Одной из характерных черт современной языковой ситуации является жаргонизация русской речи. Жаргонные слова активно функционируют в средствах массовой информации, многие молодые люди пользуются жаргоном в своей повседневной речи. Целый ряд жаргонных слов и значений постепенно переходит в общее употребление (ср.: беспредел, тусовка, прикол, кайф, стёб, кинуть, зачистка и т.п.).
То, что мы называем жаргоном, или арго, или сленгом, или социальным диалектом, - все это находится за рамками современного русского литературного языка и, соответственно, не подлежит нормализации, а, напротив, относится к области ненормативных языковых проявлений. Конечно же, знание того или иного жаргона и постоянное его использование ни в коей мере не свидетельствует о речевой культуре и лингвистической грамотности. Любой социальный диалект имеет узкую сферу распространения (используется лишь в пределах определенной социальной группы или прослойки), ограничен территориально (можно обнаружить существенные различия, например, в жаргоне рокеров Сочи и Санкт-Петербурга) и, более того, ограничен временем своего существования (исчезает или изменяется какая-либо социальная группа или прослойка - исчезает или изменяется используемый в этой среде жаргон). Постоянная ориентация на преимущественное использование какого-либо жаргона во многом обедняет языковую личность: человек, владеющий литературной нормой, интересен всем и со всеми способен найти общий язык, в то время как общающийся посредством жаргона может быть понят и принят лишь ограниченной группой людей. И тем не менее мы не можем не замечать такого языкового явления, как социальные диалекты, или, как это было в недавнем прошлом, объявлять им непримиримую войну, запрещать и искоренять.
Социальные диалекты - явление объективное и древнее. Язык знати всегда отличался от языка простолюдинов, язык духовенства - от языка мирян, язык мастеровых - от языка торговых людей и т.п. По мере развития общества и его социальной дифференциации развивались и дифференцировались социальные диалекты. Практически каждый из нас является
105
членом конкретной семьи, был школьником, имеет свой круг общения, входит в определенную социальную группу или группу по интересам, овладел или овладевает какой-либо профессией, - а все это так или иначе связано с приобщением или по крайней мере знакомством с тем или иным социальным диалектом.
С другой стороны, все мы читаем художественную литературу, посещаем театры, смотрим фильмы и т.п. и наблюдаем, как использование элементов жаргона выполняет определенную художественную функцию. Трудно представить, например, чтобы одна из героинь популярного фильма "Место встречи изменить нельзя" Манъка Облигация называла себя настоящим именем - Марья Ивановна Колыванова, а вместо крылатой фразы: "Не бери на понт, мусор!" - произнесла: "Товарищ милиционер, пожалуйста, не обманывайте и не провоцируйте меня"... Если бы другого героя этого же фильма называли не Промокашка, а, допустим, Иван Матвеевич, и он попросил бы Шарапова исполнить не "Мурку", а фортепьянный концерт П. И. Чайковского и, обращаясь к главному герою, называл бы его не "лось сохатый", а "уважаемый товарищ Шарапов", - были бы эти герои столь колоритными и запоминающимися?.. А главное - поверили бы мы этим героям?..
Однако роль социальных диалектов и наше к ним отношение не должны определяться и ограничиваться лишь рассмотрением их в качестве емкого и многофункционального художественного средства, используемого в литературе, кинематографии и театре.
Необходимо помнить, что подавляющее большинство жаргонных слов обладает размытой семантикой, т.е., во-первых, часто даже члены какой-либо социальной группы понимают одно и то же слово не совсем одинаково, для каждого в его значении актуализируется что-то свое (например, слово стрелка может восприниматься как встреча вообще, в том числе и случайная; или обязательно обусловленная встреча; или встреча юноши и девушки; или встреча для выяснения каких-либо отношений и т.п.). Во-вторых, одно и то же слово может обозначать разные понятия для представителей разных социальных групп.
106
В то же время практически любое жаргонное слово способно придать высказыванию сниженный характер, внести в него определенную оценочность, экспрессию и т.п.
Конечно, эти особенности арготизмов обусловливают абсолютную невозможность их использования в определенных сферах (например, в официально-деловой, научной и т.п.). Но и в обиходно-бытовой сфере употребление жаргонного слова может привнести в высказывание определенную двусмысленность и затруднить восприятие сообщаемого, породить непонимание или эстетическое неудовольствие слушающего (иногда - даже оскорбить), а также составить у последнего определенное представление о говорящем.
Поэтому прежде чем использовать тот или иной арготизм, говорящий обязательно должен подумать, уместно ли данное жаргонное слово в конкретной речевой ситуации, целесообразно ли его применение в настоящий момент.
ЗАДАНИЯ
1. В приложении к своей книге "Язык, который ненавидит" (М., 1991) С. Снегов приводит шутливый текст, составленный в свое время Л. Н. Гумилевым. Прочитайте этот текст. Что вы можете сказать об уместности использования в этом тексте арготизмов? Какие из встречающихся здесь жаргонных слов и выражений вам известны? Используются ли они сейчас и где (в какой сфере, в каких условиях, с какой целью)? Попробуйте подобрать литературные соответствия встречающимся здесь жаргонным словам. Всегда ли это возможно? Что произойдет с текстом при замене арготизмов литературными соответствиями?
ИСТОРИЯ ОТПАДЕНИЯ НИДЕРЛАНДОВ ОТ ИСПАНИИ
В 1565 году по всей Голландии прошла параша, что папа - Антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри. Римская курия, обиженная за пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права - нахально тащили голландцев на исповедь. Отказчиков сажали в кандей на трехсотку, отрицаловку пускали налево. По всей стране пошли шмоны и стук. Спешно стряпали липу. Граф Эгмонт на пару с графом Горном попали в непонятное. Их по запарке замели, пришили дело и дали вышку.
107
Тогда работяга Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. Его поддержали гезы. Мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тот герцог! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. Альба распатронил Лейден, главный голландский шалман. Остатки гезов кантовались в море, а Вильгельм Оранский припух в своей зоне. Альба был правильный полководец. Солдаты его гужевались от пуза, в обозе шло тридцать тысяч шалашовок.
Но Альба вскоре даже своим переел плешь. Все знали, что герцог в законе и в лапу не берет. Но кто-то стукнул в Мадрид, что он скурвился и закосил казенную монету. Альбу замели в кортесы на общие работы, а вместо него нарисовались Александр Фарнези и Маргарита Пармская - рядовые придурки испанской короны.
В это время в Англии погорела Мария Стюарт. Машке сунули липовый букет и пустили на луну. Доходяга Филипп II послал на Англию непобедимую армаду. В Бискайском море армаду драла пурга. Матросы по трое суток не кимарили, перед боем не покиряли. Английский адмирал из сук Стефенс и знаменитый порчак Френсис Дрей разложили армаду, как бог черепаху. Половина испанцев натянула на плечи деревянный бушлат, оставшиеся подорвали в ховиру.
Голландцы вусмерть покатились, когда дотыркали про армаду. Испанцы лепили от фонаря про победу, но им не посветило - ссученных становилось меньше, чесноки шерудили рогами. Голландцы восстали по новой, а Маргарита Пармская и Александр Фарнезе смылись во Фландрию, где народ клал на Лютера.
Так владычество испанцев в Голландии накрылось мокрой...
2. Прочитайте следующие фрагменты текстов. Что вы можете сказать об авторе каждого из них? Есть ли какая-нибудь разница или, напротив, что-то общее в том, как и какие арготизмы используются в этих текстах? Все ли используемые здесь слова вам понятны?
Хиппующие студенты истфака университета Игорь Мальский и Феликс Виноградов и сопровождающая их герла, чье имя не стало достоянием истории, сидят в центре с беломоринами в зубах и ловят кайф под весенним солнышком. Кайф - то, впрочем, кайфом, а стусовались по делу: уже, наверно, с полгода - год пиплы то там, то здесь гнали про какую-то хип-поэму. Мы с Феликсом особо не аскали: город маленький (или прослойка тонкая), сама выплывет. И вот указанная герла подбросила (только прочесть - и вернуть) десяток потрепанных машинописных листочков и теперь сидела в ожидании неизбежных восторгов. Как оказалось, ее ждал облом (Не такая это лажа... // Хиппилэнд. 1994. №3).
108
Через три дня я пошел потусоваться с друганами, пивка подтянуть, девочек поклеить. Зная, что после всего этого буду нетрезв, я оставил логин и пароль от ночного Инета соседу. В ту ночь он без проблем смог подсоединиться и полазить по сети через мой логин. После бодуна до меня доперло: у прова отсутствовали определители номеров и можно было лазать в Инет из-под одного логина мне и моим корефанам, с единственным условием - не коннектиться в сеть одновременно. Узнав сей факт, мы решили распределить всю ночь на троих: каждый лазал в Инете в строго отведенное ему время. Но мне опять стало мало, и я решил попробовать одновременно подключиться с разных телефонов по одному логину. И опять эта фищка прокатила на "ура". Это означало, что у прова не учитывается количество подключенных с одного логина. Глупый провайдерчик думал, что в сети только один чел с моим логином. Так мы наклоняли моего провайдера в течение двух месяцев: шестеро корефанов обнимались со своей палочкой-выручалочкой с 0:00 до 8:00 и платили всего 2 бакса с рыла. Нехилая экономия? (Натягиваем провайдера // Хакер. 2000. № 4).
- - Как не любит?! Ты нормально просил-то?
- - Я ее в мороженицу приглашал.
- - И что?
- - Не пошла.
- - Во, морковка! Давай я с ней побазарю. Чего выкобенивается? Шоугерл рыночная. Затащу во дворик и объясню - либо с Дыней в мороженицу идешь, либо морду ножиком накрашу. Не пойму я баб. Чего им надо?
- - На фиг мне Светка с порезанной рожей? Она некрасивая будет по жизни.
- - Торчу я с тебя, Дыня. Ты и рыбку хочешь съесть, и бутылки сдать.
- - Какие бутылки?
- - Из под "фанты", блин (А. Кивинов "Сделано из отходов").
Привет, братуха! Извини, что долго не чиркал. Сам волокёшь, дальняк по четвертой ходке на Печору, к комикам, по новой - за рупь сорок четыре (моя кровная). Кича локшовая. Все брушат, вантажа нет и хвостом не бьют. Это не на малолетках и не во взросляке на Металлке, и не в Гореловской девятке. Питерских мало. Встретил Леху-Жука и Витька-Стоху. Живем семьей. Они оттянули по семиряку. На этапе покнацал Чугунка и Пашку-Скобаря. Оба доходные, идут с крытой. Блатные масть не держат. Редко в какой зоне северика и дальняка есть воровское благо, воровские мужики и паханы с кодлой (Письма "авторитетов" // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Сост.: Д.С. Балдаев, В.К. Белко, И.М. Исупов. - М., 1992).
109
3. Ответьте на следующие вопросы.
Как вы думаете, с какой целью некоторые авторы используют арготизмы в своих произведениях? Можно ли обойтись без них?
Какие социальные диалекты вам знакомы? Часто ли вы используете в своей речи жаргонные слова и выражения? В каких случаях это происходит?
Считаете ли вы, что арготизмы засоряют нашу речь? Если да, то нужно ли с этим бороться и каким образом? Если нет, объясните, почему вы так думаете.
Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
Нужен ли, на ваш взгляд, специальный комитет по контролю за использованием арготизмов в средствах массовой информации? Если да, то каким он должен быть - государственным или общественным?
Как вы поступаете, если встречаете непонятное вам жаргонное слово (например, при просмотре детективного фильма или чтении специального молодежного издания, в разговоре с кем-либо и т.п.)? Бывают ли случаи, когда незнакомое слово нравится вам своей экспрессивностью, звуковым обликом, метафоричностью и т.п.?
4. Составьте небольшую картотеку, иллюстрирующую употребление арготизмов в средствах массовой информации (в газетных и журнальных статьях, в речи дикторов радио, ведущих ТВ-программ и т.п.), и подберите несколько примеров использования жаргонных слов в современной художественной литературе. Оцените уместность/неуместность такого использования. Попробуйте ответить на вопрос, зачем некоторые авторы используют эти слова. Наиболее яркие, на ваш взгляд, случаи, представьте на карточке, которая должна включать само слово, его значение и пример употребления с указанием источника (см. образец).
Образец:
ТУСОВАТЬСЯ - 1. Проводить время в общении, разговорах с кем-либо. Тем временем каждый тусовался или с теми, с кем пришел, или сам по себе (АиФ. 1992. № 3). 2. Находиться где-либо, занимать какое-либо место. "Динамо" уже который год тусуется на пьедестале или возле него (Я - молодой. 1998. №6). 3. Приятно проводить время в ночном клубе, на вечеринке. Приехав в Питер, группа почти нигде не тусовалась (MTV-Россия. Музыкальное чтиво. 14.09.1999).
110
5. В следующих фрагментах из сочинений абитуриентов найдите ошибки и объясните их. Предложите правильный вариант.
1. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ни фига себе, отдохнул! 2. Однообразие и бедная жизнь тяготили Родиона, вот он и погружался в свои мысли и отплывал в неизвестном направлении. Вот и приплыл. 3. Потроха Кутузова похоронены в Венгрии, а все остальное в Петербурге. 4. Национальный характер русской женщины - это не тусовки, а вести оседлую домашнюю жизнь. 5. Анна Морозова стучала советскому командованию, доносила ценную информацию и понимала, что это ей грозит жизнью. 6. Даже самые жестокие пытки казались ей пустяком и туфтой. 7. Печорин закадрил и увлек дикую Бэлу. 8. Она конкретно погибает чисто мужской смертью: типа тонет в трясине.
6. В следующих предложениях и фрагментах, выбранных из газет "Петербург-экспресс" и "МК в Питере" за 2000 год, найдите арготизмы и определите уместность/неуместность, целесообразность/нецелесообразность их употребления.
1. В свое время из-за несговорчивости экологических экспертов был завернут проект строительства сверхскоростной магистрали между Москвой и Питером. 2. В школу-студию MX AT он пришел поступать с золотой фиксой во рту. 3. Каждое воскресенье на 5-м канале в эфире ЛОТ смотрите нехилый закос под футбольно-аналитическую программу ""Зенит" - фан-клуб". 4. Мы не могли выпускать некачественный продукт, поэтому решили подождать до лучших времен - когда в России перестанут гнать лоходэнс, так называемую музыку для быдла. 5. Для литераторов, музыкантов и артистов было предусмотрено все: журнальная и телефонная комнаты, бильярдная, отдельные кабинеты и общие залы, в которых эта продвинутая публика могла отрываться по полной программе.
- Васильев А.Д. Крутой // Русская речь. 1993. № 6.
- Воротников Ю.Л. Красив ли черт? // Русская речь. 1990. № 2.
- Геращенко И.Г. "Шнурки в стакане" // Русская речь. 1995. № 5.
111
- Грачев М.А. По фене ботаю - тюрьму схлопотаю // Русская речь. 1993. №4.
- Грачев М.А. Третья волна // Русская речь. 1992. № 4.
- Грачев М.А. Как появляются арготизмы в нашей речи // Русская речь. 1996. №4.
- Грачев М.А. Об этимологии русского арго // Русская речь. 1994. №4.
- Зашовская Т.В. Можно мозжечокнуться? Сабо самой! // Русская речь. 1993. №6.
- Копорский В.И. О культуре языка и речи молодежи (20-е годы) // Русская речь. 1990. № 1.
- Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон // Русская речь. 1997. № 3.
- Лихолитов П.В. Жаргонная речь уличных торговцев // Русская речь. 1994. №6.
- Муравьева Н.В. О любви к "особым" словам // Русская речь. 1998. №5.
- Хан-Пира Эр. По жизни // Русская речь. 1995. № 5.
- Хан-Пира Эр. Как их называть? // Русская речь. 1998. № 5.
- Харченко В.К. Молодежи о сквернословии // Русский язык в школе. 1997.№1.
112