Для официально-деловой сферы характерны специфические отношения между партнерами по общению: в контакт вступают не только физические лица ("живые люди"), а так называемые юридические лица, т.е. учреждения, предприятия, фирмы, и другие коллективы, обладающие самостоятельным юридическим статусом, в том числе коллектив самого высокого ранга - государство. Должностное лицо, подписывающее деловую бумагу, выступает лишь как посредник. Например, декан, ставящий визу на заявлении студента, является посредником, выполняющим волю коллективного субъекта - университета или государства в целом, поскольку его действия диктуются не его симпатией или антипатией к студенту, а правилами (конституцией страны, трудовым законодательством, уставом университета и т.д.), которым и подчиняется его воля.
Для обслуживания сферы деловых отношений используется особый стиль - официально-деловой.
Приведем в качестве примера эпизод обсуждения и вынесения приговора Катюше Масловой в романе Л.Н. Толстого "Воскресение".
Петр Герасимович, довольный своей победой, согласился.
- Но заслуживает снисхождения, - прибавил купец.
Все согласились. Только артельщик настаивал на том, чтобы сказать: "нет, не виновна".
- Да ведь оно так и выходит, - разъяснил старшина, - без умысла ограбления, и имущества не похищала. Стало быть, и не виновна.
- Валяй так, и заслуживает снисхождения: значит, что останется, последнее счистить, - весело проговорил купец.
Все так устали, так запутались в спорах, что никто не догадался прибавить к тексту: да, но без намерения лишить жизни.
435
Нехлюдов был так взволнован, что и он не заметил этого. В этой форме ответы и были записаны и внесены в залу суда. <...>
Председатель прочел и, видимо, удивленный развел руками и обратился к товарищам, совещаясь. Председатель был удивлен тем, что присяжные, оговорив первое условие: "без умысла ограбления", не оговорили второго: "без намерения лишить жизни". Выходило, по решению присяжных, что Маслова не воровала, не грабила, а вместе с тем отравила человека без всякой видимой цели.
- Посмотрите, какую они нелепость вынесли, - сказал он члену налево. - Ведь это каторжные работы, а она не виновата. <...>
- А ведь мы, батюшка, постыдно наврали, - сказал Петр Герасимович, подойдя к Нехлюдову, которому старшина рассказывал что-то. - Ведь мы ее на каторгу закатали.
- Что вы говорите? - вскрикнул Нехлюдов, на этот раз вовсе не замечая неприятной фамильярности учителя. <...>
- <...>Мне сейчас секретарь говорил, - прокурор подводит ее под пятнадцать лет каторги. <...>
- Я в это время выходил из комнаты, - сказал Петр Герасимович. - А вы-то как прозевали?
- Я никак не думал, - сказал Нехлюдов.
- Вот и не думали.
-Да это можно поправить, - сказал Нехлюдов.
- Ну, нет, теперь кончено.
Присяжные заседатели, случайно сделав ошибку в тексте, в дальнейшем не могут повлиять на приговор: за них говорит "бумага" - документ, составленный ими и существующий отныне самостоятельно, подчиняющий себе действия как заседателей, так и расположенных к обвиняемой судей. В реальности нередки ситуации, когда личное мнение должностного лица находится в противоречии с необходимостью следовать "букве закона". Для того чтобы свести к минимуму субъективность при принятии особо важных решений, мнение коллектива представляет не одно лицо, а несколько, о чем свидетельствуют подписи на документе.
Таким образом, в сфере деловых отношений общение ведется не только по модели человек - человек, но и по моделям человек - коллектив, коллектив - коллектив.
Реальный, живой человек здесь тоже выступает в особой роли - он рассматривается партнером по коммуникации в отвлечении от его индивидуальных особенностей, склонностей, черт, т.е. абстрактно. Учитываются только данные, которые являются значимыми для понимания ситуации. Такой
436
подход необходим для того, чтобы при рассмотрении бесчисленного множества конкретных ситуаций не утонуть в мелочах и подробностях, не имеющих отношения к существу дела и в конечном счете все равно не оказывающих влияния на принятие решения. Почему делового человека не удовлетворит, например, такой текст доверенности, в шутку составленной К. Чуковским?
Доверенность
Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.
Для текста такого небольшого объема слишком много лишней информации: 1) связанной с предшествующими самой ситуации размышлениями автора доверенности об этическом облике лица, которому он поручает получить свою зарплату: "он, как будто, человек честный", 2) связанной с прогнозированием событий, которые последуют после данного эпизода: "надеюсь, денег моих не растратит". Сущность же самой ситуации - окончательное решение, к которому в результате размышлений пришел автор документа, - остается неизменной и может быть выражена словом "доверяю".Предельно абстрагированное восприятие лиц в этой ситуации проявляется в официальном именовании их по функции, т.е. по действию, которое они выполняют: тот, кто доверяет, - "доверитель", тот, кому доверяют, - "доверенное лицо".
Абсолютное большинство ситуаций в результате подобной процедуры абстрагирования также может быть выражено глаголами: "гарантирую", "прошу", "приказываю", "извещаю" и т.д. Такие слова называются ключевыми словами; они определяют не только ситуацию, но и тип (жанр) документа, который уместно использовать: гарантийное письмо, заявление, приказ, повестка и т.д.
Деловое общение стремится свести отношения к однотипным, т.е. стандартным ситуациям, тем самым создается стандартизованная речевая манера официального стиля.
Жанры официально-делового стиля в значительной степени определяют форму и содержание текста. В официально-деловом стиле регламентируется не только собственно форма (композиция и использование тех или иных слов и выражений), но и состав элементов содержания, которые носят название
437
реквизитов. Так, в доверенности необходимы такие реквизиты, как 1) указание полного имени того, кто доверяет (т.е. поручает вместо себя произвести какие-либо действия); 2) указание данных документа, подтверждающих его личность; 3) указание полного имени того, кому доверяют (т.е. того, кто будет совершать порученные ему действия); 4) указание данных документа, подтверждающих его личность, 5) указание, какие именно действия поручается выполнить доверенному лицу, 6) указание на то, кто выступает в роли свидетеля, подтверждающего правильность данных сведений (учреждение, обычно печать отдела кадров). Все элементы содержания и формулировки документа этого типа столь определенны и постоянны, что основные компоненты текста могут быть представлены в почти готовом виде. Так, скажем, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена для его сотрудников предлагается такой вариант:
ДОВЕРЕННОСТЬ
(должность, подразделение) |
получить в кассе РГПУ им. А.И. Герцена деньги |
|
(подпись) |
Настоящая доверенность написана |
|
(Ф. И. О. доверителя) в моем присутствии, заверяю: |
|
|
|
|
( |
) |
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(Ф. И. О.) |
|
438
Фактическую информацию в такую "матрицу" (трафарет) внести уже легко: она не требует специальных знаний в области употребления языка.
Безусловно, не все деловые бумаги подчиняются столь жесткой регламентации. Можно назвать группу документов, в которой обязательным элементом является только оформление заголовка (например, объяснительная записка), в других определяются лишь основные содержательные элементы и их последовательность (например, заявление, деловое письмо).
Выбрав жанр документа, человек определяет свои дальнейшие действия: он 1)либо только заполняет "пробелы" в уже готовом тексте-матрице (действительно данном ему в виде отпечатанного бланка или хранящемся в памяти); 2) либо составляет текст по определенной модели; 3)либо, написав заголовок, обозначающий жанр документа, вынужден сам подыскивать необходимые слова и работать над композицией текста. Только на первый взгляд кажется, что именно третий тип деловых текстов удобен и привлекателен, поскольку предоставляет автору свободу. На самом деле, при работе именно над таким типом текста интеллектуальные затраты наиболее значительны: необходимо самостоятельно подбирать синтаксические конструкции, подыскивать лексику и обороты для формулировок. Тексты-трафареты и тексты-модели вызывают трудности только на первых порах, пока идет знакомство с образцом и его освоение, - чем чаще мы обращаемся к ним, тем проще и быстрее идет их создание (или восприятие информации, которую они передают); этот процесс настолько программируем и поддается контролю, что может быть даже перепоручен машине - компьютеру.
Жанры, которые были названы, - это жанры канцелярско-административного подстиля, наиболее широко используемой в повседневной практике разновидности официально-делового стиля. Наряду с ним выделяются и другие - законодательный подстиль, дипломатический подстиль.
Формирование разновидностей официально-делового языка было продиктовано спецификой общения в разных областях деловой жизни: законодательный подстиль обслуживает сферу правовых отношений между гражданами, дипломатический - межгосударственные отношения, административно-канцелярский - деловые
439
отношения между учреждениями, организациями и гражданами.
Основная функция официально-делового стиля - императивная, т.е. функция волеизъявления, приказания (imperativ): большая часть деловых документов направлена на то, чтобы побудить (заставить) адресата выполнить определенные действия: предоставить летний отпуск, прийти на собрание, вступить в торговые отношения с соседним государством и т.д. Однако реализоваться она может по-разному. В наиболее жесткой форме побуждение выражает неопределенная форма глагола - инфинитив (вспомним знаменитую фразу из "Ревизора" Гоголя: А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!). Та же фраза с повелительным наклонением Приведите (или подайте?) сюда Ляпкина-Тяпкина! звучит не столь категорично. Даже формы, специально предназначенные для передачи приказания, уступают инфинитиву в этой функции по силе воздействия (ср. предложения со словами обязан, должен, приказываю и др.). Эти языковые средства, использование которых указывает на недопустимость уклонения от действия, особенно характерны для законодательного подстиля, а также для некоторых жанров канцелярско-административного, например, приказа. В других жанрах канцелярско-административного стиля жесткость побуждения заметно ослаблена: так, в жанре заявления используется форма прошу предоставить отпуск вместо формы повелительного наклонения предоставьте мне отпуск. В деловых письмах используются слова предлагаем, приглашаем принять участие и т.д.
Выражение эмоциональности в канцелярском подстиле носит специфичный и завуалированный характер, хотя составителям служебных документов нередко приходится давать оценку действиям другого предприятия или организации, объяснять собственное поведение, предупреждать и даже обвинять. При этом используются такие, например, формы: К сожалению, должны сообщить Вам; несмотря на неоднократные напоминания; данные Вами обещания не выполняются; вынуждены напомнить Вам и т.п.
Воздействующая функция является одной из основных и в дипломатического подстиле. В дипломатическом тексте, поскольку партнеры - два соседних государства или главы этих
440
государств - не находятся в отношении подчинения, в качестве средства воздействия используется именно язык. Поэтому жанры дипломатического подстиля, такие, как нота (официальное обращение одного правительства к другому), коммюнике (официальное сообщение по вопросам международного значения), меморандум (дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос, вручаемый представителю другой страны), дипломатическое письмо, обладают яркими языковыми особенностями. Приведем в качестве примера дипломатическое письмо:
ПИСЬМО МИНИСТРА
ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТРУ ПО ДЕЛАМ ЕВРОПЫ
И ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ШВЕЦИИ
Москва, 4 февраля 1993 г.
Уважаемый господин У. Динкелыштиль,
В связи с подписанием сего числа Российско-Шведской Декларации и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о торговых отношениях имею честь подтвердить достигнутую между Сторонами договоренность о нижеследующем.
В целях создания организационной основы для консультаций по развитию торгового и экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Швеция Стороны учреждают Наблюдательный комитет.
<...>
В случае Вашего согласия с вышеизложенным имею честь предложить, чтобы настоящее письмо и Ваш ответ идентичного содержания составили бы договоренность между нашими правительствами.
Примите, господин У. Динкелыппиль, уверения в моем высоком к Вам уважении.
Министр внешних экономических связей
Российской Федерации
С. Глазьев
Господину Ульфу Динкелыипилю,
Министру по делам Европы и внешней торговли Швеции.
