VII. КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ




VII.1. РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ:
НОРМЫ И ВАРИАНТЫ, ПРАВИЛА
И ИСКЛЮЧЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным. Однако грамотным считается не тот, кто знает, как писать все существующие в языке слова, а тот, кто умеет пользоваться правилами, словарями и справочниками, способен объяснить написание слова.

Всеобщее распространение письменности требует, чтобы законами орфографии овладел каждый. На вопрос, зачем нужно грамотно писать, каждый находит приемлемый для себя ответ. Для одного грамотное письмо - это залог успешной карьеры; для другого - это дело престижа, если он привык не допускать ошибок во всём, что делает; третий овладевает правописанием, потому что этому учат в школе. Орфография - это, кроме всего, ещё и часть русской культуры. Обладающий языковым чутьём более восприимчив и ко всей культуре. За безграмотным письмом скрывается неуважение к своему народу, его традициям и культуре.

В область изучения орфографии входит теоретическое осмысление принципов, норм, правил графического оформления слова, а также определение и исследование внутренних тенденций и влияния внешних факторов на изменения, происходящие в орфографической системе языка. В школьном и вузовском курсах правописание изучается на основе других разделов языкознания (фонологии, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии). Наиболее тесно орфографическая система русского языка связана с графикой - разделом языкознания, изучающим буквенную систему.

321

В основе орфографической системы лежат условные договорённости о том, как правильно писать слова. Договорённость о том или ином способе графического оформления слова закрепляется правилами, основанными на законах языкового существования. Законы орфографии называются орфографическими принципами. Принципы орфографии - это идеи, которые лежат в основе правил правописания конкретного языка..

Ведущим в русском письме является морфологический принцип. Он заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем). Единообразие в написании значимых частей слова достигается тем, что в одной и той же части слова пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения: куб [п] - куба [б]; сапог [к] - в сапоге; отдалённый - даль; сбежать, сделать. Морфологический принцип позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре слова.

При максимальном соответствии звукового и графического облика слова (т.е. слово пишется, как слышится) принято говорить о фонетическом принципе. В орфографических системах других языков, где слово пишется максимально приближенно к его произношению, фонетический принцип является ведущим. В русском правописании данный орфографический принцип представлен частично. В соответствии с фонетическим принципом в русском языке пишутся приставки на -з, -с (безголосый, безвластный, использованный, истёкший) и начальная корневая буква ы после исконно русских приставок на твёрдый согласный (обыск, сыщик).

Правописание приставок на -з, - единственное в русской орфографии правило, основанное на фонетическом принципе и последовательно соблюдающее этот принцип. Чтобы не делать ошибок на эту орфограмму, нужно: 1) различать границу разделения приставки и корня; 2) различать звонкость/глухость первого корневого согласного.

Фонетический принцип определяет написание буквы ы, которая пишется в начале корня после приставок на согласные (интересный - безынтересный; история - предыстория), но после таких приставок, как меж-, сверх- и некоторых иноязычных приставок сохраняется буква и. Так, написание слов

322

предынфарктный и постинфарктный; предынкубационный и постинкубационный; предымпрессионистский и постимрес-сионистский регулируются различными орфографическими принципами. Написание буквы после приставок на твёрдый согласный соответствует фонетическому принципу: буква ы обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. Написание и после иноязычной приставки отражает морфологический принцип орфографии. Сохранение графического облика корня помогает читающему и пишущему быстрее и точнее опознавать его в слове с более сложным составом.

Традиционный принцип предполагает большой разрыв, несоответствие между написанием и произношением слова. Написания слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запомнить. В русском языке традиционный принцип присутствует в написании окончаний прилагательных и слов, изменяющихся, как прилагательные (красивого, третьего, которого), в наличии/отсутствии буквы ь на конце наречий и частиц (вскачь, замуж, лишь, уж).

Орфографическую систему русского языка определяет не один принцип, а совокупность нескольких при доминировании одного - морфологического.

Написание слов определяется орфографической нормой. Орфографическая норма - разновидность языковой (речевой) нормы, исторически сложившееся и теоретически осмысленное оформление слова на письме. Орфографические нормы регламентируются правилами орфографии. При наличии вариантов передачи звукового комплекса слова буквами нормы правописания формулируются в виде правил.

