Тема 30. Русская философия IX-XX вв.

§ 1. Древнерусская философия IX-XVI вв.

Философия Древней Руси базируется на традициях античности и народной (национальной) культуре. Философия развивалась в русле религиозных институтов. Православие - реальная основа, фундамент древнерусской философии.

Философские идеи реализовывались собственно в богословии, в литературе того времени - летописях, словах, молитвах, поучениях, в пословицах и поговорках, в произведениях живописи, скульптуре, фресках, архитектуре. Строго отработанного логического понятийного аппарата древняя русская философия еще не имела. Периоды древней русской философии: IX-XII вв. - время предыстории философии; XIV-XVII вв. - время ее становления, возникновения теоретического мышления, появления категорий философии; XVIII в. - обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки; XIX в. и начало XX в. - фундаментальная разработка проблем методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук.

Иларион Киевский (XI в.), первый русский митрополит, назначенный князем Ярославом Мудрым. Его произведение

331

"Слово о Законе и Благодати" (1037-1054) содержит ряд философских и общественно-политических идей: взаимоотношения личности и государственных органов власти, патриотизма, сравнение Ветхого и Нового Заветов как основ функционирования различных государств, значение принятия христианства на Руси, роль князя Владимира в историческом процессе, взаимоотношение церковной и великокняжеской власти. В теологической форме Иларион ставит проблему познания как богопознания, но выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиций рационализма.

"Поучение" Владимира Мономаха - этап развития русской философской мысли: автор стоит во многом на точке зрения язычества, божество у него слито с природой. Произведение - нравственные заветы потомкам: власть - ответственность, долг - это справедливость. Он утверждает общеполезные дела вопреки христианскому индивидуализму. Высшим мерилом полезности человека является труд. Знание облагораживает труд.

Климент Смолятич, митрополит, философ. Сохранилось его "Послание к пресвитеру Фоме". Смолятич признает реальный мир, полагает, что разум дан человеку для того, чтобы понимать все, совершаемое в тварном мире. Познание - это богопознание. Для познания Бога необходимо обращаться и к природе. Он считал, что разум - это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает свое земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари. Чувства - рабы разума.

Филипп Пустырник (XI в.) написал поэму "Плач", она являлась частью философско-богословского трактата "Диоптра". Изложение в книге ведется в форме беседы души и тела. Душа постоянно угождает телу и дурно им управляет. В средние века в русской философии существовали два мировоззрения: богословско-идеалистическое и зачатки материализма.

Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской, великокняжеской власти. Централизация русского государства осуществлялась с опорой на религиозно-философские основы, она была связана с решением конкретных политических вопросов. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемый аллегоризм и символизм.

332

В XVI в. укрепились связи с Западом: возрос интерес к светскому знанию, русские стали изучать иностранные языки, потребовались специалисты в разных областях.

К этому времени относится деятельность Максима Грека (1480-1556). Он был приглашен в Россию из Греции для исправления церковных книг, С 1518 года и до конца дней провел в нашей стране, занимаясь литературно-публицистической деятельностью. Он учился в Париже, Венеции, Флоренции. Знал древние языки. Известны его 150 произведений. Мировоззренческая позиция М. Грека была православно-ортодоксальной, круг интересов: размышления о душе и теле, о жизни и смерти. Учение о самовластии, сформулированное им, отличалось от богословской трактовки и открывало некоторые возможности для обсуждения морально-философских проблем. Назначение самовластия человека состоит в преодолении злых страстей, имеющих источником сатану и бесов. Самовластие - это утверждение человеческой активности в рамках подчиненности христианским воззрениям. В его трактате "Беседа души и ума" ум выступает ведущим началом. Ум у Грека - это божественный Логос, причина страстей - первородный грех.

§ 2. XVII в. - начало XVIII в.

Юрий Крижанич играл в духовной культуре XVII в. значительную роль. Его позиции носили антисхоластический характер, он развивал идеи рационализма. Целью философии он считал познание мира. Познать мир вещей - значит выяснить причины их существования. Давая классификацию причин, Ю. Крижанич вводит понятие высших и низших причин. Высшая причина - Бог, он составляет предмет богословия.

Сущность человека Ю. Крижанич представлял не богословски: тело человека - часть природы, и разум дан человеку от природы, только в несовершенном виде. В процессе жизнедеятельности разум совершенствуется1.

Источник познания - опытное знание. Начальным этапом познания являются чувственные знания. Высший этап - мудрость. Это уровень государственных людей. Мудрость - сущность познания. При хорошо поставленном образовании мудрость переходит от поколения к поколению, от одного народа к другому. Процесс познания отражен в нижеприведенной схеме.

333

Классификация системы наук Юрия Крижанича





§ 3. Центры схоластики

Киевско-Могилянская (основатель - Петр Могила) и Московская славяно-греко-латинская академии - первые высшие учебные заведения в России. Они были организованы по образу западных католических университетов.

Латинский и греческий языки, философия, риторика, пиитика, богословие были основой обучения. Кроме того, изучались психология, математика, естествознание. Окончившие академию часто были государственными служащими, послами, учеными. Из Киевской академии вышли Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович; в Московской академии обучались М.В. Ломоносов, С. Крашенинников, С. Зыбелин, Л. Магницкий, Антиох Кантемир и многие другие.

Схоластическая философия, преподававшаяся в академиях, полностью опиралась на авторитет Аристотеля. Она делилась на 3 части: 1) логику; 2) физику; 3) метафизику.

334

Схоластические учебники освещали в соответствующих аспектах атеизм и атомизм древних авторов. В Киеве видными учеными были Иосиф Кроковский и Феофан Прокопович, позже возглавивший "ученую дружину" Петра I. Философию в Москве преподавали греки - братья Лихуды - Иоанникий (ум. в 1717) и Софроний (ум. в 1730). Они создали первые учебники по основным разделам тогдашней философии.

§ 4. Материалисты XVIII-XIX вв.

М.В. Ломоносов (1711 -1765) был крупнейшим представителем механистического материализма. Он был естествоиспытателем, физиком, химиком. Его научный интерес - свойства материи. "Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность"1.

Ломоносова не удовлетворял ни эмпиризм, ни умозрительный рационализм. Он понимал, что и то, и другое - односторонние крайности процесса познания. В качестве элементов познания он включал опыт и обобщение, анализ и синтез, ощущение и логическое мышление.

Вслед за М.В. Ломоносовым идеи материализма распространяли в России Д.С. Аничков, П.С. Батурин, С.Е. Десницкий. Аничков исследовал причины "естественной религии". Он считал, что религиозные идеи имеют свои естественные причины. Десницкий говорил, что на стадии "звероловства" еще не было семьи, т.е. он связывает появление семьи с экономическими условиями2.

А.Н. Радищев (1749-1802), мыслитель-философ, решавший сложные теоретические задачи своего времени. Он вплотную подошел к сложности понимания исторического процесса. Он считал, что рост знаний не ведет к автоматическому установлению справедливости. Путь к установлению справедливости - восстание народа и уничтожение зла в обществе. Его идеал - уничтожение крепостного права и монархии. Екатерина II, приговорившая его сначала к смертной казни, воскликнула после прочтения "Путешествия из Петербурга в Москву": "Бунтовщик хуже Пугачева". Смертная казнь была заменена каторгой в Усть-Илимском остроге (г. Железногорск сегодня).

335

Декабристы продолжили дело А.Н. Радищева. Н.А. Крюков, И.Д. Якушкин, П.И. Борисов, К.Ф. Рылеев, А.П. Барятинский, В.Ф. Раевский и другие разделяли материалистические традиции, они прославляли свойственное человеку могущество ума, сильный дух, свободолюбие, которые возносят его над земной тьмой.

§ 5. Материализм XIX в.

А.И. Герцен (1812- 1870) - один из выдающихся мыслителей России. Он отверг идеализм Г. Гегеля, материалистически осмыслил диалектику. "Письма об изучении природы" - философский трактат, центральной темой которого явилось единство бытия и мышления. Материя находится в вечном движении, а венцом всего развития является человек. Сознание - продукт природы, оно производно, вторично по отношению к ней. Основой познания он считал опыт. Он указывал на связь логического и исторического, считал их не тождественными: логическое производит историческое, но оно не полное, так как логическое воспроизведение исторического процесса есть субъективное отражение, в логике человек отвлекается от случайного, от частностей, схватывает главное, закономерное. Герцен оказал важную услугу русской свободе, установив предел беспредельной власти царя самим фактом своей эмиграции, он дал слово передовому общественному мнению России на общеевропейском уровне (газета "Колокол" выходила с 1 июля 1857 г.). Он требовал освобождения крестьян с землей, уничтожения телесных наказаний, свободы слова и гласности.

В.Г. Белинский (1811 -1848), мыслитель, великий литературный критик, предшественник полного вытеснения дворян разночинцами в русском революционном движении. Сторонник диалектики Гегеля, воевал со славянофилами. Защищал реформы Петра I.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в работе "Антропологический принцип в философии" разрабатывал идеи материализма и диалектики, давал определение философии. Он полагал, что все истины, которыми пользуется философия, должны проверяться естествознанием. Человек не может быть объяснен с позиции сверхъестественного - это высшее создание природы. Критиковал кантианство, полагая, что оно вредит познанию. Природа объективна, наши ощущения лишь отражают ее. Это основа его взглядов на познание. Выступал против самодержавия. С 7 июля 1862 г. был заключен в Петропавловской

336

крепости до 1864 г., а далее 20 лет находился в Вилюйском остроге, с 1883 г. был сослан в Астрахань, с 1888 г. - в Саратов. Философия Н. Г. Чернышевского представляет собой продолжение и дальнейшее развитие учений Герцена и других мыслителей XIX века. Его идеи впитали лучшие образцы западноевропейской научной мысли, хотя на философию Гегеля он смотрел как на достояние истории. Чернышевскому принадлежит любопытная идея: "Философские системы насквозь проникнуты духом тех политических партий, к которым принадлежат авторы"1.

§ 6. Русский космизм

Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Интерес к идеям космизма в начале XX в. возник в Западной Европе, но наибольшее распространение они получили в России. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX в., стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием.

В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна - это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии "общего дела" Федорова центральной стала тема постоянного расширения под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Н. Федоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения. Замысел философии всеединства В. Соловьева заключался в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникает "богочеловечество".

337

Возвышенное, одухотворенное человечество должно, по мнению В. Соловьева, превратиться в сотворца бога и выполнить грандиозную задачу перевоплощения универсума: создание мира, освобожденного от гибели, распада, уничтожения, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия.

Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е гг. XIX в. ее представлял физик Умов. Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры - не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи углублены и развиты К.Э. Циолковским (1857-1935). Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении современной космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его "космической философии", рисующей космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных, бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И. Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной1.

А.Л. Чижевский (1897-1964) - биофизик, основоположник гелиобиологии и аэроионификации. Он же - живописец и акварелист (часть работ утрачена; ряд посмертных выставок). Автор научно-философских стихов, одобренных П.А. Флоренским и М.А. Волошиным. А.Н. Толстой писал ему в 1937 г.: "Некоторые Ваши стихи (...) не вполне созвучны с нашей эпохой, они отголоски прошлого, но тем интересней и значительней они будут в будущем, когда страна войдет в эру коммунизма и когда можно будет беспристрастно судить о вещах, о которых сейчас приходится судить пристрастно. (...)"2

338

В январе 1918 г. написал эссе "Академия поэзии" (Калуга, 1918 г.) - проект создания центра по изучению русской поэзии (чтобы очистить массы влиянием культуры) и одновременно центра профессионального образования русских поэтов. Чижевский - участник Первой мировой войны, георгиевский кавалер. Друг К.Э. Циолковского.

Ранние работы: "Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли" (доклад, октябрь 1915 г.), "Русская лирика XVII века" (диссертация при получении степени ученого-археолога, 1917 г.), "О периодичности всемирно-исторического процесса" (докторская диссертация, 1918 г.: оппоненты Н.И. Кареев и С.Ф. Платонов). Расширенный вариант последней (1919 г.) остался неизданным, несмотря на обещание А.В. Луначарского "осветить светом исторического материализма" концепцию Чижевского и содействовать изданию труда. Опубликованной итоговой работой первого периода стала книга "Физические факторы исторического процесса" (Калуга, 1924 г.) Ее подзаголовок: "Влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса, начиная с V века до Рождества Христова и по сие время, Краткое изложение исследований и теории". Пояснения к графикам и таблицам продублированы на английском.

