Информационная база при решении регламентных задач создается по каждой отрасли статистики отдельно. Она состоит из фонда данных и справочного фонда, структура которых представлена на рис. 5.2.
Фонд данных содержит массивы текущей исходной плановой информации, а также данные предыдущих отчетов. К фонду данных относятся также промежуточные данные, содержащие откорректированную информацию
Рис. 5.2. Структура массивов информационной базы регламентных
задач
67
и являющиеся исходными для этапа содержательной обработки регламентных задач.
Справочный фонд представляет собой совокупность справочных данных и их описаний, используемых на различных этапах обработки в качестве постоянной информации в виде различных справочников, каталогов (справочников, содержащих призначную информацию), словарей (справочников, содержащих различные названия призначной информации), классификаторов и т.д.
По характеру использования постоянные массивы делятся на системные (для многих регламентных задач) и локальные (для конкретной регламентной задачи), а по функциональному назначению - на данные, применяемые в процессе контроля первичных отчетов и формирования сводных отчетов, и данные, применяемые для оформления результатов обработки в форме соответствующих таблиц.
Характерной особенностью многих системных справочников является содержание призначной информации, общей для всех форм статистической отчетности (например, наименование предприятий и организаций, их отраслевая и ведомственная принадлежность, территориальное расположение, наименование экономических показателей, коды форм статистической отчетности и т.д.). Для идентификации этих признаков используются такие коды общегосударственных классификаторов, как ОКПО, ОКОНХ, СОАТО, СООГУ и др.
Кроме того, справочный фонд по характеру формирования дополнительно подразделяется на первичные (базисные) и вторичные (производные) массивы.
К базисным относятся массивы, формируемые на основании исходной справочной информации и поддерживаемые периодическим внесением изменений.
Производные массивы справочного фонда формируются на основе базисных автоматически с помощью программ. Таким является справочник, представляющий статистическую отчетность по определенной форме, созданной на основе справочника форм статистической отчетности.
Ниже приведена табл. 5.1, в которой представлена характеристика основных постоянных массивов информационной базы по статистике предприятий.
При решении регламентных задач особое внимание заслуживают вопросы организации массивов постоянной информации и их эффективного использования.
Это связано с тем, что многие массивы (например многие справочники, предназначенные для контроля полноты первичных отчетов и оформления
68
Таблица 5.1
Характеристика постоянных массивов по статистике предприятий
№ п/п |
Наименование массивов постоянной информации |
Характер использования |
Функциональное назначение |
Характер формирования |
1 |
Список форм статистической отчетности |
системный |
для контроля полноты первичных отчетов |
первичный |
2 |
Список объектов, представляющих статистическую отчетность по определенной форме |
локальный |
для контроля полноты первичных отчетов |
вторичный |
3 |
ЕГРПО |
системный |
для формирования сводных отчетов |
первичный |
4 |
Массивы плановых данных для конкретных ЭОД |
локальный |
для формирования сводных отчетов |
первичный |
5 |
Массивы с данными предыдущих отчетных периодов для конкретных ЭОД |
локальный |
для формирования выходных отчетов |
первичный |
6 |
Массив наименований промышленных предприятий (НПП) |
системный |
для оформления результатов обработки |
первичный |
7 |
Массив описаний таблиц для конкретных ЭОД |
локальный |
для оформления результатов обработки |
первичный |
8 |
Словарь министерств и ведомств |
системный |
для оформления результатов обработки |
первичный |
9 |
Словарь промышленной продукции |
локальный |
для оформления результатов обработки |
первичный |
10 |
Автоматизированный банк классификаторов |
системный |
для формирования сводных отчетов |
первичный |
результатов обработки) могут создаваться централизованно. Кроме того, большинство массивов носит системный характер (например справочники наименований территорий, министерств и т.д.).
Применение массивов плановых данных и предыдущих отчетных периодов значительно снижает затраты на подготовку исходных данных и их ввод в ПЭВМ. Поэтому на вышестоящем уровне системы Госкомстата РФ создаются специальные службы по организации и ведению массивов постоянной информации и их рассылке на нижестоящие уровни.
69