.
Происходит предварительное накопление таблиц (без расчета) с объединяемых носителей, расчет и печать сводных отчетов по всем разрезам обработки, а также контроль балансовой и логической их увязки.
При необходимости производится их корректировка и повторная печать, формирование и печать сводных отчетов по территории в целом и выдача справочных данных о структуре сводной информации на магнитных носителях.
Процедура 8. Обработка и получение сводных отчетов, отчетность по которым не централизована.
Эта процедура выполняется во многих ЭОД на федеральном уровне и предусматривает прием сводных отчетов ряда министерств, отчетность которых не централизована в органах государственной статистики.
В этом случае осуществляется: прием сводных отчетов по этим министерствам, подготовка их к вводу в ПЭВМ, запись с контролем и корректировкой, а также их распечатка.
Информация по нецентрализованным министерствам, полученная в результате этой процедуры, записывается на магнитные носители, которые используются наряду с носителями, полученными с нижестоящего уровня при выполнении описанной выше процедуры 7.
Процедура 9. Получение сводных отчетов для местных руководящих органов.
Операция выполняется на региональном (районном или межрайонном) уровнях. На этих уровнях происходит формирование промежуточных числовых матриц с данными специальных (не входящих в централизованную обработку) сводных отчетов для местных руководящих органов и их печать.
Во многих ЭОД проводится дополнительная разработка первичных отчетов, подготовленных в виде массива исходных данных в процессе
76
реализации процедуры 3, с целью получения сводных отчетов (например по административным районам) и их печать.
Специальные сводные отчеты, а также сводные отчеты, полученные в результате дополнительной обработки, передаются местным руководящим органам.
Рассмотренные выше типовые процедуры полностью реализуют процесс обработки почтовой отчетности на всех уровнях Госкомстата РФ в виде следующих макротехнологий.
Для регионального (районного) уровня:
Процедура 1 - Процедура 2 - Процедура 3 - Процедура 4 - Процедура 5 - Процедура 9.
Для межрайонного уровня:
Процедура 1 - Процедура 3 - Процедура 4 - Процедура б - Процедура 9 - Процедура 7 - Процедура 5. (Процедуры 3, 4, 6 и 9 выполняются отдельно для каждой обрабатываемой территории.)
Для федерального (регионального) уровня:
Процедура 1 - Процедура 3 - Процедура 4 - Процедура 8 - Процедура 6 - Процедура 7. (Процедура 6 повторяется для каждой объединяемой территории.)
Если перечень технологических процедур дополнить еще одной процедурой - передачей информации по каналам связи и ее контроля для разработки срочной отчетности, то можно будет получить полный набор типовых процедур.
На базе различных сочетаний этих процедур создается системная технология решения любой регламентной статистической задачи.
77