За нее автор получил ярлыки "солнцепоклонника", "мракобеса" и т.п.1, после чего возможность печатать работы подобного плана оказалась закрытой (за границей Чижевский публиковал их до 1930 г.). От идей этой книги Чижевский не отказывался никогда и до конца жизни считал себя историком. В 1917-1927 гг. преподавал в Московском университете и Московском Археологическом институте (профессор с 1922 г.) курс физических методов археологии.

Во вторую половину 1920-х - 1930-е гг. Чижевский сосредоточился на исследовании биологических процессов, происходящих при участии электронов. Написал на эту тему книгу "Морфогенез и эволюция с точки зрения электронов", многократно и безуспешно представлял ее в печать (в 1923 г. зав. Госиздатом О.Ю. Шмидт отверг благоприятные отзывы Н.К. Кольцова, П.П. Лазарева, Ю.В. Вульфа и А.О. Бачинского). Автор не хотел публиковать в периодике отдельные главы, надеясь издать книгу целиком ("оберегал созданное от саморазжижения

339

и саморасхищения"), дополнял, обрабатывал, пока итог его 25-летней работы (40 печ. л.) не погиб в результате ареста автора вместе с 1000 папками научных материалов1. Работал сначала в домашней лаборатории, организованной силами и средствами семьи (1913 г., переоборудована в 1918 г.), потом в Институте биофизики НКЗдрава РСФСР у П. П. Лебедева (научный консультант в 1922-1924 гг.), Практической лаборатории по зоопсихологии Главнауки НКПроса у В.Л. Дурова и А.В. Леонтовича (ст. научн. сотрудник, проф. в 1924-1931 гг.), ЦНИЛИ - Центральной научно-исследовательской лаборатории ионификации (1931-1936 гг., директор) и на кафедре гигиены Третьего медицинского института (с 1936 г.). С 1937 г. возглавлял две лаборатории на строительстве Дворца спорта. Все эти годы изучал ритмы биосферы, связанные с цикличностью солнечных процессов, и вел работы по ионификации воздуха для улучшения его биологической активности. Применил искусственную аэроионизацию в медицине, сельском хозяйстве, животноводстве (1930-1936 гг.) и др.

Всегда получал большую поддержку от В.И. Вернадского.

Из политических деятелей некоторую поддержку Чижевскому оказывали А.В. Луначарский и Н.А. Семашко. Показательно, что Луначарскому пришлось для этого прибегнуть в 1920 г. к бюрократической хитрости: "Наркомпрос не имеет сейчас возможности помочь вам как ученому, так как у нас нет подходящей научной должности в Калуге, но (...) мы можем (...) направить вас в Калугу как литературного инструктора, а я вас снабжу всеми необходимыми документами, чтобы вы могли заниматься наукой2. Семашко, бывший до 1930 г. наркомом здравоохранения, публиковал в 1927-1929 гг. работы Чижевского под своей редакцией и защищал ученого перед Сталиным в конце 1920-х гг.

За пределы страны Чижевского не выпускали, хотя он получал много приглашений для исследовательской работы или чтения лекций (к С. Аррениусу в 1920 г., в Колумбийский университет в 1929 г., в американский Институт по изучению туберкулеза им. Трюдо в 1930 г., а также в Париж).

Погромная критика монографии Чижевского3 положила конец публикации его работ по гелиобиологии в отечественных

340

издательствах. Редакционные статьи "Правды" "Враг под маской ученого" (25 декабря 1935 г.) и "Безмерная наглость лжепрофессора Чижевского" (3 июня 1936 г.) наложили вето на работы по аэроионификации и заставили Чижевского прекратить зарубежные публикации о влиянии периодической деятельности Солнца на социальные явления. Деятели ВАСХНИЛ требовали от него публичного покаяния, по приказу Б.М. Завадовского (1934 г.) были рассыпаны два подготовленных тома "Трудов" ЦНИЛИ.

В последующие годы новые труды Чижевского печатались лишь за рубежом. Среди них - изданная по инициативе Парижской Медицинской академии книга, получившая позже русское название "Земное эхо солнечных бурь" (1938 г.). Вообще библиография его научных первоизданий многоязычна; в ней доминируют как место напечатания Тулон и Марсель, но есть также Берлин, Нью-Йорк, Лиссабон, Дюссельдорф, Стокгольм, Утрехт, Нанси, Феррара, Мехико, Ницца, Брюссель...

Член Тулонской АН (1929 г.), Французской Академии медицинских наук, Колумбийской, Люксембургской Академий и множества других зарубежных научных обществ от членства в немецких научных обществах отказался, вернув дипломы во время войны. В довоенные годы наибольшее практическое применение его работы нашли, видимо, во Франции: М. Фор и его сотрудники организовали там Международный институт по изучению солнечных, земных и космических радиации, где по рекомендации Чижевского была налажена "медико-астрономическая служба Солнца", спасшая десятки тысяч жизней.

11-16 сентября 1939 г. в Нью-Йорке проходил Первый международный конгресс по биологической физике и биологической космологии. Одним из четырех своих почетных президентов конгресс избрал Чижевского. Трое других подписали принятый конгрессом меморандум из 24 параграфов - детальный анализ научного творчества Чижевского, которого этот первый международный конгресс биофизиков выдвинул на соискание Нобелевской премии. Не касаясь специальных вопросов, затронугых в меморандуме, приведем несколько цитат.

Из "Введения": "Профессор Чижевский смело перебрасывает мосты между явлениями природы и вскрывает закономерности, мимо которых проходили тысячи естествоиспытателей. Гениальные по новизне идей, по широте охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поставили профессора Чижевского во главе биофизиков мира, ибо труды его - достояние Человечества".

341

Из "Заключения": "К настоящему времени число печатных трудов профессора Чижевского, вышедших на многих языках, достигает 400. Число печатных трудов его учеников, сотрудников и последователей во всем мире доходит до 2500. Число же работ, посвященных исключительно рассмотрению трудов профессора Чижевского, превышает 5000. Эти цифры говорят о том огромном резонансе, который получили труды профессора Чижевского во всем мире.

Изучать его работы - истинное наслаждение для всякого ученого, врача, биолога и всякого натуралиста вообще, стоящего на уровне современной науки, ибо его труды и идеи идут в ее авангарде, опережают ее, и иногда значительно. Они блещут не только прогрессивной новизной, глубиной и дерзостью полета мысли, но и высоким мастерством изложения или изяществом математического базиса (...).

В лице профессора Чижевского мы бесспорно имеем одного из гениальных натуралистов всех времен и народов, который достоин занять почетное место в Пантеоне Человеческой Мысли наравне с великими представителями Естествознания.

Но для полноты характеристики этого замечательного человека нам остается еще добавить, что он, как это видно из широко известных его биографий, написанных проф. Лесбергом, проф. Реньо, проф. Понтани и др., является также выдающимся художником и утонченным поэтом-философом, олицетворяя для нас, живущих в XX в., монументальную личность да Винчи.

Ученые многих стран Америки, Европы и Азии, собравшиеся на Первый Международный Конгресс по биологической физике и биологической космологии (...), настоящим меморандумом отмечают и подчеркивают величайшее научное и практическое значение трудов своего Почетного Президента профессора Чижевского и его великие заслуги перед Человечеством".

К Нобелевской премии Чижевского представил и Стокгольмский университет. Все шло к тому, что Чижевский станет первым советским ученым - Нобелевским лауреатом.

В эти дни его посетил некий чин с тремя ромбами на петлицах и предложил подписать текст приблизительно такого содержания: "В связи с тем, что неоднократно выдвигаемые АН СССР кандидаты на Нобелевскую премию отвергаются Нобелевским комитетом, я заранее отказываюсь от возможного присуждения мне Нобелевской премии". Чижевский вынужден был поставить свою подпись - и на два года остался на свободе.

342

Он был арестован 22 января 1942 г. в Челябинске, получил 8 лет. По убеждению Чижевского, его аресту содействовал писатель Л. Никулин, с которым они вместе ехали в поезде при эвакуации из Москвы. Московская квартира Чижевского была немедленно занята сотрудником НКВД. 40000 книг выгрузили на машину без всякого списка (понятым был неграмотный дворник) - и богатая научная библиотека Чижевского пропала бесследно: книги с его экслибрисом ни разу не мелькнули у букинистов.

