Тема 5. Основные принципы диалектики
§ 1. Общая характеристика принципов
Принцип (от лат. principium - начало, основа) в философии то же, что и ОСНОВАНИЕ, т.е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.
52
Под принципом понимается вообще всякое основание, наиболее широкая идея, лежащая в основе объяснения бытия, его познания, объяснения. Современная философия использует ряд принципов: 1) принцип развития; 2) принцип всеобщей связи; 3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности и т.д.
§ 2. Идея развития
Чем глубже мы всматриваемся в окружающий мир, тем все больше отмечаем его постоянное движение и развитие. Мир состоит из незавершенных идей, предметов, явлений. Истина есть процесс. Философия - дочь своего времени. Движение материи как способ ее существования в соединении с принципом всеобщей связи дает общую идею развития мира. Диалектика как комплексное учение о развитии на всем видит печать падения, исчезновения, гибели. Вечен только процесс движения, развития.
§ 3. Развитие и прогресс
Понятия "развитие" и "прогресс" не тождественны. Развитие всегда связывают с появлением НОВОГО качества. Оно может быть более высокого уровня, более совершенным по сравнению со старым. Но не всегда. Бывает и регрессивная тенденция. Старение организма человека - явно регрессивная сторона развития. Оно может сопровождаться в то же время явно прогрессивными проявлениями (накопление информации, опыта). Регресс проходит ряд стадий в мире живых организмов, которые вынуждены приспосабливаться, в связи с чем могут принимать упрощенные формы существования, хотя вид в целом может процветать.
Регресс и прогресс в объективной стороне действительности существуют рядом, так же как деформация, распад, скачкообразность, эволюционные изменения, спиральность и цикличность существуют рядом как противоположные направления развития.
Восходящее и нисходящее развитие. Различают ВОСХОДЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ - это путь от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, информационно емкому, с богатой структурой.
53
НИСХОДЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ в материальной и духовной сфере - это путь разложения, "мельчания", обеднения. Примером может служить кадровая политика КПСС в последние 20 лет своего существования, когда к руководству партии пришли серые, нравственно неустойчивые личности, преимущественно занятые проблемами собственной выгоды, приведшие к краху и партию, и ее идеологию. Равнодушие чиновников аппарата КПСС от уровня райкома до Центрального Комитета к нуждам народа, недемократичные методы управления привели к тому, что команда Горбачева, используя государственное телевидение, взломало существующие ценности морально-государственного характера, за 8-9 лет было выращено новое "бездуховное", безыдейное поколение молодежи. 20-миллионная партия коммунистов была побеждена информационными методами, молодежи прививается индивидуализм.
В реальной жизни регресс и прогресс соединены. В одних случаях преобладают процессы восхождения - и здесь заметен прогресс. В других - заметнее проявляется регресс - нисходящее начало. Всеобщее неостановимое и необратимое движение в мире преобладает. Оно сопровождается появлением все более новых форм.
Говоря о принципе развития, необходимо обратить внимание на наличие разных подходов к самой идее развития, ее технологии. Антидиалектики, метафизики тоже полагали, что развитие имеет место. Но они не видели причину развития в самом фундаменте материи. Развитие объектов рассматривалось вне связи объекта с другими предметами. Истина рассматривалась как нечто окончательное, застывшее, а не как процесс1.
Диалектическая концепция развития показала источник развития - самодвижение, саморазвитие материи, всего сущего.
Внутренняя причина самодвижения заключена во взаимодействии противоположных сторон, сил, тенденций.
Скажем, равновесие красных и белых телец в организме человека означает здоровье. Нарушение этого равновесия ведет к заболеванию (например, лейкоцитоз - рак крови, означает катастрофическое уменьшение в составе крови человека красных кровяных телец).
54
§4. Принцип всеобщей связи
Все предметы, объекты, процессы, окружающие нас, находятся в самых разнообразных связях, отношениях. Любой предмет - часть бесконечной цепи. Связь, объединяющая все предметы мира, носит универсальный, всеобъемлющий характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира. Все связано со всем, все формы движущейся материи также взаимосвязаны, начиная от дозвездных структур и кончая живыми, биологическими формами. Связь отражает зависимость между явлениями, регулирует взаимообусловленность их существования и развития.
Отношение - одна из форм связи, момент всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.
Тип чсвязи отражает уровень организации материи. Так в неорганическом мире проявляет себя связь притяжение - отталкивание. В обществе действуют инварианты этого же, преломленные через социальные формы бытия: симпатия - антипатия, классовая борьба, содействие, противодействие и др.
Формы связей бывают внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные и др.
Примером внутренних связей относительно летательного аппарата можно назвать действие двигателя, мотора.
Внешние связи по отношению к тому же самолету - сопротивление воздуха, давление, облака, направление ветра, сила земного притяжения.
На человека могут действовать непосредственные связи - скажем, температура окружающей среды. Это результат непосредственного взаимодействия.
Влияние состояния планет Солнечной системы - опосредованное взаимодействие - опосредованная форма связи.
Любая форма связи имеет свою основу, свой фундамент. В процессе своей деятельности человек познает существующие связи и отношения предметов и явлений. Воздействие человека на природу неоднозначно. Люди сажают сад и деревья, но в то же время на земном шаре ежедневно уничтожается 8 квадратных миль лесов. Человек улучшает землепользование, но ежегодно в некоторых регионах отдельных стран увеличивается эрозия почвы и сокращается слой гумуса.
Связь как понятие философии позволяет рассматривать принципы философии во взаимодействии, в союзе.
55
§ 5. Историзм как принцип
Любая вещь, процесс возникает, проходит главные этапы своего существования, а затем исчезает, погибает. Скажем, планета Земля возникла примерно 6 млрд. лет тому назад. В своем возникновении Земля прошла этапы становления из раскаленных газовых туманностей, достигла современного состояния. Ф. Энгельс уверенно говорил о ее остывании и неизбежном превращении в холодную безжизненную планету типа Луны.
Материалисты распространяют принцип историзма на все сферы реальности, поскольку он согласуется "с монистическим принципом материального единства мира"1. Необходимо отметить, что историзм в природе надо понимать не столь тотально широко: да, Жигулевские горы возникли 500 млн. лет тому назад, сейчас это холмы (самая высокая точка 310 м); да, Луна была обычной планетой, а ныне холодное космическое тело; да, конфигурация созвездия Большой Медведицы 50 тыс. лет назад была иной, нежели сейчас; наконец, физический тип человека 40-50 тыс. лет назад окончательно сформировался. Как будто бы историзм налицо. Но если вдуматься, то природа, материя ВЕЧНА, НЕУНИЧТОЖИМА. Мы видим только ее фрагменты, историю этих фрагментов природы. Поэтому лучше говорить не о принципе историзма относительно природы, а о принципе эволюции.
Формы историзма различны. Социальный аспект историзма связан с пониманием того, что общественная история ЗАКОНОМЕРНА, НЕОБРАТИМА и развивается НАПРАВЛЕННО. Появление качественно новых социальных структур и систем вероятно. Идеи историзма в изучении общественной жизни содержались у Гегеля, К. Маркса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, Г. Шмоллера (Германия XIX-XX в.), представителей институционализма в экономике - Дж. Гэлбрайта и др. Методологически принцип историзма позволяет верно оценивать целостность, определенность того или иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущего развития.
Скажем, современная Россия движется к статусу колонии (разрушена промышленность, в жалком состоянии находится финансирование науки и высшей школы; в Южной Африке Нельсон Мандела принимает закон об общем среднем образовании, а в России тоже принимают закон о переходе от обязательного всеобщего среднего образования к 8-летнему). Знание
56
недалекой истории СССР - России свидетельствует, что до 1988 г. страна была мощным конкурентом Западу и США по всем направлениям: уровень социальной защиты населения в СССР был выше, социальные идеалы - соответственно, уровень жизни в СССР по данным экономического журнала Оксфордского университета составлял 2500 долларов в год, США - 10 000, Непале, Эфиопии - 200 долларов.
Для исторического развития общества существует опасность, она прямо связана с незнанием прошлого, а также с его догматизацией. Это приводит к тому, что зло принимается за добро.
§ 6. Причинность
Причинность (от лат. causa - причина) - один из видов связи, именно как генетический тип связи явлений: одно явление порождает неизбежно другое. Появление нового качества всегда имеет причину. Скажем, появление на вооружении в армии России межконтинентальной ракеты "Тополь-М" означает, что старая модель ракеты такого назначения уже не отвечает современному состоянию науки и потребностей России в защите своих государственных интересов.
Известно, что развитие может быть прогрессом, но также и регрессом - деградацией.
Ряд видов связей (функциональные зависимости, отношение симметрии, пространственно-временные корреляции) не подпадают под разряд причинно-следственных по содержанию. Но это не означает, что они беспричинны.
Причинность всеобща. Отыскивать "первопричину" всегда затруднительно. Философы религиозного направления, богословы, идеалисты некоторых толков видят таковую в Боге (Ф. Аквинат, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, К.Э. Циолковский и т.д.). Причем в доказательствах философов этого направления имеется такой тезис: "Да, вы познаете причинно-следственные связи и на их основе устанавливаете, формулируете законы. Но вы, материалисты, вы никогда не узнаете истинной причины существования этих законов". По сути - это разновидность рассуждений Ф. Аквинского о первопричине.
§ 7. Принцип системности
Принцип системности и связанный с ним системный подход - важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себе целый комплекс
57
идей теории диалектики. Каковы же основные принципы системного исследования.
Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы - ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ. Это предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в соотнесении объекта со средой, внешним окружением и путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого. При этом свойства целого понимаются с учетом элементов и наоборот.
Представление о целостности системы конкретизируется через понятие СВЯЗИ. Среди различных типов связей особое место занимают системообразующие связи. Разные типы устойчивых связей образуют структуру системы, т.е. обеспечивают ее упорядоченность. Характер этой упорядоченности, ее направленность характеризуют организацию системы. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали (связи между однотипными, однопорядковыми компонентами системы), так и по вертикали. Вертикальная структура предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней.
Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является УПРАВЛЕНИЕ. Этим термином называют разнообразные по жесткости и формам способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем. Иерархичность строения - специфический признак системы, а связи управления - одно из характерных выражений системообразующих связей. При исследовании систем, располагающих собственными органами управления, рассматриваются также цели и целесообразный характер их поведения. Существенная черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами, с целесообразным характером поведения. В этом случае источник преобразования системы обычно заключен в ней.
§ 8. Законы диалектики. Пропедевтическая (вводная) характеристика
Парные категории: "необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, форма и содержание проявляются как дополнительные
58
законы диалектики. Взаимоотношения этих категорий есть "своеобразные строительные леса диалектики".
Три универсальных ЗАКОНА ФИЛОСОФИИ: закон единства и взаимоисключения противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания характеризуют РАЗВИТИЕ.
Каждый закон освещает определенную ГРАНЬ.
Закон единства и взаимоисключения противоположностей показывает источник развития. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?
Закон взаимного перехода количества и качества показывает, как, в какой форме происходит переход от одного качества к другому.
Закон отрицания отрицания показывает направление развития. Он отвечает на вопрос: куда направлено развитие?
Следует отметить, что идет современное осмысление законов диалектики. Ученый из Самары Алексей Фомич Журавлев1 предлагает свое видение законов диалектики. Их у него четыре:
- Закон критического расстояния.
- Закон количественной оптимальности.
- Закон чередования качества при изменении количества.
- Закон единства, антагонизма и перекрестности противоположностей. Современную диалектику можно представить как вариант общей теории развития.
59
1
Спиркин А.Г. Основы философии. М, 1988. С. 154-190.
1
Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 163.
1
Журавлев А.Ф. О законах и опасностях мира (Опровержение господствующей философии) // Позиция / Самарский Дом Печати. 1992. С. 42-46.