Тема 29. Религиозно-философские взгляды
языческой Руси

Около 12 тыс. лет тому назад Европа и Азия стали активно заселяться белой (Иафетической) расой. В это время проходило таяние ледникового щита над Скандинавией, уровень мирового океана поднялся на 80 метров. Эпицентром расселения вначале был Южный Урал, позднее - равнина между Северным Каспием, Аральским морем и Приазовьем. Быстро и активно населяя различные территории, покоряя и подчиняя встречные народы, белая раса основывала древние цивилизации и культуры. Это могучее племя обладало следующими качествами: высокой степенью духовности, необычной способностью к физической и психоэнергетической концентрации, справедливостью, высокой культурой, военной и политической организованностью.

В различных местах это племя было известно под различными именами. В Индии - под именем ариев, в Европе - этрусков, на Ближнем Востоке и в Малой Азии - рассенов. Через несколько тысячелетий, под влиянием естественных факторов, в частности, естественного увеличения численности, частичной ассимиляции покоренных народов, а также в

316

результате глобальных геоклиматических изменений единое племя этрусков-рассенов-арийцев распалось на многочисленные племена. В исторической науке эти племена получили название индоевропейцев или арийцев.

К индоевропейцам относились древние племена кельтов, галлов, франков, бургундов, тевтонов, англов, саксов, пруссов, лужан, бодров, дрегов, полян, вятичей, радимичей, ляхов, кривичей, словен и др.

Эти же племена у разных авторов известны под названиями скифов, сарматов, антов, готов, венедов, вандалов, филистимлян, галилеян, гиксосов.

В результате исторических процессов двух последних тысячелетий на основе многочисленных индоевропейских - арийских племен сформировались несколько современных наций белой расы. Это - англосаксы, французы, германцы, славянские народы Западной, Европы и русская нация. По данным археологии1, антропологии, палеолингвистики именно русские являются наиболее прямыми генетическими и культурными потомками этрусков-рассенов-арийцев, видимо, благодаря тому, что они менее всех удалились от центра расселения, который был расположен на Южном Урале, на территории современной Челябинской области. Еще в прошлом веке здесь находили технологически совершенные изделия из бронзы, но систематические раскопки были начаты лишь в последние десятилетия. Была обнаружена целая цивилизация, открыто 30 поселений, расположенных по принципу "свастики" (свастика - вращающийся крест, древний, энергетически мощный геометрический символ, также называется посолонь, солнце-ворот; левая свастика означает присутствие и покровительство бога в борьбе с врагами, его защиту как от врагов физических, так и от оккультных, правая свастика - присутствие и покровительство бога в повседневной жизни, изобилие, счастье, благополучие). Одно из первых обнаруженных поселений получило условное название "Аркаим", затем это имя перешло на всю цивилизацию. Это открытие по праву считается Троей XX в., так как оно перечеркивает взгляды официальной науки на происхождение славян-арийцев. Существование свое цивилизация прекратила около 1700 г. до н.э., т.е. почти 4000 лет тому назад. Уровень обработки бронзы здесь был необычайно высок, а уровень обработки камня таков, что даже современные специалисты не берутся воспроизвести аналоги.

317

Славяне освоили поливное земледелие и сложные ирригационные сооружения. Именно в эту эпоху, а, возможно, и ранее, шло развитие культовых систем, общих для всех арийских народов, основой которых стали Веды. Городки стали превращаться в города-государства с постоянным населением. Все варианты ведических систем можно условно свести к родовому (фаллическому) культу и культу предков. Первый неплохо развивал абстрактное мышление, что помогло нашим пращурам строить большие суда водоизмещением до 600 т и посредством их проникнуть в Бирму, Индонезию, на Филиппины, вплоть до берегов Америки, где они создали смешанные шумеро-американские культы. Интересно, что попытки колонизировать Китай и Японию не удались. В Японии до сих пор отмечается праздник в честь победы над высадившимися с кораблей светловолосыми людьми.

Около 1700 г. до н.э. славянским племенем доленчан было открыто железо, а с 1500 по 1200 гг. до н.э. началась локальная передвижка племен арийской Азии. Возникли племена ми-дийцев, аланов-эллинов, пеласгов ("народы моря", с которыми воевали египетские фараоны). Существует мнение, что понятие Русь - огромный народ, рассеянный (рассея) по всей Европе, по берегам Азии и Африки, за 2500 лет до Колумба открывший все "неизвестные" земли.

Возможно ли существование столь высокоразвитой цивилизации без сформированной и стройной системы религиозно-философских взглядов? Видимо, нет. Где же искать следы былой высокой духовной культуры? Серебряные нити исторической памяти протянулись от прошлого к настоящему и тянутся к будущему, потому что без него нет счастливой жизни народу на земле. Здесь огромную помощь оказывает богатейший восточнославянский фольклор. Это старины (былины), исторические песни, сказания, предания и пр. Они восходят к эпохе князя Владимира Красно Солнышко, к эпохе Владимира Мономаха, ко времени Татарщины, к эпохе Новгородской вечевой республики. Но в этом замечательном фольклоре ничего не говорится о том, что было с Русью до Рюрика.

Один из бесценных источников, который дает нам возможность приоткрыть завесу неизведанного, - "Велесова книга", составленная новгородскими жрецами бога Белеса в IX в. (870-880-е гг.), в то время, когда новгородский князь Олег Вещий завоевал древний Киев и объявил его "матерью городов русских". Книга повествует о событиях и далеких предках

318

руссов за 1500 лет до Олега и киевских князей Аскольда и Дира. Судьба этого уникального произведения драматична.

Книга была обнаружена Ф.А. Изенбеком. Во время Гражданской войны в России Изенбек в чине полковника командовал артиллерийским дивизионом в полку генерала Маркова. В августе 1919 г., находясь в опустошенном имении дворян Задонских в Великом Бурлюке, в библиотеке случайно наткнулся на лежащие среди других разбросанных книг деревянные дощечки, покрытые неизвестными знаками. Одни были изъедены червями, сколоты, стерты, другие были в хорошем состоянии, но все выглядели весьма старыми. Изенбек понял, что нашел что-то ценное и сохранил их. Позднее, оказавшись в Брюсселе, он поделился своим открытием с журналистом Ю.П. Миролюбивым, который заинтересовался им.

Дощечки были приблизительно одного размера, причем часть их была скреплена как книга, а другая - как календарь. На дощечках были размещены параллельные линии, строго под которыми находились буквы, как в санскрите. Буквы были плотно прижаты друг к другу без интервала, часто буква, которой кончалось слово, совпадала с буквой, с которой начиналось следующее слово, т.е. как в летописях, никакого обозначения начала или конца слов или фраз не делалось. Этот прием письма вполне свойственен кириллической письменности Руси конца IX-XVII вв. Алфавит дощечек особый, нигде ранее не встречавшийся: примитивная кириллица с добавлением неизвестных букв, в нем было 25 букв и 3 дифтонга. Само название "Велесова книга" было предложено исследователем дощечек - доктором биологических наук С. Я. Парамоновым (Лесным).

Сразу следует отметить, что памятник подобного объема и сложности подделать и сфальсифицировать попросту нельзя, так же, как нельзя подделать и заново создать Библию, Авесту или Ригведу1.

С.Я. Парамонов опубликовал свои исследования в докладе "О Велесовой книге" для V Международного конгресса славистов. Заслуживают внимания следующие факты:

  • - Приняв во внимание резкий протест, высказанный в "Велесовой книге" против приписываемого руссам человеческого жертвоприношения, автор обратился к летописям и установил, что там ясно сказано, что жертвоприношение людьми, кумиры и др. были новинкой, завезенной из Заморья Владимиром Великим с варягами, и все это просуществовало на Руси не более 10 лет1.

319

  • - Бросается в глаза своеобразие языка и интересов летописца. Речь идет о степях Причерноморья и главным образом о скотоводстве. О Киеве имеются только беглые упоминания, хотя в одном месте упоминается ряд киевских князей и указывается число лет их княжения. Почти половину занимает описание событий, главную роль в которых играют греки, готы (годь), игунны (егунты), а затем идет целый ряд известных и неизвестных народов: римляне, колты, берендеи, ильмерцы, иги, хозары и т.д.

Упоминаются известные имена: Германарих (Иерменрех), Аларих (Гиарех) и вовсе неизвестные - Сах, Сегеня, Белояр, Свентояр и др. Нет ни малейшего упоминания о Средней и Северной Руси.

  • - Заметки на осколке: "...трижды Русь погибающая вставала".

Само понятие Руси трактуется в широком смысле, как простирающейся на Дунай и Карпаты. Следует отметить, что некоторые исследователи считают прародиной индоевропейцев именно Карпаты.

  • - Небезынтересно употребление сложных глагольных форм со "ста", "стахом", "сме", "смехом" и т.д. Остатки этих форм найдены в говоре гуцулов в Карпатах, где они прожили 500 лет, а затем перешли за Днепр. Есть указания, что в Карпатах руссы назывались "карпами".

Суммируя все это, можно сказать, что летописец обладал огромными и глубокими знаниями по древней истории, которые были недоступны какому-нибудь фальсификатору.

С.Я. Парамонов глубоко проанализировал обе части истории руссов: и легендарную от русского Адама до праотца Орея, и историческую от Орея до Ерека (Рюрика).

Исследователи предполагают, что авторов "Велесовой книги" было три. Они рисуют древних русских как скотоводов, живших от Карпат до Волги. Они рассказывают о союзниках Руси - ильмерцах, о борьбе с костобоками, готами, римлянами, гуннами вплоть до основания Киева (830 г.) Кием и княжении

320

там его рода: Славерь - Верен - Сережень в течение 80 лет до 880-х гг., когда князь Олег Вещий стал киевским князем.

Однако основное богатство "Велесовой книги" - не легендарная история, а легендарная мифология, которая не идет в разрез с нашими представлениями о язычестве древних славян. Ценным дополнением оказалось свидетельство древних руссов о трех субстанциях нашего мира: Явь, Навь, Правь.

Явь представляет собой видимый, материальный, реальный мир.

"Навь" - мир нематериальный, потусторонний мир мертвецов. "Правь" - это истина и закон Сварога, управляющие всем миром, т.е. в первую очередь Явью. После смерти душа человека покидает Явь и попадает в Навь. Странствует там некоторое время, пока не достигает Ирия или Рая, где живет Сварог, сварожичи и предки руссов:

Как умрешь,
ко Сварожьим лугам отойдешь,
и слово Перуницы там обретешь:
"То никто иной - русский воин,
вовсе он не варяг и не грек,
он славянского славного рода,
он пришел сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу,
на твои луга,
о великий Сварог!"
И Сварог небесный промолвит:
"Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О как будет им радостно, весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
И в красе той вечной забудешь
о войне, что имели ясуни,
и что вы не такие, как греки.
Вы имели славу иную,
но дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья и также луга.

321

Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного.
Ибо то богатство иное!
На земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне ж будут мирные дни".

(Перевод Буса Кресеня)

Сварог - небесный бог, ипостась Рода. Ясунь - многозначное слово: священник, ясный, божественный. Также: небо, рай, боги, арии, русичи. Ясуни противостоят дасу - демонам и представителям неарийских племен. Понятие ада не существовало. Понятие Нави дожило до современности, хотя утратило первоначальный смысл. Мы знаем "Навий день", т.е. день покойников, который отмечался еще в прошлом веке, знаем "Навьи чары", т.е. наваждение.

В противоположность общераспространенному мнению, религия древних руссов была монотеистична. Бог - творец мира признается единственной, всемогущей сущностью. Представление, что руссы признавали много богов основано на не совсем правильном понимании религии. Наличие других богов и божков не нарушало принципа монотеистичности, они были лишь отражением высшей силы.

Идея Троицы, зародившаяся в глубине арийских народов, была ясно выражена и здесь. Бог именовался также Триглав, перед которым призывает склониться "Велесова книга". Триглав - это Сварог, Перун, Свентовит. Сварог - небесный бог, дед богов, "старший бог рода божьего", он - "родник всему Роду".

"И вот начните,
во-первых - главу перед Триглавом склоните! -
так мы начали,
великую славу ему воспевали,
Сварога - деда богов восхваляли,
что ожидает нас".

Родом славяне называли всю Вселенную, включающую в себя всех богов. Род выступал в двух ипостасях: как бог Вселенной и как домашний бог-предок, пращур. В обоих своих ипостасях он упоминается в "Велесовой книге". Род - отец и

322

мать всех богов: в сущности, - это сама Вселенная. Род редко выступал как личность, поэтому славили не его, а мужское воплощение Рода - Сварога.

"Сварог - старший бог Рода божьего
и всему Роду - вечно бьющий родник,
что летом потек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водой пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к нему
по райским блаженным лугам!"

Сварог, так же, как и Род, - это небесный источник, родник, который "течет от кроны" - видимо, кроны мирового дерева. Сварог является и небесным кузнецом, от его удара разлетаются искры-молнии. Подобным образом, либо с мечом, либо с молотом в руках, славяне видели и Перуна.

"И Громовержцу - богу Перуну
Богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживляющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
к битве и тризне великой!"
О те, кто пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!"

Перун - бог грозы и войны. Громовержец. Он оживляет явленное, дает жизнь всему сущему. Обычно Перуна изображают грозным богом, но не следует забывать, что в "Велесовой книге" Перун - бог милостивый и всеправедный. Перун милостив к почитающим его и грозен для врагов Руси.

"И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
Песни поем мы ему,
ведь Свентовищ - это Свет.
Видели мы через Него Белый Свет.
Вы посмотрите - Явь существует!"

Свентовит - бог неба и света у западных славян. Четырехглавый идол Свентовита стоял в главном святилище балтийских славян в Арконе на острове Руян (Рюген). Судя по

323

"Велесовой книге", почитали Свентовита не только в западнославянских землях, но и Северной Руси, в Новгороде. Эта вера была принесена в Новгород переселенцами из западных земель - ободритами, руянами.

Древние славяне верили в единого небесного Бога Вседержителя, но называли его разными именами: Сварогом, Перуном, Свентовитом и, наконец, Триглавом, т.е. - Троицей.

Значит, Сварог - Бог-Отец, Перун - Сын, Световит - Святой Дух. Они составляют дохристианскую Троицу. "Велесова книга" говорит о великой тайне триединства Перуна, Сварога и Свентовита. Остальные боги подчиняются небесному Вседержителю - Триглаву.

Есть и исторические свидетельства почитания древними славянами Триглава. Культ его был известен у поморских славян. В жизнеописаниях св. Оттона Бамберского рассказывается о том, что в первых городах Поморья - в Щетине и Волыне главные храмы были посвящены Триглаву. Щетинские жрецы учили, что Триглав их высший Бог, и Он благосклонен к человеческому роду.

Среди других божеств древних славян следует отметить Белобога и Чернобога - богов-антагонистов. Белобог упоминается в древнечешском словаре. Учение о борьбе этих богов, сил Яви и Нави - это древнейшее диалектическое учение, подобное древнеиндийским учениям о различных сторонах и движущих силах бытия, о "гунах" - раджасе и тамасе, или китайского диалектического учения о Янь и Инь. Вышень - неизвестный славянский бог (Вишну?). Ярило - бог весны, пробуждающейся природы, одновременно бог-воин.

Даждьбог - солнечный бог. Как отмечает А.Н. Рыбин, в "Велесовой книге" говорится, что русские - внуки Даждьбога, сотворившего мир, установившего в нем Правь и отделившего Явь от Нави. На этом законе Прави, борьбе Яви и Нави, основано все в природе - и движение планет, и процессы в человеческом теле. Надо знать этот закон, надо следовать ему. Явь, как и Янь, может пониматься как избыток энергии. Навь, как и Инь, - как ее угасание.

Есть указание на то, что Триглав почитался как Дид - Дуб - Сноп: Дид - Сварог, Дуб - Перун, Сноп - Велес. Заметим, что здесь Свентовит заменен Велесом - вероятно, до переселения западных славян в новгородские земли в Триглав входил не Свентовит, а Велес. Сказания о Велесе были обработаны в Киевской Руси уже в древнейшее время, когда культ

324

Велеса, популярный среди низов, вытеснялся при поддержке высших слоев общества более "элитарными" культами. Вытеснение архаичных культов (в том числе, видимо, и культа Велеса) было начато, по свидетельству Геродота, крупнейшим реформатором праславянской веры Анахарсисом (VII в. до н.э.), прививавшим на скифской земле культурные малоазийские обычаи и погибшим во время религиозной распри.

Но реформа затронула тогда лишь зону скифо-иранского влияния - Скифию: южные районы будущей Киевской Руси до соединения с Новгородом. В северных районах культ Велеса мало изменился. В Новгороде было большое количество "молебищ" - храмов Велесу, в отличие от Киева, где Велес не вошел в пантеон Владимира. Идол Велеса стоял в Киеве у торжища на Подоле. Различие и даже противостояние новгородской и киевской веры видно на многих примерах.

Культ божества войны и грозы - Перуна - поддерживался высшими слоями праславянского общества, князем и дружиной, в эпохи противостояния натиску кочевников. Славянские жрецы понимали, что Перун - это ипостась, проявление единого бога, поскольку славянская вера в глубокой древности пришла к монотеизму, к вере в Троицу - Тримурти - Триглава.

Различные жреческие школы пришли к пониманию Троицы неодинаковыми путями. В Киеве в дохристианскую Троицу входили: Род - Сварог - Перун - небесный отец, Даждьбог - сын, Стрибог - святой дух. Культ этой троицы не мешал почитанию других богов - богоматери - Лады, бога огня - Се-маргла, проводника в мир иной, царя подземного мира, бога богатства и скота - Велеса, богини судьбы и "водной стихии - Мокоши, богинь жизни и смерти Живы и Марены, бога войны - Волха.

Следует сказать, что в Новгороде Троицу - Триглав понимали несколько иначе. Новгородцы считали небесным отцом только Сварога, а Рода они скорее понимали не как личного бога, а как имя Вселенной. Сыном Сварога они считали Перуна, подобием же святого духа - западнославянского бога неба и света Свентовита, который вытеснил из новгородского Триглава более древнего бога Велеса.

Триглав родственен индуистской ведической Тримурти, в которую древние арии включали Варуну - небесного бога (у славян - Сварога), Индру - Громовержца (у славян - Перуна), Шиву - бога-разрушителя Вселенной (у славян - Велеса).

325

После того, как Русь приняла христианство, эти боги не умерли - сменились лишь их имена. Частично они остались жить в народной культуре, в фольклоре, превратились в былинных персонажей, в героев легенд, а частично, одевшись в новые одежды, обернулись христианскими святыми.

