Тема 3. МЕТОДЫ в философии

§ 1. Диалектика как система

Когда мы говорим о диалектике как методе познания и преобразования действительности, то имеем в виду, что этот метод есть часть теории философии. Вся система диалектики входит в теорию философии. В свою очередь, философская теория обогащает диалектический метод. Философский метод и теория взаимообогащают друг друга.

Диалектика как метод, как стиль мышления существовала всегда, в том числе и во времена неписанной истории. Состояние фундаментальных наук таково, что они сами разрабатывают свою методологию. Не исключено, что такая ситуация приведет

27

к поискам новых возможностей диалектики или к созданию суперметода философии и познания, если это окажется целесообразным, необходимым. Пока же мы считаем, что на современном уровне диалектика есть вариант общей теории развития.

§ 2. Разнообразие методов философии

Диалектика никогда не была единственным и всеми признанным методом. Она получила развитие и интерпретацию в отечественной философии как способ мышления, наиболее адекватно соответствующий состоянию и развитию русской науки, а также особенностям общественного развития, которое мощными шагами продвигалось к своему типу цивилизации.

Наряду с диалектикой всегда существовали и будут существовать и иные методы мышления, стили познания. К их числу относятся софистика, эклектика, метафизика, догматизм, герменевтика и т.д. Современная западная философия оперирует герменевтикой - методом прочтения и истолковывания смысла текстов.

Софистика. Это совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения вещей, признаются истинными, не подлежащими критике, пересмотру.

Софистика стремится к сохранению наличных положений и теорий. Рассуждения софистики пытаются с помощью искусной реинтерпретации нового представить его как частный случай имеющегося, наличного или преднамеренно нарушая законы логики очистить наличную систему знаний от всего противоречивого. Этот метод сознательно использует семантические и логические правила и операции с целью доказать желаемое.

Софизм - это произвольно выбранное рассуждение, построенное на таких альтернативах, которые заведомо выгодны софисту, так как с их помощью можно доказать все, что угодно.

Так, по рассказу Аристотеля, одна афинянка внушала своему сыну: "Не вмешивайся в общественные дела потому, что если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, если ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги".

На сентенции афинянки можно ведь возразить так: "Ты должен участвовать в общественных делах, потому что, если

28

ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если будешь говорить неправду, тебя будут любить люди".

Софистика вытесняет противоречия за рамки наличной системы знаний и тем самым способствует уживанию новых и старых знаний. Софистика пропагандирует бесконечный релятивизм в области человеческого познания: о предмете можно сказать все. Нет границ, водоразделов, что специально использовалось в корыстных интересах его представителями (мед сладок - мед горек; башня круглая - башня четырехугольная). Недаром слово "софист" означает - умелец, искусник, изобретатель, мудрец.

V век и 1-я половина IV века до н.э. - время оформления софистики как направления в философии и общественно-политической практике Греции. Софисты продавали свое искусство за деньги.

Представителями софистов были: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и т.д. Появление софистики было связано с потребностями экономического развития античной Греции. Это были времена рабовладения, необходимости преодоления застойных традиций семейно-родового быта, потребности в новых общественных и политических деятелях. Упадок софистики наступил уже в IV веке до н.э. Во II веке н.э. появилось течение, стремившееся реставрировать идеи и стиль греческих софистов V-IV вв. до н.э.

Нельзя только отрицательно смотреть на софистику. Софистика, как правило, связана с появлением новых теорий, идей, условий бытия.

Софистика способствует выявлению логического противоречия системы знаний. Софистика выступает необходимым элементом при перестройке прежних знаний, систем. Софистика, в силу защиты и обоснования прежних систем формирует, способствует кристаллизации своей противоположности - научной критики.

Софизмы всегда конкретизированы, так как они есть реакция на то или иное явление, которое угрожает старому, наличному, данному. Поэтому каждый софизм уникален.

Софистическая аргументация легла в основу европейского способа мышления. Через критику софистики античность вышла к новой концепции мира. Эта концепция основана на тождестве мысли и бытия. Переход этот завершен Аристотелем и закреплен в христианстве. Таким образом, бесплодная с точки зрения научного продукта в обычном его понимании, софистика в общем движении познания занимает законное

29

место проблемообразующего момента, делает доступным для осознания то, что никогда не было бы замечено как проблема.

Эклектика. Эклектика - методологический прием, не несущий познавательной нагрузки. Этот прием основан на использовании механически соединенных фактов и формулировок, поэтому заведомо ведет к ложному отражению мира.

Эклектика - это направление в развитии системы знаний, характеризующееся наличием в ней элементов, которые не имеют единого теоретического основания и относятся к различным, иногда противоречивым аспектам рассмотрения объекта.

Как осознанный методологический прием эклектика появилась впервые в позднегреческой философии, широко использовалась в средневековье в ходе схоластических диспутов, опиравшихся на цитаты, и в спорах нового времени.

Она применяется и в настоящее время в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, находя основу в моде, привычках, традициях, стремлении к унификации и ряде других свойств человеческой психики, позволяющих при некотором опыте подменять логические основания сообразно с поставленной целью.

Пустоту и бесплодие таких построений отмечали многие философы от Сократа и Аристотеля до В.И. Ленина, который резко критиковал эклектику за попытку выдать себя за диалектику. Эклектика в этом случае подрывает основание и целостность предмета. Ленин писал: "... подделка эклектизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывая все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития".

Метафизика. Метафизика - это способ мышления ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ диалектическому.

Метафизика как метод имеет ряд своих принципов:

  • 1) истина принимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс, не дитя своего времени;
  • 2) утверждается, что все стороны познаваемого мира абсолютны;
  • 3) признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно;
  • 4) все объекты рассматриваются вне связи друг с другом.

30

Термин "метафизика" относится к I в. до н.э. Им обозначали ту часть философского наследия Аристотеля, которая шла после физики. В философии Средневековья метафизика служила теологии как ее теоретико-философское основание. В XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) метафизика выступала в тесной связи с естественно-научным и гуманитарным знанием. Эта связь была прервана в XVIII в. В Новое время метафизика понимается как антидиалектика, как способ мышления рутинный, односторонний (вещи неизменны и независимы друг от друга). Термин "метафизика" как антидиалектика впервые употребил Г. Гегель. Метафизика как способ мышления был связан с состоянием наук (неразвитость в XIV-XVIII вв.), а также ограниченностью самого процесса познания того времени.

§ 3. Стихийная диалектика Античности и Средневековья

Диалектика есть общая теория развития, учение о развитии и связях бытия. Она исследует причины развития, его механизм и направления. При изучении связей диалектика акцентирует внимание на связях всеобщих, устойчивых, повторяющихся, необходимых.

Слово "диалектика" впервые применил Сократ (469-399 гг. до н.э.), обозначавший им свой метод философствования. Диалектику Сократ любил сравнивать с майевтикой (букв. - повивальное искусство), так как диалектика - такой способ рассуждений, в результате которого вскрываются внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении и отбрасываются мнения, которые ведут к противоречивым следствиям. Это позволяет выявить те мнения, которые ведут к знанию, истине. Таким образом и осуществляется "родовспоможение" или помощь рождению истины. Сократ полагает, что пробуждая в других стремление к истине, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты. Но еще ранее, чем появилось само слово "диалектика" и значение его как метода философии, начала складываться диалектическая теория в философии античности. Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, становления. Космос мыслится как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия

31

представлялась как превращение одного первоначала в другое - земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно.

Гераклит Эфесский (ок. 540-483 гг. до н.э.). Ученый постулировал универсальность (всеобщность) изменения. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды, - так звучат его собственные слова, - ибо на входящего текут все новые и новые воды". Источником изменения является борьба, "война".. "Война есть отец всего и мать всего". Дело в том, что Гераклит еще не знает термина "противоположности", его ввел Аристотель, Гераклит же пользуется такими словами, как "расходящееся" или "враждующее", воюющее, стремящееся в разные стороны.

Изменение в античной диалектической теории понималось предельно абстрактно, просто как обратимое превращение без порождения чего-то нового, без появления такого нового качества, которое не сводилось бы к предыдущему качеству. Отсюда и образ космоса как мирового завершенного целого, внутри которого одна противоположность перетекает в другую и наоборот (земля в воду, т.е. твердое в жидкое, жидкое в газообразное и т.д. и т.п.) и так до бесконечности.

Отсюда и гераклитовское утверждение о тождестве противоположностей: "Добро и зло одно и то же". Это вовсе не примеры нравственной неразборчивости мыслителя; это закономерный результат его натурфилософии, в которой он строит теоретическую модель действительности, объективной реальности. Тождество, которое древним интерпретаторам его философии представлялось столь загадочным, означает буквально совпадение. И если учесть то, что Гераклит получил свое учение не абстрактно-логическим путем, а придал лишь некоторую теоретическую форму своим конкретно-чувственным наблюдениям "живых" противоположностей, то легко можно прийти к суждению следующего характера: раз уж противоположности явлены нам нашими органами чувств, но совершенно бесполезны для нашего познания Вселенной, то не лучше ли утвердиться в мнении иллюзорности их бытия, а заодно и изменение определить как всего лишь фантом, мираж, навеянный нашей чувственностью. Такая логика нашла отражение в философских конструкциях элейской школы.

Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.). Зенон вошел в историю как автор знаменитых апорий (парадоксов) - "Дихотомия", "Ахиллес", "Стрела" и др., обосновывающих невозможность движения (изменения) ввиду его абсурдности: "Ахиллес никогда

32

не догонит идущую впереди черепаху, несмотря на то, что он идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди него на одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую, и т.д. до бесконечности". Задача представлялась древним неразрешимой. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.

Зенон впервые в философии обсуждал взаимосвязь ПРЕРЫВНОСТИ и БЕСКОНЕЧНОСТИ.

Он утверждал, что бытие Едино и Неподвижно. Множественность мыслится всегда противоречиво. В случае с апориями Зенон допускал бесконечную делимость пространства, а также предполагал неделимость отдельных моментов времени.

Его вывод заключался в следующем: ни движение, ни множество не могут мыслиться БЕЗ противоречия. А для элеатов бытие и мышление - тождественны, одно и то же. Отсюда - нереальность, иллюзорность движения и пространства.

Элейская школа резко противопоставила реальный и мысленный мир.

Интересна и трагична по-своему в связи с этим история софистов, которые осуществили попытку использовать диалектический метод в его антиформе в конструктивных целях, для построения своего рода антитеорий, которые в истории получили название псевдотеорий. Их смелый эксперимент не удался. И очень трудно обвинять софистов в преднамеренном стремлении ко лжи. Их эксперимент провалился в силу того, что диалектический метод очень мало приспособлен для подобных манипуляций. Представление о тождестве противоположностей, без достаточной сводимости их друг к другу и породило беспринципное использование гибкости понятий, их насыщенности многими смыслами и оттенками.

Платон (427-347 гг. до н.э.). Специфика главного метода платоновской философии определяется тем, что Платон развивает, доводя до литературного совершенства, складывающийся в сократических школах жанр философского диалога. Воспроизводя беседы Сократа (центральный персонаж его ранних диалогов), Платон приходит к разработке диалектики, которая тесно связана у него со стихией живой речи и умело направленной беседы и которая противопоставляется софистической

33

эристике (от греческого слова "спор"). Диалектик, по Платону, тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы (диалог "Кратил"). Умение в беседе выхватить из потока мышления нечто незыблемое, добраться через мысленное разделение до некоего неделимого ("Федр"), идеальной сверхчувственной сущности - все это впервые дает подлинное знание. Вершиной платоновской диалектики можно считать "Государство" - произведение, где нашел место небывалый по размаху мысленный эксперимент, в ходе которого определяется понятие справедливости. Платон утверждает здесь, что диалектика не довольствуется только предположениями: с ее помощью можно определить сущность вещи и достичь "беспредпосылочного начала". Точное определение какой-либо вещи (чего-то "одного") должно отличить ее от иного; это приводит к отрицанию всего того, что не есть она сама.

Платон четко, в отличие от софистов, осознал то, на что направлен диалектический метод, область его применения в сложившихся тогда обстоятельствах, его функцию отрицания всего того, что не есть вещь сама, отличия сущности от вещи, т.е. внутреннего закона вещи, от внешних свойств, от того, как она выглядит в наших глазах, предстает нашей чувственности. По Платону сущность очищается от вредных примесей, грязных наслоений нашего восприятия. Но Платон пошел еще дальше, сделав кардинальный для его философии мировоззренческий вывод: мир множественных вещей объявляется иллюзией, лишь тенью реального мира, отделенных от конкретных вещей сущностей.

Аристотель (384-окт.-322 гг. до н.э.). Критическое исследование Аристотелем Платона помогло ему выйти из замкнутого круга, тупика современной ему философской парадигмы и наконец-то поставить проблему изменения как проблему развития. Например, когда он пишет о древних атомистах (Левкипп, Демокрит) и о других философах, то замечает, какие трудности, испытывали эти авторы в построении своих натурфилософий, допуская лишь самые простейшие виды изменения (соединения и разрушения). Проблема изменения для них не стояла, оно понималось как само собой разумеющееся. Стояла проблема первоначала. Но решение этой проблемы не дает нам ответа на многие вопросы (как появляется новое, как возникает ранее небывшее), т.е. не объясняет самого возникновения. Поэтому важно, с точки зрения Аристотеля, поставить проблему первопричины, т.е. не просто проблему нахождения пассивных

34

первоэлементов (атомов как первокирпичиков), а проблему нахождения порождающей и развивающейся субстанции. Если проблема изменения до Аристотеля выглядела в виде вопроса: как из первокирпичиков складываются вещи, то у Аристотеля - как происходит порождение в конечном счете из первосубстанции других вещей.

Выделим некоторые особенности диалектики Аристотеля.

Во-первых, учение Аристотеля о потенции и акте, его теология (учение о цели изменения, целевая характеристика развития), его учение о материальной, формальной, движущей и целевой причинах были попыткой представить учение о развитии, как о таком изменении, где каждый последующий этап не сводим к предыдущему.

Во-вторых, Аристотель очертил круг проблем, связанных с противоположностями. Отвергнув абсолютное совпадение противоположностей, он отрицал и абсолютное несовпадение противоположностей, но логически все же предполагал их существование в пределе, в потенции.

В-третьих, аристотелевская формальная логика, творцом которой он считается, запечатлела его достижения в области построения онтологии и разработки на этой базе философского метода, очень прогрессивного по содержанию и совершенного по форме.

В-четвертых, Аристотель определил направления разработки философского метода на многие века вперед.

Средневековая диалектика. Схоластической философии мы обязаны постановкой и попытками решения проблемы индивидуации (изучения сходных, но не тождественных явлений), идея которой принадлежит еще стоикам. Это, по существу, углубление проблемы тождества, выражающейся в возможности однозначно описать объект. В каком смысле надо понимать аристотелевское тождество вещи самой себе? Абсолютное ли это тождество? Ведь в реальности вещи постоянно меняются, они динамичны. Философы-схоласты искали основания единства одной и той же вещи, ее сходства с самой собой в развитии, решали проблему преемственности в развитии. На каких основаниях мы можем говорить, например, о мистере Джоунзе, бегущем, и мистере Джоунзе, дремлющем в кресле, как об одном и том же человеке?1

35

Существуют три версии оснований тождества и различия вещей: концептуализм, реализм, номинализм. Согласно концептуализму типологические различия вещей создает форма, индивидуальные различия - материя.

Согласно реализму основу индивидуации нужно видеть не в материи, но в форме, которая создает неповторимость и "отдельность" вещей.

Согласно номинализму основы индивидуации следует отыскивать во внешних характеристиках вещи - в ее положении в пространстве и во времени, а также в ее имени.

Таким образом и выводился их принцип индивидуации или, другими словами, закон о причинах индивидуации, порождаемых актом творения мира. Принцип индивидуации встречается впервые у Фомы Аквинского в одноименном сочинении. В близких вариантах проблема и ее решение повторяется вплоть до Лейбница.

Диалектика Возрождения и Нового времени. С Лейбница Г.В. (1646-1716 гг.) проблема индивидуации получает свое второе рождение, переходит из области словесного спора о понятиях, о началах индивидуации в плоскость движущих причин индивидуации. Корни индивидуации (тождественности развивающейся вещи самой себе) ищутся в самой динамике развития, во взаимодействии, отношении между собой предыдущего и последующего этапов (а не в покоящейся вещи). Ищется "жизненный принцип", а не статистический закон.

Такой подход к проблеме намечается еще ранее у Николая Кузанского, одного из глубоких мыслителей XV века. Он ввел представление о совпадении противоположностей, оппозиции или даже противоборстве частей внутри целого, предстающего, в свою очередь, как единство более высокого порядка.

Философы Возрождения, а затем Нового времени, несмотря на господство метафизических воззрений во всех сферах мышления, продолжали творчески развивать идеи аристотелевского учения о развитии. Так, Рене Декарт представил учение о неоднородности развития применительно к космологии; Спиноза - о развитии как порождении природы из самой себя, учение о субстанции, исключающей существование какого-либо другого начала; Лейбниц учил о непрерывности развития, связи прошлого и настоящего, о появлении нового как единства противоположностей, но более высокого порядка, чем просто их соединение.

36

Углублялась онтология, которая понималась уже не дискретно-разорвано, а как взаимодействие, поток, в котором через внутреннюю динамику получают свои неотъемлемые характеристики явления бытия.

Самое главное, что определило существование эпохи Нового времени - изменение подхода, угла зрения на проблему развития. Дело в том, что диалектический метод стал апеллировать не к предметам, а к отношениям. И это было связано с пересмотром идеи бесконечности. Новая постановка идеи бесконечности могла быть осуществлена, хотя и в незрелой форме, но в виде необычной парадоксальной теории. Речь идет о Канте, создавшем гипотезу о происхождении планетной системы из первоначальной "туманности". Впервые был поставлен научно вопрос об истории природы, о времени существования вещей. В теории познания Кант раскрывает антиномии - противоречия между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и, как правило, каждое из которых есть логический результат одной и той же теории, например:

  1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.
  2. Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

Но Кант смотрит на противоречие еще по-старому, как на иллюзию человеческого разума. Кант обнажает эти противоречия с целью освободиться от них в построении истинной теории. Но как освободиться? Смотреть на них как на ошибки разума? Но если чувственное восприятие еще может ошибиться, то можно ли усомниться в ущербности разума? И здесь Кант открывает путь преодоления противоречий разума, что и легло в основание позитивной диалектики. Сам человеческий разум начинает мыслиться исторически, как изменившийся. Ошибки разума становятся ошибками исторических форм разума, господствующих теорий, неспособных понять идею бесконечности развития и самого познания.

Кантом открывается возможность нового применения метода диалектики. Это связывается с пересмотром, с необходимостью новой постановки и решения проблем развития. Новую теорию развития Кант связывает с диалектичностью разума субъекта, создав тем самым субъективную диалектику мышления.

Дальнейшие возможности развития диалектики и выхода ее за пределы антиномичности суждения были воплощены в

37

философской системе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.).

Диалектика Гегеля, К. Маркса, В.И. Ленина. Диалектика как общая теория развития - взлет гегелевского теоретического мышления. Предшествующая ему созерцательно-механистическая методология материалистической философии и рационализма XVIII в. была построена на признании исходного значения опыта, эмпирического происхождения теории. Индуктивный метод Бэкона-Локка-Милля был выражением данного подхода.

Постулат Гегеля был иной. Гегель полагал, что философия не может быть наукой, если она не предъявит обоснования своего особенного, только ей принадлежащего метода. Метод не может быть чем-то посторонним и внешним по отношению к самой философии, он должен выражать стихию философского мышления. Гегель утверждал, что его метод всегда стремится только развить процесс, необходимо следующий из понятия, а в остальном он не нуждается ни в каких основаниях и методах1.

Этот метод, по мнению Гегеля, неуязвим для теоретической недиалектической критики, ибо он выражает объективное в себе, то есть обобщенное идеальное отражение действительного содержания. Метод в его представлении - это сама природа содержания, движущаяся в научном познании. Гегель признает, что диалектический метод можно усовершенствовать, но он утверждает, что этот метод является единственно истинным: "Это само по себе явствует уже из того, что он не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую он имеет в самом себе, движет вперед это содержание"2.

Метод философии должен быть адекватным движению идеи, движению, которое выражает развитие всей жизни природы и духа. Гегель убежден, что он достиг в своем методе такой степени адекватности. Для понимания метода Гегеля необходимо рассмотреть гегелевскую концепцию форм диалектики: резонирующей, негативной и позитивной диалектик.

Резонирующая (субъективная) диалектика - это мышление субъекта, который усматривает противоречия в предмете,

38

но не идет дальше установления наличного противоречия. Субъект довольствуется констатацией.

Негативная диалектика (объективная в своем отрицании) имеет некоторые преимущества перед резонирующей уже потому, что она идет значительно дальше. Она не ограничивается констатацией типа "с одной стороны", "с другой стороны", а добивается, опровергая претендующее на законченную статичность целое, его разложения. Негативная диалектика стремится сделать шатким все, что обыкновенно считается прочно установленным. В этом ее сила. Слабость ее заключается в том, что опровергая ограниченные утверждения через них самих, она достигает немногого. Ее результат - нуль, отрицательное: утвердительное еще не встречается в ней1.

Для Гегеля и резонирующая, и негативная диалектика являются формами внешней диалектики, которая различает движение вообще и движение мысли.

Более высокой формой диалектики сравнительно с резонирующей и негативной является внутренняя (имманентная) диалектика. Это диалектика не одного только резонирования или отрицания, но и созидания, поскольку она выступает логикой развития предмета, взятого в его имманентном движении. Благодаря ей наука есть имманентное рассмотрение предмета. Что такое имманентное рассмотрение? Это доказывание из сущности самого предмета, т.е. доказывание содержания из чистого понятия2.

Гегель пытается доказать, что он обладает тайной получения истины на основе знания содержания чистого понятия. Самодвижение духовной субстанции может быть выражено в строгих формах диалектической логики, которая есть наука о чистой идее, т.е. об идее в абстрактной стихии мышления3.

Наука логики (диалектика) - наиболее трудная наука, ибо она имеет дело с чистыми абстракциями, от исследователя требует способности и привычки углубляться в чистую мысль, фиксировать ее и свободно в ней двигаться. Гегеля интересует как объективная логика, т.е. придуманное им самопознание абсолютом самого себя, так и субъективная логика, т.е. логика

39

мышления субъекта (человека), который стремится схватить логику абсолюта.

Объективная логика, т.е. диалектика, является триединой системой, в которой последовательно представлены основные ступени движения идеи: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Такой же триединой системой является и субъективная логика, которая заключает в себе учение о понятии, учение о суждении и умозаключении.

Логика Гегеля является синонимом его диалектической метафизики. В этой метафизике плодотворной оказалась мысль об исторически противоречивом движении познания к истине. Диалектические противоречия - это противоречия духа. В конечном счете эти противоречия оказываются противоречиями субъекта мышления, отражающего реальные противоречия бытия, которые Гегель представляет в виде противоречий идеи в ее саморазвертывании.

Гегель утверждает, что познание начинается и заканчивается в абсолюте. Это означает с точки зрения диалектики общего, особенного и единичного, что часть целого не имеет значения сама по себе, вне целого, часть имеет значение только в отношении к целому и определяется благодаря ему. Реальным оказывается только абсолют. Поэтому гегелевская диалектика выступает как теория, логика и метод деятельности абсолютного разума, который самодействует по законам противоречия, отрицания и триады. Однако попытки использовать ее в других отраслях знания оказались малорезультативными. Основоположники марксизма первостепенное значение придавали диалектическому методу Гегеля, который в критически переработанном виде использовали в своей теории. К. Марксом диалектика была применена к анализу экономических отношений капитализма. Она позволила вскрыть механизм капиталистического способа производства, хотя не исключила ошибки конкретно-исторического характера.

Дальнейшая эволюция диалектики связана с деятельностью В.И. Ленина. Отношение Ленина к философии обусловливалось его политическими интересами. Он искал в диалектике Гегеля и марксизме прежде всего метод разрешения практических проблем революционной борьбы и строительства нового общества, акцентировал такие положения диалектики, как борьба противоположностей, подчеркивая ее абсолютный характер в отличие от относительности единства, а также особое значение придавал принципу практики и принципу партийности.

40

В трудах Ленина мы находим соединение философской диалектики с политической практикой.

Вот черты диалектики, сформулированные В.И. Лениным в работе "Философские тетради":

  • 1) объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе);
  • 2) вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим;
  • 3) развитие этой вещи (respective - явления), ее собственное развитие, ее собственная жизнь;
  • 4) внутренне противоречивые тенденции (и # стороны) в этой вещи;
  • 5) вещь (явление etc.) как сумма и единство противоположностей;
  • 6) борьба, развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений;
  • 7) соединение анализа и синтеза, разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе;
  • 8) отношения каждой вещи (явления etc.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс) связаны с каждой;
  • 9) не только единство противоположностей, но переходы каждого определения, качества, черты, стороны, свойства в каждое другое (в свою противоположность?);
  • 10) бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений;
  • 11) бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т.д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;
  • 12) от сосуществования к казуальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей;
  • 13) повторение в высшей стадии известных черт, свойств;
  • 14) возврат якобы к старому (отрицание отрицания);
  • 15) борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания;
  • 16) переход количества в качество и vice versa (15 и 16 - суть примеры 9-го).

Вкратце диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития.

41

В 60-е годы XX века диалектика изучалась в СССР как теория логики и метод познания. Ее разработка развернулась по ряду направлений - в качестве общей теории развития системы категорий, диалектической логики и теории познания, диалектики социальных процессов, методологии естествознания. Инициатива и новаторство в этих исследованиях принадлежали таким философам, как П.В. Копнин, В.П. Тугаринов, Э.В. Ильенков. Рассматриваемый этап - это этап систематизации диалектики. К началу 80-х гг. он в основном исчерпал свои возможности. Обнаружились и отрицательные стороны этого этапа: канонизация философских высказываний Ленина, негативное отношение к немарксистской диалектике, схематизм ряда теоретических построений, абсолютизация диалектики как универсального метода всех наук1.

42


1 Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. М., 1957.
1 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2. С. 418.
2 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3-х т. М., 1970. Т. 1. С. 180.
1 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3-х т. М., 1970. Т. 1. С. 109.
2 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1932-1959. Т. 9. Г. 232, 246.
3 Гегель Г.В.Ф. энциклопедия философских наук. М., 1974-1977. Т. 1. С. 101.
1 Ленин В.И. Философские тетради. М., 1965. С. 202-203
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru