Раздел II.
Общетеоретическая
основа философии
Тема 4. Категории философии
§ 1. О разработке философской теории как системы категории1
Вероятно, нет более многосторонней области знания, чем философия. И каждая ее сторона (аспект, часть, раздел) обладает значительной самостоятельностью. А в силу практических обстоятельств (как объективных, общественно значимых, так и сугубо индивидуальных, личностно-пристрастных) любая из многих сторон философии может выдвинуться на первый план, затмить собой другие разделы философского знания, претендуя на то, что она одна и есть вся философия как таковая. История и современность иллюстрируют сказанное почти беспредельным плюрализмом философских учений и соответствующих лекционных курсов, читаемых студентам вузов во всем мире. В какой-то степени с этим можно смириться, спокойно продолжая существующую практику. Но даже и при таком подходе возможны наиболее оптимальные варианты.
Будем исходить из достаточно очевидного понимания философии как непосредственно мировоззренческой и вместе с тем предельно общей науки. Из этого следует, что предметом философии оказывается совокупное отношение человечества ко всему миру в целом. Субъектом философски осмысляемого мировоззрения предстает именно все человечество, а
43
объектом - именно весь мир в целом, все существующее вообще, включая, естественно, и само человечество (конечно, и человечество, и мир в целом понимаются всегда лишь на уровне определенного времени, отсюда и бесконечность развития философии). Каким же образом философии удается вовлечь в рассмотрение такой бесконечный предмет? С помощью понятия всеобщего позволяющего сформулировать идею единства мира, определить его как саморазвивающуюся субстанцию.
Философы по-разному понимали и понимают всеобщую сущность мира, всеобщую субстанцию, но если они хотят мыслить именно как философы, если они хотят размышлять о природных, социальных, познавательных, нравственных, эстетических и других явлениях именно на философском уровне обобщения, они обязаны по роду своей профессии рассматривать эти явления не иначе, как в отношении ко всему миру, к общей субстанции, описывая эти явления не в их частично особенной форме, а буквально как индивидуально своеобразные проявления всеобщей субстанции. Именно так поступал идеалист Гегель, рассматривая все как проявление божественной субстанции - идеи. Так поступал и материалист Маркс, раскрывая материальные основы человеческой жизни и связывая их с природным бытием субстанции материи. Так поступал и Спиноза, характеризуя мышление в качестве атрибута субстанции - природы. Именно поэтому и Спиноза, и Гегель, и Маркс считаются величайшими философами (при всем различии и неизбежной ограниченности их учений).
Реализовать указанное понимание философии в виде логически цельной теоретической системы возможно только с позиции диалектики. Многое в этом отношении сделал Гегель. Маркс показал, что довести до конца начатое Гегелем можно лишь освободив диалектику от идеализма. Материалистически истолкованный метод восхождения от абстрактного к конкурентному Маркс успешно применил для разработки политэко-номической теории капитализма по подобной логики материалистически понятой диалектики нет до сих пор, хотя объективно для этого уже имеется все необходимое.
Что есть принципы, законы и категории диалектики? Они есть не что иное, как всеобщие формы бытия и познания. А разве без познания последних, без обсуждения и анализа выражающих их понятий возможна философия? Нет, конечно. Без диалектики невозможна философия как наука. Диалектика есть теоретическая основа, ядро, скрепа всего философского знания. А без собственной теоретической основы любая
44
совокупность знаний лишается возможности превратиться в логически прочную и убедительную систему и остается лишь механическим набором разрозненных сведений и мнений.
Именно диалектика, диалектическая логика может и должна представить предельно обобщенную теорию философии в целом в виде систематически развернутой идеи единства мира. В начале изложения философской теории данная идея может быть выражена лишь в наиболее абстрактных категориях бытия вообще, характеризующих его на уровне природных проявлений. Но дальше общефилософская теория должна отразить логическое развитие идеи единства мира до более конкретных категорий социальной философии, представляющих субстанцию мира в форме уже общественного бытия и общественного сознания.
Указанный логический каркас категорий необходим для теоретической системы любой философии, поскольку она обязана оставаться мировоззренческой формой знания. Трактовка же этих категорий, их понимание, объяснение и видоизменение будут определяться спецификой соответствующего мировоззрения, общественными идеологическими установками мыслителей, их разнообразными личными пристрастиями. В одних случаях компоненты мировоззрения будут в большем соответствии друг другу, в иных случаях они могут существенно расходиться. В результате одни философские учения оказываются логически более строгими и стройными, другие же предстают откровенно непоследовательными и логически произвольными.
С точки зрения соответствия объективному содержанию науки конца XX века и исторической практике человечества, взятой в целом, а не в разрозненных ее проявлениях, материалистическая диалектика с принципом единства мира в его материальности и развитии остается наиболее обоснованной и предпочтительной. События последнего десятилетия в СССР, России и мире не опровергают, а подтверждают названное философское учение. Нельзя отождествлять советскую философию с материалистической диалектикой. Советская философия, как и КПСС, была неоднородной, в ней были разные течения. Последовательные материалисты-диалектики давно уже были в меньшинстве, но именно они выражали истинную философскую позицию. Во многих же случаях материализм и диалектика, философия природы и философия общества отрывались друг от друга и представлялись в искаженном виде.
45
Построение указанной теории материалистической диалектики по методу восхождения от абстрактного к конкретному и будет собственно теоретическим обоснованием материализма в целом и особенно исторического материализма как его части. Без такой теории фактически оторванными друг от друга остались как диалектика и материализм, так и философия природы и философия общества. Без диалектического обоснования материализм оказывается как бы в теоретической пустоте, а диалектика без материализма остается абстрактной, обедненной, не доведенной до логического завершения. Без означенной теории ослабленным остался и философский принцип монизма, единства мира в его многообразии. Объективно последовательный монизм творчески плодотворнее плюрализма, который хорош лишь в процессе поиска ответов на нерешенные вопросы. Возведенный же в принцип плюрализм означает отказ от самого решения исследуемых общих проблем.
Изучение философской теории и диалектики как ее ядра, усвоение содержания общий категорий и осознание внутренней логики их взаимосвязи - мощное средство развития теоретического мышления, защиты науки от натиска мистики, всякого рода вненаучных и антинаучных представлений.
§ 2. Категория как философское понятие
Всякая наука является таковой лишь тогда, когда она представлена в формах понятий, принципов и законов.
Все, что человек знает об окружающем его мире и о себе самом, он знает в форме понятий и категорий. Не только в процессе научного исследования, но и в обыденной жизни, в своей практической деятельности человек мыслит не конкретными чувственно воспринимаемыми образами предметов, а более сложными отображениями этих предметов - ПОНЯТИЯМИ. Понятие является поэтому одной из логических форм отражения мира в мышлении, с помощью которого познается сущность явлений и процессов, обобщаются в абстрактной форме их существенные стороны и признаки (дом, человек, болезнь, книга).
Основные понятия, отражающие наиболее общие существенные свойства и качества, стороны и отношения какой-либо области действительности и познания, называются КАТЕГОРИЯМИ. Каждая наука в процессе исторического развития вырабатывает свои особые специфические категории. В механике, например,
46
рассматриваются такие категории, как сила, масса, энергия, поле, потенциал. Биология пользуется такими категориями, как жизнь, клетка, наследственность, рефлекс и т.п. В категориях любой науки выражается, концентрируется ее основное содержание, это - узловые моменты познания мира.
Но человечеством на основе практики и познания выработаны такие понятия, которые имеют еще более широкое значение, чем категории специальных наук. Эти понятия употребляются во всех без исключения областях знания, поскольку отражают и фиксируют наиболее общие и наиболее существенные черты объективной действительности и познания. Это - философские категории, универсальные понятия.
§ 3. Категории философии
Какова же природа философских категорий и их связь с бытием? В истории философии сложились разные точки зрения на природу категорий и их роль в познании. Это различие определялось ответом на вопрос: что представляют собой философские категории?
По первому варианту философские категории определялись как чисто мыслительные конструкции, не имеющие никакого отношения к внешнему миру.
По второму варианту они считались идеальным выражением самой действительности, ее определенных сторон, существующих независимо от сознания.
Нетрудно заметить тесную связь между основным вопросом1 философии и вопросом о природе категорий, общих понятий, универсалий.
В древней философии наиболее глубокую попытку исследовать категории и их природу была предпринята АРИСТОТЕЛЕМ. Аристотель насчитывал десять КАТЕГОРИЙ, которые он определял так: "Сущностью является, коротко говоря, например человек, лошадь. Количество - это, например, в два локтя, в три локтя. Качество - например, сведущее в грамматике, белое. Отношение - например, двойное, половинное, большое. Время - например, вчера, в прошлом году; Место - на площади, в Ликее. Положение - например, лежит, сидит. Обладание - например, обут, вооружен. Действие - например, режет, жжет. Страдание - например, его режут, жгут"2.
47
Природу категорий Аристотель понимал материалистически. Категории есть основные роды самого бытия, самого объективного мира. По Аристотелю, не категории, не понятия порождают бытие, а наоборот, бытие находит свое выражение в категориях. "Понятие ни в коем случае не является причиной существования вещей, но (напротив) вещь представляется некоторым образом причиной истинности соответствующего понятия".
Противоположной позиции придерживался в учении о категориях древнегреческий идеалист ПЛАТОН. Он рассматривал понятия как известно существующие где-то в мире идей. Понятия у Платона выступают причиной вещей, образцом, по которому они создаются и к которому стремятся. Реальные вещи - лишь бледные тени идей.
По существу такой же объективно-идеалистической точки зрения на природу категорий придерживался и ГЕГЕЛЬ. Ему принадлежит историческая заслуга создания наиболее полного и последовательного учения о категориях в XIX веке. Главной особенностью гегелевского учения о категориях является его диалектический характер. Категории у Гегеля представлены в их тесной взаимной связи, они выводятся друг из друга как закономерный результат свойственных им внутренних противоречий, исторически изменчивы, гибки, подвижны. Но у Гегеля категории вначале существовали в лоне абсолютной идеи как ступеньки ее развития и лишь потом отобразились в природе. Сущность каждой вещи идеальна, духовна и заключается в соответствующем понятии. Категории по Гегелю существуют до вещей, затем воплощаются в вещах и лишь в результате этого оказываются рано или поздно в человеческом сознании.
Субъективно-идеалистическая трактовка сущности категорий наиболее ярко выражена в философии КАНТА. Категории у Канта являются изначальными формами чувственности и рассудка. Всеобщие, необходимые формы связей как причинности (закон, форма и т.д.) присущи человеческому уму априорно, т.е. до всякого чувственного опыта. Сам по себе мир лишен всяких причинных связей, необходимости, единства и т.д. Он хаотичен, беспорядочен. Порядок и закономерность вносит в мир вещей человеческий рассудок при помощи априорно присущих ему категорий. Таким образом, категории у Канта служат как бы лесами, которые концентрируют человеческий ум для организации, упорядочения ощущений, впечатлений и т.д. Понятно поэтому, что категории не дают никакого знания о вещах, а являются лишь субъективным условием познания.
48
Приступая каждый раз к познанию действительности, человек осмысливает вещи через уже готовую, существующую в его голове систему категорий и законов. Но ведь прежде чем оказаться в голове, категории мышления должны были откуда-то взяться. При историческом подходе к делу оказывается, что то, что в отдельном акте познания представляется как предпосылка, выступает как результат познавательной деятельности всего человечества. Категории - не плод чистой мысли, содержание их вырастает из материальной практики. Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в нашем сознании фигурами логики, т.е. в форме законов и категорий. Мышление в понятиях о предметах и их свойствах возникает лишь как отражение и обобщение практических усилий человека, направленных на подчинение сил природы нуждам и потребностям людей. Природа сначала проходит через руки человека, вооруженного орудиями труда, прежде чем становится предметом его мышления.
Например, категориям причины и следствия неоткуда было бы взяться, если бы в течение многих тысячелетий люди путем наблюдения и главным образом под воздействием практического преобразования природы, многократно повторяющегося опыта не убеждались в том, что каждое явление причинно обусловлено, есть результат действия определенных причин, если бы они в своей практике не воспроизводили присущие самим вещам причинно-следственные связи и отношения. Категория причины и следствия явилась выводом из этой деятельности и итогом познания. Это в равной мере относится ко всем категориям и понятиям.
Категории и понятия, являясь определениями бытия, представляют собой одновременно как бы кристаллы познания, его основные вехи, его узлы. Это формы мысли, в которых сконцентрированы и закреплены результаты практической и познавательной деятельности людей. По определению В.И. Ленина, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети (явлений) действительности, помогающие познавать и овладевать ею. В том смысле, что категории представляют собой их гносеологическое значение. Мы используем категории как точки опоры, дающие возможность правильно подходить к действительности, правильно познавать ее.
Универсальность философских категорий означает также, что они выступают как всеобщие методы теоретического (а, следовательно, и практического) овладения любыми объектами. Схватывая наиболее глубокое и существенное в вещах,
49
категории создают необходимую основу для всестороннего развертывания всех свойств и отношений любого конкретного объекта. Без философских категорий невозможно поэтому никакое научное теоретическое мышление об объекте. Чем более зрелой является наука, чем ближе от простого эмпирического описания фактов к созданию теории фактов, тем большее значение приобретают для анализа ее предмета философские категории.
Представляя как бы каркас человеческого знания, философские категории очень устойчивы. Но вместе с тем система философских категорий изменчива, исторична. Историчность категорий заключается, во-первых, в том, что те или иные понятия и категории возникают лишь в определенные исторические периоды, когда для этого созрели необходимые теоретические и естественно-научные предпосылки. Содержание и количество категорий изменяется и развивается, одни категории появляются, другие отмирают.
Во-вторых, содержание отдельной категории является также подвижным, оно развивается и уточняется в ходе познания и практики. Достаточно напомнить, как изменилось философское понятие материи от древнейших времен до наших дней, или сопоставить современное понятие "атом" и представления об "атоме" у Эпикура и т.д. Гибкость, изменчивость философских категорий и дает им возможность отражать вечно изменяющийся и развивающийся объективный мир.
В-третьих, диалектика понятий и категорий заключается в том, что каждая из них и все они вместе отражают связь, взаимозависимость явлений, без учета которой ничего нельзя понять в действительности, и все вместе дают целостное представление о мире. Поэтому категории неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга, переходят одна в другую: случайное становится необходимым, единичное - общим, количественные изменения переходят в качественные, следствие становится причиной и т.д. Идею "всемирной, всесторонней, живой связи в понятиях человека, которые должны быть также обтесаны, подвижны, взаимосвязаны, релятивны, едины в противоположностях, дабы объять мир", не случайно назвали гениальной.
Все категории диалектики образуют систему, в которой они не просто произвольно расположены одна подле другой, а выводятся одна из другой согласно объективным законам реальности и законам познания от простого к сложному, от явления к сущности, от внешнего к внутреннему.
50
Итак, в характеристике категорий философии необходимо выделять следующие основные моменты:
- 1) объективное, предметное содержание категорий (категории - определения бытия, формы отражения всеобщих свойств бытия);
- 2) категория как итог познавательской и практической деятельности людей;
- 3) категории как опорные пункты дальнейшего познания и практического преобразования действительности (гносеологический аспект);
- 4) категории как средство метода познания (методологический аспект);
- 5) философские категории как формы мышления, как категории логики (логический аспект категорий);
- 6) диалектическая сущность категорий (подвижность, изменчивость, связь и переходы категорий друг в друга). Ниже приводятся оригинальные системы категорий Аристотеля и Канта.
Все эти 9 категорий отвечают на вопрос:
Каковы свойства вещи?
51
I группа
- Количество
- Единство
- Множество
- Всеобщность
II группа
- Качество
- Реальность
- Отрицание
- Ограничение
III группа
- Отношение
- Субстанция и аксиденция
(временное, нисходящее,
несущественное свойство вещи)
- Причина и действие
- Взаимодействие
IV группа
- Модальность
- Возможность - невозможность
- Существование - несуществование
- Необходимость - случайность
52
1
Автор параграфа
Е.Ф. Солопов.
1
Мы полагаем, что основных вопросов в любой философской системе несколько.
2
Аристотель. Категории // Соч. в 4-х т. Т. II. М, 1978. С. 51-91.