Средства дипломатического подстиля настолько своеобразны, что они легко узнаются, и потому могут с успехом использоваться в качестве стилизации даже в текстах, предназнаменных
441
для детей. В послании, которое в повести К.С. Льюиса "Принц Каспиан" пишет мальчик-король, несмотря на экзотический, сказочный антураж, даже неискушенный читатель сразу же улавливает специфику языка дипломатического подстиля: это 1) экспрессия, передающаяся как эмоционально окрашенной лексикой, часто высокой и устаревшей ("бедствие", "возлюбленный и царственный брат", "благороднейший орден", "честная битва", "кровавое и противоестественное убийство", "добрый господин" и др.), так и экспрессивным синтаксисом (в этом тексте прежде всего обращают на себя внимание однородные ряды, компоненты которых не вводят новую информацию, а усиливают впечатление: "побуждаем, предлагаем и бросаем вызов"; "по дару Аслана, по избранию, по праву и по завоеванию"; "и по нашему дару, и по законам тельмаринцев"; "в предательстве и в утаении права владычества" и др.); 2) использование историзмов - "орден" в значении "духовно-рыцарская организация"; 3) клише - "дать полномочия", "доказать победой", "для предотвращения пролития крови" и др.; 4) комплиментарная лексика - "ваша светлость"; 5) смягченность формулировок при передаче отрицательной информации (эвфемизмы} - "ваша светлость дважды виновата":
Питер, по дару Аслана, по избранию, по праву и по завоеванию, Верховный Король над всеми королями в Нарнии, Император Одиноких островов и Лорд Кэр-Параваля, Рыцарь благороднейшего ордена Льва - Миразу, сыну Каспиана Восьмого, некогда лорду-протектору Нарнии, теперь величающему себя королем Нарнии, приветствие. <...>
Для предотвращения пролития крови и во избежание всех других бедствий, происходящих от войн, начатых в королевстве Нарнии, наше желание - рисковать нашей царственной особой от имени верного нам и возлюбленного Каспиана в честной битве, дабы доказать победой над вашей светлостью, что вышеупомянутый Каспиан - законный король Нарнии под нами и по нашему дару и по законам тельмаринцев, а ваша светлость дважды виновата: в предательстве и в утаении права владычества над Нарнией вышеупомянутого Каспиана, в кровавом и противоестественном убийстве вашего доброго господина и брата - короля Каспиана, девятого в этой династии. Поэтому мы охотно побуждаем, предлагаем и бросаем вызов вашей светлости на вышеупомянутую битву, и посылаем эти слова через нашего возлюбленного и царственного брата Эдмунда, некогда короля под нами в Нарнии, герцога равнины Фонарного столба, графа Западных
442
болот, Рыцаря ордена Стола, которому мы даем все полномочия определить с вашей светлостью условия вышеупомянутой битвы. Дано в нашем жилище в Аслановом кургане в двенадцатый день месяца Зеленой листвы в первый год правления Каспиана Десятого Нарнийского (Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии).
Несмотря на довольно существенные различия между разными жанрами официально-делового стиля, все-таки общих черт у всех разновидностей делового языка гораздо больше. Известный языковед Л.В. Щерба сформулировал своеобразие делового стиля так: "Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков; быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной". Стремление к точности и объективности определяет почти все языковые особенности официально-делового стиля. Остановимся на некоторых из них, имея в виду прежде всего канцелярский подстиль.
Такая черта, как объективность, безусловно, наиболее ярко проявляется в лексике. Потребность продемонстрировать независимость содержания от настроения, чувств, эмоций продиктовала отказ от средств выражения экспрессии. В деловом стиле не используются слова и выражения, содержащие какой-либо намек на неформальные отношения общающихся, в нем недопустимы диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова. Их использование свидетельствует о низком культурном уровне автора официального письма или документа. Вспомним эпизод из фильма "Место встречи изменить нельзя", когда в уголовном розыске задержанная начинает текст заявления со слов "Я, Манька Облигация...", "забыв" о существовании у нее фамилии и полного имени Мария, не содержащего, в отличие от "Маньки", оттенка пренебрежения.
Состав литературной лексики, используемой в официальном стиле, имеет свои особенности: разговорная лексика, которая используется в ситуации дружеского общения, исключается, а в книжной заметную роль играет своеобразный пласт так называемых канцеляризмов, в числе которых есть и архаизмы (нижеподписавшийся, надлежащий и др.).
Требование точности изложения заставляет отказываться от использования синонимов и предпочитать повторение одного и того же наименованиея. Для делового стиля характерно использование полных наименований и их "заменителей" - сложносокращенных
443
слов и аббревиатур, позволяющих, с одной стороны, сохранить точность, а с другой стороны, избавить текст от излишней громоздкости. Ср.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена и РГПУ им. А.И. Герцена; общество с ограниченной ответственностью и ООО, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и ГИБДД. Для этой же цели удобным оказывается и наименование по действию: доверитель (тот, кто доверяет), заявитель (тот, кто заявляет) и т.д.
В создании объективности и точности официально-делового стиля используются многие языковые средства, характерные для научного стиля: отказ от использования личного местоимения "я" (оно сохраняется в личных документах - заявлении, доверенности, автобиографии, а также в объяснительной и докладной записках); использование главным образом нейтрального порядка слов, отказ от экспрессивных моделей построения предложения. Сходство проявляется и в повышенной частотности имен существительных, в том числе отглагольных, и в наличии сложных, состоящих из нескольких компонентов словосочетаний (многие из которых образуют устойчивые словосочетания, употребляются как штампы), и в "нанизывании родительного падежа", и в пристрастии к производным предлогам (здесь на первый план выходят предлоги, передающие прежде всего причинно-следственные отношения: в связи, ввиду, по причине и т.д.).
Так же, как научный стиль, официальный тяготеет к употреблению форм настоящего времени, которое здесь предстает в конкретном, историческом значении. За точку отсчета (т.е. настоящее) принимается время составления документа, которое фиксируется в нем датой. Это число и есть тот момент, по отношению к которому определяется прошлое и будущее, и, соответственно, получают наполнение глагольные времена.
Если научный текст можно назвать текстом динамическим, поскольку он строится так, чтобы отразить движение научной мысли, то деловой текст принципиально статичен - он должен зафиксировать определенную ситуацию, ее сущность, а с этой целью выделить ее компоненты и установить связи между ними. Строение текста отражает структуру такой ситуации. В тексте, написанном в официально-деловом
444
стиле, - самые объемные предложения, они могут насчитывать десятки слов. Такая синтаксическая усложненность создается и за счет многокомпонентных словосочетаний, и за счет параллельных конструкций, особенно однородных рядов.
Большую роль в создании текста играют такие средства, как абзацирование, рубрикация, выделение ключевых слов текста шрифтом.
ЗАДАНИЯ
1. Познакомьтесь с "исторической справкой" из книги известного лингвиста Г.О. Винокура "История русского литературного языка".
К какому времени относится начало формирования делового стиля? Какую роль сыграл деловой стиль в истории русского языка? Можно ли считать, что деловая разновидность - ненужная роскошь для языка?
Рядом с описанным здесь литературным стилем письменного языка Московская Русь знала и другой его стиль - деловой. Этот язык принято называть приказным языком, так как наиболее типичные его образцы находятся в приказном делопроизводстве XVI-XVII в. Это, следовательно, язык канцелярских бумаг, юридических актов, хозяйственных записей, официальной и частной переписки, т.е. таких явлений письменности, в которых нет литературности. <...> Язык грамот весь состоит из обиходного материала - в нем нет старославянской лексики, в нем нет архаизмов морфологии...