Что же такое орфографическое правило и как им пользоваться? Вопрос не так уж прост, как может показаться на первый взгляд. С правилами орфографии мы встречаемся в школьных учебниках и в орфографических справочниках. Орфографическое правило - это положение, предписание, которое выражает закономерности при передаче звуков в словах и морфемах буквами, а также регламентирует способы графического оформления слов, например слитное, раздельное, дефисное написание или выбор между прописной и строчной. Правила орфографии призваны объяснить пишущему случаи, вызывающие затруднения и предполагающие выбор одного из вариантов графического оформления слова.

323

Чтобы успешно воспользоваться орфографическим правилом, нужно:

  • 1) найти в слове тот минимальный графический отрезок, который может иметь варианты в написании;
  • 2) представить возможные варианты;
  • 3) соотнести затруднение с тем правилом, которое поможет установить правильное написание;
  • 4) выделить и учесть все условия, описанные в формулировке;
  • 5) выбрать из всех возможных верный вариант.

Основной единицей орфографии как прикладного раздела языкознания является орфограмма - такой элемент графического оформления слова, при написании которого пишущий должен сделать выбор на основании существующего правила. С другой стороны, орфограмма - это совокупность, группировка написаний, подчиняющихся одному правилу. По традиционной программе школьного курса русского языка изучается 70 орфограмм.

Кроме передачи звуков буквами в словах и морфемах правила русской орфографии отражают:

  • 1) закономерности слитных, раздельных и дефисных написаний слов (пол-Европы, бок о бок, полмандарина);
  • 2) употребление прописных и строчных букв (Лос-Анджелес, День учителя, московский житель);
  • 3) условия переноса слов с одной строки на другую (как правильно перенести слово: ше-стой, шест-ой или шес-той?);
  • 4) возможности графического сокращения слов (совр. русск. яз.);
  • 5) тенденции передачи заимствованных слов и выражений русской графикой (как русскими буквами написать заимствованные слова: карате или каратэ, офф-шорный или оффшорный, плейер или плеер, Вильям или Уильям1?).

Орфографические правила невозможно применять, если не владеешь теоретическими знаниями по грамматике русского языка. При выборе буквы или способа графического оформления слова (слитно, раздельно или через дефис; с прописной или строчной буквы) важно учитывать следующие моменты:

  • - в какой части слова встретилась орфограмма;
  • - к какой части речи относится слово;
  • - в какой форме стоит слово;

324

  • - каково лексическое значение этого слова;
  • - как образовано данное слово.

Эти сведения заключены в таких разделах языкознания, как морфемика, морфология, лексикология, словообразование.

Почти все правила русской орфографии имеют исключения - слова, пишущиеся вразрез с предписанием, выражающим основную закономерность. Чем больше слов-исключений (написание которых не соответствует правилу) существует в рамках орфограммы, тем сложнее усваивается и само правило. Исключения обычно отражают традиционные написания, и объяснить их можно, только если обратиться к истории языка. Известно, что прилагательные со значением "сделанный из материала, названного производящим словом", образованные от существительных при помощи суффикса -ан-/-ян-, пишутся с одной буквой н. Но три слова в русском языке не подчиняются этому правилу - стеклянный, оловянный, деревянный. С точки зрения современного русского языка нет никаких причин для такого написания. С позиций истории языка написание удвоенной буквы обусловлено фонетическими причинами, а именно смещением ударения с корневого слога на предпоследний суффиксальный. Ср. ударение в словах-исключениях стеклянный, оловянный, деревянный и в словах, пишущихся по правилу, - серебряный, глиняный, кожаный. В современном русском языке существуют прилагательные с ударением на суффиксе, но пишущиеся согласно правилу, например: песчаный, полотняный. Особую сложность представляет написание суффикса в прилагательных с тем же значением, имеющих ударение на корневом слоге клюквенный, соломенный. Древнее написание сохранило слово ветреный, пишущееся с одной буквой и вопреки правилу.

Изучение орфографии взрослыми имеет свои психологические основы и специфику. Прежде всего взрослые люди могут иметь более сильную и осознанную мотивацию, чем дети. Чётко сформулированная цель, например такая, как овладение грамотным письмом, достигается более успешно и быстро, чем это происходит у школьников. При изучении орфографии для взрослого очень важно преодолеть страх перед письменной речью. Для усовершенствования усвоенных в школьном курсе русского языка навыков письма повторяющий орфографию должен осмыслить многие знакомые написания и приобрести уверенность в собственных силах.

325

Современное состояние русского правописания таково, что пишущий должен обладать хорошей памятью. Нужно знать (и, конечно, уметь применять) больше ста орфографических правил, а также помнить большое количество исключений и слов, написание которых не подлежит регламентации правилами, - это так называемые словарные слова.

Умение пользоваться орфографическим словарём - одно из преимуществ грамотного человека. Не нужно стесняться, если вы не знаете, как пишется то или иное слово, - обратитесь к словарям.

Обращаясь к словарю, следует представить все возможные варианты графического оформления слова, имея в виду, что в орфографическом словаре слова расположены в алфавитном порядке (в этой связи можно вспомнить анекдот о Вовочке, который не знал, как написать в объявлении слово вторник, а в словаре на букву ф он нашел только слова фуфайка и футбол).

Если нужного слова в словаре не оказалось, значит, требуется словарь с большим объёмом слов. Следует иметь в виду, что существуют орфографические словари, содержащие слова на одну орфограмму. Это словари "Прописная или строчная", "Слитно или раздельно", "Одна и две буквы и", "Слова с удвоенными согласными" и другие.

Орфография как одна из частей языка не является постоянной и неизменной величиной. Хотя изменяемость русской орфографии не такая очевидная вещь, тем не менее даже поверхностное сравнение правописания в текстах конца XIX, середины XX и конца XX века наглядно выявляет различия орфографических систем одного языка на разных этапах развития. Проследив изменения в правописании, мы обнаружим две противоположные тенденции:

  • - стремление к единообразию в написании слов, унификация системы;
  • - индивидуализация написаний, расширение слов-исключений в рамках различных правил.

Например, написание производных слов, образованных от заимствований с удвоенными согласными, не может быть строго регламентировано правилом, так как наблюдается непоследовательность сохранения удвоенных согласных в производных

326

словах: антенна - антенночка - антенка - антенщик; кристалл - кристальный - кристаллический; финн - финно-угорский - финка - финский; Филипп - Филиппович - Филипка - Филипок.

С другой стороны, написание букв и и а после Ж не знает исключений в современной русской орфографии.

Историческое изучение орфографии помогает объяснить многие написания. Современное, или синхронное, объяснение того или иного графического оформления слова не совпадает с этимологическим. Активно использовал этимологический метод при изучении русской орфографии академик Яков Карлович Грот (1812-1893). Вот как в книге "Русское правописание" 1885 года издания учёный комментирует написание о и а в корне рос-/-раст: "От корня рост пошли отрасли двоякой формы, как-то: рост и возраст, растение, недоросль; - отрасль, водоросль и водораслъ. Сообразно с установившимися др.-слав, формами: возраст и растение, предпочтительны начертания: расти, расту, растить, возрастать, возращатъ. Но в прошедшем времени и в родственных с ними формах о: росла, росло, вырос, выросший (имея в виду рос)". В современной орфографии правописание корня -рос-/-раст-/-ращ-объясняется иначе.

Правописание как графическое оформление слова, создающее орфографический облик слова, влияет на ассоциативные связи слова в сознании говорящего. В качестве примера приведём выдержку из заметки, напечатанной в "Русском вестнике" (2000, № 1-2), газете религиозно-православного направления. Заметка посвящена одному из изменений, внесённых в русское правописание декретами 1917-1918 годов. Изменение в графическом оформлении слова вызывает у автора ощущение изменения смысла: "Безславный - в общем подразумеваем - позорный, постыдный. Безсильный - слабый, немощный. А если через букву с, то, наоборот, - дух нечистый - оказывается сильный! - сам смысл изменяется настолько, что из отрицания присутствия силы, что подразумеваем в этом слове, мы получаем обратное - присутствие таковой".

Рассмотрим ряд наиболее трудных правил русской орфографии по мере возрастания их сложности.

327

Правописание корней с чередующимися гласными

Со школьной скамьи всем известны корни с чередующимися гласными и соответствующие правила, но именно эта орфограмма вызывает сложности не только у школьников, но и у взрослых, часто хорошо образованных людей. Это происходит потому, что знать все правила написания корней с чередующимися гласными е/и, о/а или ин, им/а, я, а также все исключения практически невозможно. Однако наиболее часто встречающиеся слова можно и нужно запомнить. Эти слова создадут основу для самостоятельного воспроизведения правила при выборе буквы в корнях с чередованием. Напомним, что правильно выделить корень слова можно подбором пяти-шести родственных (близких по смыслу и звучанию) слов и/или форм слова.

ЗАДАНИЯ

1. Выделив корни во всех словах, сформулируйте правила, объясняющие написание чередующихся гласных е/и и о/а в каждой группе.

Выберу, собираю, блестит, блистательный, стелется, застилает, придираются, придерётся, замереть, замирающий, выжег, выжигание, запереть, препираться, вычет, вычитание.

2. По аналогии сформулируйте правило написания букв а/о в корне -кас-/-кос-: касаться, прикосновение. Запомните ещё два корня, в которых зависимость написания о/а от ударения обратная предшествующему правилу: -зор-/-зар-; -скок-/-скак-.

Зорька, зарево, заря, подскок, подскакивать, скакать.

3. Обоснуйте написание чередующихся гласных в приведенных группах слов.

Ловить, ловит, вылавливать, поклон, поклониться, кланяться, ломать, сломанный, выламывать, примочки, замочить, вымачивать, поздно, опоздать, опаздывать.

Предложить, предлагать, вырос, растение, проращивать, скакать, вскочить.

328

Занять - занимать; начать - начинать; сжать - сжимать.

Сидение, сидеть, сиделка, седок, седло; плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.

Равнина, равенство, сравнение, равномерный, подровнять, ровный, поровну, ровесник; непромокаемый, мокрёхонек, обмакнуть, промакивать.

Подсказка

В корнях с чередующимися гласными е и и (-бер-/-бир-; -блест-/-блист-; -стел-/-стил-; -дер-/-дир-; -мер-/-мир-; -жег-/-жиг-; -пер-/пир-; -чет-/-чит) без ударения пишется и, если после корня следует суффикс .

В корне с чередующимися гласными о и а (-кос-/-кас-) пишется а, если после корня следует суффикс -а-.

В корнях с чередующимися гласными она (-гор-/-гар-; -клон-/-клан; -лов-/-лав-; -лом-/-лам-; -мот-/-мат-; -моч-/-мач-; -позд-/-пазд- и др.) без ударения пишется о.

В корнях с чередующимися гласными она (-лож-/-лаг-; -рос-/-раст-/-ращ-; -скак-/-скоч-) написание в безударной позиции зависит от следующих за гласным согласных. Исключениями являются слова росток, ростовщик, скачок, скачу; иначе могут писаться слова, исторически родственные (отрасль, Ростов, Ростислав).

Чередование -ин-/-я-; -им-/-а- в безударном положении зависит от следующего за корнем суффикса -а-.

Правописание слов с чередующимися гласными е и и в корнях (-сед-/ -сид-), о и а в корнях (-плов-/-плав-) следует запомнить: сидение, сиделка, седок, седло, плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.

Корни (-равн-/-ровн-; -мак-/-мок-) могут рассматриваться как омонимы, так как они разошлись по значению. Корень -равн-имеет значение одинаковый, сходный; -ровн-----гладкий, плоский, прямой: равняться - 1. Сравнивая себя с кем-л., признавать равным. Где тебе равняться со мной! 2. Представлять собой какую-н. величину. Дважды два равняется катастрофе; ровняться - 1. Становиться ровным, гладким; 2. Выстраиваться ровной прямой линией (воен.). Ровняться по правофланговому. Корень -мак- обозначает опускать, погружать во что-н., а -мок- - впитывать жидкость: промакать - осушать жидкость с поверхности; промокать - подвергнуться действию чего-л. мокрого, стать насквозь мокрым. Однако мотивация многих слов, содержащих эти корни, затруднительна (поровну, уровень, равнина, равномерный, равнение; промокательная, промокашка), в некоторых изменился состав слова (ровесник).

329

4. Запомните слова, часто вызывающие затруднения при написании, запишите их под диктовку или по памяти.

Скачок, сочетание, побирушка, касаться, равнина, уровень, поровну, скачу, отрасль, росток, промокашка.

5. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, вставьте пропущенные буквы, графически поясните написание.

Р...стеньице, самовозгораемость, г...рнир, выл...вить, пр...стейший, поб...рушка, г...рнист, вым...ченный, прилагательное, выж...гание, расп...рающий, обм...кнуть, ВЫСК...ЧИБШИЙ, уравнение, м...ротворец, подст...лка, разл...мить, г...рантия, уравновешенный, ум...рающий, выск...чка, неприк...сновенный, предл...жение, нач...нать, непромокаемый, изм...рение, нат...рание, выр...сший, пог...релец, оп...здать.

Гласные после шипящих и ц

К буквам, обозначающим согласные шипящие звуки, относятся ж, ч, ш, щ. В зависимости от тенденций написания гласных после шипящих в русской орфографии гласные можно разделить на три группы. В первую входят гласные, которые нельзя писать после шипящих: ы, э, ю, я. Во вторую входят те, которые часто встречаются после шипящих: а, е, и, у. И третью группу составляют буквы, конкурирующие между собой за право писаться после шипящих, особенно под ударением - это буквы о и ё.

Написание буквы ю после шипящих в нарицательных существительных знает исключения: жюри, жюлъен, парашют, буквы ю и я могут писаться в заимствованных именах собственных и производных от них: Цюрих, Жюль, Мкртчян, Шяуляй. Буквы w и э никогда не встречаются после шипящих.

Буквы о и ё после шипящих

Написания слов, где после шипящих ж, ш, ч под ударением слышится о, часто вызывают затруднения. Выбор буквы зависит от части слова и от того, какую часть речи характеризует эта морфема (часть слова).

В корнер исконно русских слов после шипящих под ударением пишется о, если ударение неподвижное, постоянно падает

330

на корень; если ударение подвижное, то под ударением пишется ё, без ударения - е: жор (обжора, прожорливый), шёпот (шёпотом, пошептать, шепчет). В корнях иноязычных слов после шипящих под ударением и в безударном положении пишется оорты, харчо, шок, шокировать, шоссе).

В суффиксах, использующихся для образования имён, после шипящих под ударением пишется о (мужичок); в суффиксах, служащих для образования глаголов и глагольных форм, - ё (исключение составляет именной суффикс - ёр, встречающийся в словах дирижёр, режиссёр, коммивояжёр). Например, тушёнка от тушёный, тушёный (прилагательное) от тушенный (причастия); ё появляется в глагольном суффиксе причастия.

Написание букв э, я после шипящих практически не знает исключений. Буква ю встречается в именах нарицательных и нескольких собственных.

ЗАДАНИЯ

1. Распределите слова на группы в зависимости от того, где находится орфограмма: 1) и или ы в корнях; 2) в словах на -ция, 3) в суффиксе -цын-, 4) в окончаниях. Если необходимо, воспользуйтесь правилом.

Ц...ган, лисиц...н, сенсац...я, ц...новка, координация, спиц.., бац...лла, ц...плёночек, панц...рь, ц...анид, ц...ркуль, львиц...н, ц...корий, наездниц.., круглолиц...и, традиц...я.

Подсказка

Буква и пишется в корнях и в словах на -ция: циркуль, цикл, революция, агитация. Исключения: цыц, цыган, цыкнуть, цыплёнок, на цыпочках и производные от этих слов.

В суфсриксах притяжательных прилагательных -цын- и окончаниях имён пишется ы: Лисицын, синицы, бледнолицый.

2. Поставив в словах ударение, определите, какая буква пишется в корне.

Сц...пление, пац...фист, ц...коль, ц...ллулоид, ц...ментный, ц...тата, ц...пенеть, зацентрованный, ц...лина.

При проверке воспользуйтесь подсказкой: После ц в корне под ударением пишется о, без ударения - е или иокот, цепочка, циновка, цена, цикорий). Слова,

331

имеющие в корне е, как правило, имеют проверочное слово: целевой - цель.

3. Прочитайте слова три-четыре раза. Закройте книгу и запишите их по памяти, затем проверьте.

Джоуль, Печорин, изжога, шёпот, цитрусовые, шокировать, многоженство, принцип, бечёвка, тушёнка, цикорий, трущобы, учёный, циферблат, полиция, харчо, жонглёр, чёрствый, шорты, шоколад, чопорный, щёлкать, обжорство, жёваный, пшёнка.

Если вы записали правильно менее 50% всех слов, выполните это упражнение ещё раз. Если правильно записали 75-90%, вы хорошо справились, но лучше выполнить это задание еще раз через 4-7 дней.

4. Определите, какая часть речи образуется при помощи выделенного суффикса, объясните написание буквы о или ё после шипящих.

Горячо, танцовщик, облучённый, алычовый, гребешок, верблюжонок, девчонка, распашонка, свежо, закопчённый, ситцевый, поножовщина, борщок, кочёвка, облицованный, добрячок, крючочек, парчовый, выкорчёвывать, изображён.

Подсказка

В корне после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово или форму этого же слова, где гласный находится в безударной позиции и слышится звук, промежуточный между и и е. Некоторые слова с буквой ё после шипящих можно проверить однокоренным с ударным е в корне. Есть слова, к которым трудно подобрать родственные с безударным в корне: чёлка, чопорный, чокнутый и др.

Выбор о или ё после шипящих в суффиксе зависит от его частеречной принадлежности. В именных и наречных суффиксах пишется буква о, в глагольных - ё. Кроме того, ё пишется в заимствованном суффиксе существительных -ёр- (массажёр, дирижёр, стажёр, ретушёр). Определить характер суффикса не всегда бывает просто. Так, в существительном ночёвка выделяется глагольный суффикс -ев- (вариант -ева-), при помощи этого суффикса от существительного ночь образуется глагол ночевать.

В окончаниях существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е (большого - большего). В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется ё.

332

5. Выберите нужную букву в приведенных словах.

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, ж(у/ю)рналист, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, ж(е/э)ле, пож(у/ю)рить, прищ(у/ю)риться, ч(а/я)стушка, Ш(а/я)уляй, ч(а/я)ш(е/э)чка, ш(е/э)ф, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, ж(е/э)манство, ч(е/э)мпион, осч(а/я)стливить.

Слитное и раздельное написание не
с различными частями речи

Всего две буквы - н, е, а сколько трудностей они создают для пишущего! Казалось бы, всё просто: если не - частица, то пишется раздельно; а если приставка или часть корня, то, конечно, слитно. Именно такое объяснение дают школьные учебники. Таким образом, вся сложность заключается в определении того, чем является не - частью корня, приставкой или частицей. Для неспециалиста (слово, кстати, пишется слитно) это всегда непросто (слитное написание, так как синонимично слову сложно). В формулировке правила следует рассматривать не как звуковой и буквенный комплекс.

При столкновении с проблемой слитного или раздельного написания не следует обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, не - это часть корня, если значение слова не воспринимается без не: ненавидеть, невежда, нежиться, ненастье, нелепо, нельзя.

Во-вторых, стоит обратить внимание на слова, в которых не является приставкой, но представить эти слова без не трудно: нелюдимый, немножко, неминуемо, неожиданно, нездоровиться.

В-третьих, в русском языке есть слова, которые с не всегда пишутся раздельно:

  • - прежде всего это глагольные спрягаемые (формы наклонений) и неспрягаемые (инфинитив, причастия, деепричастия) формы (исключите из этой группы слова, в которых не - это часть корня, и глаголы, в которых после буквенного комплекса не следуют буквы до - о них речь пойдёт чуть ниже);
  • - отрицательные местоимения-существительные, если после не находится предлог: не с кем, не у кого, не во что;

333

  • - слова, всегда выступающие в роли главного члена предложения: рад, надо, можно, должен и др.;
  • - конкретные существительные, не образующие вместе с не особого отдельного понятия: не стол, не дверь, не птица, не компьютер и т.п.

В-четвёртых, глагольные формы, у которых после не следует до, могут представлять собой слова с приставкой недо-или слова с частицей не и приставкой или частью корня до.

Общее значение глаголов с приставкой недо- - "действие

выполняется в недостаточной степени и количестве". Приставка до- имеет значение "доведение действия до завершения". Ср. предложения: Наёмным рабочим постоянно недоплачивали (платили недостаточно) - Володе заплатили только один раз и больше не доплачивали.

Вот некоторые глаголы, способные употребляться с приставкой недо-: недоедать, недосыпать, недолюбливать, недоставать, недоглядеть, недодавать, недосмотреть, недополучать.

В-пятых, необходимо различать условия выбора графического оформления тех слов, которые могут писаться как слитно, так и раздельно. Основным критерием выбора одного из вариантов написания является наличие/отсутствие смыслового противопоставления, которое может проявиться только в контексте.

ЗАДАНИЯ

1. Составьте сданными словами и фразеологизмами текст на тему "Посещение библиотеки".

(не) с руки; (не) годовать; (не) дочитывать; (не) внятный; (не) на-видеть; души (не) чаять; (не) интересный; (не) книга; (не) сложно; (не) с кем.

2. Перепишите текст, раскрывая скобки.

Две недели (не)уверенные в завтрашнем дне люди (не)видели солнца. Сидя в холодном, (не)топленом помещении, все (не)щадно страдали от голода и жажды. (Не)легко было переносить страдания тела, но преодолеть (не)щадящий взрослых и детей страх было ещё сложнее. (Не)бояться в условиях (не)воли (не)возможно.

334

Как всякая (не)познаваемая категория, страх обрастает огромной раковиной (не)линейного постижения. Трусам - (не)преодолеть (не)избежности испуга, храбрецам - (не)испугаться даже перед самой (не)постижимой опасностью (не)известности.

Люди выходили на свет, щуря (не)привыкшие к яркому солнцу глаза, ещё (не)веря в (не)вероятное (не)сколько часов назад освобождение. Но это была (не)свобода в полном смысле этого слова, а только (не)смело забрезживший свет в (не)скончаемом тоннеле борьбы и (не)примиримости с рабством.

Слитные, раздельные и дефисные написания

Группа орфограмм, связанная со слитным, раздельным и дефисным написанием слов, менее всего поддаётся регулированию правилами. Хотя правила, предписывающие то или иное графическое оформление слова, в справочниках по орфографии представлены в большом количестве, скорее следует говорить не о правилах, а о тенденциях. Особенно трудные случаи, не подчиняющиеся общим правилам, наблюдаются при написании сложных прилагательных и наречий. Основным фактором, влияющим на правописание сложных и составных слов, является способ их образования. Установление способа и особенностей образования сложных слов сопряжено со многими трудностями. Формулирование правил слитного, дефисного или раздельного написания требует особого внимания к современной лингвистической терминологии, с одной стороны, и соблюдения принципа доступности - с другой.

ЗАДАНИЯ

1. Разделите следующие существительные на две группы - пишущиеся слитно или через дефис.

Под/отдел, лже/Дмитрий, сверх/прибыль, секретарь/референт, пол/лимона, контр/удар, Жан/Жак/Руссо, тепло/ход, севере/восток, перекати/поле, перво/курсник, Ростов/на/Дону, койко/место, социал/демократия, пила/рыба, пол/день, проф/организация, зав/кафедрой, дане/клуб, масс/медиа, разно/травье, пол/Москвы.

2. Запишите прилагательные, которые могут быть образованы от предложенных пар слов.

335

Сравнительный/ исторический; Древняя Русь; сойти с ума; Нижний Тагил; тёмный/бордовый; хлеб/булка; Тихий океан; восточный/славянский; народное хозяйство; сказанный выше; поперечный/полосатый; растущий дико.

ЛИТЕРА ТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В А УДИТОРИИ

  • Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа // Русский язык в школе. 1990. № 5.
  • Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы // Русская словесность. 1996. № 6.
  • Еськова Н.А. Заставь дурака... Еще раз о Боге и боге // Русская речь. 2000. № 1.
  • Еськова Н.А. Надо ли писать каратэ! II Русская речь. 1991. № 3.
  • Еськова Н.А. Существуют ли глаголы преумножить и приуменьшить II Русская речь. 1999. № 2.
  • Иванов Вяч. Наш язык // Русская речь. 1991. № 1.
  • Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица? // Русская речь. 1990. №1.
  • Трифонова Н.В. В Республике Болгарии, в Республике Польша // Русская речь. 1992. № 1.
  • Чельцова Л.К. Как писать: бог или Бог! II Русская речь. 1991. № 4.

336

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru