VI.8. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ
РУССКОГО ГЛАГОЛА

Русский глагол - самая сложная и даже таинственная часть речи. Какие загадки таят в себе глаголы русского языка? Во-первых, этот класс слов имеет самое большое количество форм, здесь глагол является рекордсменом среди всех частей речи в современном русском языке. Во-вторых, образование глагольных форм имеет большое количество отклонений. И в-третьих, глагол - это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство. Глагол занимает особое, привилегированное место в морфологической системе языка.

Обилие значений, которые могут быть переданы глагольным словом, делает эту часть речи универсальным организующим элементом предложения и текста. Активные действия (бить, мыть), состояние (гордиться, горевать), качество (пахнуть, горчить, искриться), местоположение (находиться, пребывать), разного рода отношения (зависеть, чередовать) - все эти значения могут передавать глаголы русского языка. Глагольные предложения характеризуют прежде всего повествовательный текст, подчеркивая его динамичность тем ярче, чем чаще они встречаются и чем ближе стоят друг к другу.

Глагол ориентирует высказывание на речевую ситуацию. Определяющим в ориентации речи является время. Точкой отсчёта становится самый акт произнесения слов, или момент речи. Если глагол стоит в прошедшем времени, значит, действие отнесено говорящим к периоду до момента речи, если в будущем - после момента речи, в настоящем - совпадает с моментом речи, накладывается на него. Ср.: Я говорил правду; Я буду говорить правду; Я говорю правду.

Другим ориентиром является отношение содержания высказывания к реальности. Оценка передаваемой ситуации и действия (центра этой ситуации) как реального или нереального выражается категорией наклонения. Глагол может иметь значение изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения. Первое характеризует действие и ситуацию в целом как имеющие место в реальности, значения двух других наклонений - как нереальные. Ср.: Я часто хожу в театр. Я ходил бы в театр, если бы имел больше свободного времени. Ходи в театр почаще! Если в первом высказывании выражается

243

реальная ситуация, то два последних отражают возможную и желательную ситуацию. Употребление форм одного наклонения в значении другого создаёт сложные соотношения между содержанием высказывания и реальностью. Например: Войди Владимир минутой раньше, и жизнь его могла закончиться глупой шуткой нетрезвого гусара... Форма повелительного наклонения войди передаёт совмещённость возможности действия, а следовательно, и всей ситуации с неконтролируемостью (невозможностью предугадать) ситуации волей субъекта действия. Ср.: Если бы Владимир вошёл минутой раньше, то жизнь его могла закончиться глупой шуткой нетрезвого гусара... Во втором случае значение возможности действия передаётся свойственной для этого значения формой сослагательного наклонения. Таким образом, действие, представленное говорящим как реальное, возможное или желаемое, придаёт то или иное отношение к реальности всей ситуации.

Важным является то, как соотносится субъект действия (лицо или предмет, выполняющий действие) с характером и степенью его участия в речевой ситуации. Категория лица глагола - одна из центральных категорий русского глагола. Если глагол стоит в форме 1-го лица, то субъект высказывания совпадает с говорящим: Я пою (я - субъект); Мы знаем (субъект - мы). Если глагол стоит в форме 2-го лица, как субъект высказывания выступает адресат, тот, к кому обращаются: Придёшь сегодня в гости? Если вы следите за политическими новостями, значит, читаете газеты, смотрите телевизор. 3-е лицо глагола показывает, что субъект действия не участвует в текущей речевой ситуации.

Немалые трудности представляет выбор правильной личной формы глагола. Слушатель сразу же замечает, если собеседник использует неправильную форму. Например: Завтра я обязательно *победю1, то есть *побежду; Ты не бойся, я тебя *защитю. Но когда говорящий оказывается перед выбором, то ситуация совсем не кажется такой смешной. Научиться правильно употреблять личные формы русских глаголов, понимать и использовать различие смысловых оттенков дублетных

244

форм - одна из задач человека, владеющего культурой родного языка.

Глагол в тексте является ядром, вокруг которого выстраивается оболочка обстоятельств, характеризующих действие и придающих ситуации конкретность и весомость. Говорят, что глаголы - основной строительный материал для текста, позволяющий выражать события в их динамике. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста.

В процессе создания оригинальных речевых произведений говорящие часто испытывают затруднения. Трудности в употреблении глагольных форм могут возникать по разным причинам. Самая распространенная ошибка при образовании глагольных форм связана с отсутствием у некоторых глаголов форм 1-го и/или 2-го лица. Не имеют форм 1-го лица единственного числа глаголы: затмить, победить, убедить, убедиться и некоторые другие. Кроме того, безличные глаголы, т.е. глаголы, не способные обозначать действие субъекта (дождить, вечереть, рассветать и т.п.), не образуют личных форм (прежде всего форм 1-го лица). Возможна и обратная ситуация, когда речевые неудачи случаются из-за наличия у глагола двух и более форм с одним значением. Так, глагол страдать имеет параллельные формы настоящего времени - страдает и страждет, глагол внимать - внимает и внемлет. Употребление таких форм обусловлено речевой ситуацией, специфичностью значения каждой формы и жанрово-стилистическими особенностями речи.

Другого рода ошибки говорящие допускают, если не учитывают особенностей образования неспрягаемых форм - причастий и деепричастий. Следует учитывать многообразие причастных форм в современном русском языке и соотнесённость вида и времени в формах глагола и причастия. Ср.: Приезжающие гости хотели осмотреть достопримечательности города / Приехавшие гости хотели осмотреть достопримечательности города.

Владеющему русским языком как родным не всегда просто определить смысловые оттенки, содержащиеся в глаголах совершенного и несовершенного вида. Видовые различия существенны для выражения временных, количественных и результативных значений, проявляющихся "внутри" глагольного

245

слова. Умелое использование видовых значений в разных типах контекстов отражает языковое чутьё человека.

Кроме того, использование глагольных форм в речевом общении связано с выражением отношения к собеседнику. Отношение говорящего может варьироваться от почтительно-вежливого до вульгарно-грубого. Чтобы предельно точно обозначить отношение к собеседнику, говорящий должен владеть категорией вежливости, проявляющейся на разных языковых уровнях, в том числе и при употреблении глагола и его форм.

Неслучайно в одном из значений "глагол" является высоким синонимом "слову" (например, в поэтической речи - "божественный глагол", "глаголом жги сердца людей"). Знание, понимание и ощущение специфики глагола определяет уровень культуры говорящего.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

Набор форм со значением лица и числа составляет ядро каждого глагола. Личные формы - наиболее часто употребляются в речи. Значение лица проявляется в формах настоящего и будущего времени. Значение лица у русского глагола является грамматическим (выражается в противопоставленных формах) и тесно связано с участниками речевой ситуации. В противопоставленных грамматических формах русского глагола выражается значение 1-го, 2-го и 3-го лица. Грамматическое значение первого лица соотносится с говорящим или группой лиц, в которую он себя включает. 1-му лицу соответствуют местоимениями я, мы. 2-е лицо характеризует собеседника, адресата речи и согласуется с местоимениями ты, вы. 3-е - указывает на лица и предметы, не участвующие в речевой ситуации: он, она, оно, они.

Рекомендации. Обратите внимание на то, что значение 2-го лица обнаруживается у некоторых форм повелительного наклонения. В формах прошедшего времени значение лица не выражается (ср.: я пришёл; ты пришёл; он пришёл}. В русском языке значение лица выражается всегда комплексно со значением числа. Не следует забывать об этих особенностях русского глагола при выполнении упражнений.

Следует различать личные формы, образованные от глаголов разных видов. Ср.: запою - запеваю, узнает -узнаёт, прилетит - прилетает и т.п. При образовании личной формы от инфинитива сначала нужно задать вопросы что делать? - что сделать? к инфинитиву, а затем - к образованной личной форме; вопросы должны совпасть.

246

Затруднение при образовании личных форм глагола может возникнуть в связи с чередованием гласных и согласных в корнях некоторых глаголов (глядеть - гляжу, хотеть - хочет, течёт - текут). В основном чередования в русском языке имеют нерегулярный характер, поэтому нормативные формы таких глаголов нужно запомнить, а при необходимости обратиться к словарям и справочникам.

В речи отсутствующие и трудновоспроизводимые формы можно заменять аналогичными формами глаголов другого вида или описательными выражениями. Так, форму 1-го лица ед. ч. глагола совершенного вида победить - *побежу следует заменить аналогичной формой глагола побеждать - глагола другого вида, несовершенного, буду побеждать или описательным выражением - одержу победу. Аналогичную форму глагола убедить - *убежу можно заменить формой будущего времени несовершенного вида - буду убеждать, готов убеждать, описательным оборотом с книжным оттенком официальности подвергнуть убеждению, а также глаголами-синонимами уверять, заверять, внушать, доказывать, уговаривать. Выбор необходимой и приемлемой формы обеспечит точность выраженной мысли и эффективность общения.

ВЫБОР ВИДОВОЙ ФОРМЫ ГЛАГОЛА

Каждому выпускнику школы из курса русского языка известно, что глаголы в русском языке бывают двух видов - совершенного и несовершенного. Глаголы разных видов различаются способом представления "внутреннего времени" действия, т.е. показывают, как действие распределяется во времени: длится, повторяется, совершается мгновенно и однократно и т.п.

Основным для глаголов совершенного вида является значение конкретного единичного действия, представленного как факт. Совершенный вид не исключает передачу действия, совершавшегося несколько раз: Сергей пять раз переписал этот текст. Глаголы совершенного вида могут даже представлять обычное повторяющееся действие через конкретное единичное действие: Вот так всегда, придёт накричит на всех, испортит настроение и уйдёт. Посредством изображения

247

одной типичной ситуации выражается значение повторяющегося действия.

Глаголы несовершенного вида обладают большим количеством оттенков, позволяющих выразить разнообразные способы распределения действия во времени. Наиболее часто и типично для несовершенного вида обозначение действия как протяжённого во времени процесса или повторяющегося обычного действия: Он долго рассказывал про свои приключения во Франции; Обычно обедаем в два. Глагол несовершенного вида способен представлять действие как свойство, качество, способность субъекта предложения: Он курит. = Он курящий; Он болеет. - Он находится в состоянии болезни; Он прекрасно говорит по-французски. Значения разных видов могут сближаться в определённых контекстах, в этом случае говорящему предоставляется право выбора глагола совершенного или несовершенного вида. Например: Я уже обедал. - Я уже пообедал; Куда теперь ехать. - Куда теперь поехать. Осознание и освоение различий в употреблении видов русского глагола необходимо для совершенствования в выражении различных смыслов.

В русском языке существуют глаголы, видовую принадлежность которых можно определить только в контексте, способствующем выявлению видовой характеристики. Такие глаголы называются двувидовыми. Чаще они ассоциируются в сознании носителей языка с совершенным видом. Особенностью двувидовых глаголов является возможность образования и употребления форм настоящего времени и простого будущего. Например: В данный момент я исследую напряжение в сети, в следующем году я исследую поведение представителей этого вида млекопитающих.

Видовые значения подчеркиваются при помощи различных языковых средств, например обстоятельственных слов часто, каждый раз, обычно и др.

Существуют ли какие-нибудь смысловые и грамматические запреты употребления видовых форм глагола? Основное правило употребления видов в русском языке заключается в том, что глагольные формы совершенного вида не сочетаются с глаголами, обозначающими одну из фаз действия - начало,

248

продолжение или конец. Такие высказывания, как *начал сказать, продолжает сделать, заканчивает написать, являются ненормативными для русского языка и оцениваются как ошибочные. Те, для кого русский язык является родным, правильно употребляя фазовые глаголы (начать, продолжить, завершить) только в сочетании с несовершенным видом, не всегда осознают это как действие по правилу.

Глаголы со значением начала, конца, продолжения действия не сочетаются с глаголами совершенного вида.

Использование говорящим того или иного вида глагола может быть обусловлено смыслом высказывания. Ср.: Вчера таял снег. - Вчера растаял снег; Завтра я буду читать эту книгу. - Завтра я прочитаю (или дочитаю) эту книгу. В этом случае говорящий употребляет глагольную форму с закреплённым видовым значением в соответствии с намерением описать конкретную ситуацию. Глагольная форма несовершенного вида, как правило, выражает действие в процессе его протекания; употребляя несовершенный вид, говорящий представляет действие как отрезок, обладающий временной протяжённостью, располагающийся на оси времени. Совершенный вид обозначает завершённое к определённому моменту целостное действие.

Несовершенный вид связан с изображением единичного длительного или обычного повторяющегося действия, в то время как для совершенного характерно представление единичного кратковременного (моментального) действия.

В русском языке существуют глаголы, которые могут составлять пару с глаголом, близким по значению, но противопоставленным по виду. Это так называемые видовые пары. Чаще всего в видовую пару объединяются однокоренные глаголы, различающиеся:

  • а) приставкой: делать - сделать, писать - написать, штрафовать - оштрафовать;
  • б) суффиксом: отказать - отказывать, выполнить - выполнять, встретить - встречать:
  • в) ударением: нарезать - нарезать, отрезать - отрезать;
  • г) основой в результате чередования: догнать - догонять, обнять -обнимать.

249

Пару глаголов могут составлять и глаголы с разными корнями: взять - брать, уложить -укладывать.

Не следует думать, что все глаголы, различающиеся видом и каким-либо формальным признаком, являются видовой парой. Многие глаголы, противопоставленные по виду, не образуют видовую пару, так как различаются по значению.

Традиционно в толковых словарях для парных по виду глаголов даётся одно толкование, при этом, однако, отмечаются некоторые особенности употребления, характерные для тех или иных форм глаголов. Например, если мы обратимся к глаголу прощать в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова, то увидим следующее: Несов. к простить в 1 и 2 знач. В этом же словаре глагол простить имеет четыре значения: 1. Проявляя снисходительность, снять с кого-чего-н. вину за что-н., не поставить кому-чему-н. в вину чего-н., извинить; 2. Освободить, избавить кого-н. от обязательств. Два последующих значения представляют собой толкование значений глагольных форм: 3. Пов. накл. про-сти(те) употр. также при обращении (иногда как вводное слово) для предупреждения о чём-н. или извинения за сказанное; 4. Пов. накл. прости(те) употр. также в знач. про-щай(те). Последнее прости. Прости-прощай. Интересно, что для прощай(те) в словаре существует отдельная статья. Прощай может быть не только формой повелительного наклонения, но и словом, выступающим в этикетной функции с самостоятельным значением - употр. как привет при прощании. Повелительное наклонение глаголов простить - прощать входит в область различий, проявляющихся при употреблении членов видовой пары. С помощью формы прост ите может быть высказана просьба, например: Простите Диму за его недостойное поведение. А форма прощайте способна выразить только пожелание. Например: Почаще прощайте шалости своим детям.

Таким образом, для того чтобы эффективно передавать информацию, достигать поставленной цели в общении, важно ориентироваться в тонкостях употребления глаголов с противопоставленным видовым значением.

Близкие по значению к паре простить - прощать глаголы извинить - извинять тоже имеют специфику употребления.

250

Глаголы извинить - извинять имеют общие значения: 1. Простить, не поставить кому-н. в вину чего-н., отнестись снисходительно к кому-н.; 2. Оправдать чем-н., найти чему-н. смягчающие обстоятельства в чём-н. Но формы повелительного наклонения различаются стилистическими особенностями. Формы повелительного наклонения совершенного вида извини/извините в речи имеют значение - прошу прощения, приношу извинения, в то время как аналогичные формы несовершенного вида извиняй/извиняйте могут быть использованы для выражения иронии и в некоторых случаях несогласия с мнением собеседника. В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова выделяется особое значение формы повелительного наклонения: Пов. накл. извини, извините употр. также для выражения несогласия, протеста в знач. ни за что, ни в каком случае, вовсе нет (разг.).

Наибольший интерес представляют такие употребления, когда общий смысл высказывания допускает выбор видовой формы. Носители русского языка редко задумываются над выбором формы, употребляя видовое значение по интуиции. Но, употребив "не ту" видовую форму, говорящий может попасть впросак или даже обидеть человека.

Сравните высказывания, отличающиеся, на первый взгляд, только видовым значением глагольной формы:

  • Напишите письмо другу. - Пишите письмо другу!

Первое высказывание представляет просьбу, второе - приказ. Нужно различать уместность произнесения просьбы и приказа.

  • Не наступи на стекло. - Не наступай на стёкла!

Первое - предупреждение, предполагающее случайное, не связанное с желанием и волей исполнителя действие; второе - требование к определённому лицу не совершать действие, установив контроль. Таким образом, осуществляется связь грамматики с жанром речевого акта.

  • Вчера ко мне приехал друг. - Вчера ко мне приезжал друг.

Из первого высказывания следует, что друг, очевидно, ещё гостит у вас. Второе даёт понять, что друг уже уехал. Правильный выбор видовой формы позволит вам выразить мысль адекватно ситуации, а слушающему - понять вас.

251

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ
ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Традиционно причастие и деепричастие рассматриваются как особые формы глагола. По отношению к залогу и времени различают четыре причастных формы: действительное причастие настоящего времени, действительное причастие прошедшего времени, страдательное причастие настоящего времени и страдательное причастие прошедшего времени.

Необходимо помнить, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида. Страдательные причастия образуются только от переходных, т.е. глаголов, способных сочетаться с существительными без предлога в винительном или родительном падеже со значением прямого объекта.

Грамматические ограничения, важные для образования причастий, отражены в таблице:

Признаки глагола Действительное причастие Страдател ьное причастие
настоящего времени прошедшего времени настоящего времени прошедшего времени
Вид Несов. Сов. и несов. Несов. Сов. (несов.)
Переходность Перех. и неперех. Перех. и неперех. Перех. Перех.
Суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ- -ш-; -вш- -ом-/-ем-/-им- -нн-; -енн-; -т-

Кроме трудностей, связанных с грамматическими особенностями причастий, могут возникнуть вопросы о месте ударения. Например, действительные причастия настоящего времени: варящий (от варить), судящий (от судить); краткие причастия: занят, занята, занято, заняты; понят, понята, понято, поняты.

В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов на -и-ть, имеющих соответствие среди отглагольных прилагательных, ударение смещается на один слог левее (от глагола варить - варенный причастие и варёный - прилагательное; от глагола сушить - сушенный и сушёный).

252

В современной речи мы нередко сталкиваемся с неправильным образованием причастных форм. "Все, купящие три банки кофе в нашем магазине, четвёртую получат бесплатно" - подобные объявления встречаются не так уж и редко. Конечно, можно просто посмеяться над ними. В приведённом примере ощущается желание пишущего передать причастной формой значение будущего времени. Нужно помнить, что в современном русском языке образование действительных причастий от глаголов совершенного вида ненормативно. Причастие может обозначать дополнительное действие, предшествующее основному, выраженному личной формой глагола, но не может выражать самостоятельно грамматическое значение времени. Приведенное выше объявление должно принять следующий вид: "Все, купившие три банки кофе в нашем магазине, четвёртую получают бесплатно!" Причастие прошедшего времени обозначает предшествующее основному действие.

Категория вежливости в глагольных формах

Русский глагол выражает в тексте множество различных значений. Специфическим является значение вежливости. Формами вежливости, или этикетными, можно считать те, употребление которых определяется культурными нормами, национальными традициями и принципом уместности. Прежде всего этикетными можно назвать личные формы второго лица единственного и множественного числа. Они показывают степень уважения говорящего к собеседнику, свидетельствуют о культуре и воспитанности человека и согласуются с местоимением вы. Ср.: Будете обедать? - Будешь обедать?; Слышишь, как падает снег? - Слышите, падает снег?

