Тема 26. Немецкая классическая философия

§ 1. Германия в конце XVIII в.

Германия к концу XVIII в. была конгломератом государств, королевств, кюрфюрств, герцогств, княжеств, баронств и вольных имперских городов. Каждое такое государство имело свои таможенные границы, взимало налоги. Крепостное право, оброк, барщина, цеховые привилегии были реалиями экономической жизни. Городское население достигло 25%. Германия была отсталой европейской страной.

Виднейшие идеологи того времени Кант, Фихте, Гегель и другие разработали в абстрактно-теоретической форме те задачи буржуазии, которые она реализовала в ходе французской

276

буржуазной революции (1789-1794 гг.), а также серии революций в странах Европы в 40-х годах XIX в.

Иммануил Кант (1724-1804). Был сыном мелкого ремесленника. В Кенигсберге (ныне г. Калининград) прожил безвыездно всю жизнь. После окончания местного университета в 1755 г. приступил к чтению лекций. Звание профессора получил в 1770 г. После международного признания его деятельности правительство Германии положило ему содержание - 62 талера в год - за должность помощника королевского библиотекаря.

До 1770 г. Кант уделял особенно много внимания вопросам естествознания. Он читал лекции по философии, логике, математике, физике, механике, географии, антропологии и общей истории.

В работах "докритическрго периода" просматриваются элементы стихийного материализма.

К 1755 г. относятся работы И. Канта о гравитационном взаимодействии Луны и Земли, влияющем на скорость их вращения, о замедлении вращения Земли вследствие трения, вызываемого приливами, и об историческом развитии небесных тел. Работа "Всеобщая естественная история и теория неба" объясняла происхождение Солнечной системы. Согласно гипотезе И. Канта (она вошла в науку как гипотеза Канта - Лапласа) в первоначальной рассеянной массе вещества под воздействием противоположных сил притяжения и отталкивания возникло вихревое движение и образовались вращающиеся шарообразные сгустки материи, нагретые от трения. Ставя в основу эти предположения и ньютоновский закон тяготения, Кант пытался объяснить происхождение Солнца, планет и их спутников1. Космогоническая теория Канта пробила брешь в метафизическом взгляде на мир2. После работ Коперника, Галилея, Декарта и Ньютона Кант мог заявить: "Дайте мне материю, и я вам покажу, как из нее произойдет мир".

Философская система Канта изложена в главных его трудах:

"Критика чистого разума" (1781 г.), "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки" (1783 г.), - где дана теория познания, границ познания,

277

самопознания, т.е. орудие философского постижения мира. Этическое учение Канта изложено в "Критике практического разума" (1788 г.). Он рассматривает этику как практическую философию; эстетическим вопросам посвящена работа "Критика способности суждения". Основная черта философии Канта - примирение материализма и идеализма, веры и науки1.

Учение о познании. По Канту, существуют три способности познания:

  • 1) чувственность;
  • 2) рассудок;
  • 3) разум.

"Трансцендентальная аналитика" исследует формы, возможности и условия рассудочного познания. Чувственное познание изучает "трансцендентальная эстетика". Разумное познание исследуется "трансцендентальной диалектикой". Аналитика и диалектика образуют вместе трансцендентальную логику. Заканчивается "Критика чистого разума" учением о методе. Центральный вопрос теории познания у Канта - о возможности познания, о границах априорных (доопытных) суждений - всеобщих и необходимых.

Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, воздействие внешних вещей на органы чувств человека: ощущения являются в виде образов. Это - "вещи для нас". Здесь он - материалист. Но между идеальным образом вещи и самой вещью нет соответствия в содержании. Вещь сама по себе, без познающего ее субъекта есть "вещь в себе" - ноумен. Она - непознаваема. Вещь для нас есть явление, феномен. Налицо разрыв между мышлением о вещи и самой вещью. Возникает вопрос: что я могу знать? Кант склонен к агностицизму, отказывая мышлению, сознанию в возможности полного познания окружающей среды, мира.

Антиномии - это суждения, которые взаимоисключают друг друга. У Канта их 4. Первая - мир имеет начало во времени и пространстве; мир во времени и пространстве безграничен.

Вторая - все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно.

Третья - в мире существует свобода; никакой свободы нет, так как все совершается по законам природы.

278

Четвертая - Бог есть необходимость, безусловная сущность мира; Бога в мире нет.

Категории Канта. Он насчитывал 12 категорий: 1) количество: единство, множество, всеобщность; 2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношение: субстанция и акциденция (временное, несущественное свойство вещи), причина и действие, взаимодействие; 4) модальность: возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность.

Категорический императив. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства1. Это значит - не превращай другое разумное существо только в средство для реализации целей. В этике Кант выступает как противник эвдемонизма. Принцип удовольствия противоположен принципу морали. Поэтому, следуя категорическому императиву, надо мыслить реалистически и не думать, что человек может быть счастлив.

Нравственный закон - это небо над головой, мир ноуменов: человек их видит, но не может к ним приблизиться. Кант отвергает рациональное доказательство бытия души, а поэтому сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше его.

Эстетика. С точки зрения количества, прекрасное нравится всем. Красота - это форма целесообразности, поскольку она воспринимается без представления цели. По Канту это значит, что эстетическое суждение связано со свободной игрой способностей человека. Прекрасно то, что нравится всем, без всякого интереса, своею чистотою форм. Кант был убежден, что ученый может быть талантлив, достижения его высоки. Его творения понятны всем людям. Гениальность может проявляться только в художественной сфере. Гениальность, по Канту, есть способность создавать образцовые художественные произведения, а стало быть, совершенно новые художественные формы. Такая способность непознаваема, выходит за рамки человеческого понимания, научного познания. Искусство - это свободная деятельность гения, преодолевающего разрыв между свободою и необходимостью.

Социальные взгляды. Кант - противник революционных методов борьбы народа, сторонник реформ, осуществляемых

279

правительством. Он защищал частную собственность, считая ее "святой" и "естественной". Государство у него должно выполнять функцию достижения "общего блага".

Все население делится, по Канту; на "граждан" и "только подданных", лишенных элементарных прав. Трудящиеся и эксплуатируемые относятся ко второму разряду.

Кант был сторонником вечного мира в международных отношениях. Его критиковали слева материалисты за его агностицизм и субъективизм, справа - последователи идеализма. И те, и другие "подчищали" Канта, делали его более правоверным применительно к своим взглядам.

§ 2. Гегель Г.В.Ф. (1770-1831)

Гегель - философ-идеалист, мировоззрение которого проникнуто противоречием, двойственностью: с одной стороны - учение о развитии, с другой - консерватизм.

Источником развития Гегель признавал не природу, а дух, абсолютную идею. Она у Гегеля и есть настоящая действительность. Мир, природа - это снимок, отражение, инобытие абсолютной природы. Абсолютная идея проходит в своем развитии три периода:

  • 1) становление и развитие ("Наука логики");
  • 2) она переходит в свое инобытие, т.е. в мир природы ("Философия природы");
  • 3) развитие идеи завершается полным совпадением "мирового разума" с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, "абсолютным знанием" ("Философия духа").

Смысл философии, по Гегелю, и состоит в раскрытии исторического пути самодвижения "абсолютного разума" как единственной активной, реально существующей силы.

Диалектика Гегеля. Исследовав развитие совокупной человеческой мысли ("Феноменология духа"), Гегель пришел к выводу, что развитие индивидуального сознания человека на различных ступенях истории есть сокращенное воспроизводство ступеней, исторически пройденных человеческой мыслью.

Гегель критиковал формальную логику за ее метафизичность. Например, А = А, т.е. человек есть человек и т.д. Следуя таким путем, отмечал он, наука не сделала бы ни одного открытия.

280

Он полагал, что всякое развитие совершается в силу внутренней борьбы противоположностей, заключенных в понятиях. Объяснить переход объективного мира в свою противоположность можно духовной деятельностью, активностью и историческим развитием сознания.

"Феноменология духа" - работа, которую называли истоком и тайной гегелевской философии. Она была задумана как доказательство истинности его собственной философской системы. Здесь развернута картина исторического развития сознания, которое в обобщенном виде воспроизводит развитие философии вообще. Сознание развивается противоречиво и его источник находится внутри него самого. Творец всей человеческой истории - абсолютный дух - осуществляет свою деятельность бессознательно; лишь в итоге он осознает себя как творческий дух. Здесь видно противоречие с его собственным утверждением об активности, действенности сознания. У Гегеля предмет изменяется потому, что изменяется мысль человека о нем.

"Наука логики". Вечно существующая абсолютная идея представляет собой понятие бытия. "Наука логики" - первая ступень жизни абсолютной идеи. "Чистое бытие" - начало логики. Оно - неопределенное, абсолютно отрицательное и неразличимое в себе ничто.

Переход к сущности есть завершение развития количества и качества.

Здесь вскрываются внешние и внутренние противоречия бытия.

Основание как некоторая целостность бытия, существование как его внешнее выражение, видимость как одно из проявлений сущности и явление как некоторая полнота бытия - все эти категории в целом приводят в своем движении к понятию действительности. Развитие понятия, как и сущности, становится возможным благодаря внутренним противоположностям, заключенным в мысли. Именно эти противоречия порождают саморазвитие понятий. Последнее, определяя своим движением существование и развитие объективной исторической действительности, выступает творцом мира. Все развитие в "Науке логики" завершается абсолютной идеей.

В движении понятий Гегель гениально угадал диалектику явлений мира.

281

Метод и система: их противоречие. Идеалистическая диалектика - метод Гегеля - носит прогрессивный характер. Учение о развитии - суть этого "рационального зерна". Система Гегеля консервативна, догматична. Он хотел осчастливить человечество абсолютной, законченной истиной, которая бы уже не требовала своего дальнейшего развития. Гегель заканчивает развитие путем возвращения абсолютной идеи к себе, т.е. самопознания ею самой себя. Система похоронила его метод. Для лучшего понимания гегелевской философии предлагаются две схемы.

Развитие абсолютной идеи в философии Гегеля

282

Схема гегелевской философии

 
 

283

§ 3. Людвиг Фейербах (1804-1872)

Родился в местечке Ландсгут, в семье юриста Ансельма Фейербаха. Учился в Гейдельберге, затем в Берлине. 25 лет прожил в деревне Брукберг, где его жена имела фарфорово-фаянсовую фабрику. Критиковал религию. Был за это лишен возможности преподавательской деятельности в Эрлангенском университете. Фейербах считал, что идеализм есть рационализированная религия. Смысл познавательной деятельности он видел в изучении природы. Она чувственна, материальна, вещественна. Материя есть causa sui - причина сама себе.

Познание у Фейербаха делится на 2 ступени: первая - чувственная - деятельность сердца, вторая - деятельность головы. Материализм его носил созерцательный характер. Природа существует независимо от философии. Она есть основа, на которой выросли люди, продукты природы. Вне человека и природы нет ничего. И высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, - это лишь отражение нашей собственной сущности.

Материализм Фейербаха носит название антропологического. Фейербах ушел от гегелевских всеобщих абстракций к человеку, единичному. Фейербах подчеркивал именно природно-биологический характер человека, от которого абстрагировалась немецкая философия после Канта.

Антропологический материализм Фейербаха базируется на его антропологическом принципе, который в теории познания выражается в том, что он по-новому понимает "объект". По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и потому первый объект для всякого человека - это другой человек, "ты". Любовь к другому человеку есть путь к познанию его объективного существования и всего внешнего мира.

Духовная, нравственная, внутренняя связь людей рождает новую мораль - альтруизм, которая должна стать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть отчужденная любовь, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

284


1 История философии. М., 1960. С. 35.
2 Лаплас (1749-1829) - создатель теории возникновения вселенной из туманности.
1 Кант И. Критика чистого разума. Пг., 1915. С. 18.
1 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4., ч. 1. С. 304.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru