Тема 7. Количество. Качество. Мера
§ 1. Понятия "количество", "качество", "мера"
Второй универсальный закон диалектики также характеризует развитие. Он отвечает на вопрос: в какой форме, как происходит рождение нового качества?
В природе и обществе все находится в постоянном движении, изменении. В каких же формах происходит это изменение? Ответ на это дает один из основных законов диалектики, закон перехода количественных изменений в коренные, качественные. Но прежде чем рассмотреть существо закона, необходимо понять сущность таких категорий, как качество, количество, мера, иначе сущность закона будет трудно уловить.
Понятие "качество". В повседневной жизни мы познаем в ощущениях предметы материального мира, их качества. В свое время Гегель определял качество "как тождественную с бытием определенность".
Это подчеркивает, что качество и предмет неотделимы друг от друга.
Вещей и предметов много, но мы их отличаем друг от друга. Растения отличаем от минералов, кислоты от воды и т.д.
Это происходит потому, что вещи имеют что-то характерное только для них, то, что их отличает от других вещей. Это определенная характерность и называется качеством в философии.
75
Благодаря качеству мы фиксируем в нашем сознании вещи, не отождествляя их друг с другом.
Качество рассматривает в совокупности ряд существенных признаков, а не какую-то сторону, тенденцию предметов или процессов,
Качество есть то, что характеризует донный предмет как таковой, что отличает его от других предметов.
Если качество вещей изменяется, то и сами вещи или предметы меняются. Качественные различия характеры не только для предметов и явлений, но и для определенных фаз, периодов развития объекта. Так, в жизни человека можно выделить детство, юность, зрелость и старость.
Познание качества всегда начинается с познания отдельных свойств, признаков предмета. При посредстве слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания узнаются различные свойства, признаки предметов: размеры, цвет, звук, запах, твердость и т.д. Это происходит на чувственной ступени познания.
Мышление человека в процессе познания перерабатывает их и объединяет в единое целое.
Свойство есть способ проявления качества данного предмета. Если качество характеризует предметы и явления с общих позиций, то свойство выражает лишь ту или иную сторону, часть.
Качество можно определить как единство всех свойств данного предмета.
Изменение отдельных свойств не ведет в известных условиях к изменению качества вещи. Например, некоторые проводники при температурах, близких к абсолютному нулю, теряют сопротивление и электрический ток их не нагревает, но при этом ток не перестал быть током.
Понятие "количество". Аристотель дал следующее определение: "Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, налицо данным". Гегель определял количество так: "Количество есть внешняя бытию, безразличная для него определенность. Так, дом остается домом, независимо от того, будет ли он большим или малым и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее".
Дальше этих определений не пошла даже современная математика.
Отличие количества от качества выражается в следующем. Для того, чтобы найти качественную особенность предмета,
76
необходимо знать его конкретное содержание (каков материал, каковы его свойства).
Для количественной характеристики предмета содержание не имеет значения.
Например: мы называем число 5. Что мы здесь подразумеваем? Число пальцев на руке, или количество листьев на дереве или количество органов чувств у человека? Или, если мы изменим размер поля (было 10 га, стало 55 га), то поле останется полем, т.е. с количественной стороны здесь нет повода для изменения внутренней сущности предмета.
Таким образом, количеством выражается внешняя определенность объекта, его величина, объем, степень, темп и т.д.
Качество и количество отражают определенные стороны мира. Правда, в природе не существуют чистое "качество" и чистое "количество". Они существуют в глубоком единстве. Только в мышлении можно рассматривать их отдельно. Однако существуют они объективно.
Устанавливая взаимосвязь количества и качества, мы выясняем, что количественная характеристика той или иной вещи уточняет ее качественную характеристику.
Например, мы отличаем не только физические и химические свойства элементарных частиц, но и величину их заряда, массу и т.д. Кроме того, всякое качество всегда имеет свои, вполне определенные количественные границы.
Понятие "мера". Единство количества и качества называется мерой. Все должно быть в определенных количественных границах. Тепло необходимо для жизни растений, но жара выжигает их. Так и с влагой: недостаток или избыток ведут к гибели. Мера указывает на те пределы или границы, в которых количественные изменения не вызывают коренных, качественных изменений. Моменты перехода от одной меры к другой называются "узлами" или "точками" перехода. Для воды узлами являются 0° и +100°, для скипидара -10° и +160° по Цельсию. Когда же количественные изменения превосходят этот предел, т.е. меру, то мера перестает быть мерой данного предмета, происходит его качественное изменение. Это является закономерностью, условием развития объективности.
§2. Переход количественных изменений в качественные
Сказанное выше позволяет сформулировать сущность закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Это есть закон, в силу которого мелкие, вначале незаметные
77
количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения.
Новые качества возникают повсюду. Но следует заметить, что образование нового качества не является результатом того, что количество само по себе перешло в качество. Дело в том, что количественные изменения на определенном уровне переходят в качественные изменения.
Строго говоря, переход происходит не из количества в качество, а из старого качества в новое качество. Однако переход старого качества в новое неизбежно сопровождается количественными изменениями.
Закону перехода количественных изменений в качественные подчиняется и развитие общественной жизни.
Самым простым примером этого может служить кооперация людей. Объединение того или иного количества людей в одно целое усиливает их, создается новая, возведенная в степень сила. Причем эта сила превосходит силу отдельных людей. Этот эффект называется синергетизмом.
Переход количества в качество в мышлении. Закон перехода количественных изменений в качественные присущ не только развитию природы и общества. Он является также законом развития человеческого мышления, законом познания вообще.
В нашем мышлении, сознаем мы это или нет, всегда происходят качественные изменения. Самым обычным примером такого изменения может служить понимание того или иного вопроса.
В самом деле, трудный вопрос бывает нелегко сразу понять: необходимо его обдумать, привлечь на помощь дополнительные факты, сопоставить с ранее известными.
Однажды А. Эйнштейна спросили, каким образом он открыл теорию относительности. Ученый ответил: "Я постоянно думал о ней".
Переход количественных изменений в качественные происходит не только в индивидуальном плане, но совершается в науке, являющейся формой общественного сознания.
Отдельные взгляды, теории постоянно сменяются другими.
До начала XX в. считали, что атом неделим. Это не подтвердилось. Следовательно, теория атома претерпела качественные изменения. То же самое относится и к гуманитарным наукам.
78
Переход качества в количество. До сих пор мы говорили лишь о переходе количественных изменений в качественные. Однако связь между количеством и качеством не односторонняя. Ф. Энгельс указывал: "Отношение между качеством и количеством взаимно... Качество так же переходит в количество, как и количество в качество... здесь имеет место взаимодействие"1. Данное положение подтверждается развитием любого явления природы или общества.
Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т.д. В биологии качественно новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства.
Качественные изменения в обществе (повышение уровня культуры, образования) порождают такие количественные изменения, как более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д.
Формы перехода от старого качества к новому. Мы выяснили, что предметы и процессы объективной реальности претерпевают постоянные изменения, т.е. переходят из одного качественного состояния в другое. Этот процесс называется СКАЧКОМ. Скачок - это философская категория, выражающая характер перехода вещи от количественных изменений к качественным, от одного качественного состояния к другому, решающий поворот, коренной перелом в процессе развития.
Скачок является стадией перелома в построенных количественных изменениях, перерывом постепенности.
Однако скачок характеризует переход от одного качества к другому лишь в самых общих чертах.
Диалектика всегда требует конкретного анализа ситуации. В свое время Ленин едко высмеивал тех социалистов, которые глубокомысленно заявляли, что переход от капитализма к социализму происходит в форме скачка. И дальше этого не шли. В настоящее время большое число политиков и ученых в России заявляют о пользе рынка. И дальше этого не идут. А задача ведь сводится к тому, чтобы выяснить отличительные черты, формы этого скачка для России. В чем его польза для нашей цивилизации.
79
Скачок отличается от количественных изменений прежде всего своим характером и быстротой. Однако быстрота скачка относительна, ибо их продолжительность бывает различной. Есть скачки, которые длятся 1/1 000 000 секунды (образование элементарных частиц и их жизни). Другое дело скачки в общественной жизни, которые являются поворотными пунктами в истории. Они продолжаются иногда очень значительные промежутки времени (10-30 лет).
В развитии природы скачки длятся еще более (1000 лет и т.д.). Например, переход от неживой к живой природе, формирование человека.
Главное значение для выяснения особенностей скачка имеет не его продолжительность. Важно прежде всего уяснить, каков характер скачка.
Характер скачка зависит от природы развивающихся предметов и объектов, а также от конкретных условий, места и времени, при которых происходит скачок. Но ведь в природе и обществе может сложиться бесчисленное множество ситуаций конкретного перехода от одного качества к другому. Значит существует и бесчисленное множество скачков.
Однако науке не под силу вся эта детализация, поэтому она ограничивается тем, что выделяет основные виды скачков.
В природе и обществе бывают скачки, которые сразу, целиком уничтожают старое качество и на его место утверждают новое качество. Этот тип скачков получил название скачка со взрывом.
Скачки со взрывом отличаются тем, что здесь отсутствуют переходные, промежуточные ступени между старым и новым качеством. Отсюда бурный, взрывной характер самого процесса перехода. Так, например: при нормальных условиях сгорание рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания совершается хотя и быстро, но достаточно равномерно. Горение передается последовательно от одного слоя к другому. Если горение будет происходить в условиях повышенного сжатия, т.е. под давлением, то может произойти горение со взрывом. Всякое горение есть коренное, качественное изменение, но форма качественного изменения может быть различной.
В обществе скачки со взрывом совершаются при наличии интересов двух непримиримых классов (революция 1917 года)1. Основная особенность политического взрыва состоит в
80
применении насилия приходящим к власти классом по отношению к господствующему классу.
Существует и другая форма скачков. Это скачки, где переход от старого качества к новому идет без взрыва, по частям, по этапам, постепенно.
Как же отличаются эти скачки от количественных изменений?
Количественные изменения не затрагивают (в определенных рамках) качественных особенностей, но являются необходимым условием качественных изменений, стартовой площадкой.
Другое дело переход от одного качества к другому. Он коренным образом отличается от постепенных количественных изменений. Ведь он изменяет качество, он является одной из форм перехода от старого качества к новому. Такой скачок дробится, распадается здесь на ряд этапов. В процессе развития качество развивается как бы по ступеням.
Скачки подобного типа довольно часты и в природе, и в обществе. Например: образование Солнечной системы, формирование земной коры, революции, неизбежные в развитии производительных сил, техники, науки.
Эволюция и революция как формы развития. Под ЭВОЛЮЦИЕЙ в философии понимаются медленные, постепенные накопления количественных изменений.
РЕВОЛЮЦИЯ означает коренное, качественное изменение существующего, резкий переход из одного качества в другое.
На стадии эволюции количественные изменения сами по себе не дают нового качества. Эволюция лишь подготовляет революцию. Революция же завершает эволюцию, т.е. приводит к появлению нового качества. Следовательно, развитие общества представляет собой единство двух форм изменений: эволюционной и революционной.
Примером единства этих форм перехода к новому качеству может служить переход от одного общественного строя к другому. Он (переход) совершается революционным путем, но эта революция подготавливается постепенным развитием производительных сил и производственных отношений.
Нельзя отрывать и противопоставлять эти две формы развития (эволюцию и революцию).
Среди научных взглядов на этот процесс наиболее распространенным был плоский эволюционизм. Его сторонники считали, что всякое развитие есть лишь постепенные количественные изменения.
81
Однако мы уже заметили, что накопление количественных изменений не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно должен наступить скачок. Стало быть, скачок не есть выдумка людей. Отсюда вывод о неизбежности революций: технических, экономических, информационных и т.д.
Выводы
1. В философии качеством называется то, что характерно для данной вещи, что отличает ее от других вещей и в то же время связывает с вещами этого рода.
Качество неразрывно связано с существованием предметов и явлений. Теряя качество, предметы и явления перестают быть тем, чем они были прежде.
2. Качество вещей проявляется через их свойства. Качество и свойство - понятия близкие, но не тождественные. Свойств у предмета бывает множество. Качество характеризует предмет в целом, в объеме.
Качество - совокупность существенных, определяющих свойств предметов и явлений.
3. Под количеством понимается величина предметов (размер, объем, вес, форма), а также отношения "больше - меньше", "правое - левое".
В отличие от качества изменение количества в определенных границах не влечет за собой существенных изменений в предметах. Для определения количественной стороны предмета его содержание не имеет значения.
4. Количество и качество характеризуют предметы с разных сторон. Но они диалектически связаны. Их единство есть мера.
5. Философия рассматривает развитие, как единство количественных и качественных изменений. Но такое понимание сформировалось в борьбе с метафизическими взглядами.
Метафизики односторонне преувеличивали или количественные, или качественные изменения, отрывали их друг от друга.
6. Диалектика считает, что развитие совершается путем перехода количественных изменений в качественные. Новое качество появляется не на пустом месте. Сначала в рамках старого качества происходит накопление мелких, незаметных количественных изменений. До определенного момента они не оказывают заметного влияния на старое качество.
Однако наступает такой момент, когда количественные изменения превращаются в качественные.
82
Переход количества в качество - всеобщий закон развития природы, общества, мышления.
7. Переход количества в качество в развитии общества проявляется в переходе от эволюции к революции. Эволюция - это медленные, количественные изменения.
Революция приводит к коренной ломке старого качества. Между ними существует глубокое единство.
8. В развитии объективного мира происходит не только переход количества в качество, но и обратный процесс.
9. Переход от старого качества к новому есть скачок.
83
1
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1953. С. 356.
1
Сюда же можно отнести и события в СССР 1991 года. К осени 1990 года в стране насчитывалось 100 000 миллионеров. // Социально-политические науки. 1990, № 7. С. 22.