Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.
Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: поня'ть, по'нял, поняла'.
Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а'тлас и атла'с, за'мок и замо'к, му'ка и мука'.
Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: сте'ны и стены; ру'ки и руки; насы'патъ (соверш. вид) и насыпа'тъ (несоверш. вид), по'лка и полка; сто'ит и стои'т.
155
В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творо'г и тво'рог, ина'че и и'наче, мышле'ние и мы'шление, ке'та и кета; одновременно и одновре-ме'нно.
Особенно разнообразно, а поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. Немало споров вызывают слова догово'р и пригово'р, которые многими произносятся как до'говор и при'говор. Правильно произносить следует догово'р и пригово'р, как разгово'р и угово'р. Иногда ударение меняет значение слова: призывно'и (призывно'и возраст) и призы'вный (призы'вный клич), мелочно'и (товар), ме'лочный (человек).
Бывают случаи, когда ударение меняется с течением времени: так, при Пушкине говорили музы'ка, а не му'зыка. Вспомним: Гремит музы'ка боевая.
Это объясняется происхождением слова музыка от франц. music с ударением на последнем слоге. Как только это слово "обрусело", оно потеряло французское ударение.
Многие иноязычные слова и в настоящее время в разговорной речи произносятся с неверным ударением. Например, ква'ртал, а'тлет, про'цент, па'ртер, а'мпер, жа'люзи, меди-ка'менты, ко'клюш можно услышать в речи вместо правильных кварта'л, атле'т, проще'нт, парте'р, ампе'р, жалюзи; медикаменты, коклю'ш.
Можно предположить, что все приведённые слова - иностранного происхождения, и поэтому их правильное произношение объясняется незнанием иностранного языка. Но почему же так часто встречается ошибочное ударение в исконно русских словах? Нередко говорят: средства' (вместо ере'детва), свекла' (вместо свёкла), сто'ляр (вместо столя'р), танцовщи'ца (вместо танцо'вщица), на'чатъ (вместо нача'ть), тесно' (вместо те'сно) и т.п.
Часто неверно говорят кило′метр, но при этом никто не говорит килограмм, хотя в речевой практике встречается сокращение кило′. Здесь "французская" манера произношения (ударение на последнем слоге) вполне уместна, так как метрическая система была впервые введена во Франции,
156
По месту ударения существительные можно распределить по трём группам:
1. Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места.
Например, если в им. п. ед. ч. звучит ле'ктор, -а, -ом, -е; мн. ч.: л'екторы, -ов, -ами, ах, не рекомендуется произносить лектора; лектора'в.
Такое же постоянное ударение на корне во всех косвенных падежах будет и в словах догово′р, кварта'л, созы'в, сре'дство.
Неправильные формы договора; до'говоры, со'зыв, средства' неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего.
2. Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончании. Если в им. и вин. падежах окончание нулевое (стол, рубеж, рубль, язык), то ударное окончание имеют формы косвенных падежей стола′ столо′в, рубля′ рубле′й, языка′ языко′в.
3. Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед. ч. на окончание во мн. ч.:
о′круг - о′круга, мн. ч. округа′ - округа′в;
но′востъ - но′вости, мн. ч. но′вости - повоете′и; и наоборот, ударение перемещается с окончания в ед. ч. на основу во мн.ч.: среда′- среды′, мн. ч. сре′ды - сред, о сре′дах.
Приведём список слов, в которых часто допускаются ошибки в ударении.
Правильное ударение |
Неправильное ударение |
аге′нт |
а′гент |
агроно′мия |
агрономи′я |
алкого′ль |
а′лкоголь |
алфави′т |
алфа′вит |
аргуме′нт |
аргу′мент |
аристокра′тия |
аристократий |
бла′говест |
благове′ст |
вероиспове′дание |
вероисповеда′ние |
ветерина′рия |
ветеринари′я |
157
ве′черя (тайная ве′черя) |
вече′ря |
газопрово′д |
газопро′вод |
гастроно′мия |
гастрономи′я |
ге′незис |
гене′зис |
диало′г |
диа′лог |
диоптри′я |
дио′птрия |
диспансе′р |
диспа′нсер |
догово′р |
до′говор |
докуме′нт |
доку′мент |
досу′г |
до′суг |
дремо′та |
дремота′ |
Ева′нгелие |
Еванге′лие |
жалюзи′ |
жа′люзи |
заголо′вок |
за′головок |
за′суха |
зас′ха |
зна′мение |
знаме′ние |
изобрете′ние |
изобре′тение |
и′конопись |
ико′нопись |
и′скра |
искра′ |
инструме′нт |
инстру′мент |
инсу′льт |
и′нсульт |
испоко′н |
и′спокон |
катало′г |
ката′лог |
каучу′к |
ка′учук |
кварта′л |
ква′ртал |
киломе′тр |
кило′метр |
коклю′ш |
ко′клюш |
креме′нь |
кре′мень |
коры′сть |
ко′рысть |
кредито′р |
креди′тор |
ломо′та |
ломота′ |
медикаме′нты |
медика′менты |
немота′ |
немо′та |
неду′г |
не′дуг |
некроло′г |
некро′лог |
нефтепрово′д |
нефтепро′вод |
обеспе′чение |
обеспече′ние |
опошле′ние |
опо′шление |
патриа′рхия |
патриархи′я |
па′сквиль |
паскви′ль |
парали′ч |
пара′лич |
пригово′р |
при′говор |
158
прида ное′ |
при′даное |
приобрете′ние |
приобре′тение |
проце′нт |
про′цент |
рефле′ксия |
рефлекси′я |
сантиме′тр |
санти′метр |
свёкла |
свекла′ |
ста′туя |
стату′я |
созы′в |
со′зыв |
сосредото′чение |
сосредоточе′ние |
сре′дства |
средства′ |
столя′р |
сто′ляр |
танцо′вщик |
танцовщи′к |
тоте′м |
то′тем |
толи′кА |
то′лика |
тошнота′ |
тошно′та |
узаконе′ние |
узако′нение |
фети′ш |
фе′тиш |
цеме′нт |
це′мент |
шофёр |
шо′фер |
щаве′ль |
ща′вель |
экспе′рт |
э′ксперт |
эпиле′псия |
эпилепси′я |
В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Если никому не приходит в голову сказать правы′и вместо пра′вый, то Вы не правы′вместо Вы не пра′вы слышится сплошь и рядом.
Следует запомнить несколько закономерностей постановки ударения в кратких формах прилагательных.
Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегру′женный - перегружен, перегру′жена, перегружено, и поэтому когда говорят "повестка дня перегружена′", - это звучит неграмотно.
Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: бли′зкий - бли′зок - близка′- бли′зко - бли′зки; ва′жный - ва′жен - важна′- ва′жно - ва′жны.
159
Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: бога′тый - бога′т - бога′та - бога′то - бога′ты; поле′зный - поле′зен - поле′зна - поле′зно - поле′зны.
Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гне′вный - гне′вен - гневна′- гне′вно - гне′вны; во′лъный - во лен - вольна′- вольно - во′льны и доп. вольны′.
Приведём список прилагательных, в произношении форм именительного падежа которых наиболее часто делают ошибки.
Правильное ударение |
Неправильное ударение |
валово′й, -ая, -ое |
ва′ловый |
кедро′вый, -ая, -ое |
ке′дровый |
лубо′чный, -ая, -ое |
лу′бочный |
меново′й, -а′я, -о′е |
ме′новый |
митинго′вый, -ая, -ое |
ми′тинговый |
ку′хонный, -ая, -ое |
кухо′нный |
наведённый, -ая, -ое |
наве′денный |
незаконнорождённый, -ая, -ое |
незаконноро′жденный |
не′нецкий, -ая, -ое |
нене′цкий |
озло′бленный, -ая, -ое |
озлоблённый |
опто′вый, -ая -ое |
о′птовый |
оценённый, -ая, -ое |
оце′ненный |
очередно′й, -ая, -ое |
очерёдный |
подро′стковый, -ая, -ое |
подростко′вый |
порто′вый, -ая, -ое |
портово′й |
проторённый, -ая, -ое |
прото′ренный |
развито′й, -ая, -ое |
ра′звитый |
со′гнутый, -ая, -ое |
согну′тый |
тигро′вый, -ая, -ое |
ти′гровый |
Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных - глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм
160
зво′нит, позво′нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звони′т, позвони′т.
Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать - брал, брала; бра'по, бра1 ли; быть - был, была; бы'ло, бы'ли; взять - взял, взяла; взя'ло, взя'ли; гнать -гнал, гнала; гна'ло, гна'ли и т.д.
Так же ведут себя и приставочные глаголы: добы'ть - добы'л, добыла; добы'ло, добы'ли; забра'ться - забра'лся, забрала'сь, забра'лось, забра'лись и др.
Ударение в формах "любимых" парламентских глаголов нача'ть и приня'ть ставятся следующим образом: нача'ть - на'чал, начала; на'чало, на'чали; приня'ть - при'нял, приняла; при'няло, при'няли.
У остальных глаголов ударение в различных формах прошедшего времени унифицировано: знать - знал, зна'ла, зна'ло, зна'ли.
В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызывать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс (-онн-/-енн-), то таким же оказывается ударение в краткой.форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание: введённый - введён, введена; введено; введены'; заграждённый- заграждён, заграждена; заграждено; заграждены1.
В других кратких причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: на'чатый - на'чат, начата; на'чато, на'чаты; при'пятый - при'нят, принята; при'нято, при'няты.
ЗАДАНИЯ
1. Поставьте ударение. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность выполнения задания.
Арахис, анапест, апостроф, бюрократия, дефис, документ, догмат, фортель, кетчуп, колледж, коклюш, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор.
161
2. Определите с помощью словаря значения слов, поставьте в них ударение:
благовест, сегмент, мизантроп, еретик, знамение, молох, постфикс, полисемия, пасквиль, генезис, менеджер, торос, фетиш, факсимиле, феномен, филантропия.
3. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения:
атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.
4. Поставьте ударение в существительных мужского рода:
алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер.
5. Поставьте ударение в существительных женского рода:
бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, злоба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, статуя, хвоя, щеколда, флюорография.
6. Поставьте ударение в существительных среднего рода:
изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упрочение.
7. Определите место ударения (на основе или на окончании):
аэропорт, средства, шарады, мозги, блюда, должностей, областей, простыней, прибылей, шарфов, яслей, госпиталей.
8. Поставьте ударение в прилагательных:
августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, суповой, ходовой,украинский.
162
9. Поставьте ударение в кратких формах имён прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы:
Бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки; быстра, быстро, быстры; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы.
10. Поставьте ударение в причастиях:
Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный.
11. Поставьте ударение в глагольных формах:
Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.
12. В примерах из произведений М.Ю. Лермонтова поставьте ударение в глаголах прошедшего времени:
1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желания, во взоре слёзы родились. 4. И стали три пальмы на Бога роптать; на то ль мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал Бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждёт она давно. 8. И создал я тогда в моём воображении по лёгким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.
- Агеенко Ф.Л. По страницам Словаря ударений // Русская речь. 1990. № 1.
- Агеенко Ф.Л. Русская речь у микрофона // Русская речь. 1996 № 1.
- Борунова С.Н. Где ставить ударение? // Русская речь. 1994. № 2.
- Борунова С.Н. Пока′яние или покая′ние? // Русская речь. 1994. №5.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы // Русская словесность. 1996. № 6.
163
- Дерябина А.С. Лавровый, лавровый // Русская речь. 1992. № 6.
- Дерябина А.С. Сливовый или сливовый //Русская речь. 1990. № 6.
- Кривенко Б.В. Так говорят на телевидении // Русская речь. 1995. №1.
- Крысин Л.П. Йо′гурт или йогу′рт? // Русская речь. 1998. № 1.
- Лаптева О.А. Говорят твердо или мягко? (Цикл: Говорят по радио и с телеэкрана) // Русская речь. 1998. № 4-5.
- Лаптева О.А. Говорят с телеэкрана // Русская речь. 1993. № 5.
- Лаптева О.А. Слушаем радио и телевизор // Русская речь. 1996. №4.
- Резниченко И.Л. О типологии орфоэпических ошибок // Русский язык в школе. 1996. № 3.
- Тимофеева Г.Г. Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // Русский язык в школе. 1991. №1,3,4.
164