Таким образом, религия древних руссов также была деистична, они не отделяли богов от сил природы, поклонялись всем силам природы: большим и малым. Всякая сила была для них проявлением бога, бог был повсюду. Свет, тепло, молния, дождь, родник, река, ветер, дуб, плодородие земли, все дававшее и двигавшее жизнь, было проявлением Бога и вместе с тем самим Богом.

Руссы жили в природе, считали себя ее частью и, так сказать, растворялись в ней. Это была солнечная, живая религия. Святые идеи восточнославянского братства вдохновляли создателей "Велесовой книги". Ради них они и создали особый язык, особое письмо, особую дощатую книгу. Здесь сокрыта бесценная сокровищница народной мудрости и духовности.

Необходимо отметить, что над уникальным наследием "Велесовой книги" будут трудиться поколения историков и лингвистов, которые будут расшифровывать, изучать, толковать древние тексты. Процесс изучения не прост. Достаточно упомянуть случай с прочтением текста "АНИМАПАНИМОРОКАН", который А. Куренков принял за слова какого-то гимна на древ-неиндусском языке пракита. На самом же деле, это запрещение поклоняться чернобогам Мару и Мороху: "А ни Мара, ни Мороха не смиемо славити". Приведем некоторые отрывки из текстов "Велесовой книги" в изложении академика, члена Союза писателей Ю.К. Бегунова на основании дощечек 1, 2, 16 (введение).

"Влес-книгу посвящаем богу нашему, который есть прибежище и сила".

В те времена жила среди них такая благая добрая сила, которая была названа отцом в Руси.

А тот муж жену и две дочери имел, имели они скот и коров и много овец, с ними был тот в степях, а они год не имели мужей для дочерей, все так молили богов, чтобы его род не пресекся, а Даждьбог услышал мольбу ту, а по мольбе дал ему вымоленное, так как уже пробили часы те: вот уже грянет между ними.

А извержется на нас ясная туча, в которой бог Велес нес отрока. Так грянет тот, кого имеем от бога нашего и тому

326

речем хвалу: будь благословен всегда, ныне и присно, и во веки веков, Речено от кудесников, а те ушли и не вернулись.

1.

Это наша совесть причина тому, что мы своими глазами обличаем. И там мы скажем во истину благое о роде нашем и не будем лгать.

Итак, расскажем правду о первом бане нашем, поведаем о князе избранном, названном же Кисек. Тот повел наших родичей со своим скотом по степям на полдень, туда, где солнце сияет, и там мы остались. И когда пришел Кисек, то увещевал его отец Орей:

".Оба мы имеем своих детей и мужей, и жен, и старцев имеем, и мы должны защищать их от врагов, и так скажем нашим племенам: соединим всех овец и скот наш, и будем племенем единым. И боги постараются нам помочь. И мы увидим светлые дни во веки веков".

И как только окружающие поняли это, то начали говорить, что это будет ошибкой, так и он решил. И отец Орей отвел стада свои и своих людей от них, и повел подальше, и сказал: "Там воздвигнем град". Так как это была голая степь, то леса отступили от нее.

И Кисек пошел прочь, и вот уже тот повел своих людей до иных людей, чтобы они не смешались с людьми отца Орея, так как они старше. И так сотворив, осели на земле той. Итак, Кисек ушел со своими людьми и образовал землю иную и там поселился. Когда они вспахали землю и построили дома, отец им объявил, так говоря:

"Будучи чуждыми один другому, ищите жизненные средства и силы и не перечьте один другому".

И был Кисек этот славен, и люди отца Орея тоже славны, потому что слава притекла к ним, и в поле знали их стрелы и мечи. А знали по себе.

И вот пришли Извне в края его, и стали забирать его скот. И Кисек напал на них и сначала отогнал их, а на второй раз был побежден, и они сами людей избивали и покрылись трупами места. Многие сходились и ели остатки людей, поверженных мечом.

И тогда сказал отец Орей, так как они уже раньше нажрались мертвечины, и то что осталось вокруг со своими родичами и еда их сделала еще более дерзкими, и стало мерзко на сердце Ореевом, и он возопил к родичам: "Поддержите Кисека

327

и его людей!". И тогда они седлали коней, взяли возы и бросились на Еезе, бия их, пока не уничтожили.

И это мы должны знать как истину, что имеем силу только, если мы вместе, а не иначе. И не могут победить нас, ибо то истина, что нельзя победить нас обоих, потому что мы - русские, и себе создали славу, известную от врагов, которые кричат во все горло, когда увидят наше житье. Пусть они, вооруженные серебряными мечами, с горшками горячей еды для своих сынов, попробуют наше житье в степях до нашего конца, а они нужды своей не знают, а нам объясняют, что мы изменили свою жизнь, ибо наши слова истина, а их лживые, так как они лгут и хранят ложь.

2.

Издавна предсказано, что мы должны объединиться с другими, создавая силу великую. От этих родов мы имеем Рускень нашу и по Голуне триста городов и селений огнищан с дубовыми домами. Там и Перун есть наш, и земля, ибо птица Матерь Сва запоет о дне, которого мы ожидаем, и о временах, когда должен повернуться Сварожий круг, и времена эти по очереди к нам идут.

Мы говорим Матери Све, что будем защищать землю нашу лучше, чем венды, которые ушли на запад солнца, и там для врагов землю пашут, и вера у них ошибочная, так как Боровень сказал, что он силен, и люди те верят в слова эти. Да и мы не глупцы изумленные и должны верить, пока не увидим их еще.

Венды, воротитесь в земли наши, в древние степи и поглядите еще на вспаханные поля, какими они были до ухода из Пятиречья. И если Дасунь будет отсечена от нас, то птица Сва скажет, что огонь и смерть понесутся к нам и напрочь разрушат это пожарище. Пусть боги поливают, а Даждь льет дожди, потому что земли эти были разорены и конница разбита, трупы коней валяются по земле. И это боги посылают в сердце этой Дасуни за то, что они ими пренебрегают, так как и мы должны слушаться и не во времена антов. И эти анты мечом взымали подати, так как они домов на чужбине не строят.

Итак, отец Орь шел впереди нас, а Кий вел руссов, а Щек вел свои племена, а Хорев своих хорватов из земли в городок. И так как им было внушено богами, что после ухода хорватов и Щека в иные места мы поселимся в Карпатских горах, то мы

328

там и поселимся, иные строя города. И были у нас иные соплеменники и богатства нажили великие. Поэтому враги напали на нас, и поэтому мы бежали к Киеву-граду и до Голуни. И там поселились, возжигая свои огни в небо и творя жертвы в благодарность богам и также себе.

И тут Кий умер после того, как он владел нами в течение тридцати лет. А после него был Лебедян, названный Славер, и он жил 20 лет. А после был Верен из Великоградия тоже двадцать лет. А потом Сбережень десять лет, и в конце концов они одержали победы над врагами, и лихие времена настали для нас из-за нападений на них и на нас.

Это готы пришли в степи наши, творя зло, и для наших праотцов настали дни доблестной борьбы за жизнь, и мы стали славными, потому что мы славим богов.

Итак, мы от богов внуки Свароговы и нашего Даждьбога, и теперь мы терпим зло, а прежде силу имели великую и много защищались от нашествия готских врагов, почти шестьдесят лет. И тут ильмерцы нас поддержали, и таким образом мы одержали победу над врагами, потому что у них было десять Германарихов, и были они как волки, принявшие львиную храбрость. И когда мы на них напали, то начали хитрить, говоря, что нам нет нужды обороняться, потому что наши прежние мечи обменены были на овец и на овощи и это самое позволяет нам верить вам.

Как было отмечено выше, неповторимый источник информации представляет собой богатейший восточнославянский фольклор. Хотя можно возразить - что может быть общего между народным эпосом и конкретной философской системой? Думается, что связь между религиозным мировоззрением праславян и их былинно-сказочным творчеством очевидна. Выше упоминались различные тенденции в славянской религиозной системе. Вместе с тем, очевидно то, что данная абстрактно-мировоззренческая концепция оказала сильное влияние на христианизированное миропонимание, а в дальнейшем и на средневековое русское философское творчество. В данном случае подразумевается цикл мифов "Песни птицы Гамаюн", который вместе с "Велесовой книгой" иногда называют "Русские Веды". Птица Гамаюн - это инкарнация Велеса, проявление его космической энергии и вселенской мудрости. В давние времена песни этого цикла были знакомы волхвам - "велесовым внукам". В древнерусских апокрифических сказаниях, сохранивших отголоски славянских ведических мифов,

329

птица Гамаюн прилетела на острова, "расположенные близ блаженного рая, откуда благоухание чудное доносится".

Историки, этнографы, археологи до сих пор ведут споры по поводу сущности упоминаемых славянских богов. Несмотря на это, необходимо признать, что древнейшие славянские мифы сохранились лучше, чем, например, космогонические греческие, индийские или библейские. Причина тому - особый путь развития славянской культуры: мифологические сказания иных народов были искажены при записи и обработке поэтами, пророками уже в древнейшие времена в отличие от мифов славян. Славянский фольклор сохранился как живая традиция, мало затронутая влиянием письменной культуры. Таким образом был сбережен удивительный пласт "дописьменной" культуры.

Славянский фольклор представляет собой неисчерпаемый источник, благодаря которому удалось воссоздать древние мифы, которые составляли основу древнейшей ведической культуры. По своему значению данный фольклорный цикл может, по-видимому, быть приравнен к индийской "Ригведе". Сейчас "русские веды", будучи во многом родственными индийским, занимают по своему объему несколько сот томов, правда, менее упорядоченных, чем индийские ведические тексты.

Бус Кресень (ведический псевдоним А. Барашкова) воссоздал цикл космогонических мифов "Песни птицы Гамаюн" на основании фольклорных текстов и текстовых дощечек "Велесовой книги", в подлинности которых он глубоко убежден.

В песнях рассказывается о событиях, начинающихся сотворением мира и заканчивающихся всемирным потопом, а в "Велесовой книге" рассказано о событиях после потопа.

Бус Кресень считает, что существовало несколько вариантов сказания о разных богах до принятия христианства на Руси, которые появились и развивались в среде волхвов и различных жреческих школ. В "Песнях" в основном представлена "киевская вера" - Перунова и Даждьбожья. Социально-политическая обстановка также давала о себе знать - одни культы были гонимы, другим оказывалась поддержка со стороны власть имущих, что оставило определенный след в сказаниях, который, правда, более или менее легко выделяется при реставрации.

В заключение хотелось отметить, что историю России нельзя делить на две отдельно существующие части - христианскую

330

и языческую, равно как и трудно дать сегодня оценку какому-либо событию и принять конкретное решение, обозначив историю России лишь отрезком в одну тысячу лет.

В Китае, например, гордятся трехтысячелетней историей и не налагают на нее ограничения, связанные с конкретными историческими личностями - Лао-Цзы или Конфуцием и эпохами распространения их идей. Могила Конфуция сохранилась и почитается как национальная святыня.

Изложение ведического мировоззрения, ведических идей и мифологии ни в коем случае не ставит своей целью нанесения удара по Православию. Ведическое мировоззрение является частью многотысячелетнего духовного достижения наших предков и должно стать нашим историческим достоянием, частью нашей культуры, свидетельствующей о взаимосвязи славян, русских со всем миром.

331


1 Русская мысль // 1994, № 4-6.
1 "Велесова книга" издана в России. Существуют различные, порой взаимоисключающие точки зрения на ее происхождение и сущность.
1 Карамзин Н.М. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 1. М., 1993.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.