В конце 1948 г. его перевели в Спасское отделение Песчлага - одного из трех спецлагерей, на которые был разбит Карлаг. Из приблизительно 11 тысяч заключенных в Спасске было около 7 тысяч больных и инвалидов. При стационаре для больных имелась бактериологическая лаборатория, заведовать которой начальник лагеря полковник Чечиев поставил Чижевского. Здесь Чижевский провел свои исследования по теории кровообращения; результатом их явились изданные позже книги: "Структурный анализ движущейся крови" (М., 1959 г.), "Электрические и магнитные свойства эритроцитов" (Киев, 1973 г.) и "Биофизические механизмы реакции оседания эритроцитов" (Новосибирск, 1980 г.).

Он отказался освободиться по отбытии срока, так как не успел закончить опыт; с трудом получил разрешение отсидеть ровно месяц сверх срока. Вышел 22 февраля 1950 г., получил вечную ссылку в Караганду. В ссылке работал в клинических лабораториях, продолжал научные занятия, подготовил машинописный том избранных стихов (позднее его стихи отмечены премией Академии искусств Португалии). В 1958 г. переехал в Москву, где три с половиной года жил "на птичьих правах" (в гостинице). До 1962 г. работал в Госплане СССР, вел лабораторию Аэроионификации. Реабилитирован в 1961 г. Снова печатался. Принял участие в работах, связанных с космическими полетами.

За три дня до смерти Чижевского журнал "Партийная жизнь" в № 24 опубликовал статью А. Ерохина "Темные пятна", где автор издевался над всеми научными открытиями Чижевского. Как полагала Н. В. Чижевская, ей и ее друзьям удалось уберечь Чижевского от чтения этой статьи.

Когда-то он писал:

О ты, узревший солнечные пятна
С великолепной дерзостью своей, -
Не ведал ты, как будут мне понятны
И близки твои скорби, Галилей!

343

Одна из телеграмм на смерть Чижевского гласила: "Умер Галилей XX века".

В марте 1965 г. "Партийная жизнь" реабилитировала творчество Чижевского, за исключением его работ по истории.

В связи с этим добавим следующее.

В 10-20-е гг. нашего века в отечественной науке развернулся бурный процессе формирования представлений о связи циклических процессов в био-, атмо-, гидро- и литосфере Земли с циклическими изменениями солнечной активности. Среди широкого круга ученых, проявивших в те годы интерес к названной проблеме, могут быть названы, кроме Чижевского, имена В.М, Бехтерева, М.А. Боголепова, Н.М. Кулагина, П.П. Лазарева, Д.О. Святского, К.Э. Циолковского.

Этот прорыв в новую область знания был, по-видимому, не случаен. Годы наибольших революционных потрясений (1905 г., 1917 г.) пришлись на годы максимума солнечной активности. Осознание этого дало неожиданный толчок изучению солнечно-земных связей. Ученые, которые позже сосредоточились на изучении статистических связей между солнечной активностью и земными процессами в биосфере (Чижевский) или в атмосфере и гидросфере (Святский), сначала стремились выяснить подобные связи между пятнообразовательной деятельностью Солнца и социальными явлениями.

Попытка обнаружить, говоря словами Чижевского, "влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса" заслуживает самого добротного отношения и принципиальной научной реабилитации, какими бы спорными и ошибочными ни представлялись первые полученные выводы критикам этих взглядов. Тем более - подчеркнем эту мысль, - что именно эти исследования исторически проложили дорогу изучению воздействия Солнца на процессы в земных оболочках и на человеческий организм.

§ 7. Философия серебряного века

Духовная культура конца XIX - начала XX вв. была представлена целой плеядой мыслителей-философов: Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, В.В. Розановым, И.А. Ильиным, С.Л. Франком, В.С. Соловьевым, Г.Г. Шпетом, П.И. Новгородцевым, В.Ф. Эрном, Д.С. Мережковским и др. Особенностью русской философии этого периода является выражение своих идей средствами литературы

344

(Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов и др.). "Русская художественная литература - вот истинная русская философия, самобытная, блестящая философия в красках слова, сияющая радугой мыслей, облеченная в кровь и плоть художественного творчества..."1

Н.А. Бердяев (1874-1948), русский религиозный философ, представитель персонализма. Для его творчества характерны следующие идеи:

  • 1) идея свободы определяет всю онтологию;
  • 2) нет единого основания в философских взглядах;
  • 3) идея творчества и объективации;
  • 4) эсхалотический смысл истории;
  • 5) 2 ряда оснований: 1) свобода, дух (бог), личность (я), 2) необходимость, мир, феномен.

Только в субъекте, в личности заключена, по Бердяеву, непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.

Мир объектов лишен духовности и свободы, его закон - страдание, рабство, зло, коренящееся в объективации (объективация описывает "ниспадение" свободы в необходимость при ее появлении "в здешнем мире"). В противоположность Гегелю объективация у Бердяева - не столько раскрытие духа, сколько его искажение, "закрытие".

Мир объектов лишен духовности.

Творящий субъект включает мир в себя, ведет внутреннюю жизнь, открытую для свободы.

Личность - экзистенциальный центр, осуществляет связь человека с миром творчества и свободы.

Сам Н.А. Бердяев оценивал свою философию как профетическую (пророческую, устремленную в будущее) и эсхатологическую (эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека).

Творчество Н.А. Бердяева сложно, многогранно и противоречиво, интеллектуально насыщено. Величие человека выражается в свободе, свободе его действий и духа, его целенаправленной творческой деятельности. Цель творчества - созидание нового бытия.

Назовем некоторые произведения Н.А. Бердяева.

1901 г. - статья "А.Ф. Ланге и критическая философия в их отношениях к социализму" (опубликована в органе партии

345

германской социал-демократии К. Каутским. "Новое время", № 32-34).

  • 1901 г. - первая книга "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском (СПб, 1901).
  • 1911 г. - "Философия Свободы".
  • 1916 г. - "Смысл творчества".
  • 1922-1924 гг. - "Философия неравенства" (Берлин, 1923 г.)
  • 1923 г. - "Миросозерцание Ф. М. Достоевского" (Прага, 1923).
  • 1924 г. - "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (Берлин, 1924).
  • 1914 г. - "Смысл творчества" - астрофилософско-религиозной концепции.
  • 1931 г. - "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики".
  • 1937 г. - "Истоки и смысл русского коммунизма".
  • 1946 г. - "Русская идея. Основные проблемы русской мысли конца XIX века и начала XX века" (Париж, 1946).

Всего известно более 100 работ Н.А. Бердяева. В России многие работы не печатались.

В.С. Соловьев (1853-1900). Система Соловьева имеет центром теологическую направленность. Однако богословствова-ние Соловьева не традиционно. Оно состоит из: 1) христианской мистики; 2) рационального философского теоретизирования; 3) естественнонаучных данных; 4) идеи "Богочеловечества" (личное и общественное спасение человека в сотрудничестве с богом).

Проблемы личности и свободы находились в противоречии с действительностью (борьба партий профессоров в Московском университете, речь в Коммерческом собрании об отмене смертной казни по случаю убийства императора Александра II и т.п.).

Можно выделить три периода творчества В.С. Соловьева:

  • 70-е гг. - теологизированный прогрессизм;
  • 80-е гг. - утопия всемирного государства;
  • 90-е гг. - эсхатологический.

Им отрабатывались следующие идеи:

  • а) Страшный суд и победа над мировым злом - конец истории.
  • б) Дух человека находится в мире зла и томится.
  • в) Но человек причастен Абсолюту и может спастись.

346

  • г) Это может произойти путем создания Вселенской церкви.
  • д) Церковь - основа будущей общинности, солидарности людей.
  • е) Надо освободить человеческое сознание от придавленности, сделать его способным к восприятию христианских ценностей.

Концепция положительного всеединства Соловьева заключалась в следующем.

  • 1) Сущность Абсолютного есть положительное всеединство, т.е. единая, целая, безусловная идея;
  • 2) Личностный аспект, теологический - София, божественная премудрость, мистическая сторона его мировоззрения.

Соловьев ставит задачу соединить христианскую теологию с естественнонаучным и философским эволюционизмом.

Космос - результат божественного творения, но он - в стадии совершенствования.

Материальный мир ощущается Соловьевым как извращенный и несовершенный.

Объединение всех одушевленных элементов космоса равно концепции положительного всеединства.

Учение о душе мира - самое темное место в философии Соловьева. Центральное понятие расплывчато: первая тварь (сотворенный мир), душа хаоса, земля, мать внебожественного мира - то свобода воли (личности), то - стремление к единству личности и т.д. Мировая душа, по Соловьеву, является деятелем космического процесса. Человечество есть "Богоземля" - посредник между божеством и природой. Подчиниться Богу и подчинить себе природу, чтобы спасти ее - вот в двух словах Мессианский закон.

Единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством - цель мировой истории по Соловьеву.

П.А. Флоренский (1882-1937)1 - богослов, философ, ученый-энциклопедист, священник, инженер-изобретатель. В одном из последних своих писем с Соловков он подводит итог своей многогранной деятельности. "Что я делал всю жизнь? - Рассматривал мир как единое целое, как единую картину и реальность, но в каждый момент, или, точнее, на каждом этапе

347

своей жизни, под определенным углом зрения. Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению, в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе занимающему меня признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другой, а лишь обогащала. Отсюда - непрестанная диалектич-ность мышления (смена плоскостей рассмотрения), при постоянстве установки на мир, как целое"1.

В теории познания П.А. Флоренский противопоставляет иллюзионизму, субъективизму и психологизму реализм как убеждение в транссубъективной реальности бытия: Бытие непосредственно открывается знанию. Восприятия не субъективны, а субъектны, т.е. принадлежат субъекту, хотя и лежат вне его2.

В знании складывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии с энергией познаваемой реальности.

Истина антиномична (противоречива). Утверждение связано с отрицанием. Для Флоренского существенным в познании мира представляется закономерность, как функциональная связь. В мире господствует прерывность в отношении связей и дискретность в отношении самой реальности. Самой важной заслугой П.А. Флоренского перед наукой XX в. является введение им топологических структур современной науки.

Он предложил линию по выявлению чисто математической "онтологии мира", начатую Галилеем, Ньютоном, Максвеллом, Эйнштейном, Минковским и философски осмысленную поздним Гуссерлем. Современная экспериментальная квантовая физика убедительнейшим образом показывает, что всякое серьезное экспериментальное изменение физической типологии с необходимостью ведет к совершенно новому пониманию взаимоотношений духа и протяженности, чем то, которое сформировала вся европейская наука в течение двух столетий (на базе еще декартовых дистанций).

В первые десятилетия XX в. П.А. Флоренский определил тот класс математических структур, с помощью которых решаются в конце XX в. серьезнейшие и труднейшие научные проблемы. Это загадочно и удивительно во всей жизни и делах о. Павла. Не одно поколение исследователей еще будет "в великом изумлении" стоять перед этой удивительной загадкой.

348


1 Крижанич Ю. Политика. М,, 1965. С. 457.
1 Ломоносов М.В. Избр. филос. сочинения. М., 1950. С. 98.
2 Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Ч. 1. М., 1952. С. 261.
1 Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. Т. III. С. 164.
1 Фролов И.Т. Введение в философию. Ч. 1. С. 288-293.
2 Толстой А.Н. Солнце, электричество, жизнь. М., 1969. С. 98.
1 Чижевский А.Л. Вся жизнь. М., 1974. С. 171.
1 Чижевский А. Л. Вся жизнь. М., 1974. С. 85-89.
2 Там же. С. 71.
3 Чижевский А.Л. Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М., 1930, тир. 300 экз.
1 Волжский А.С. (Глинка). Из мира литературных исканий. СПб., 1906. С. 300-301.
1 Постановлением особой тройки УНКВД по Ленинградской области 25 ноября 1937 г. П. А. Флоренский был приговорен к высшей мере наказания "за проведение контрреволюционной пропаганды". 8 декабря приговор был приведен в исполнение.
1 Священник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т. Т. 1. М., Мысль, 1994. С. 35.
2 Там же. С. 41.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.