III.4. АНТОНИМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ

Слово антоним происходит от греч. anti-----"против" и

опута - "имя". Антонимы - слова, противоположные по своему лексическому значению: холодный - горячий, толстый - тонкий, враг - друг, мало - много, до - после. Антонимы могут обозначать противоположность качеств (богатство - бедность, весело - грустно, молодой - старый); противоположность направлений, действий, свойств (восход - заход, собирать - разбирать, вверх - вниз); противопоставленность обозначений времени и пространства (север - юг, лето - зима). Антонимы есть не у всех слов. Так, обычно не имеют антонимов слова, обозначающие конкретные предметы: шкаф, подушка, бумага и т.п.; многие термины: секвестировать, имплантация, морфема. Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан - легкий чемодан, тяжелое известие - радостное известие; трудная, сложная работа - простая, легкая работа; глубокая река - мелкая река; глубокий человек - поверхностный человек.

В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности, например:

Полюбил богатый - бедную,
Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную,
Золотой
- полушку медную.

(Марина Цветаева)

Иногда антонимы позволяют автору ярче передать сущность художественного образа: "Глаза княжны, большие, глубокие,

73

лучистые... были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты" (Л.Н. Толстой. Война и мир).

Противопоставление антонимов лежит в основе многих русских пословиц: Старое старится, молодое растет; Даровой рубль дешев, заработанный - дорог; Подальше положишь, поближе возьмешь. При сытости помни голод, при богатстве - бедность.

В речи антонимы используются для создания контраста, для выражения противоположности, противопоставления одного явления другому. Антонимы очень характерны для современной русской речевой практики, в частности, они нередко используются в газетных заголовках для привлечения внимания читателя к острым, полемичным вопросам:

  • (1) Россия и ОПЕК: союзники или конкуренты? (Коммерсантъ. ВЛАСТЬ. 2000. № 34); Не верьте, что будущее зависит от прошлого (Эксперт. 2000. № 31); Невеселые размышления в веселом музее (Эксперт. ВЕЩЬ. 2000. № 3).

В последние годы в современном русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются не только в публицистике, но и в разговорной речи. Приведем несколько примеров из газет и журналов.

  • (2) Глобальные ориентиры моды вечны: жарко - холодно, дорого - дешево, массово - эксклюзивно (Известия. 17.01.1995).
  • (3) Зато В. Шумейко, как всегда, активен, дрейфуя между теми, кто за силовые методы, и теми, кто за мирные (Сов. Россия. 29.12.1994).
  • (4) Не лучше ли постараться увидеть в ближнем не соперника, а партнера на колесном ходу. И тогда тропа автомобильной войны станет просто путем, который приводит из пункта "А" в пункт "Б" без неприятных приключений (Итоги. 1.02.2000).

Годы политической и экономической нестабильности породили не только социальные различия между людьми, но и новые явления в общественной жизни, нередко контрастирующие друг с другом. Непостоянство, изменчивость признаков многих явлений не могли не отразиться в сознании и в

74

языке, и в частности, не могли не сказаться на моделировании новых смысловых противоположностей:

  • благотворительный - коммерческий;
  • богатые - малообеспеченные, неимущие;
  • государственный - коммерческий, частный;
  • законный - пиратский;
  • порядок, законность - беспредел;
  • силовые - политические (обычно о методах);
  • стартовая - окончательная (обычно о цене);
  • фирменный - фальшивый, поддельный;
  • эксклюзивный - обычный, массовый.

Распространенными становятся антонимические пары, в которых представлена сниженная, жаргонная лексика: законность - беспредел, легальный - мафиозный, порядок - бардак. Нетрудно заметить еще одну интересную тенденцию: некоторые антонимические пары характеризуются более высокой частотностью по сравнению с 70-80-ми годами XX века, так как обозначаемые антонимами явления очень актуальны в наши дни: богатство - бедность, богатство - нищета; богатые (обеспеченные) - бедные (малоимущие); правые - левые; демократы - коммунисты; либералы - коммунисты; подъем (активизация) - спад.

Еще одна закономерность связана с тем, что в антонимических парах, обозначающих "качественные" или логические отношения, слова нередко "меняются местами": то, что раньше было "плохим", отрицательным, стало "хорошим", и наоборот. Так, например, индивидуализм в советское время считался отрицательной чертой человека (общества), а коллективизм - положительной, прогрессивной. Это отразилось в словарной статье "Школьного словаря антонимов русского языка" М.Р. Львова:

Коллективист - индивидуалист

Тот, кто сознательно подчиняет свои личные интересы общественным, придерживается принципов общности, взаимопомощи, товарищеского сотрудничества. - Тот, кто ставит интересы отдельной личности выше интересов общества, коллектива.

Стремление коллективного сознания и языка разграничить понятие коллективист - индивидуалист (коллективизм - индивидуализм) проявлялось и в публицистике, и в художественной литературе, ср.: "Процессы перевоспитания, перерождения человека из

75

индивидуалиста в коллективиста развиваются сравнительно более медленно, например, в колхозном строительстве" А. М. Горький. Беседа с молодыми. "Партия выдвигает следующие задачи ... в области воспитания коммунистической сознательности: коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех и все за одного". Программа КПСС.

В "Толковом словаре языка Совдепии" В.М. Мокиенко и Т.Г. Никитиной слово коллективист подается с пометой одобрительное, что свидетельствует о положительной оценке обществом того явления, которое стоит за словом.

В последние годы индивидуализм как одна из основных ценностных категорий западной культуры проникает и в русское сознание вместе с изменяющимся отношением к труду и социальному статусу человека. Так, в журнале "Коммерсантъ. ВЛАСТЬ" (2000. № 35) в статье "На работу с чистой совестью", рассказывающей об отношении к труду в разных странах, слово индивидуализм вписывается во вполне положительный контекст: "Демократичность, индивидуализм, успех. Эти ценности являются основными для англосаксонских стран: США, Канады, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Люди здесь работают в первую очередь ради личного успеха, стремятся к богатству, добиваются признания и славы... Стремление свести к минимуму риск и неопределенность в сочетании с демократизмом и индивидуализмом характерны для немецкоязычных стран...".

Приведенные примеры говорят о том, что традиционное соотношение антонимов претерпело некоторые изменения и слово индивидуализм может в определенном контексте приобретать положительное значение, а слово коллективизм - ироническое. Можно также привести примеры постепенной смены позитивной и отрицательной оценки в парах антонимов социализм - капитализм, правый - левый, советский - западный.

Картина антонимических связей поучительна и интересна как отражение общества, его современного сознания, состояния общественной и экономической жизни. В то же время умение правильно подобрать антоним, точно охарактеризовать то или иное явление - признак высокого уровня речевой культуры, хорошего владения языком.

76

ЗАДАНИЯ

1. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях:

бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, состояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, политизация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы.

2. Составьте антонимичные словосочетания "существительное + прилагательное", используя слова:

демократия   диктатура
оригинальный   нелегальный
легальный   новаторский
эксклюзивный   радикальный
элитарный   окончательная
традиционный   поддельный
стартовая   массовый
либеральный   доступный

3. Подберите несколько заголовков из современной прессы, в которых используются антонимы. Какова функция антонимов в текстах заголовков?

4. Подберите примеры текстов, в которых с помощью антонимов выражены ценностные установки автора, показаны противоречия современного мира.

5. Какие антонимические пары (в том числе и терминологические) характерны для языка вашей специальности?

77

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru