Тема 8. Закон отрицания отрицания

Прежде чем определить место закона отрицания отрицания среди других законов диалектики, нам нужно углубить и конкретизировать уже накопленные представления о движении и развитии. Мы уже знаем, что движение, понимаемое как атрибут материи, охватывает собою всякие изменения вообще, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Развитие есть производный от движения, но столь же всеобщий и объективный способ существования материи, как и движение.

Развитие мы определяем как закономерное, целостное, в основном необратимое изменение качественного состояния системы, включающее в себя возникновение новых возможностей и тенденций в течение длительного периода существования системы.

Мы познакомились с двумя законами диалектики - законом перехода количественных изменений в качественные и законом единства и борьбы противоположностей, которые являются всеобщими законами всякого развития и дают нам знание об источнике развития и его механизме.

Эти законы говорят о том, что развитие систем выступает как единство противоположных процессов созидания и разрушения, возникновения новых форм и последующего их уничтожения. Материальные системы возникают, проходят стадию восходящего развития, затем нисходящего, завершающегося распадом и гибелью системы. Все, что имеет начало во времени, возникает, неизбежно имеет и конец. Но в каждом таком цикле никогда не происходит полного уничтожения всех результатов, достигнутых в предшествующем развитии. Некоторые

83

из этих результатов сохраняются и наследуются, но уже в рамках других систем. Поэтому становится возможной преемственность между прошлым и будущим. Развитие происходит не по кругу, а по весьма сложной линии, напоминающей спираль.

Одной из всеобщих черт развития является цикличность (или повторяемость). Повторяемость выражается в том, что системы могут возвращаться к пройденным состояниям в воспроизводстве форм и функциональных отношений в развитии во всех периодических процессах. В атомах, молекулах, космических телах существуют многочисленные периодические процессы: колебательные движения, движения вокруг оси, пульсации и т.д. В жизни организма постоянно повторяется цикл изменений, связанных с обменом веществ, функционированием различных органов и тканей. Циклически сменяют друг друга дни и ночи, времена года, происходит круговорот воды и т.п.

Но при всем распространении и повторяемости (цикличности) процессов в мире их все же нельзя абсолютизировать и считать круговорот единственной всеобщей формой развития. Такая точка зрения характерна для метафизического понимания развития. На самом деле развитие характеризуется не только повторяемостью, но и необратимостью.

Какие же причины определяют невозможность абсолютной повторяемости? Укажем на некоторые из них.

  1. Процесс взаимодействия всегда несимметричен во времени. В античной философии было высказано представление о том, что в следствии не содержится ничего принципиально нового по сравнению с причиной. Если бы это было так, то никакое развитие не было бы возможно. Причина порождает следствие, обусловливает его возникновение, а не наоборот. Затем причины уходят из настоящего в прошлое, уходят невозвратимо и уже недоступны никакому материальному воздействию. Поэтому причинная связь и течение времени асимметричны.
  2. В процессе развития некоторые черты исходных положений повторяются, что выражается законами сохранения (массы, энергии, заряда, спина и т.д.), а некоторые изменяются. Например, если реакция происходит в замкнутом сосуде, то общая масса заряда, системы остается постоянной, но в результате возникают новые химические вещества с новыми свойствами. Таким образом, в следствии явно содержится нечто новое по сравнению с причиной.
  3. При объединении элементов в целостные системы некоторые свойства системы складываются аддитивно, другие - неаддитивно. Некоторые свойства системы оказываются равными алгебраической сумме свойств исходных компонентов, а некоторые - нет. Например, аддитивно складывается электрический заряд, а вот свойства воды никак не равны свойствам составляющих ее О и Н.

84

Все эти факторы определяют невозможность абсолютного повторения процессов. В каждом последующем цикле обязательно содержится какое-либо отличие от предыдущего. Всеобщей чертой развития является единство цикличности и необратимости.

Это находит свое отражение и в законах естествознания. Уравнения классической механики инвариантны относительно знака времени - это свидетельствует о возможности цикличных процессов. Уравнения термодинамики - неинвариантны относительно знака времени. Прошлое и будущее в таких процессах несимметричны. Это проявляется в законе возрастания энтропии. Во всех замкнутых системах энтропия может изменяться только в одном направлении - в сторону ее возрастания, что отражает переход системы из менее вероятного в более вероятное. В настоящее время обнаруживается неинвариантность законов квантовой механики относительно времени при некоторых взаимодействиях. Что касается биологических и общественных законов, то отражаемая ими необратимость не вызывает сомнений.

Необратимые изменения могут проявляться в трех возможных формах: 1) как изменения на одном уровне сложности; 2) как восходящее поступательное развитие с повышением уровня сложности; 3) как деградация и распад систем.

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что всеобщая черта всякого движения - его необратимость - является необходимой основой, на которой становится возможным такой специфический тип развития, как поступательное развитие с повышением уровня сложности. Это развитие мы назовем прогрессивным.

Прогресс - это такая форма поступательного развития, которая включает в себя движение от относительно простого к сложному, от низшего к высшему, от менее организованных форм к более организованным и совершенным. При таких условиях возможен переход от простого необратимого изменения к прогрессивному развитию1.

85

Для этого необходима такая связь между предшествующими и последующими состояниями, когда достигнутые в процессе усложнения материи и движения результаты не уничтожаются при качественном преобразовании структуры системы, а сохраняются в большей или меньшей степени и составляют основу для дальнейшего усложнения. Прогрессивное развитие предполагает переход от неинформационных систем с бедными связями к информационным со множеством разнокачественных внутренних и внешних функциональных связей, усложнение форм отражения, оптимизацию структуры и функций системы, с повышением степени целесообразности в их стремлении, возможность достижения максимума эффекта с минимумом усилий. Вместе с этим совершенствуются процессы управления в системе, повышается степень зависимости структуры части от целого, усложняются формы самоорганизации и саморепродукции. Все названное выступает в качестве критериев, по которым можно судить о ступенях прогрессивного развития, сравнивать системы по степени их сложности.

Все эти критерии действуют и в развитии общества, но появляется также много специфических критериев: уровень развития производительных сил и производственных отношений, возрастание количества знаний об окружающем нас мире, степень проникновения человека в тайны природы, уровень развития личности и т.д.

В случае прогрессивного развития у него появляется целый ряд особенностей, которые не отражены в уже изученных законах. Для их отражения диалектика и выработала закон отрицания отрицания. Таким образом, если первые два закона отражают наиболее общие черты всякого развития, то специфика закона отрицания отрицания состоит в том, что он отражает наиболее общие черты прогрессивного развития. В то же время закон отрицания тесно связан с другими законами диалектики.

Всякое развитие, как известно, происходит вследствие того, что предметы имеют внутри себя противоположности, противоречия, между которыми обеспечивается переход постепенных количественных изменений в коренные качественные, разрушение старого единства, старого предмета и возникновение нового.

Разрушение старого предмета есть его ОТРИЦАНИЕ. Отрицание является необходимым моментом развития. Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей и в этом

86

плане выступает как самоотрицание. Отрицание объективно, однако такое понимание отрицания является недостаточным. Диалектическое отрицание не есть процесс чистой негации, просто уничтожения старого. Диалектическое отрицание есть такое отрицание, которое выступает следствием развития и разрушения, свойственных материальному образованию, но не является простым уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, а представляет собой такое отрицание, в ходе которого удерживается и переносится в новое качественное состояние все положительное, содержащееся в отрицаемом состоянии.

Итак, прогрессивное развитие осуществлено тогда, когда старое качество отрицается новым с запоминанием, удержанием положительного содержания прошлого развития. Это накладывает известные требования и на ход развития познания. В наиболее общем виде они состоят в том, что в процессе познания отрицание одного положения другим нужно осуществлять так, чтобы выявление различия между старой и новой точкой зрения сочеталось с выявлением их связи, тождества, с отысканием в утверждаемом отрицаемого. Квантовая механика, отрицая существовавшую до нее классическую механику, в то же время находит ей место в виде одного из своих предельных случаев.

Отрицание охватывает момент разрешения противоречий и становление нового единства, нового качества. Этот процесс в случае прогрессивного развития всегда происходит путем диалектического отрицания. Но в отличие от разрешения противоречий, которое указывает на конечность существования любого конкретного бытия, отрицание отрицает бесконечность события. Если возникновение нового качества указывает на прерывность бытия, диалектическое отрицание схватывает момент преемственности в развитии, его непрерывности. Таковы некоторые особенности диалектического отрицания, такова его специфическая роль в процессе развития.

Если диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, то недиалектическое отрицание, т.е. разрушение старого и возникновение нового качество, присуще любому процессу развития и движения вообще. Это отрицание не ведет к возникновению высшего из низшего, а лишь обеспечивает движение системы в пределах одного уровня сложности или ее деградацию, либо является зряшным отрицанием, внешним образом прерывающим процесс развития (размол зерна, гибель человека в уличной катастрофе и т.д.).

87

Процесс развития представляет собой не одно отрицание, а цепь их. Возникшее в результате отрицания явление будучи обременено противоположностями в конце концов так же отрицается новым состоянием, более высоким по сравнению с ним. Происходит отрицание отрицания.

Каково же соотношение между первым и вторым отрицанием, какова же роль второго отрицания в процессе развития? Отвечая на этот вопрос, отметим, что прогрессивное развитие, происходящее путем отрицания отрицания есть развитие, повторяющее пройденные уже ступени, но на новой, более высокой основе. Таким образом, отрицание отрицания охватывает повторение в процессе развития, пройденного на новой, более высокой основе. Специфика второго отрицания состоит в том, что оно оказывает воздействие не только на непрерывность и бесконечность бытия, не только на связь низшего и высшего, но и на возвращение в процессе развития якобы к старому, но обогащенному всем прошлым опытом развития, более богатому и конкретному.

Ярким выражением этого закона является следующий пример. В результате проникновения в организм болезнетворного вируса возникает лихорадочный процесс. Это - отрицание нормального состояния организма. Выздоровление есть отрицание патологического состояния организма, восстановление норм, но на более высокой основе. Это именно возврат "якобы к старому", так как следы процесса остаются в организме. Это проявляется прежде всего в том, что организм приобретает иммунитет к действию этого болезнетворного агента. Это обстоятельство, т.е. развитие через возврат к старому на новой основе используется в профилактической медицине. Важно запомнить, что возвращение к пройденным ступеням происходит тогда, когда предмет в процессе отрицания переходит в свою противоположность. Г.В. Плеханов писал: "Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому явление тоже в свою очередь превращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой". Мы здесь должны заметить, что это сходство не формально, а существенно, но Г.В. Плеханов подчеркнул, что именно тождество противоположностей, их превращение друг в друга обусловлено возможностью возвращения к старым ступеням на новой основе. Если предмет сразу превращается в свою противоположность, то процесс отрицания отрицания

88

проходит три фазы, имеет форму триады (по Гегелю): "Предмет - отрицание - возврат к якобы старому"1.

Но мы помним, что разрешение противоречий может приводить к превращению не в свою противоположность, а в другие противоположности, и только через несколько ступеней происходит превращение исходного предмета в его противоположность. В этом случае относительно завершенный цикл развития с возвращением к "якобы старому" на новой основе не будет иметь вид триады, это будет многоступенчатый цикл, Для Гегеля было важно строгое соблюдение триадичности, поскольку у него развивается логическая идея лишь через такие ступени: тезис - антитезис - синтез.

Действие закона отрицания отрицания превращает узловую линию отношений меры в спираль, каждый виток которой лежит выше предшествующего, но в то же время над ним, отражая момент тождества прошлого и будущего. Развитие носит спиралеобразный характер. Для любого развития это обусловлено единством цикличности и необратимости, для прогрессивного развития - действием закона отрицания отрицания.

89


1 Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. Гл. V, VI.
1 Гегелевская классическая триада: тезис - антитезис - синтез#.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.