...Необходимо помнить, что язык древнерусской письменности, какими бы стилистическими приметами он ни отличался, это в принципе язык диалектный. Можно поэтому говорить о письменном языке Киева, Новгорода, Рязани, Пскова, Москвы. Однако без дальнейших пояснений понятно, что централизация государственной жизни должна была повлечь за собой и победу центростремительных начал в языке. Поэтому возникновение и упрочение Московского самодержавного государства на развалинах феодальной раздробленности должны были создать почву и для возникновения единого, централизованного, общенационального русского языка.
Территориальная и культурная почва общерусского языка там же, где территориальный и культурный центр созданного русскими государства, т.е. в говоре города Москвы и в языке московских царских канцелярий. По мере того как областные канцелярии усваивали московскую орфографию и терминологию, а московские дьяки и подьячие допускали в свой языковой обиход известные областные элементы, язык московских приказов приобретал свойства языка общегосударственного.
445
(В устной речи процесс централизации в это время, разумеется, был еще совсем слабым.) Однако общее культурное и политическое развитие России во второй половине XVIII в. создавало нужду в языке, который был бы общим не только в территориальном смысле, но также и в функциональном, т.е. в общем языке письменности. Для того чтобы ответить этой потребности, общегосударственному приказному языку нужно было приобрести такие качества, которые ему могло дать только сближение с языком литературным.
На этой почве возникает тот сложный и длительный процесс конкуренции и взаимного приспособления основных разновидностей древнерусской письменной речи, которую и дал в результате современный русский литературный язык. <...>
Приходилось приспособлять старую деловую речь сразу и к требованиям литературности изложения и к языковым привычкам западноевропейской цивилизации. В результате деловая речь конца XVII в. и в особенности начала XVIII в. значительно отличается от старого языка приказных документов. Она гораздо литературнее, она впитала в себя известные элементы книжности, широко употребляет международную греко-латинскую и западноевропейскую терминологию и даже порой щеголяет ею.
2. Прочитайте фрагменты из работ, посвященных официально-деловому стилю. Какие его черты рассматривают авторы и как их оценивают? С чьей позицией вы согласны? Аргументируйте свой ответ.
- Основное назначение документов - информация о каком-то бесспорном факте. Отсюда характерное для всего стиля стремление к ясному, точному изложению, к полноте выражения мысли, не допускающей двусмысленности и кривотолков.
С этим связан ряд негативных явлений, особенно резко отличающих этот стиль от других: отсутствие эмоционально-окрашенной лексики, слов разговорных и просторечных, образности, междометий и частиц, форм прямой речи, различного рода эллиптических предложений, слов-предложений, восклицательных и вопросительных конструкций (Е. М. Иссерлин. Официально-деловой стиль. М., 1970).
- Принято считать, что определяющим фактором при объяснении стилевых особенностей текста является статус авторства. Очевидно, что технический составитель и автор официального письма не всегда одно и то же лицо. Не случайно государственный стандарт требует указания на документе его исполнителя. Производство официальных писем визируется и подписывается несколькими лицами. В целом в официальной переписке выражаются интересы общественные, коллегиальные, коллективные. Автором официального письма является, как известно, лицо не физическое, а юридическое, коллективное. Поэтомуличностный момент в оценке фактов, констатируемых в тексте письма, ослаблен, а тон, в общем, нейтрален (П.В. Веселое. Современное деловое письмо в промышленности. М, 1990).
446
3. Прочитайте фрагменты из книги Л. В. Рахманина "Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов". В каком значении употребляется слово "документ" в обыденной речи? Как бы вы определили значение слова "документ" в деловом языке? Какие основные типы служебных документов выделяются.
Слово документ происходит от лат. documentum, что означает "доказательство, свидетельство". В русском языке слово документ вошло в Петровскую эпоху: документами стали называть деловые бумаги, имевшие правовую значимость. В дальнейшем у слова документ развились два новых значения: 1) узкое, бытовое - "паспорт, удостоверение личности"; 2) переносное, расширительное - "все то, что может свидетельствовать о чем-либо, подтверждать что-либо: произведение искусства, чертеж, фотография, магнитная запись и т.д. ".
Понятие "служебный документ" охватывает прежде всего: 1) директивные и распорядительные документы (законы, постановления, решения, приказы и т.п.; 2) административно-организационные документы (планы, уставы, правила, акты, отчеты, протоколы, служебные письма и т.д.); 3) документы по личному составу работающих, включая такие их виды, как заявление, автобиография и т.п. (личные документы); 4) финансовую документацию; 5) учетную документацию. Особым типом служебных документов являются документы, регулирующие межгосударственные отношения. Все служебные документы составляются в строгом соответствии с официально принятой или узаконенной традицией (образцы, прецеденты) формой.
4. Укажите лексические средства, с помощью которых в следующих фрагментах художественных текстов имитируется официально-деловой стиль. Чем достигается комический эффект?
1. На месте Наташи оказался Николай Иванович. Он приобрел свой прежний человеческий облик, но был чрезвычайно мрачен и даже, пожалуй, раздражен. <...>
- Я очень прошу выдать мне удостоверение, - заговорил, дико оглядываясь, Николай Иванович, но с большим упорством, - о том, где я провел предыдущую ночь.
- На какой предмет? - сурово спросил кот.
447
- На предмет представления милиции и супруге, - твердо сказал Николай Иванович.
- Удостоверений мы обычно не даем, - ответил кот, насупившись, - но для вас, так и быть, сделаем исключение.
И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:
- Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... Поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши "боров". Подпись - Бегемот.
- А число? - пискнул Николай Иванович.
- Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, - отозвался кот, подмахнув бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово "уплочено" и вручил бумагу Николаю Ивановичу (А. Булгаков. Мастер и Маргарита).
2. Я прочел. Из протокола явствовало, что я, нижеподписавшийся Привалов А. И., не известным мне способом вступил в обладание действующей моделью неразменного пятака образца ГОСТ 718-62 и злоупотребил ею; что я, нижеподписавшийся Привалов А. И., утверждаю, будто действия свои производил с целью научного эксперимента, без каких-либо корыстных намерений; что я готов возместить государству убытки в размере одного рубля пятидесяти пяти копеек; что я, наконец, в соответствии с постановлением Соловецкого горсовета от 22 марта 1959 года, передал указанную действующую модель неразменного пятака дежурному по отделению лейтенанту Сергиенко У. У. и получил взамен пять копеек в монетных знаках, имеющих хождение на территории Советского Союза. Я подписался (Арк. и Б. Стругатские. Понедельник начинается в субботу).
5. Прочитайте фрагменты из книги П. В. Веселова "Вы - секретарь". В чем специфика устной формы общения в деловой сфере? Какие требования предъявляются к языку? Что такое телефонограмма? Назовите ее обязательные реквизиты.
l.Bo многих странах телефонный разговор имеет юридическую силу, даже если он не подкреплен официальными документами. <...>.
Искусство ведения телефонных разговоров заключается в том, чтобы в минимально короткий отрезок времени изложить все, что следует, и получить ответ. Еще Софокл замечал: "Одно дело - говорить много, другое - говорить дело".
Композиция телефонных диалогов "складывается из следующих элементов: момент установления связи и взаимного представления; введение в курс дела и постановка вопроса; обсуждения ситуации; заключительные слова (с. 53).
448
Обычно в момент установления связи секретарь сообщает, что он ведет служебный разговор по поручению должностного лица <...>. Назовите себя, независимо от того, звоните вы сами или отвечаете на телефонный звонок. Сообщите название вашего учреждения или отдела <...>.
Секретарь всегда остается только посредником в переговорах. Нарушением этикета является привнесение своего мнения в дела руководителя. <...>
Язык секретаря должен быть богатым и безупречным, не должен нарушать этику профессиональных и человеческих отношений. Речевая культура секретаря - мерило управленческой культуры всего предприятия (с. 72-73).
2. Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма - официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону - это диалог, то телефонограмма - это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени.
Обязательными реквизитами телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит "от кого" и "кому" с указанием должности, время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.
Телефонограмма должна иметь заголовок, он составляется по модели ГОСТ 6.38-90 как для служебного письма, т.е. выражается предложным падежом с предлогами о или об. (Например: Об изменении времени заседания коллегии; О прибытии участников семинара).
В целом телефонограммы пишутся телеграфным стилем, т.е. кратко, точно, однозначно, простыми предложениями. Допускается двухчастная композиция телефонограмм: в первой части констатируются факты, побудившие дать телефонограмму, во второй - предпринятые действия. Как правило, телефонограммы излагаются от первого лица (например: Сообщаем место проведения семинара; Напоминаем, что срок действия договора истекает). Объем телефонограммы не должен превышать 50 слов.
6. Прочитайте отрывок из повести Арк. и Б. Стругацких "Понедельник начинается в субботу", в котором программист Привалов, случайно попавший в "музей" - избушку на куриных ножках, отвечает на телефонный звонок. Укажите языковые приметы официально-делового стиля. В чем наблюдается отступление от его норм? За счет чего в тексте создается комический эффект?
- - Алло!
- - Это кто? - спросил пронзительный женский голос.
449
- - А кого вам надо?
- - Это изнакурнож?
- - Что?
- - Я говорю, это изба на курногах или нет? Кто говорит?
- - Да, -сказал я. - Изба. Кого вам нужно?
- - О дьявол, - сказал женский голос. - Примите телефонограмму.
- - Давайте.
- - Записывайте.
- - Одну минутку, - сказал я. - Возьму карандаш и бумагу.
- - О дьявол, - сказал женский голос.
- Я принес записную книжку и цанговый карандаш.
- - Слушаю вас.
- - Телефонограмма номер двести шесть, - сказал женский голос. - Гражданке Горыныч Наине Киевне...
- - Не так быстро... Киевне... дальше?
- - "Настоящим... предлагается вам... прибыть сегодня... двадцать седьмого июля... сего года... в полночь... на ежегодный республиканский слет..." Записали?
- - Записал.
- - "Первая встреча... состоится... на Лысой Горе. Форма одежды парадная. Пользование транспортом... за свой счет. Подпись... начальник канцелярии... Ха... Эм... Вий".
- - Кто?
- - Вий! ХаЭмВий.
- - Не понимаю.
- - Вий! Хрон Монадович! Вы что, начальника канцелярии не знаете?
- - Не знаю, - сказал я. - Говорите по буквам.
- - Дьявольщина! Хорошо, по буквам: Вервольф - Инкуб - Иби-кус краткий... Записали?
- - Кажется, записал, - сказал я. - Получилось - Вий.
- - Кто?
- - Вий!
- - У вас что, полипы? Не понимаю!
- - Владимир! Иван! Иван краткий!
- - Так. Повторите телефонограмму. Я повторил.
- - Правильно. Передала Онучкина. Кто принял?
- - Привалов.
- - С приветом, Привалов! Давно служишь?
- - Собачки служат, - сердито сказал я. - Я работаю.
- - Ну-ну, работай. На слете встретимся.
7. К какому подстилю официально-делового стиля вы отнесете данный ниже текст? По каким признакам? В чем особенность синтаксиса этого текста? Какова функция
450
абзацных отступов? Выделите лексику, а также синтаксические средства, придающие тексту экспрессию.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
10 декабря 1948г.
- Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
- принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
- принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения; и
- принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
- принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человечества, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
- принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
- принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея
- провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
СТАТЬЯ 1.
Все люди рождаются свободными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом, совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
<...>
451
СТАТЬЯ 3.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. <...>
СТАТЬЯ 26.
- Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступно для всех на основе способностей каждого.
- Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию и терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должны содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
- Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
СТАТЬЯ 27.
- Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
- Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
8. Дайте сокращения следующих слов, принятые в деловом стиле:
Санкт-Петербург, административный, ассоциация, высший, город, доктор, доцент, кандидат, кафедра, квартал, Ленинград, хозяйство, министерство, младший, Москва, Нижний Новгород, область, общество, объединение, отдел, отделение, промышленность, раздел, районный, республика, северный, станция, старший, университетский.
Ключ. СПб.; адм.; респ.; асе.; сев.; высш.; г.; д-р; доц.; ст.; ст.; канд.; каф.; кв.; унив.; Л.; хоз-во; м-во; мл.; М.; Н. Новгород; обл.; о-во; об-ние; отд.; отд-ние; пром-ть; разд.; район.
9. Дайте полную запись следующих слов, расшифровав сокращения.
АО; с.-х.; ст-ца; зав.; з-д; зам.; ин-т; ист.; ун-т; кл.; ф-ка; физ.; фил.; конф.; хим.; хоз.; лаб.; нац.; пед; произв.; пр-во; р-н.
452
Ключ. Акционерное общество; сельскохозяйственный; станица; заведующий; завод; заместитель; институт; исторический; университет; класс; фабрика; конференция; физический; филиал; химический; хозяйственный; лаборатория; национальный; педагогический; производственный; производство; район.
10. Прочитайте фрагмент из работы известного лингвиста Л.В. Щербы. Достоинством или недостатком можно считать, по его мнению, сложность синтаксических конструкций, используемых в официально-деловом стиле? Аргументируйте приведенное положение примерами, сопоставив свободный рассказ о какой-либо ситуации и связанный с ней документ.
Основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле подобным образом хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответствующее решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти элементы в единое логическое целое и сделать соответствующие выводы (Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М, 1957. С. 119).
11. Составьте предложения с данными предлогами, характерными для официально-делового стиля (обращайте внимание на необходимый падеж имен существительных).
В целях, в отношении, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.
12. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях:
- - Вы не пришли на экзамен;
- - Вам необходимо сдать зачет раньше (позже) официально назначенного срока, так как вы приглашены на свадьбу к другу;
- - Вы не пришли на зачет, так как были больны;
- - Ваши родственники просят вас помочь им в продаже и приобретении квартиры.
453
13. Представьте, что герои пушкинских сказок оформляли свои отношения в письменном виде. Какой жанр документа следовало бы выбрать в приведенных ниже ситуациях? Определите, в каких случаях возможны варианты. Назовите ключевые слова выбранных жанров и характерные для них языковые обороты.
1) От имени зеркальца? От имени царицы?
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".
2) От имени царицы? От имени Чернавки?
...Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
... С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: "Жизнь моя!
В чем скажи, виновна я?
Не губи меня девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя".
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
"Не кручинься, бог с тобой",
А сама пришла домой.
454
"Что? - сказала ей царица,-
Где красавица-девица?"
- "Там, в лесу, стоит одна, -
Отвечает ей она, -
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть".
3) От имени Чернавки?
"Ты прекрасна, спору нет:
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей".
И царица налетела
На Чернавку: "Как ты смела
Обмануть меня и в чем!.."
Та призналася во всем:
Так и так
(А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
4) От имени попа и от имени Балды?
Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"
Балда говорит: "Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".
Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб.
Щелк ведь щелку розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: "Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье"
(А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде).
5) От имени Балды и от имени чертей?
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
455
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
"Зачем ты, Балда, к нам залез?"
"Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя корчить".
Беса старого взяла тут унылость.
"Скажи, за что такая немилость?"
"Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха"
"Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука".
Балда мыслит: "Этого провести не штука!"
Вынырнул из моря бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
"Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок"
(А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде).
Ключ. 1) Письмо-запрос, справка (альтернатива: письмо-ответ); 2) приказ, докладная (служебная) записка (альтернатива: отчет), 3) объяснительная записка, 4) контракт, 5) канцелярско-административный подстиль: письмо-извещение, письмо просьба, письмо-ответ, гарантийное письмо; 6) дипломатический подстиль: нота, договор.
14. Проанализируйте следующие документы. В чем наблюдается отступление от норм официально-делового стиля? Оцените оформление (наличие и расположение реквизитов), содержание и язык (в том числе пунктуацию и орфографию) данных ниже документов (или фрагментов документов). Внесите необходимые исправления.
456
I. ХАРАКТЕРИСТИКА
СТУДЕНТА V КУРСА ФФК ЛГОУ
ПЕТРЕНКО ПЕТРА ОЛЕГОВИЧА
Студент Петренко проходил учебную практику в период с 25.01.99 г. в Первомайской средней школе, Выборгского района, Ленинградской области.
За время практики проявил ответственность к своим обязанностям.
Уроки физкультуры, проведенные Петренко П. О. в 7-х классах, отличались хорошей организацией классов, высокой моторной плотностью, чувствовалась предворительная подготовка и творческое отношение к делу. Методику обучения знает.
Кроме уроков, Петренко П. О. провел "Веселые старты" в начальных классах, которые прошли интересно и эмоционально.
В целом, считаю работу во время практики "отличной".
Директор школы: (подпись, печать) Учитель физкультуры: (подпись, печать)
II. Студентка: Сахарова
Ольга Анатольевна
Ленинградский государственный
Областной университет
ХАРАКТЕРИСТИКА
Сахарова Ольга проходила практику в 456 школе с 27 октября по 27 ноября. За это время зарекомендовала себя, как добросовестная, исполнительная студентка. Проводила уроки в Зг, 5*, 8* классах.
С программным материалом ознакомилась и уроки проводила в соответствии с ним. Студентка владеет показом, объяснением. Задачи, поставленные на уроке решались. Учебный материал давался в соответствии с возрастными особенностями. Отношения с учащимися сложились дружеские.
Кроме учебной программы, помогала в подготовке команды 3* классов к районным соревнованиям "Веселые старты". Принимала активное участие в подготовке спортивных залов к городскому смотру-конкурсу, проведении спортивного фестиваля.
Рекомендации: |
Отработать командный голос. Больше уделять времени терминологии разделов программы. Обрести уверенность в себе. |
Оценка за практику "Отлично".
Учитель физической культуры: (подпись) Директор школы: (подпись, печать)
457
III. Декану факультета
Физической культуры ЛГОУ
Зубареву Ю.М.
от руководителя спортивного клуба "Reebok-class"
Станчевой Евг. Вл.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
Селявина Екатерина Михайловна работает в универсальном женском спортивно-оздоровительном клубе "Reebok-class" с октября 1997 года. Имеет международный сертификат Reebok-Университета по степ классу. Являясь тренером по аэробике и степу зарекомендовала себя как ответственный человек, квалифицированный специалист по работе с занимающимися. Ежедневно проводя тренировки по оздоровлению и коррекции женской фигуры накапливает большой педагогический и методический опыт. Жалоб со стороны посетителей и нарицаний со стороны администрации не имеет.
(подпись)
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА
Студентки 4 курса заочного отделения филологического факультета Пушкинского областного университета Щербининой Марины Владимировны
Щербинина Марина Владимировна работает в Большеврудской средней общеобразовательной школе заместителем директора по воспитательной работе и ведет уроки русского языка и литературы в 6 классе. На уроках русского языка учитель работает над формированием навыков грамотного письма.
<...>
Дети учатся на уроках подробному и краткому анализу, знакомятся с элементами теории литературы, выразительному чтению. Но при всем этом наблюдается и ряд недостатков в работе:
Обидно, что сам учитель иногда допускает фактические ошибки
Не проводится работа над коллеграфией учащихся
Учитель слабо еще владеет нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся, наблюдается завышение оценок
Хотелось бы, что бы и дисциплина на уроках, особенно литературы, была лучше.
Все эти недостатки связаны с тем, что у Марины Владимировны еще небольшой опыт работы, и это придет со временем. Но ожидать положительного результата можно только в том случае, если изменится самомнение учителя, и Марина Владимировна будет прислушиваться к мнению коллег.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе
Пятрицкая Л.А. 458
458
15. Докажите, что приведенные тексты не могут выполнять функции документа. Найдите ошибки, допущенные авторами заявлений, отредактируйте тексты.
I.
Александрову О.И.
от Шамина Владимира Алексеевича
заявление
Прошу меня отпустить 9.01.2000 г. по семейным обстоятельствам.
8.01.2000
(Подпись)
II.
Декану факультета
физической культуры
Олегу Ивановичу
Александрову
от студента 1 курса
факультета физ. культуры
Бадаева Андрея
Прошу перенести зимний лагерный сбор на II курс в связи со сборами.
Освобождение прилагается.
08.02.00г.
(Подпись)
16. Прочитайте текст и проанализируйте его реквизиты и особенности языка. Какие словосочетания указывают на причину появления и цель данного документа? Какие слова и словосочетания называют лиц, которых касается данный документ? В каком падеже они употреблены? Какие слова и формы активно побуждают к действию и характеризуют его как обязательное? Используется ли в этом тексте "нанизывание родительного падежа": словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в род. п. + сущ. в род. п...? Какие композиционно-содержательные части можно выделить в приказе? Какая часть носит факультативный характер?
459
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. Герцена
07 ФЕБ 2000 № 461 Санкт-Петербург |
[О днях отдыха для работающих и обучающихся в связи с праздником 9 Мая 2000 г.] |
На основании Федерального закона № 217-ФЗ от 25.01.2000, решения Ученого Совета (протокол №4 от 28.01.2000), и решения президиума профсоюзных комитетов университета (сотрудников - протокол № 1 от 27.01.2000, студентов - протокол № 10 от 20.01.2000) и в связи с праздником 9 Мая "День Победы", в целях более рациональной организации работы и учебного процесса, обеспечения нормальной жизнедеятельности университета в этот период, а также наиболее полной реализации для работающих и обучающихся социальных гарантий
ПРИКАЗЫВАЮ:
- 1. Объявить всем работающим и обучающимся в РГПУ им. А. И. Герцена дни отдыха с 07.05.2000 по 10.05.2000.
- 2. Сотрудникам университета всех подразделений, кроме работающих по графику, недоработку рабочего времени, образовавшуюся за счет объявленных нерабочими днями 8, 10 мая 2000 г. отработать 6, 13 мая 2000г.
- 3. Сотрудникам университета, которым установлена шестидневная рабочая неделя, недоработку рабочего времени, образовавшуюся за счет объявленных выходных дней, отработать в последующий период согласно графикам.
- 4. Руководителям структурных подразделений в срок до 18.02.2000 г. представить в управление кадров и социальной работы соответствующие индивидуальные графики учебного процесса.
- 5. Начальнику УМУ Краснову А. Е. обеспечить внесение соответствующих изменений в графики учебного процесса.
- 6. Проректору по АХР Вилкину В. С. обеспечить соответствующий режим и графики работы подразделений, служб и работников в целях нормальной и безопасной жизнедеятельности университета в нерабочие дни.
- 7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на проректоров в части, касающейся подчиненных им структурных подразделений.
Согласовано:
Первый проректор |
В.А. КОЗЫРЕВ |
Проректор |
С.А. ГОНЧАРОВ |
Проректор |
В.С. СОЛОМИН |
Проректор |
В.В. ЛАПТЕВ |
Проректор |
В.С. ВИЛКИН |
Проректор |
С.М. ШИЛОВ |
460
17. Ознакомьтесь с "Кратким словарем делового человека". Расскажите о делопроизводстве в учреждении, организации, на предприятии, фирме, используя приведенные слова.
- Адресат - получатель.
- Адресант - отправитель.
- Акт - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.
- Анкета - документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов (или ответы) на них.
- Аннотация - краткое изложение первоисточника.
- Архивная выписка - дословное воспроизведение части текста документа, хранящегося в архиве, заверенное в установленном порядке.
- Виза - подпись, подтверждающая факт ознакомления должностного лица с документом.
- Внутренний документ - документ, предназначенный для использования тем учреждением, в котором он создан.
- Входящий документ - документ, поступивший в учреждение.
- Выписка - копия части текстового документа.
- Гриф - пометка, указывающая на особый характер или особый способ пересылки деловой корреспонденции ("секретно", "срочно", "не подлежит оглашению", "лично").
- Дата - число, месяц и год составления или подписания документа, указанные на нем арабскими цифрами.
- Деловое письмо - документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние; корреспондентами могут быть и юридические, и физические лица.
- Делопроизводство - ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности учреждений и по организации документов в них.
- Депонирование документов - установленный порядок их хранения в справочно-информационном фонде.
- Директивный документ - документ, содержащий обязательные к исполнению указания вышестоящих органов.
- Доверенность - документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя.
- Договор - документ, фиксирующий соглашение двух или нескольких сторон.
- Докладная записка - документ, адресованный руководству, в котором излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя.
- Документ - информация на материальном носителе, имеющая юридическую силу.
461
- Дело - единица хранения письменных документов в архиве, помещенных в отдельную папку.
- Досье - документы, относящиеся к какому-либо делу.
- Дублетный документ - один из экземпляров размноженного документа.
- Дубликат - экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу.
- Заголовок письма - указание на содержание письма, выражается формой предложного падежа с предлогом "о".
- Записка - краткое изложение какого-либо вопроса или пояснение содержания какого-либо документа, факта, события (например, служебная з., памятная з., докладная з., объяснительная з.).
- Заявление - документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждению или должностному лицу, например о приеме на работу, о предоставлении отпуска и т.д.
- Извещение - документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании, конференции) и предлагающий принять в нем участие.
- Индексы - условные обозначения, присваиваемые документам в процессе учета (регистрации) и исполнения.
- Индексация - проставление индекса.
- Исходящий документ - документ, отправленный из учреждения.
- Ключевые слова - слова, каждое из которых необходимо, а всех вместе достаточно для отражения содержания документа.
- Коммерческое письмо - название делового документа, принятого в коммерческой практике (капиталистических стран), в международной торговле и в делопроизводстве дореволюционной России.
- Консервация документа - предохранение документа от разрушающего действия внешней среды.
- Контракт - договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.
- Корреспондент - учреждение или отдельное лицо, с которым ведется переписка.
- Личное дело - дело, включающее документы о каком-либо лице (о биографии, образовании, трудовой или общественной деятельности).
- Машиночитаемый текст - документ, использование которого требует применения специально предназначенных технических средств.
- Номенклатура - перечень наименований.
- Нормативные документы - документы, в которых устанавливаются какие-либо правила, нормы.
462
- Объяснительная записка 1. Документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта). 2. Сообщение должностного лица, поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие, представляемое вышестоящему должностному лицу.
- Опись - юридически оформленный перечень документов.
- Особые отметки - степень секретности, срочность исполнения документов.
- Официальные документы - документы, составленные учреждением или должностным лицом и оформленные в установленном порядке.
- Письмо - обобщенное наименование различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями, частными лицами.
- Письмо-извещение - письмо, в котором что-либо сообщается или утверждается. Обычно письма-извещения являются ответом на запрос и начинаются со слов: "Сообщаем (Извещаем)", "Доводим до Вашего сведения", "Ставим Вас в известность".
- Письмо информационное - письмо, своевременно информирующее другое предприятие или заинтересованное лицо о свершившемся факте или о планируемом мероприятии.
- Письмо-подтверждение - письмо, подтверждающее факт отправки документов, состоявшийся ранее разговор и т.д.
- Письмо-приглашение - такие письма адресуются конкретному лицу или нескольким лицам и служат основанием для их участия в планируемом мероприятии.
- Письмо-просьба - письмо, выражающее просьбу о выполнении какого-либо действия, получении документации или материальных ценностей. Начинается со слов: "Прошу (просим)".
- Повестка - официальное сообщение частному лицу с предложением куда-либо явиться или учреждению - выслать своего представителя.
- Представление - документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения.
- Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности. 2. Документ, выдаваемый органами государственного и ведомственного арбитража на обязательное исполнение его решения.
463
- Приказание - документ, издаваемый в воинских и некоторых других учреждениях от имени командира (начальника).
- Проект документа - предварительный вариант документа, предназначенный для рассмотрения.
- Протокол - документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.
- Распоряжение: 1. Правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа государственного управления, в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц и граждан. 2. Приказание.
- Регистрационный штамп - штамп, содержащий следующую информацию: название учреждения, дату регистрации, регистрационный индекс, номер дела, в которое будет помещен документ.
- Регистрационная карточка - карточка, предназначенная для регистрации документов в делопроизводстве учреждения.
- Регистрационный номер документа - порядковый номер, присваиваемый входящему или исходящему документу при его регистрации, являющийся частью делопроизводственного индекса или заменяющий его.
- Регистрация документов - запись в учетных формах (журналах, карточках и т.п.) кратких сведений о документе и проставление на документе делопроизводственного индекса и даты регистрации.
- Резолюция - решение, принятое совещанием, съездом, конференцией и т.п. по обсуждаемому вопросу.
- Резолюция на документе - письменное указание руководителя исполнителю о характере и сроках исполнения документа.
- Реквизиты - обязательные элементы служебного документа.
- Реквизит документа - обязательный информационный элемент (автор, дата и т.п.), присущий тому или иному виду письменного документа.
- Реферат - краткое письменное изложение первоисточника.
- Решение: 1. Правовой акт, принимаемый исполкомами Советов народных депутатов в коллегиальном порядке в целях разрешения наиболее важных вопросов их компетенции. Решениями именуются также совместные акты, издаваемые несколькими неоднородными органами - коллегиальными и действующими на основе единоначалия, государственными органами и общественными организациями и т.д. 2. Документ, содержащий заключение суда или арбитража по результатам разбора гражданского дела в суде или спорного вопроса в арбитраже. 3. Резолюция собрания, совещания и т.д.
- Служебная записка - записка о выполнении какой-либо работы, направляемая должностным лицом другому должностному лицу.
464
- Сопроводительное письмо - письмо, указывающее на факт отправки приложенных к письму документов и других материальных ценностей.
- Справка: 1. Документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. 2. Документ, подтверждающий факты биографического или служебного характера.
- Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции и, в необходимых случаях, требования к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также требования к иным объектам стандартизации.
- Стенограмма - дословная запись докладов, речей и других выступлений на собраниях, совещаниях и заседаниях коллегиальных органов, осуществленная методом стенографии.
- Тезисы - краткое изложение текста документа или выступления.
- Телекс - телеграмма, посланная по телетайпу.
- Типовые документы (тексты-аналоги): 1. Документы, отражающие однородные вопросы и составляемые по одинаковым образцам. 2. Нормативные и распорядительные документы, определяющие порядок работы учреждений (типовой устав, типовая структура) или отдельных ее сторон (типовой договор) и являющиеся образцами для составления учреждениями одноименных документов с учетом специфики их деятельности.
- Трафаретный документ - документ, имеющий заранеёГотпеча-танный стандартный текст (часть текста) и дополняющее его конкретное содержание.
- Указание: 1. Правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления. 2. Документ, содержащий требования и необходимые разъяснения по отдельным вопросам проектирования и строительства.
- Факсимиле: 1. Воспроизведение техническими средствами точного изображения подписи (текста), сделанного от руки. 2. Клише, печатка, позволяющая многократно воспроизводить собственноручную подпись на деловом документе.
- Физическое лицо - гражданин, являющийся участником гражданских правоотношений (носителем гражданских прав и обязанностей).
- Формуляр документа - совокупность расположенных в установленной последовательности реквизитов документа (автор, адрес, дата, заголовок, содержание и т.п.).
- Экспедиция - специальный аппарат учреждения по приемке документов.
465
- Юридическое лицо - учреждение, предприятие или организация, выступающие в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей.
(Я.В. Веселое. Современное деловое письмо в промышленности. Изд. 3-е, перер. М., Изд-во стандартов, 1990.)
- Веселое П.В. Служебный телефонный разговор // Русская речь. 1990. №5.
- Веселое П.В., Овчинникова Н. В. Служебная телеграмма // Русская речь. 1990. №3.
- Дмитриева О.Л. Как сокращать слова // Русская речь. 1991. № 2.
- Дровникова Л.Н. "Имеют место быть... персоналии" // Русская речь. 1998. №2.
- Колтунова М.В. Какой тип речи преобладает в деловом общении? // Русская речь. 1996. № 6.
- Подчасова С.В. Все для офиса// Русская речь. 1995. № 5.
- Хан-Пира Эр. Государственный чиновник и письменное делопроизводство // Русская речь. 1998. № 2.
466