Тема 6. Закон единства и взаимоисключения противоположностей
§ 1. Общая характеристика закона
Закон единства и взаимоисключения (борьбы) противоположностей - один из универсальных законов диалектики. Закон проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении.
Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие именно как самодвижение, саморазвитие.
Закон единства и борьбы противоположностей утверждает: всем объектам и процессам материальной и духовной сферы
59
бытия присущи противоречивые стороны, тенденции. Они одновременно находятся в единстве и взаимоисключении (борьбе). Борьба сторон объекта может происходить потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются. Нарушение меры (гармонии) между единством и взаимоисключением противоположностей может давать импульсы к самодвижению, саморазвитию. Это приводит к исчезновению старого и рождению нового качества.
Для лучшего понимания содержания закона единства и борьбы противоположностей необходимо уяснить содержание категорий: ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ.
Тождество есть отношение, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, совпадающие друг с другом.
Но нельзя не заметить того, что вещи, оставаясь идентичными, тождественными самим себе, в то же самое время изменяются, разрушаются. (Человек стареет, машина изнашивается, т.е. объекты материального мира становятся другими.)
Различие есть отношение, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, не совпадающие друг с другом.
Степени различия между вещами бывают разными по глубине. Сообразно с этим они бывают существенными и несущественными.
Например, все партии "демократического" толка в современной России (Шахрай, Гайдар, Явлинский, К. Боровой и др.) в своих программах и заявлениях активно говорят о благотворном воздействии "реформ" на русское общество. Различия между ними - несущественны для избирателей.
Различие может развиваться до противоположности. Различия, возведенные в степень, становятся противоположностями.
Противоположность есть отношения различия, сторонами которого являются силы и тенденции, взаимоисключающие друг друга.
Гегель говорил об истине не как о "пистолетном выстреле", т.е. знании, появляющемся сразу, а как о процессе. Он писал: "В "Феноменологии духа" я представил сознание в его поступательном движении от первой непосредственной противоположности между ним и предметом до абсолютного знания. Этот путь проходит через все формы ОТНОШЕНИЯ СОЗНАНИЯ К ОБЪЕКТУ и имеет своим результатом ПОНЯТИЕ НАУКИ"1.
60
§ 2. Взаимодействие: содействие, борьба, нейтралитет1
Противодействие и содействие. Мир неисчерпаем по многообразию связей, взаимоотношению, взаимодействию систем. Связи бывают постоянные и переменные, необходимые и случайные, устойчивые и неустойчивые. Взаимодействия подразделяются на слабые и сильные, разрушающие и созидающие, характеризующиеся открытой борьбой, взаимоисключением сторон, и наоборот, объединяющие, взаимностимулирующие стороны.
В свою очередь, каждое из указанных взаимодействий имеет множество оттенков, специфических черт, особенностей и может быть дифференцировано. Отдельные взаимодействия изучаются конкретными науками. Исследование же связей и взаимодействия в целом - одна из фундаментальных философских проблем. Взаимодействие разделяется на различные виды.
Взаимодействие мертвых тел природы включает гармонию и коллизию; взаимодействие живых существ включает сознательное и бессознательное сотрудничество, а также сознательную и бессознательную борьбу. Любое взаимодействие носит ПЕРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР, т.е. колеблется, пульсирует его сила, напряжение, интенсивность: периодически сменяются содействие и противодействие. В каждом отдельном случае может преобладать содействие или борьба, во множестве же они чередуются по вполне определенной закономерности. Однотипное взаимодействие имеет периоды ослабления или усиления. Это указывает на то, что ни борьба, ни содействие не могут быть абсолютизированы. Вместе с тем, можно ослаблять или усиливать интенсивность борьбы, изменяя внутреннюю напряженность одной или обеих ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СТОРОН.
Взаимодействие может быть охарактеризовано как борьба и как "не борьба". Понятие "борьба" отражает богатый спектр КАЧЕСТВЕННО различных отношений взаимодействующих сторон, но имеющих общую основу: самосохранение, развитие, функционирование одной стороны за счет другой: устранение, отталкивание другой, подавление ее. В этом качественное отличие взаимодействия типа борьбы от взаимодействия
61
типа сотрудничества, содействия, которые обеспечивают самосохранение взаимодействующих сторон (систем) путем их взаимного упрочения, обогащения, поддержки.
Борьба может быть разного вида: борьба, приводящая к уничтожению взаимодействующих сторон, борьба, стимулирующая взаимодействующие стороны к более интенсивному развитию, и борьба, качественно видоизменяющая стороны. При этом один вид борьбы может эволюционировать в другой при определенных условиях. Скажем, военная конфронтация может смениться экономическим соперничеством, политической борьбой.
Противодействие и содействие - это простые формы движения, крайние формы взаимодействия. В их рамках развертывается целый ряд подчиненных форм. Действительность мозаична и взаимодействие нельзя исчерпать лишь крайностями: борьбой и содействием, отталкиванием и притяжением. Взаимодействие может носить НЕЙТРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, т.е. взаимодействующие стороны могут не бороться и не содействовать друг другу. Нейтральными всегда становятся строго определенные взаимодействия, скажем, исключая политические отношения, страна в то же время может вести активные торговые, культурные и другие взаимодействия. В обществе нейтральное взаимодействие - есть формализованный обменный процесс, не изменяющий устойчивое состояние взаимодействующих сторон, систем. Необходимо видеть жизнь во всей ее сложности и многогранности и не застывать намертво на какой-то схеме.
Взаимодействие выступает как живая, пульсирующая система изменяющихся отношений между взаимосвязанными сторонами.
Взаимодействие любой противоположности системно и в "поперечном" разрезе.
Взаимодействие как противоречие. Типология противоречий зависит от этапа исследуемого противоречия в движении системы (стороны) и цели исследователя.
Типология противоречий может осуществляться по разным основаниям. Выделяют главные и неглавные, внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия. Противоречия - это системы, обладающие определенными качествами. Можно выделить: 1) противоречия между тождественными сторонами, системами
62
(например, конкуренция США и Германии за преобладание в господстве на рынке сырья в России); 2) противоречия между различными системами; 3) противоречия между противоположными системами. Например, И.И. Шмальгаузен, изучая отношения между видами животных, отмечал, что существует не только прямая борьба за существование между лисами и зайцами (т.е. между противоположностями), но и между лисами (лис можно принять за тождества); лисы конкурируют в общей системе биоценоза с другими хищниками - волками и т.д. Здесь налицо взаимодействия качественно различных систем, сторон. Лиса по отношению к волку - не тождество и не противоположность, а различие в данной ситуации (борьба за существование между хищниками).
Конкретные противоречия различаются по характеру взаимодействия: 1) острые противоречия или взаимодействия, определяемые как сильное противоборство взаимодействующих сторон (систем). Оно связано с взаимоотталкиванием, ВЗАИМОИСКЛЮЧЕНИЕМ, подавлением в зависимости от типа систем; 2) равновесные противоречия, т.е. взаимодействия, в ходе которых борьба, противодействие и взаимодополнение, содействие УРАВНОВЕШИВАЮТ друг друга; 3) скрытые или слабые противоречия; 4) непосредственные противоречия; 5) опосредованные противоречия; б) симметрические противоречия. Таким образом, тип противоречия можно определить по разным основаниям. Это возможно в силу многогранности противоречий.
Варианты разрешения противоречий связаны с проблемой управления. А это, в свою очередь, связано с умением их предвидеть, оценивать их будущее развитие и в соответствии с этим своевременно изменять взаимодействующие стороны, их соотношение и интенсивность и характер взаимодействия. В 1988 г., когда разгорелся конфликт между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах, можно было бы решить проблему разными способами: 1) ввести войска, как это сделано в 1994 г. в Чечне. Но этого не было сделано сознательно. Нужен был прецедент для развала СССР; далее все пошло по той же схеме; 2) сделать Нагорный Карабах на 10 лет автономией с союзным, а не с армянским или азербайджанским управлением. Конфликт был бы решен.
Взаимодействие как содействие. Это форма взаимоотношения противоположных сторон слабо изучалась в отечественной философии.
63
Усилия ученых были сосредоточены на разработке борьбы противоположностей. Кроме того, укоренилось мнение, что такие понятия, как "единство", "содействие", "равновесие", "взаимопроникновение", "взаимопонимание" и прочие - полностью тождественны.
Наиболее общее из этих понятий ЕДИНСТВО. Именно в силу своей общности это понятие можно использовать с известной степенью точности и приближения для определения многообразных форм связей и отношений. Единство отражает любую связь находящихся во взаимодействии систем, (например, сражающиеся друг с другом группировки банков в России). В единстве же находятся и банки союзников каждой из группировок, включая и иностранные, помогающие каждый своей стороне. Единство может быть более или менее прочным, устойчивым, динамическим, статическим, переменным, постоянным.
Взаимосвязанные стороны могут бороться, отталкивать друг друга, уничтожать (в 1994 г. было ликвидировано 8 банков), отталкивать друг друга (в борьбе за клиентов, за влияние на управление той или иной фирмы, в той или иной отрасли народного хозяйства и т.д.). И наоборот, они могут содействовать, взаимодополнять, притягивать друг друга и т.д. Скажем, руководство банков, заботящихся о стратегических национальных интересах России, противостоит вторжению иностранных банков и объединяются с себе подобными. Например, "АвтоВАЗ-банк" озабочен развитием отечественного автомобилестроения.
Будучи богатым по содержанию, понятие Единство не может быть сведено только к одной своей конкретной форме, скажем, к содействию, взаимопроникновению или притяжению. Конкретное единство определяется конкретным условием. Например, мы говорим: атомы связаны ионной, ковалент-ной, водородной и прочими типами связей, биологические виды находятся в экологическом равновесии, люди образуют союзы, артели, общества, кооперативы и т.д. Все это - формы единства.
Можно наглядно представить структуру различных взаимодействий:
1. Взаимодействие типа борьбы, отталкивания, уничтожения, отрицания.
64
2. Взаимодействие типа притяжения.
3. Взаимодействие типа содействия.
4. Взаимодействие типа нейтралитета и т.д.
Квадрат означает противоположность, сторону, систему; стрелка - направление, вектор, силу; овал - единство. Из всего этого следует: единство есть атрибут любого взаимодействия. Нет взаимодействия без единства противоположных (взаимодействующих) сторон. Оно возникает и прекращается вместе с возникновением и прекращением конкретного взаимодействия. Если взаимодействие носит характер борьбы, то единство имеет черты, свойственные данной форме борьбы. С прекращением данной формы борьбы исчезает и соответствующее ей единство. Возникает новая форма борьбы - появляется и новое единство.
Таким образом, можно сделать вывод - единство также абсолютно, как и борьба.
Это одно из принципиальных отличий в трактовке закона единства и борьбы противоположностей, которые сложились в отечественной философии в последнее столетие.
Вторая особенность, вытекающая из данных рассуждений - та, что закон единства и борьбы противоположностей не ядро диалектики, а закон, равный двум другим по своим методологическим функциям.
Жизнь настойчиво требует глубокой разработки понятий "единство", "противоречие", "содействие". Содействие отражает активный динамический процесс взаимодействия особой формы, особого качества. Односторонняя ориентация на борьбу
65
с природой приводит к отрицательным результатам для человека. Не менее важное значение в современном мире имеет сотрудничество, содействие различных общественных сил в сохранении экологической чистоты планеты Земля. Рейтинг взаимодействия типа содействия будет возрастать и в повседневной жизни, в конкретных человеческих отношениях. В России всегда господствовал принцип общинности, коллективизма. В связи с событиями последних лет индивидуализм, реализуемый в нашем отечестве как насилие, разбой, обман, подавление слабого сильным, резко понизил уровень морального сознания. Несомненно, если Россия способна сохраниться как своеобразный тип цивилизации, то она должна вернуться к своим национальным канонам поведения личности и моральным ценностям. Скажем, в Южной Корее в 1995 г. взорвали несколько небоскребов, построенных в столичном парке, чтобы они не мешали корейцам воспринимать в национальной традиции красоту своей Родины, чтобы чуждая архитектура не раздражала национальное чувство.
Конечно, в мире не существует такой системы, такого объекта, единственным видом взаимодействия которых с другими объектами было бы СОДЕЙСТВИЕ. Нет также и такого объекта, который бы взаимодействовал бы с другим только на уровне БОРЬБЫ. Каждый процесс, сторона, объект многогранен и одновременно многообразны взаимодействия - от борьбы до содействия. Естественно, в целях научного исследования можно отдельно, изолированно говорить о явлениях притяжения или отталкивания, ассимиляции или диссимиляции, возбуждении или торможении нервного процесса, о социальной борьбе или сотрудничестве, но мы знаем, что выделение, отрыв данного явления от других носит искусственный характер. Наше сознание, отражая целостную действительность, сохраняет целое, т.е. систему взаимодействий, и мы знаем, что ни одна форма взаимодействия невозможна без другой.
Содействие, как и борьба, имеет ИСТОРИЮ и ЭТАПЫ своего развития. Оно может быть внутренним и внешним, проявляться в результате естественного развития элементов, частей одной системы. Содействие может носить разный характер, иметь различные оттенки, и так же как и противодействие подразделяется на несколько наиболее определенных типов.
Сам термин "содействие" относительно новый в философии, естествознании, хотя в обыденной жизни используется давно.
66
Русский мыслитель, идеолог анархизма П.А. Кропоткин в книге "Взаимопомощь как фактор эволюции" (1919) показывает содействие как альтернативу "борьбы" на широком естественнонаучном фоне.
Содействие есть такой вид взаимодействия, в ходе которого две или более сторон (систем) способствуют взаимному сохранению, функционированию и развитию. Это действие, которое не вызывает встречной реакции участников объединяющихся систем, а напротив, образует содействие, т.е. объединение, сложение усилий взаимодействующих сторон (систем). Между содействующими системами не может быть противодействия, борьбы по тем параметрам, по которым происходит содействие. Например, союзники СССР по борьбе с фашистской Германией в 1941-1945 гг. желали одного: пусть СССР и его народы прольют большую кровь, а народ Америки отделается малым кровопусканием1.
Реальность редко подносит нам явления в чистом виде. В жизни содействие переплетено с борьбой и наоборот. Но это отнюдь не означает, что содействия нет в природе. Содействие имеет ряд форм.
Кооперация - такой вид содействия, в результате которого взаимодействующие стороны извлекают обоюдную пользу. Кооперация развита между людьми, государствами, общественная жизнь немыслима без нее.
Комменсализм - тип взаимодействия, в ходе которого только одна из взаимодействующих сторон извлекает для себя пользу без нанесения вреда для другой.
Например, атомная электростанция и предприятия, использующие воду от АЭС для собственных нужд, находятся в союзе типа комменсализма.
Мутуализм - вид содействия, получивший распространение в биологии, в результате которого взаимодействующие системы, извлекая обоюдную пользу, не могут существовать самостоятельно, раздельно друг от друга. Скажем, мужчина и женщина, только объединившись, могут воспроизводить потомство.
Роль содействия в развитии систем. Хорошо известно, что содействие как тип взаимодействия наиболее полно изучалось в физике и химии. "Триумф дарвинизма привел к тому, что под его магическим влиянием все бросились изучать до тонкостей отрицательные взаимодействия, т.е. "борьбу", а про
67
взаимопомощь почти забыли. Она уподобилась Золушке, которой не коснулась еще волшебная палочка"1. Вместе с тем мы видим, какое важное значение в развитии сторон, систем, объектов имеют взаимодействия типа содействия, солидарности. Например, птицы, мелкие и крупные, объединяются в обнаружении и обезвреживании врага. Это улучшает условия существования сторон, увеличивает возможность слабых против враждебных сил, расширяет возможности питания, способствует эволюционным изменениям приспособления друг к другу, закрепляет полезные навыки и свойства для развития того или иного вида. Содействие, содружество, взаимопомощь способствовали утверждению человека на Земле. Будучи одним из незащищенных существ на Земле, человек не только выжил, но в конечном результате, занял в биосфере ведущее положение. Содействие есть мощный фактор эволюции. Вместе с тем, содействие не может привести к многообразию видов. Оно - результат борьбы, соперничества, противодействия.
Таким образом взаимодействие - сложная система, элементами которой является связь (единство), различные типы борьбы, содействия и противодействия, нейтралитета.
Не разобравшись во взаимодействии как явлении, невозможно объяснить феномен развития, самодвижения и саморазвития. Имея только общие представления о развитии, невозможно успешно осуществлять теоретическую и практическую деятельность. Например, политики и экономисты типа А. Лифшица (министр финансов) обещают, что инфляция и прочие негативные процессы остановятся если не через полгода, то через год. Это смешно и трагично. В 1995 г. промышленное производство в России составляет в сравнении с 1989 г. всего 28%. Сокращение инфляции, экономическая стабильность и благосостояние общества и личности наступит только тогда, когда будет производиться много товаров. Изобилие товаров высокого качества создаст здоровую конкуренцию, рынок. И ничего другого нет. Спасение - в создании социально ориентированной смешанной экономики российской модели.
§ 3. О саморазвитии и самодвижении
Любой предмет реального мира содержит в себе внутреннее противоречие.
Единство и борьба противоположных сторон свойственны всем явлениям.
68
В математике это плюс и минус, дифференциал и интеграл; в механике - действие и противодействие; в физике - положительный и отрицательный заряд; в химии - соединение и диссоциация атомов; в биологии - обмен веществ; в общественной жизни - различные формы взаимоотношения классов.
Уже самая простая форма движения материи - механическая - обладает внутренним противоречием (оно дискретно и непрерывно).
Суть данного закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие стороны и тенденции, взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой стороны, составляют внутренний импульс ее развития, изменения, превращения в новое качество.
Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие.
Диалектическое противоречие - это такое взаимоотношение между сторонами и моментами, которые не даны извечно в готовом и неизменном виде, а возникают и развиваются из несущественного различия в различия существенные, т.е. противоположности.
Г. Гегель и К. Маркс не пользовались терминологией "закон единства и борьбы противоположностей", а говорили о "раздвоении единого на взаимоисключающие противоположности", о "диалектическом противоречии".
Единство и борьба противоположностей возникают также при взаимодействии двух тел друг на друга, при взаимном их притяжении и отталкивании.
Земля и другие планеты в результате действия закона всемирного тяготения притягиваются Солнцем. Но в то же время вращение планет вокруг Солнца создает противоположную силу - центробежную. Постоянное взаимодействие центробежных и центростремительных сил создает определенное равновесие.
Атом существует и действует благодаря взаимодействию положительных и отрицательных частей: протонов (+) и электронов (-).
Сами элементарные частицы имеют противоречивую природу - это волны и корпускулы. Это диалектическое противоречие объясняет и природу света.
69
Единство и борьба противоположностей являются внутренним содержанием развития и органической природы. Не случайно Ф. Энгельс указывал, что "жить значит умирать".
В самом деле, организм находится в постоянном взаимодействии со средой, между организмом и средой происходит непрерывный обмен веществ. В ходе этого обмена старые клетки разрушаются, а новые возникают. Академик А.А. Богомолец установил, что ежедневно в крови человека разрушается 350-500 миллиардов эритроцитов и столько же создается вновь. И что особенно важно, продукты распада крови способствуют новому кроветворению. Следовательно, процесс созидания и разрушения в организме находится в единстве.
И.П. Павлов, исследуя высшую нервную деятельность человека, установил, что для нее характерны два противоположных процесса - возбуждение и торможение, которые играют огромную роль в жизни человека. Бессонница - преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга. Человеческий мозг постоянно воспринимает сигналы, но сигналов слишком много. Если бы мозг реагировал на каждое раздражение, то человек не смог бы существовать, поэтому ответные реакции нашего организма носят избирательный характер. Мы реагируем на жизненно важные раздражения. Решающую роль в этом процессе играет торможение, так как помогает человеку не реагировать на те сигналы, которые не являются важными.
Общественная жизнь также полна противоречий.
Единство и борьба противоположностей, как мы видим, присущи всем явлениям природы и общества. Не являются исключением в этом смысле и человеческое познание, мышление.
Само познание есть непрерывное преодоление противоречия между безграничной возможностью познания человеком природы и невозможностью в каждый исторически определенный момент познать мир до конца, исчерпывающе, абсолютно.
В объективной действительности нет таких явлений, которых бы человек не смог познать, но наши познавательные возможности в каждый исторически определенный момент ограничены.
Это связано с тем, что мир неисчерпаем, он бесконечен как во времени, так и в пространстве, и находится в непрерывном движении и развитии. В объективной реальности происходит никогда не прекращающийся процесс смены старого и возникновения нового.
70
...Если бы даже людям в определенный промежуток времени удалось бы исчерпывающе познать мир, то процесс познания на этом бы не остановился, ибо мир все время движется, изменяется.
Налицо диалектическое противоречие: мир принципиально познаваем, но, с другой стороны, - его нельзя познать абсолютно, до конца. Это не логическое противоречие, а противоречие, присущее самой действительности.
Единство противоположностей. Диалектическое противоречие нельзя связывать с какой-либо одной формой его проявления, с конфликтом или различием и т.д. Оно выступает как внутреннее единство действующих в предметах и явлениях противоположных сил и тенденций, противостоящих друг другу сторон.
Диалектическое противоречие характеризуется единством, взаимообусловленностью противоположных сторон, тенденций. Следует указать на момент единства противоположностей, как на важнейшую особенность диалектического противоречия.
Г. Гегель и Ф. Энгельс отмечали, например, тождество таких противоположностей, как мышление и бытие, форма и содержание.
Выражение "единство противоположностей" нередко употребляется равнозначно понятию "тождество противоположностей". Однако между этими выражениями нет полного равенства. Говоря о тождестве противоположностей, чаще всего имеются в виду превращения противоположностей друг в друга, тогда как термин единство употребляется для обозначения взаимообусловленности внутренних противоположностей. Момент тождества, единства в явлениях и предметах отмечался в философии давно. Однако это было метафизическое понимание как равенство вещи самой себе, без учета различий и изменений.
В жизни тождество неотделимо от различия.
Тождество противоположностей не исключает, а предполагает наличие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах.
Единство противоположностей означает, что они взаимообусловлены, представляют различные стороны одного и того же процесса или предмета.
Нет притяжения без отталкивания, северного полюса в магните без южного и т.д. Неотделимость, обусловленность
71
противоположностей проявляется также в том, что они проникают друг в друга. В процессе развития противоположности, свойственные предметам или явлениям, переплетаются друг с другом (жизнь и смерть, обмен веществ).
Следует сказать, что выражение "единство противоположностей" употребляется неодинаково. Диалектическое единство проявляется в различных формах. Выше речь шла о единстве в смысле взаимной обусловленности противоположных сторон. Но единство противоположностей иногда означает и их совпадение, тождество, равнодействие. В определенных условиях противоположные стороны могут достигнуть совпадения или равнодействия.
Например, во времена буржуазных революций интересы буржуазии и трудящихся совпадали, несмотря на коренное различие интересов, оба класса пошли вместе на свержение феодальных отношений.
Отрицание противоположностей. Единство противоположностей неотделимо от их борьбы, от их взаимного отрицания.
Отмечая такой коренной признак диалектического противоречия как борьбу противоположностей, необходимо иметь в виду, что проявляется она неодинаково. Выражение "борьба" иногда берется в кавычки. Очевидно, не всякое взаимодействие противоположностей выступает как борьба в прямом смысле этого слова.
Взаимоотрицание противоположностей - обязательный элемент развития, но конкретные его формы проявления могут быть различны. Например, едва ли можно говорить о подобном прямом столкновении противоположностей применительно ко всем явлениям неорганической природы, к таким как притяжение и отталкивание, к понятиям "конечное" и "бесконечное" и т.д. В социальной сфере иные формы проявления.
§ 4. Формы противоречий
Закон единства и взаимоисключения противоположностей в различных областях объективной действительности действует по-разному. В зависимости от особенностей того или иного предмета, явления и от условий, в которых протекает их развитие, меняются характер противоречий и способы их разрешения.
Этим объясняется то многообразие противоречий, которые встречаются в окружающем нас мире.
72
Прежде всего выделяются внутренние и внешние противоречия.
Внутренние противоречия - это противоречия в самой сущности предмета или системы.
Внешние противоречия - это противоречия между разными предметами или системами.
Внутренние противоречия играют главную, решающую роль в развитии. Лишь они составляют подлинный источник развития, самодвижения природы, общественной жизни, внутреннее содержание всех процессов, происходящих в мире.
В самой материи заложены стимулы, механизмы, причины всех изменений и превращений. Природа сама развивается по собственным законам от низших форм к высшим.
Неживая природа в результате действия собственных причин породила живую природу.
Внешние противоречия не определяют основное направление развития предмета или явления. Они играют второстепенную, подчиненную роль. Однако из этого не следует, что внешние противоречия не имеют никакого значения.
Нельзя отрицать значение внешних противоречий для лучшего уяснения развития живой природы: например, противоречия между различными видами животных или растений.
Взаимоучет внешних и внутренних противоречий играет большую роль и в общественной жизни.
Человеческое общество не может существовать вне природы, поэтому учет противоречий между природой и обществом, которые являются внешними, играет большое практическое значение.
Противоречия никогда не выступают в чистом виде. Они взаимодействуют друг с другом.
Поэтому важно различать основные и неосновные противоречия.
Основные противоречия затрагивают ведущие процессы, определяют коренные свойства данного предмета, процесса или явления. Они принадлежат самой сущности вещей и характеризуют развитие предмета на протяжении всего этапа их существования. Примером основного противоречия современной России является почти плановый упадок производительных сил, развал экономики методом "монетаризма", который отвергнут всеми цивилизованными странами.
Неосновные противоречия порождаются основными, дополняют, конкретизируют их. Так, основным противоречием
73
каждой формации является противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
Антагонистические противоречия - это непримиримые противоречия враждебных общественных сил, интересов, целей, тенденций, которые ведут к конфликтам и столкновениям и преодоление которых, как правило, осуществляется в ожесточенной борьбе.
Например, микроорганизмы одного вида угнетают или убивают других (скажем, антибиотики).
Однако, признавая некоторое сходство антагонизма между различными видами животных и растений, не следует, видимо, распространять этот термин на сферу природы.
Другое дело антагонистические противоречия в обществе. Известный пример - война в Чечне. Армия Чечни была вооружена современным оружием советского образца и кадрами офицеров и солдат с 1991 г. За 1991-1994 гг. чеченская армия пополнилась суперсовременным оружием и наемниками из разных стран (Афганистан, Турция и т.д.). Конфликт в Чечне запрограммирован политиками Запада и России. Экономисты и политики влияют на судьбы мира более значительно, чем это принято думать.
Неантагонистические противоречия в отличие от антагонистических выражают противоречия не враждебных противоположностей, а таких социальных сил и тенденций, которые наряду с противоречиями имеют общее в главном, коренном.
Выводы
1. Закон единства и взаимоисключения противоположностей можно сформулировать следующим образом. Всем предметам, объектам, процессам реального мира внутренне присущи противоположные стороны или тенденции. Формой их взаимоотношения являются единство, союз, согласованность сторон. Одновременно идет процесс взаимоисключения этих сторон объекта или системы.
Единство и борьба как состояния противоположных сторон не могут быть абсолютными.
Преобладание одного из состояний может быть лишь на определенной фазе.
Взаимоисключение, борьба противоположностей порождает импульс развития, источник развития. Самодвижение, саморазвитие порождается именно взаимоотрицанием противоположных сторон, противоречием.
74
2. Закон единства и взаимоисключения противоречий есть универсальный закон диалектики и философии (хотя не все направления философов признают законы в развитии всех сторон действительности). Можно не признавать закон Архимеда, но он действует, также можно не брать во внимание формулу "раздвоения единого на противоположные стороны и познание их". Эффект непризнания одинаков.
3. Категории тождества, различия, противоречия, борьбы - помогают вскрыть главную идею данного закона - источник развития.
4. Гармония и противоречие - взаимодополняющие категории, которые позволяют смотреть на гармонию как на последствия развития, как на образец, идеал.
75
1
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970.
1
Параграф написан на основе идей
А.Н. Аверьянова См. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра философских наук "Методологическое значение принципа системности в познаваемости мира". М., 1987; он же - Системное развитие мира. М., 1985.
1
Эту мысль подтвердил в 1977 г. посол США в СССР.
1
Назаров В. За порогом вражды. М: Мысль, 1981. С. 212.