Этикетную функцию данных форм определяют два языковых явления. Первое -, это противопоставление значений единственного и множественного числа, установившееся в языковой системе, и второе - проявление особой функции при употреблении форм множественного числа в несвойственном для них значении единственного. Нетипичное, переносное употребление формы множественного числа по отношению к одному лицу связано с выражением вежливости и уважения, проявляемых говорящим к собеседнику.

253

Что скрывается за вежливой формой? В сочетании со значением второго лица категория числа (множественное число) отражает статус собеседника по отношению к говорящему. Какие качества собеседника требуют в соответствии с правилами этикета употреблять глагольные формы множественного числа? Во-первых, принято употреблять этикетную форму, если собеседник значительно старше говорящего. Во-вторых, на выбор формы единственного или множественного числа влияет распределение социальных ролей говорящего и собеседника, например, начальника и подчинённого, ученика и учителя, продавца и покупателя, мужа и жены. В-третьих, выбор формы определяется тем, насколько близки отношения между говорящими, т.е. степенью знакомства. В разговоре с незнакомым человеком принято обращение на "вы" и, соответственно, употребление формы множественного числа.

Употребление формы второго лица единственного числа в обращении к старшему по возрасту, социальному статусу или просто незнакомому или малознакомому человеку оценивается как грубость. Однако возраст и социальный статус не мешают человеку, обладающему высокой культурой общения, обратиться к младшему на "вы". Например, преподавателю ничто не мешает употребить глагольную форму 2-го лица во множественном числе, даже наоборот, педагогическая этика предполагает это.

Отдельно следует рассмотреть формы 3-го лица множественного числа, употребляемые в значении единственного в подобной этикетной функции. Например: Юлия Александровна придут позже. Хотя в разговорной речи такое употребление форм ещё встречается, оно может оцениваться как устаревшее. Нормативным и современным считается форма единственного числа: Юлия Александровна придёт позлее... То же самое можно отнести и к формам прошедшего времени. Следует говорить: Семён Семёнович уже пришёл, а не - Семён Семёнович уже пришли.

Форма 3-го лица ед. ч. тоже является этикетной формой русского глагола, её неуместное использование может привести к негативному восприятию высказывания. Употребление этой формы недопустимо по правилам современного этикета. Подобная ситуация возможна, если в разговоре участвуют более двух человек. Например: разговаривают А и Б, входит В. А начинает пересказывать Б предшествующую беседу.

254

А: Он (относится к Б) завтра идёт на день рождения и не знает, что подарить.

В подобной ситуации лучше дать возможность собеседнику самому рассказать о своих действиях. В противном случае в акте речи происходит "выключение" присутствующего человека из речевой ситуации. Игнорируя одного из присутствующих, говорящий может поставить в неловкое положение и остальных собеседников. Следует помнить, что о присутствующих говорить в 3-м лице не принято.

Таким образом, в формах лица и числа глагола отражается категория вежливости в русском языке. Эти формы могут быть признаны этикетными, их грамотное (уместное) использование отражает степень владения культурой общения.

Формы повелительного наклонения всегда служили для этикетного и ритуального общения. Большинство речевых этикетных формул не осознаются как формы повелительного наклонения глагола. Такие привычные слова, как здравствуйте, прощайте, простите, извините и некоторые другие в силу частого употребления в этикетной функции утрачивают свою принадлежность к глагольным формам (здравствовать, прощать, простить, извинить) и приобретают статус самостоятельных слов. Это отражается в толковых словарях русского языка. Между тем этикетные речевые формулы до сих пор сохраняют направленность на адресата.

Значения единственного/множественного числа взаимодействуют подобным образом и со значением повелительного наклонения: Принеси книгу - Принесите книгу; Приходи завтра - Приходите завтра.

Формы и оттенки значения повелительного наклонения глагола, служащие для передачи желания говорящего, являются не менее значимыми, чем формы числа, для выражения вежливости в русском языке. Желание говорящего может быть передано различно. Часто от способа выражения желания зависит, захочет ли другой выполнить или содействовать исполнению желания. Формы 2-го лица повелительного наклонения единственного и множественного числа (типа беги - бегите, неси - несите) способны выражать различные оттенки побуждения к действию. Различия оттенков побуждения от пожелания и мольбы до приказа и категорического требования зависят от значения глагола, окружения формы и интонации.

255

Оттенок фамильярности и разговорности создаётся присоединением к форме 2-го лица повелительного наклонения единственного и множественного числа постфикса -ка: принеси-ка, подай-ка. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто (А. П. Чехов).

Формы повелительного наклонения, образующиеся при помощи специальных слов (пусть, пускай), придают побуждению оттенки пожелания, разрешения, согласия.

Пусть дверь будет открыта; Хорошо, пусть он перезвонит мне в пятницу; Пускай идёт себе на все четыре стороны!

При образовании формы повелительного наклонения путём присоединения слова давай или давайте возникает оттенок просьбы: Давай пойдём в кино; Давайте говорить друг другу комплименты.

Если при образовании формы повелительного наклонения участвуют слова пусть, пускай, давай, давайте, высказывание приобретает разговорный оттенок. Пускай судьба забросит нас далёко; Ребята, давайте жить дружно!

Оттенок торжественности и книжности способны выражать формы повелительного наклонения типа да здравствует, да сбудутся. Например: Да сбудутся ваши мечты! В таких высказываниях реализуется значение пожелания.

Побуждение могут выражать не только формы повелительного наклонения. Например, в высказывании Завтра придёшь в шесть часов к ограде парка, содержащем форму изъявительного наклонения 2-го лица, желаемое действие представлено как реальное. Такое выражение побуждения оценивается как наставление.

Формы изъявительного наклонения прошедшего времени могут передавать приказ, категорическое требование: Пересели все поближе; Пошел вон!

Побуждение может быть скрытым, именно такие просьбы выражаются в вопросе с отрицанием: Не подскажете, как пройти к деканату? Извините, Вы не подвинетесь? Одолжишь немного денег?

Просьбу способны передавать формы сослагательного наклонения: Не могли бы Вы передать хлеб; Принёс бы ты мне тетрадь!

256

Категорическое требование или команда выражается неопределённой формой глагола при участии побудительной интонации: Сидеть! Лежать! Всем встать, суд идёт!

ЗАДАНИЯ

1. От приведённых глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы? *

Родиться - рождаться; зажигать - зажечь; произнести - произносить; удаваться - удаться; выслать - высылать; выдавать - выдать; сослать - ссылать; плавать - плыть; осуществлять - осуществить.

Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям.

3. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы.

Блистают - блещут; внимают - внемлют; капают - каплют; махают - машут; страдают - страждут; сыплют - сыпят; чтят - чтут.

4. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ниже глаголов.

Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать.

257

5. Определите вид глагола, задав вопрос: что делать? или что сделать?; подберите парный по виду глагол; употребите оба члена видовой пары в одном предложении.

Рисовать, подойти, издать, вспомнить, купить, сидеть, атаковать.

6. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов простить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания.

7. Составьте небольшие диалоги, употребив в каждом следующие пары высказывания, опишите ситуации, в которых было бы возможно каждое из приведенных высказываний:

  • Не делай ошибок в диктанте! - Не сделай ошибок в диктанте!
  • Читайте книгу! - Прочитайте книгу! - Прочтите книгу!
  • Позвоните сейчас своим родителям. - Звоните сейчас своим родителям!
  • Я тоже его встречал. - Я тоже его встретил.
  • Я его уже поздравлял. - Я его уже поздравил.

8. Образуйте все возможные формы причастий. Образец: читать - читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.

Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь.

9. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. Образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? Определите оттенки побуждения.

10. Составьте высказывания с различными оттенками побуждения (просьба, пожелание, разрешение, категорическое требование), используя известные вам способы.

258


1 Здесь и далее знаком * помечены слова, словосочетания и предложения, служащие примерами нарушения норм русского литературного языка.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.