IX.1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ
СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

Научно-популярный стиль изложения (или подстилъ, т.е. разновидность научного стиля речи) чрезвычайно важен для живой передачи знаний, для того, чтобы не прерывалась культурная традиция. Выдающимися мастерами популярного изложения были В.О. Ключевский, И.Л. Андроников, Д.С. Лихачев, М. Мамардашвили.

Широко известен следующий эксперимент: были отобраны две равные по уровню знаний группы студентов. В течение месяца первая группа воспринимала в видеозаписи лекции выдающихся ученых, в другой же вел занятия обычный преподаватель. Результаты обучения во второй группе оказались значительно более высокими по сравнению с первой, что объясняется, во-первых, непосредственным общением преподавателя с аудиторией, предназначенностью его речи конкретному адресату, ее вариативностью в зависимости от изменения условий общения, а во-вторых, использованием не сугубо научного, а научно-популярного стиля изложения. Специфика академического красноречия заключается не в механической передаче знаний, а в их порождении, в умении лектора публично

411

мыслить и заражать аудиторию своей увлеченностью в поисках истины, что невозможно без овладения научно-популярным стилем изложения.

Использование этого стиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю, необходимым, своим. Он предполагает варьирование стратегии и тактики речи в аудиториях разных типов, преодоление барьеров восприятия, включение средств речевого контакта и привлечения внимания. Слушающему должна быть ясна логика изложения, понятны переходы от одной части к другой. Разумеется, популярное изложение предполагает иной, более медленный темп речи.

В книге В.В. Одинцова "Речевые формы популяризации" (М, 1982) названы следующие принципы популярного изложения:

  • - "перевод" с абстрактного (секвестр - сокращение бюджетных расходов);
  • - конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т.п.;
  • - художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описания, повествования, рассуждения) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией.

Своеобразие популярного изложения обусловлено парадоксальной природой объяснения. Это не то же самое, что определение, в основе которого лежит формальная логика доказательства. Вспомним определение любого понятия или явления из школьного или вузовского учебника. Оно всегда требует расшифровки, конкретизации. Например: инфляция - обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота.

Определение, в отличие от объяснения, не может базироваться на отрицании, на аналогии, на повторе, на описании или повествовании. Для определения используются лаконичные предложения типа Остров - это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Для объяснения же используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с многочисленными повторами, возможно, вопросо-ответная.

412

Существует множество способов объяснения понятий, назовем только некоторые из них:

  • - демонстрация предмета или явления - простейший и очевидный способ объяснения;
  • - указание на объем понятия (авуары - это не деньги вообще, а только те, которые находятся в иностранных банках);
  • - сравнение, аналогия;
  • - перечисление признаков (еж - маленький, колючий, любит яблоки, сворачивается в клубок и т.д.);
  • - словарное толкование (конгениальный - не сверхгениальный, а близкий по духу);
  • - указание на этимологию (происхождение) слова (инфляция от лат. inflatio - вздутие).

Владение научно-популярным стилем речи пригодится любому человеку, который хочет добиться взаимопонимания в ситуациях делового, бытового и семейного речевого общения.

ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте отрывок из повести Арк. и Б. Стругацких "Понедельник начинается в субботу", в котором программист Привалов находит волшебную монету. Укажите языковые средства, с помощью которых имитируется научный стиль. За счет чего в тексте создается комический эффект?

Это был тот самый случай, когда психологического шока не происходит. Скорее я удивился бы, если бы пятака в кармане не оказалось.

<...> Эксперимент занял у меня около часа. За этот час я десять раз обошел площадь кругом, разбух от воды, спичечных коробков и газет, перезнакомился со всеми продавцами и продавщицами и пришел к ряду интересных выводов. Пятак возвращается, если им платить. Если его просто бросить, обронить, потерять, он останется там, где упал. Пятак возвращается в карман в тот момент, когда сдача из рук продавца переходит в руки покупателя. Если при этом держать руку в одном кармане, пятак появляется в другом. В кармане, застегнутом на "молнию", он не появляется никогда. Если держать руки в обоих карманах и принимать сдачу локтем, то пятак может появиться где угодно на теле (в моем случае он обнаружился в ботинке). Исчезновение пятака из тарелочки с медью на прилавке заметить не удается: среди прочей меди

413

пятак сейчас же теряется, и никакого движения в тарелочке в момент перехода пятака в карман не происходит.

Итак, мы имеем дело с так называемым неразменным пятаком в процессе его функционирования. Сам по себе факт неразменности не очень заинтересовал меня. Воображение мое было потрясено прежде всего возможностью внепространственного перемещения материального тела. Мне было совершенно ясно, что таинственный переход от продавца к покупателю представляет собой не что иное, как частный случай пресловутой нуль-транспортировки, хорошо известной любителям научной фантастики также под псевдонимами: гиперпереход, репагулярный скачок, феномен Тарантоги... Открывающиеся перспективы были ослепительны.

У меня не было никаких приборов. Обыкновенный лабораторный минимальный термометр мог бы дать очень много, но у меня не было даже его.

Я был вынужден ограничиваться чисто визуальными субъективными наблюдениями. Свой последний круг по площади я начал, поставив перед собой следующую задачу: "Кладя пятак рядом с тарелочкой для мелочи и по возможности препятствуя продавцу смешать его с остальными деньгами до вручения сдачи, проследить визуально процесс перемещения пятака в пространстве, одновременно пытаясь хотя бы качественно определить изменение температуры вблизи предполагаемой траектории перехода".

Однако эксперимент был прерван в самом начале.

2. Прочитайте фрагмент научной статьи. Сколько внутритекстовых шагов делает автор? Представьте последовательность действий автора в виде комментария читателя "на полях". Выделите языковые средства, способствующие вашей интерпретации действий автора в тексте.

Звезды формируются из отдельных сгустков распавшегося облака. Рассмотрим этот процесс более подробно. При сжатии облака увеличивается его температура, давление внутри облака растет до тех пор, пока не возникнут условия для протекания термоядерных реакций. Сжатие звезды продолжается до момента, пока гравитационные силы не уравновесятся давлением газа и излучения внутри зарождающейся звезды. Возникнет звезда или нет, полностью определяется массой облака. Расчеты показывают, что при массе 10-5-10-6 масс Солнца температура будет недостаточна для запуска термоядерных реакций. Если же масса облака будет слишком велика, то силы гравитации сожмут звезду в точку. Образуется черная дыра. При М∼100 масс Солнца звезда сожмется в любом случае.

414

Не менее сложным является вопрос об образовании планетных систем. На протяжении последних лет было высказано несколько десятков космогонических гипотез о развитии Солнечной системы [5]. Прежде всего необходимо решать вопрос, откуда взялось вещество, послужившее строительным материалом для планетной системы. Здесь возможны следующие случаи: 1) планеты образовались из того же газо-пылевого облака, что и Солнце; 2) вещество было захвачено Солнцем при его обращении вокруг центра Галактики; 3) вещество отделилось от Солнца в процессе его эволюции. Сейчас наиболее вероятным представляется первый вариант. Коротко обрисуем схему развития нашей планетной системы исходя из этого предположения. (Ногайцев А.Ю., Нагайцев Ю.В. Общие закономерности догеологической эволюции Земли и планет // Вестник СПбГУ. Сер. 7. 1995. Вып. 3 (№2). С. 112.)

3. Проанализируйте статью (или фрагмент книги) по вашей специальности с точки зрения представленности средств метатекста. Составьте список наиболее часто употребляемых глаголов, при помощи которых фиксируются действия автора в тексте.

4. Какой стратегии в выборе стиля вы будете придерживаться, если а) делаете доклад на конференции; б) сообщение на семинаре; в) проводите урок; г) участвуете в передаче школьного или студенческого радио; д) рассказываете о своей работе дома младшей сестре; е) пишете по проблемам своего исследования тезисы на конференцию, курсовую работу, статью в журнал "Огонек", реферат, даете интервью в газету?

5. Какой жанр вы используете для изложения результатов вашего исследования, если захотите ознакомить с ними специалиста: а) во всех подробностях; б) только с основными положениями; в) только с темой и проблемой?

6. На какой подстиль - собственно научный, научно-учебный, научно-популярный - ориентировались авторы текстов, фрагменты которых даны ниже? Какие признаки указывают на это? Насколько хорошо авторы владеют выбранным стилем?

I

Могут ли пауки - завзятые хищники, не терпящие соседства с ближним рода своего, одиночные охотники и истребители самых разных насекомых - жить обществом? В Южной Америке и Южной Африке

415

известно несколько видов пауков, выплетающих совместные тенета, а я обнаружил таких пауков в нашей стране.

...Сколько я ни вглядываюсь в скопище пауков, нигде не вижу разделение на отдельные семьи. Они растворились в этом большом государстве. Выходя из кокона, паучата, не зная своих родителей, тотчас переходят на общественное содержание, за исключением разве только тех, кто отправился путешествовать на паутинках по воздуху в дальние края. Они первопоселенцы, будто семена растений.

Несколько паучков-юношей убили комарика, к ним подсели паучок-подросток и малышка. Подбежала большая самка, покрутилась и ушла. Так же поступила самка возле кучки паучков-малышек, овладевших комариком.

...Чем обусловлены вариации поведения, какие причины вызывают их появление, ответить на это пока трудно.

(Мариновский П. Вот это пауки! // Наука и жизнь. 1980. №11. С. 149-151.)

II

Предмет исследования

Образ тела в самосознании старшеклассников и оценка педагогами образа тела старшеклассников.

Объект исследования

Учащиеся 8-11 классов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 190 человек, а также учителя школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 47 человек в возрасте от 23 до 60 лет.

Гипотезы исследования:

Образ тела в самосознании старшеклассника - сложное структурное образование, которое имеет многоаспектную взаимосвязь с другими параметрами личности.

Оценка образа тела старшеклассников педагогами носит многоаспектный характер и имеет различия с реальным образом тела в самосознании старшеклассника.

Цель исследования

Выявление и анализ взаимосвязи различных элементов образа в самосознании старшеклассников с другими особенностями личности и сравнение их с оценками педагогов.

Задачи исследования <...>

Выявить особенности оценки образа тела старшеклассников педагогами.

Разработать методы выявления и диагностики образа тела в самосознании личности.

Разработать методы коррекции нарушений формирования образа тела.

(ЖелателевД.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999.)

416

7. Прочитайте фрагменты из книги М. П. Сенкевич. Какие причины, по мнению автора, обусловливают "безличный монолог" как манеру повествования в научном стиле?

В научной речи основная манера изложения - "безличный монолог", ведущийся от 3-го лица, ибо все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.

Для выражения авторской скромности в научных работах по традиции употребляется местоимение мы вместо местоимения я или вообще опускается местоимение. Надо заметить, что замена личной манеры подачи материала от 1-го лица ед. ч. в научной прозе прошлого времени на неличную манеру изложения в современной научном стиле связана и с тем, что изменились условия научного творчества, выросло число коллективных работ. Сказывается здесь и влияние стиля математических работ, где распространены формы условия с читателем типа обозначим, примем за и т.д. Кроме того, в научном стиле местоимение "мы" имеет обобщенное и неопределенное значение, поскольку в научной речи, по выражению А. М. Пешковского, "личное прячется под выработанные в языке обобщительные формы" (Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976. С. 116).

8. Охарактеризуйте жанр аннотации. Выпишите клише, с помощью которых вводится упоминаемая в определении информация в текстах данных ниже аннотаций.

Для справки: "Аннотация - это сжатая характеристика первоисточника. В ней перечисляются главные вопросы тематики источника и в ряде случаев характеризуется его структура. Аннотация отвечает на вопрос "О чем говорится в источнике?" Она, как правило, состоит из простых предложений" (Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976).

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-н/Д., 1998.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.

417

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 1999. - 315с.

"Справочник" представляет собой сборник нормативных сведений, касающихся трудных случаев произношения, словоупотребления, использования грамматических форм современного русского литературного языка, а также орфографии, пунктуации и правил оформления письменного текста и деловых бумаг. Задания, направленные на усвоение и практическое применение представленных в "Справочнике" сведений, содержатся в "Практикуме".

Пособие предназначено для самообразования, факультативных и индивидуальных занятий с преподавателем.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред Р.И. Аванесова. М., 1989.

Словарь содержит около 65 тыс. слов современного русского языка. Он дает сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм включенных в него слов. В нем широко разработана система нормативных рекомендаций и введены запретительные пометы. В этом издании пополнен словник, уточнены нормативные рекомендации, более детально разработана подача некоторых категорий слов. Словарь рассчитан на специалистов - филологов, преподавателей русского языка, лекторов, дикторов радио и телевидения и др. Для остальных читателей словарь может служить надежным нормативным справочным пособием.

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1994.

В справочнике описываются принципы русской орфографии и пунктуации и излагаются правила современной орфографии и пунктуации. Особое внимание уделено случаям, вызывающим затруднения у работников печати. При формулировании правил и рекомендаций учтена современная правка печати, наблюдающиеся в ней тенденции правописания.

Приведен орфографический словарь сложных прилагательных, написание которых вызывает затруднения.

9. Составьте аннотации статьи, учебника, монографии по вашей специальности, используя клише, представленные в предыдущем задании.

10. Охарактеризуйте жанр научных тезисов. Каковы особенности их композиции? Какие элементы содержания, характерные для других научных жанров (например, статьи), опускаются в тезисах? Какие требования предъявляются

418

к языку этого жанра? Перед вами фрагмент первого варианта текста студенческой научной работы - тезисов выступления на конференции. В чем здесь отступление от его норм?

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СЛОВА "НИЧЕГО"

В русском языке есть удивительное слово "Ничего". В. А. Гиляровский восхищался силой этого слова и посвятил ему целый рассказ под этим же названием: "Ничего". "Это - удивительное слово, и в нем непоколебимая сила русская", - В. А. Гиляровский. "Да, это великое слово, в нем неколебимость России, в нем могучая сила русского народа, испытавшего и вынесшего больше, чем всякий другой народ".

На все тяготы, невзгоды, страдания, боль у русского человека одно слово: "Ничего!"

Только могучему организму - все нипочем!

- Ничего! Вытерпим! - говорят и теперь.

Слабый будет плакать, жаловаться и гибнуть там, где сильный покойно скажет: "Ничего!"

Это слово поражало своей силой многих иностранцев. К примеру, немецкому канцлеру Бисмарку так понравилось это слово, что он во многих случаях повторял его и даже носил железный перстень с надписью: "Ничего".

Это удивительное слово имеет много значений [...]

11. Перед вами фрагменты первых вариантов курсовых работ (с сохранением орфографии, пунктуации и деления на страницы). К какому подстилю научного стиля вы отнесли бы курсовую работу? В каком стиле написаны эти тексты? Какие содержательные элементы должно включать введение к курсовой или дипломной работе? Исправьте орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.

I. Тема: "Печальные комедии" как особый жанр драматургии А. Н. Островского
(на материале пьесы "Невольницы")

Человеческое,
слишком человеческое.
Ф. Ницше

1.

"Печальные комедии"... Да разве комедия может быть печальною? Не парадокс ли это? Что же хотел сказать нам этим их автор? На мой взгляд, эта тема очень интересна, и принадлежит к

419

средствам, с помощью которых можно облегчить себе бремя жизни, а упражнение в этом искусстве дарует присутствие духа в трудных положениях и развлечения в скучной среде. Более того, в самых тернистых и безотрадных полосах своей собственной жизни можно находить поучения и чувствовать себя гораздо лучше. Сама я не принадлежу к тем, кто "мыслит с непросохшим пером", и еще меньше к тем, кто полностью отдается страстям с ручкой в руке, сидя на своем стуле и глядя на бумагу. Но эта тема до глубины души взволновала меня, само произведение настолько потрясло своей близостью с моей жизнью, что невозможно остаться безучастной и не писать. Писание на данную тему есть для меня естественная потребность. Ведь Островский показал нам самих себя! Это же все мы, во всяком случае я! Где они: Жанны де´

2.

Арк, Елены Инсаровы? Нет, мир наполнен Софьями и Евлампиями! Конечно, я оставляю место долгу, чести, супружеской верности и любви, но так или иначе, хотим мы того или нет, вся эта жизнь... человеческая, история... слишком человеческая - хождение по кругу. Потому что в жизни всегда встречаются натуры интеллектуальные и эмоциональные - личности рассуждающие и личности чувствующие. Из числа первых выходят люди действия из числа вторых - мечтатели, откликающиеся на легчайшие дуновения фантазии. Для них законы и требования житейской морали слишком строги. Они постоянно прислушиваются к зову любви и готовы следовать за ней, пока в долгом пути им откажут ноги, и время не покажет, что представления были ложные... Эти щемящие сердце мысли, которые овладевают и моим сознанием, жаждут выхода. Возможно, этого предисловия и недостаточно для раскрытия сущности данной работы, но может ли помочь предисловие тому, кто сам не пережил чего-либо подобного, может ли оно приблизиться к переживаниям этой работы.

Но начнем все попорядку.

3.

Страной давних драматических традиций всегда считалась Франция. Эти традиции сложились уже в XVII в., в эпоху классицизма. Они опираются на канонические принципы построения драмы, восходящие к Аристотелю и его последователям. На основе их в XVII - XVIII вв. были созданы превосходные драмы и комедии. [...]

II. Тема: Сергий Радонежский

План

  • I. Отшельник стр 4
  • II. Игумен стр 6

420

  • III. Сергий и государство:
    • а) укрепление и объединение русских земель, стр 10
    • б) положение церкви времен Сергия стр 11
  • VI. Куликовская битва и Преподобный Сергий стр12
  • V. Цело и облик Преподобного стр 13

Детство Сергия, в доме родительском, для нас туманно.

По древнему преданию, имение родителей Сергия, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители бояре знатные, по-видимому жили просто, были люди тихие и спокойные с крепким и серьезным складом жизни. Отец не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное лицо.

Домашний быт был ближе к крестьянскому. Родителей можно представить себе людьми почтенными и религиозными. Помогали охотно бедным и принимали странников. Есть колебания в рождении Сергия: 1314-1322. Но как бы то ни было, известно, что 3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого.

Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства. Семи лет отдали Варфоломея учиться грамоте в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею наука не давалась. Маленький Варфоломей огорчен. При всей своей любви к одиночеству, природе, при всей его мечтательности он добросовестнейше исполнял всякое дело - этой чертой отмечена вся его жизнь.

Удрученный неудачами Варфоломей встретил "старца черноризца", саном пресвитера. Старец его понял. Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог одолеть ему грамоту. Старец прочитал молитву, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. Сказав, что отныне овладеет грамотой лучше братьев и товарищей. Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли гостя хорошо, как и обычно странников. Гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать св. Писание и одолеет чтение. И гений мальчика Варфоломея вел его иным путем, где менее нужна наука: уже к порогу юности отшельник, постник, инок ярко проступили. Больше всего он любит службы, церковь, чтение священных книг. И удивительно серьезен. Это уже не ребенок. Главное у него появляется свое. Его ведет призвание. За эти годы отрочества, ранней юности в нем накопляется желание уйти из мира низшего и среднего в мир высший, мир общения с Богом.

Этому осуществиться надлежало уже в других местах, не там, где проходило детство.

421

Трудно вообще сказать, когда легка была жизнь человеческая. Век четырнадцатый, времена татарщины, ложились камнем на сердце народа. Правда, страшные нашествия века тринадцатого прекратились. Относительная тишина. И все же: дань, баскаки, бесправность, безответность...

Но в самой Росси шел процесс мучительный и трудный: "собирание земли". Не очень "чистыми руками" "собирали" русскую землю Юрий и Иван (Калита). Разоряли и чужие, и свои. Родители Ворфоломея попали под двойное действие. На старости отец был разорен и мечтал о том, куда бы выйти из Ростовской области.

Он вышел поселенцем в село Радонеж, в 12 верстах от Троице-Сергиевой Лавры. Ворфоломей продолжал прежнюю жизнь, лишь настоятельней просился в монастырь. Мне кажется его душа была отмечена особенным влечением к молитве, Богу и уединению, то можно думать, что и горестный вид жизни, ее насилия, неправды и свирепости лишь сильнее укрепляли его мысли об уходе к иночеству. Стариками, родители сами ушли в Хотьковский монастырь. У Стефана умерла жена. А затем и умерли родители. Ворфоломей мог свободно осуществить свой замысел.

<...> Исторически Сергий воспитывал людей, свободных духом, не рабов, склонившихся перед ханом. Ханы величайте ошибались, покровительствуя духовенству русскому, щадя монастыри. Сильнейшее духовное оружие готовил св. Сергий. Ибо всегда считалось, что мужественный человек - это верующий человек. Он победил впоследствии на Куликовом поле. Душевное воздействие святого сыграло роль в истории России, как сыграло роль само распространение монастырей.

Преподобный Сергий вышел в своем влиянии на мир за рамки истории. В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости - неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Но он учит именно все обликом своим: одним на утешение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, почитанию и вере. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная черта, отрадная страница нашей истории, но и светлая полоса нравственного народного содержания.

Список литературы

  • Б. Зайцев - Преподобный Сергий Радонежский
  • Москва, 1972 г.
  • Г. Федотов - Преподобный Сергий Радонежский
  • Учиздат, 1986г.
  • В. Ключевский - Значение Преподобного Сергия для
  • народа и государства
  • Собрание сочинения в 9-ти томах
  • Отец Флорентский - Троице-Сергиева Лавра
  • Сборник статей о Сергии, Москва, изд. "Патриот"
  • 1991 год

422

III. Тема: Последний император

План:

  • Введение (I стр)
  • У истоков правления (2-5 стр.)
  • "Кровавый Николай" (6-8 стр.)
  • Распутин (9-16 стр.)
  • Война (17 - 22 стр.)
  • Заключение

1.

1 марта 1881 года бомбой, брошенной народовольцем И. Гриневецким, был смертельно ранен император Александр II. У постели умирающего царя стояли его сын - будущий император Александр III и его внук - будущий император Николай II. Вступив на престол Александр III не колебался в своих решениях: эпоха реформ сменилась эпохой контрреформ. Расцвет либерализма и проявлений крайних форм революционаризма кончились.

Со смертью Александра III в 1894 г., казалось, должна была наступить оттепель, но Николай II заявил, что он, как и его отец, будет твердо охранять начала самодержавия. Может быть, он вспомнил тот день, когда 13-летним мальчиком в ужасе стоял возле искалеченного бомбой умиравшего царя Александра II - царя-либерала...

2.

Николай Александрович в возрасте 26 лет стал восемнадцатым по счету царем из династии Романовых. От своих родителей, императора Александра и принцессы Дагмары, он унаследовал малый рост, самомнение, себялюбие, скрытность, способность взирать на предмет ненависти доброжелательным взором.

9 лет от роду престолонаследник приступил к организованному для него обучению на дому (под общим руководством К. П. Победоносцева). Главное, что он вынес из обучения - это догма о неограниченности и неприкосновенности царской власти. Такую установку на воспитание и обучение дал сам Александр III. Особое место в победоносцевской школе занимал мистер Хит, или, как его звали во дворце, Карл Осипович. Он с ранних лет привил к своему ученику привычку пользоваться английским языком вместо русского.

<... > К осени 1894 года, когда тяжело заболел Александр III всему миру предстал его преемник - сильно англицированный молодой человек, на вид скромный до застенчивости, со сдержанно-вежливыми манерами, с беглой английской и натужной русской речью, с общим уровнем развития гусарского офицера средней руки

423

3.

<... > Позднее говорили, что причиной такой массовой гибели людей (на Ходынском поле. - Сост.) была вспышка паники. На самом деле, на исходе шестого часа утра словно по сигналу возникло движение во всех концах поля. Вместе с толпой двигались стиснутые ею мертвецы. Первые падения в ямы и рвы развязали всеобщую панику. Толпа валила через груды растоптанных, над полем стоял гул от криков и стонов. Погибли по статистике 1389 человек. Цифра занижена, на самом деле погибло от 4000 до 4800 человек (примерно).

IV. Тема: Первый женский университет

Введение

Целью данной работы было выявить причины, которые побудили женщин в середине прошлого столетия начать борьбу за предоставление им высшего образования. Этой проблеме посвящена первая часть работы. Кроме того, предметом подробного рассмотрения стало наивысшее достижение в области женского образования - создание первого женского университета в России (Санкт-Петербургские Высшие женские бестужевские курсы).

Написание данной работы в подобном виде стало возможным, поскольку в работах, посвященных проблемам женского образования, не соединялись воедино причины, побудившие женщин к осаде крепости под названием "образование" и подробным рассказом о кульминационном событии этой битвы - создании Высших женских курсов в России.

При написании работы были использованы следующие источники: "Высшие женские курсы в СПб. ", "Санкт-Петербургские Высшие (Бестужевские) курсы", "Отчет о состоянии С. -П. Женских курсов за 1891/92 учебный год", "Автобиографические записки" Сеченова, "Воспоминания" Пантелеева, "Воспоминания" Панаевой А.

Эти источники содержат богатый материал по истории создания Высших Женских курсов, дают представление о том, каким образом функционировали и развивались ВЖК, повествуют о судьбах бестужевок, о том как проходила их жизнь в стенах ВЖК.

В том числе, помимо источников, использовались работы Федосовой Э. П. под названием "Бестужевсткие курсы - первый женский университет", Павлюченко Э. А. "Женщины в русском освободительном движении", Тишкина Г. А. "Женский вопрос в России 50-60 гг. XIX в. И сборник научных статей "Россия в XIX в.: Политика, экономика, культура".

В Работе Федосовой Э. П. подробно излагается жизнь Бестужевских курсов, но не рассматриваются причины их открытия. Последние

424

же три работы раскрывают причины, подтолкнувшие женщин к началу борьбы в области образования.

Такие монографии как монография Ефремовой Н.П. "Первые шаги русских женщин к высшему образованию", Михеевой Э.П. "Высшее женское образование в дореволюционной России" дают представление о проблемах женского образования, этому же посвящены и многие журнальные публикации: Цабрикова М. К. "Страница к истории нашего женского воспитания в недавнюю старину" //русская школа, Ткаченко П.С. "Из истории высшего образования русских женщин" // История СССР, Иванов Л.С. "За право быть студенткой" // Вопросы истории.

12. Ознакомьтесь с информацией, посвященной реферату. В чем особенность этого жанра?

Реферат, в отличие от аннотации, отвечает на вопрос "Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?". Он сообщает наиболее существенные положения и выводы реферируемого первоисточника. <...> Основные требования, предъявляемые к реферату, были сформулированы еще М. В. Ломоносовым, писавшим, что цель реферата в том, "чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях".

<...> Информативные рефераты (рефераты-конспекты. - Сост.) включают в себя изложение (в обобщенном виде) всех основных проблем первоисточника, tox аргументацию, методику исследования, основные результаты и выводы, имеющие научную и практическую ценность, необходимые сведения об использовании оборудования и сфере применения. Обычно указывается предмет и цель исследования. <...> Информационный реферат содержит большую фактографическую информацию (М.И. Сенкевич).

13. При помощи каких языковых средств имитируется в приведенных ниже фрагментах рассказа "Мардонги" В. Пелевина жанр реферата? Выпишите клишированные конструкции (характерные выражения). Можно ли определить отношение "автора" к "реферируемому тексту"?

Начало движения относится к 1993 году и связано с появлением книги Антонова "Диалоги с внутренним мертвецом".

"Смерти нет" - так называется ее первая часть. Идея, конечно, не нова, но аргументация автора необычна. Оказывается, смерти нет потому, что она уже произошла, и в каждом человеке присутствует так называемый внутренний мертвец, постепенно захватывающий под

425

свою власть все большую часть личности. Жизнь, по Антонову, - не более чем вынашивание трупа, развивающегося внутри, как плод в матке. Физическая же смерть является конечной актуализацией внутреннего мертвеца и представляет собой, таким образом, роды. Живой человек, будучи зародышем трупа, есть существо низкое и неполноценное. Труп же мыслится как высшая возможная форма существования, ибо он вечен (не физически, конечно, а категориально).

Ошибка обычного человека заключается в том, что он постоянно заглушает в себе голос внутреннего мертвеца и боится отдать отчет в его существовании. По Антонову, ВМ (так обычно обозначается внутренний мертвец в изданиях нынешних антоновцев) - самая ценная часть личности, и вся духовная жизнь должна быть ориентирована на него. <...>... перейдем ко второй части "Диалогов".

Она называется "Духовный мардонг Александра Пушкина". Уже здесь, помимо введения термина, обозначены основные практические методы прижизненного пробуждения внутреннего мертвеца. Антонов пишет о духовных мардонгах, образующихся после смерти людей, оставивших заметный след в групповом сознании <...> По Антонову, духовный мардонг Пушкина был готов к концу XIX века, причем роль окончательной раскраски сыграли оперы Чайковского.

Культурное пространство, по Антонову, является Братской Могилой, где покоятся духовные мардонги идеологий, произведений и великих людей <...> Братская Могила, разумеется, понятие идеальное. <...>

Существование духовных трупов в ноосфере, говорит дальше Антонов, способствует выработке правильного духовно-эмоционального процесса, где каждый шаг ведет к "утрупнению" (один из ключевых терминов работы). <...>

Книга "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (1995) представляет собой на первый взгляд бессвязный набор афоризмов и медитационных методик - однако адепты утверждают, что в этих высказываниях, а также в принципах взаимного расположения зашифрованы глубочайшие законы Вселенной. За недостатком места мы не сможем рассмотреть эту сторону книги - отметим только, что последние исследования на компьютере установили несомненную структурную связь между повторяемостью в книге слова "гармония" и ритуалом приготовления вареной суки - национального блюда индейцев навахо. (Легендарный факт съедения Антоновым в мистических целях своей собаки, предварительно якобы загримированной под Пушкина, никак не документирован и, по-видимому, является одним из многочисленных мифов вокруг этого человека; насколько известно, никакой собаки у Антонова не было.)

Книга "Майдан" (1998), при стилистическом единстве с остальными сочинениями, сдержанней и задумчивей и чем-то напоминает

426

суры мединского периода. В ней нет новых идей, но углублены и развиты ранее высказанные - например, появляется мысль о множественности внутренних трупов, которые как бы вложены один в другой, наподобие матрешек (по Антонову - древнерусский символ мардон-га), причем каждый последующий труп созерцает предыдущий и испытывает по нему ностальгию; первичный внутренний труп тоскует по окончательному, то есть по актуализированному мертвецу - круг замыкается (В. Пелевин. Мардонги).

14. Сделайте реферативный обзор одного из последних выпусков журнала по вашей специальности по плану: 1) общая характеристика текста: выходные данные, формулировка темы, проблемы; 2) описание содержания; 3) заключение: оценка и выводы. Используйте материал для справок.

Тема и проблема:

  • Данная [рассматриваемая] статья [работа] посвящена (чему?)
  • работа представляет собой анализ [обзор, описание] (чего?)
  • в статье описывается [анализируется, излагается, обобщается] (что?)
  • ставится [вопрос] проблема (чего?)
  • автор затрагивает вопрос (о чем?)
  • автор касается проблемы (чего?)

Цель:

  • Цель статьи - показать (что?)
  • целью работы является описание [уточнение, выявление, определение, анализ] (чего?)

Описание содержания:

  • Автор рассматривает [считает, утверждает, доказывает, подчеркивает, выделяет, противопоставляет, разрабатывает, обобщает, объясняет, разбирает, предлагает] (что?);
  • останавливается (на чем?)
  • исходит (из чего?)
  • отмечает незначительность, особое значение, важность (чего?)
  • подтверждает (что?) (чем?)
  • сравнивает (что?) (с чем?)
  • иллюстрирует (что?) (чем?)

15. Введение какой информации является обязательным элементом при реферировании? Проанализируйте с точки зрения требований жанра следующий фрагмент реферата.

427

Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Тема: Лыжный спорт

План реферата

  • История спорта
  • Олимпийские игры
  • Техника

Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать пищу зимой.

Существует несколько версий об изобретении человеком лыж.

Я остановлюсь на некоторых из них.

Древний человек, охотясь по глубокому снегу, случайно наступил на ветку, кору, щепку и почувствовал облегчение в передвижении.

Это могло натолкнуть охотника на мысль прикреплять эти предметы к ногам.

Древний человек, спасая ступни ног от холода, обматывал их шкурой убитого зверя, что увеличивало площадь опоры и уменьшало погружение в снег.

Первые лыжи были, несомненно, ступающие. Нижняя часть лыжи в процессе передвижения отшлифовывалась и на спусках проскальзывала, что, очевидно, послужило толчком к созданию скользящих лыж.

Дальнейшее совершенствование лыж развивалось по трем направлениям:

  • в зоне густого леса, где обычно снег рыхлый, развивались и совершенствовались ступающие лыжи;
  • в зоне редкого леса, где обычно снег рыхлый, развивались короткие и широкие скользящие лыжи;
  • в зоне редкого леса и безлесья, где крепкий наст, получили развитие более узкие и длинные лыжи. Территория, на которой появились первые лыжи не установлена.

Наиболее распространенные версии: лыжи впервые появились у людей, которые жили на территории центральной Сибири. И с великими переселениями народов распространились на восток.

Лыжи появились повсеместно где жил человек в условиях снежной зимы, и их появление не имеет связи с великими переселениями народов.

Вторая версия, по общему мнению, кажется более правдоподобна. В российской системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест.

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых

428

видов спорта. Наиболее широкое распространение у нас в стране получили лыжные гонки. Занятия на лыжах доступны в любом возрасте, для юных и пожилых, так как физическая нагрузка может легко варьироваться в самом широком диапазоне - как по длительности и характеру воздействия, так и по интенсивности, в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.

<...> Велико воспитательное значение лыжного спорта. Во время учебно-тренировочных занятий, прогулок, походов и соревнований у лыжников воспитывается морально-волевые качества - дисциплинированность, смелость, настойчивость к преодолению трудностей любого характера, трудолюбие, чувство коллективизма.

<...>

Список литературы

  • "Лыжный спорт" И.М. Бутин.
  • "Лыжный спорт" Учебник для институтов физической культуры.
  • "От Олимпии до Москвы. " В. Штейнбах

16. Дайте принятую сокращенную запись следующих слов, используемых в библиографических описаниях:

Санкт-Петербург, страница, том, выпуск, глава, автореферат, академик, рукопись, сборник, введение, справочник, журнал, таблица, тезисы, литература, чертеж, публикация, раздел.

Ключ. СПб.; с.; т.; вып.; гл.; автореф.; акад.; рукоп.; сб.; введ.; справ.; журн.; табл.; тез.; лит.; черт.; публ.; разд.

17. Дайте полную запись следующих слов, расшифровав сокращения:

реф.; аннот.; РЖ; рец.; ротапр.; б-ка; сер.; сес.; симп.; деп.; дис.; сост.; соч.; справ.; журн.; изд.; изд-во.; п. л.; конф.; л.; чл. -корр.; экз.; энциклоп.; науч.; полн.; прил.; публ.; ред.

Ключ. Реферат, аннотация, библиотека, депонированный, диссертация, журнал, издание, издательство, конференция, лист, научный, печатный лист, полный, приложение, публикация, редактор, реферативный журнал, рецензия, ротапринт, серия, сессия, симпозиум, составитель, сочинение, справочник, член-корреспондент, экземпляр, энциклопедия.

429

18. Расшифруйте библиографические карточки. Опишите библиографическое издание, пользуясь обычной лексикой.

Егоров, Юрий Васильевич и др.

  • Акустооптические процессоры / Ю. В. Егоров, К. П. Наумов, В. Н. Ушаков. - М: Радио и связь, 1991. - 160 [1] с.: ил.; 22 см.
  • Библиогр.: с. 155-160 (112 назв.).
  • ISBN 5-256-00455-7: 2р. 20 к., 2700 экз.

Мынбаев К. Т.

  • О приближении интегральных операторов, их ядер и решений интегральных уравнений Фредгольма II рода в связи с оператором типа Штурма - Лиувилля // Изв. Рос. АН. Сер. мат. - 1993. - Т. 57, №1. -С. 192-201.

Батрак, Владимир Ильич

  • Повышение долговечности кинематических пар транспортных машин: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. тех. наук / Оренбург, гос. ун-т. - Оренбург, 1997. - 13с.
  • Библиогр: с. 13.

Виландберг, Цицилия Борисовна

  • Инициирование привитой полимеризации к целлюлозе акрилами-да системой Ге (И)-Н2О: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. хим. наук / АН Латв. ССР, Ин-т химии древесины. - Рига, 1989. - 17с.
  • Библиогр: с. 16-17 (6 назв.)

Нешиба, Стив.

  • Океанология: Современ. представления о жид. оболочке Земли / Перевод с англ. Б. А. Борисова и др.; Под ред. В. А. Буркова. - М.: Мир, 1991. - 413, [1] с.: илл., карт.; 29 см. Библиогр.: с. 385 - 389. - Предм. указ.: 404 - 413.
  • Перевод, изд.: Oceanography / Stive Neshyba (New York ets.)
  • ISBN 5-03-000349-9: 15 p., 2000 экз.

19. Ознакомьтесь с определением жанров рецензии и отзыва. В чем особенность языка рецензии и отзыва по сравнению с другими научными жанрами? Каким образом может выражаться в научной рецензии отрицательная оценка?

Рецензия - это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

430

В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени (М.И. Сенкевич).

Автор рецензии стремится использовать такие средства, которые делают его изложение ясным, логичным, сжатым, точным, объективным и в то же время официальным. Однако и в рамках этого официального языка язык автора научной рецензии обнаруживает больше образности, субъективной оценочности, а потому и эмоциональности, чем "усредненный научный язык". Все это способствует и большей индивидуальности языка авторов рецензий. Проникновению этих элементов не мешает даже то, что их употребление достаточно часто вступает в противоречие с одним из основных требований, предъявляемых к научному стилю, - сжатости изложения. Многие из образных словосочетаний без видимой необходимости значительно расширяют текст.

<...> Как и в других жанрах научной литературы, в научной рецензии бросается в глаза преобладание слов положительной оценки. Это, по-видимому, связано со стремлением к некатегоричности высказывания, особенно если речь идет об отрицательной оценке. Эту оценку принято смягчать <...>. В частности, одним из способов является выражение отрицательной оценки в форме рекомендаций, в которых вместо прилагательных с отрицательной оценкой употреблено прилагательное с положительной оценкой (в форме сравнительной степени).

20. Выразите свое мнение о публикации "О происхождении мышебоязни". Напишите два варианта отзыва (отрицательный и положительный). Используйте материал, представленный в таблице.

Позитивная оценка Негативная оценка
Исследованный материал полностью подтверждает (что?); ... (что?) нуждается в проверке;
приводятся хорошо аргументированные доказательства (чего?); (что?) является неточным, неполным, неубедительным;
дается целый ряд примеров, иллюстрирующих справедливость (чего)?; (что?) заставляет усомниться (в чем?);
кто углубляет наше представление (о чем?); к недочетам работы следует отнести (что?);
кто подводит нас к заключению (о чем?); существенным недостатком (чего?) является (что?);
убедительно доказано (что?); (что?) противоречит (чему?);
  (кто?) упускает из виду (что?);

431

Позитивная оценка Негативная оценка
получило исчерпывающее освещение (что?); необоснованно утверждает (что?);
безусловной заслугой автора является (что?); желательно было бы (что?);
ценность работы заключается (в чем?); -
нельзя не согласиться (с чем?); мы придерживаемся другой точки зрения, другого мнения
(что?) представляет интерес не только (для кого/чего?)..., но и (для кого/чего?);  
разделять точку зрения (чью?)  

О ПРОИСХОЖДЕНИИ МЫШЕБОЯЗНИ

Проблему доисторического прошлого мышей поставила лингвистика. Мышь по-японски нэдзуми. Несложный анализ этого слова привел к разложению его на части нэ и дзуми, вторая из которых, согласно словарю, означает завершение (сихараидзуми- оплачено, байякудзуми - продано и т.д.).

Сегодня японцы называют так знак зодиака, с которого начинается двенадцатилетний цикл восточного календаря. Конечно, ни одному жителю древнего Востока не пришло бы в голову открывать цикл летоисчисления названием какого-нибудь мелкого зверька. Для этого наверняка было избрано более представительное животное, каким, конечно, и был нэ - предок современной мыши. Таким образом, крохотный домашний грызун представляет собой итог длительной и сложной эволюции какого-то существа, известного среди древних японцев под именем нэ. Как же он выглядел?

Судя по тому, как современная женщина зажмуривает глаза при виде маленькой мышки, облик доисторической мыши был ужасен, хотя мы и не знаем его во всех подробностях. Современные женщины при виде мыши визжат и инстинктивно забираются на стол. Видимо, таким же образом от коварного нэ спасались и их прародительницы. Доисторические мыши, как и их современные потомки, по всей вероятности, хорошей прыгучестью не обладали. Следовательно, их длина при вставании на задние лапы составляла около 80 сантиметров (высота современного стола). Будь их длина меньше или больше указанной величины, современные женщины забирались бы на соответственно иную высоту - на табуретку или шкаф.

Почему же доисторические мыши столь деградировали с течением веков и тысячелетий? Тут мы отчасти согласны с Дарвином: изменились условия - изменилась и внешность. Паразитируя на добыче человека, мыши поначалу питались мамонтятиной. Когда же мамонты

432

были выбиты, человек начал охотиться на более мелких животных, вплоть до зайцев, а в голодные годы - и на сусликов. Постепенное сокращение рациона мышей вело к уменьшению их размеров. Затем наступила еще более драматичная для мышей перемена: человек покинул пещеры, стал жить в хижинах, занялся земледелием. Вместе с человеком в новые жилища и переселились и перешли на растительную пищу домашние мыши. Маленькие зерна - маленькие мыши. Если бы пшеничное зерно было величиной с яблоко, размер мышей не уменьшился бы так катастрофически.

На судьбу мышей влиял и естественный отбор.

Одним из факторов отбора были действия мужчин. Всякий раз, возвращаясь с охоты в родную пещеру и заставая женщин перепуганными, а обед неприготовленным, голодные и разъяренные мужчины бросались на виновников неприятностей - на мышей. Шансов уклониться от удара копьем или дубиной и укрыться было тем больше, чем меньше был размер тела. Так происходил отбор, в ходе которого выживали более щуплые и менее окрашенные особи. Мыши мельчали и серели.

У мышей был еще один опасный враг - саблезубый тигр, также обитавший в пещерах. Преследования со стороны столь грозного зверя опять-таки могли выдержать лишь мелкие особи, способные проскользнуть между саблевидными зубами тигра. (Нельзя не поставить попутно вопрос о судьбе этого зверя. Очевидно, что он, как и мышь, переселился вслед за человеком из пещер в дома и превратился в домашнюю кошку, а вовсе не вымер, как ошибочно полагают. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что женщины, страдающие мышебоязнью, обожают кошек, вероятно, храня в подсознании благодарность им за былую поддержку в борьбе против доисторических мышей.)

Страх перед преследователями заставлял предков мышей инстинктивно сжиматься; постоянное нервное перенапряжение вызывало угнетенное состояние центральной нервной системы и нарушения функции эндокринных желез, что, в свою очередь, вело к карликовости.

Но наиболее пагубно на несчастных животных действовал женский высокочастотный визг, обогащенный вредными для здоровья ультразвуками. У мышей этот звук вызывал тяжелые сердечные заболевания. Тем более что в пещерных условиях первобытнообщинного строя мышам зачастую приходилось выслушивать не одиночный, а коллективный визг всей женской половины племени. Отмеченный психо-физиологический фактор отбора, неизвестный Дарвину и впервые обнаруженный на стыке генетики и серцеведения, действовал в том же направлении, что и прочие.

Из поколения в поколение прежде грозные звери мельчали все более, пока наконец не стали такими, что гоняться за ними с копьем и

433

дубинкой стало просто смешно. Именно тогда мужчины начали лишь пожимать плечами, слыша визг женщин, увидевших мышь. (По материалам публикаций в журнале "Наука и жизнь")

21. Какие известные вам способы популярного изложения использовали в своих лекциях и научно-популярных книгах выдающиеся ученые (физики, химики, биологи, искусствоведы и др.)?

ЛИТЕРА ТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В А УДИТОРИИ

  • Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине // Русская речь. 1998. № 1.
  • Кудрявцева Л.А. Технические термины в общелитературном языке // Русская речь. 1990. № 2.
  • Лаптева О.А. Как ученые говорят // Русская речь. 1995. № 3.

434

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.