Автоматизация статистических работ, осуществляемая в органах государственной статистики, нашла свое выражение в создании и функционировании в 70-80-х годах автоматизированной системы государственной статистики (АСГС), с 1988 г. - в проектировании единой статистической информационной системы (ЕСИС), а в 90-х годах - информационно-вычислительной сети статистики (ИВСС) и информационной телекоммуникационной системы статистики (ИТКСС).
В соответствии с принципом развития различных организационно-технологических форм СИС их проектирование и внедрение осуществлялось определенными очередями (этапами).
Соблюдение очередности в проектировании и внедрении обусловлено значительной сложностью создания таких систем и непрерывным совершенствованием статистической методологии, развитием технической базы и использованием различных информационных технологий автоматизированного решения статистических задач.
АСГС строилась на технической базе ПЭВМ второго и третьего поколений ("Минск-32" и ЕС ПЭВМ), а ее основу составили ЭОД по наиболее трудоемким регламентным статистическим задачам.
Внедрение системных ЭОД позволило объединить вычислительные установки областного, республиканского и союзного уровней АСГС в единую информационно-вычислительную сеть, функционирование которой способствовало сокращению сроков обработки статистической отчетности, повышению ее достоверности и аналитичности, а также снижению стоимости обработки информации.
Функционирование СИС в 90-х годах (ЕСИС, ИВСС и ИТКСС) характеризовалось широким размахом работ по проектированию и
58
внедрению автоматизированной обработки статистической информации на районном уровне.
Массовое оснащение районного уровня ППЭВМ, создание соответствующих пакетов прикладных программ и отработка новых технологических процессов способствовали повышению уровня автоматизации статистических работ на этом этапе.
В это же время на областном и федеральном уровне началось массовое внедрение информационных технологий, связанных с решением задач информационного обслуживания с помощью автоматизированных регистров для промышленных и других объектов статистического наблюдения, а также банков данных различного назначения.
На федеральном уровне стали применять ряд пакетов прикладных программ для решения задач экономического анализа с помощью различных методов математической статистики.
Радикальная реформа управления экономикой страны в 90-х годах потребовала коренной перестройки в работе ее статистических органов. В условиях перехода к рыночной экономике, изменения структуры управления экономикой и изменения форм собственности потребовалось совершенствование системы государственной статистики в направлении надежного и качественного информационного обеспечения потребностей всех изменяющихся структур различных отраслей и экономики в целом.
Это привело к необходимости разработки новой концепции развития СИС, способной адаптироваться к изменяющимся структурам управления и потребностям в статистических данных. Основу реализации этой концепции составляют:
- необходимость развития научной организации статистического наблюдения и системы статистических показателей;
- создание системы макроэкономических, отраслевых и региональных статистических моделей;
- внедрение новых технологий сбора, обработки, накопления и представления статистической информации;
- разработка методов и средств эффективного взаимодействия СИС с поставщиками и потребителями статистической информации, в том числе и на коммерческой основе.
Важнейшим направлением совершенствования статистического наблюдения должно стать обеспечение повышения содержательности, достоверности и оперативности отчетных данных на основе органичного сочетания текущей отчетности, переписей, единовременных учетов, выборочных и монографических обследований, а также оптимизации потоков информации.
59
При создании научно обоснованной системы статистических показателей необходимо прежде всего актуализировать и привести ее в соответствие с задачами статистики в новых условиях хозяйствования, с различной степенью их детализации для обеспечения потребностей различных уровней управления экономикой.
В условиях изменения структуры государственного управления наиболее актуально использование экономико-математических моделей анализа и прогнозирования социально-экономического развития страны и ее регионов.
Макроэкономические статистические модели социально-экономического развития, выраженные в системе статистических показателей, позволят осуществлять комплексный анализ социально-экономических явлений и процессов в обществе, в том числе при условии неполноты информации.
С помощью комплексов моделей регионального уровня появляется возможность выявлять степень влияния важнейших факторов на конечные результаты, вскрывать неиспользованные резервы, определять тенденции экономического роста и прогнозировать основные процессы социально-экономического развития страны.
Важнейшее значение в СИС придается разработке новых ИТ, основные принципы которых заключаются в следующем:
- разработка комплексной технологии обработки информации в условиях использования банков данных и сетей ПЭВМ;
- создание средств компьютерного моделирования систем обработки данных с применением банка математических моделей и алгоритмов в тесной увязке с информационным обеспечением СИС;
- разработка средств общения конечных пользователей с ППЭВМ на базе АРМ, предусматривающих наличие экспертных систем.
Организационно-функциональная структура СИС должна быть ориентирована на изменяющиеся информационные потребности пользователей системы.
Новые ИТ должны существенно увеличить возможности прямого автоматизированного доступа к необходимой статистической информации на уровне отдельных предприятий, что расширит состав и содержание аналитических работ и позволит внедрять коммерческие формы обслуживания различных пользователей. Эти возможности реально могут воплотиться при создании статистической информационной системы предприятий (СИСП).
Значительное место в совершенствовании процесса сбора, обработки и передачи статистической информации отводится решению проблемы
60
интеграции СИС с другими ЭИС как внутри страны, так и за рубежом, что позволит полностью перейти к обмену информацией по каналам связи.
Взаимодействие СИС с международными ЭИС должно реализовываться в целях совершенствования международных сопоставлений и централизации статистики внешнеэкономических связей, изучения мировой экономики и приоритетных направлений научно-технического прогресса. Это взаимодействие может осуществиться через создание коммерческого автоматизированного банка статистических данных (КАБСД).
Таким образом, СИС должна отразить в себе новый этап развития различных организационно-технологических форм в области автоматизации обработки статистической информации.
Объектами проектирования СИС являются ее территориальные звенья, а также функциональные и обеспечивающие подсистемы.
В технико-экономическом обосновании на создание ЭОД должны отразиться: выбор типа ПЭВМ, общей схемы технологии обработки данных, обоснование целесообразности применения выбранных для проектирования программных средств и определение ориентировочных сроков разработки и внедрения ЭОД.
В условиях изменения структуры государственного управления наиболее актуальным является использование экономико-математических моделей анализа и прогнозирования социально-экономического развития страны и ее регионов.
Стадии проектирования СИС, технико-экономическое обоснование, постановка задачи, техническое задание, технический проект, рабочий проект, опытная эксплуатация ЭОД.
- Укажите состав основных стадий и этапов проектирования СИС.
- В чем заключается обследование органов государственной статистики?
- Назовите основные работы, выполняемые на этапе технического проектирования.
61
- Кто является основным разработчиком СИС?
- Что отражается в технико-экономическом обосновании на разработку ЭОД?
- Укажите перечень разделов в типовой схеме описания статистической задачи.
- Какими документами регламентируется опытная и промышленная эксплуатация ЭОД?
- Дайте характеристику основных этапов развития организационно-технологических форм СИС.
- Укажите основные направления совершенствования СИС.
62