Тема. 24. Философия Средневековья
и эпохи Возрождения

§ 1. Специфика философии Средневековья

Почти 1000 лет господствовала религиозная идеология в Европе, с V по XVI в. В отличие от античной философии, стиль мышления средних веков

262

теоцентричен, т.е. в основе мироздания - Бог, а не космос. Философы Средневековья пользовались теологической идеей. Она выполняла регулятивную функцию так же, как для античности - идея космизма, для Нового времени - научное знание.

Философия Средних веков базировалась на двух основных идеях: откровения; творения всего, креационизма. Ей свойствен и традиционализм и ретроспективность. Чем древнее, тем истиннее, подлиннее, надежнее - такова позиция средневековых мыслителей. Древнее всего истина, которая нашла отражение в Священном Писании. Поэтому Библия - главный источник знаний и вдохновения.

Теоцентричность мышления: сила, определяющая мышление, все поведение человека и общества, есть Бог. Человек должен добросовестно служить Богу.

Дидактизм, назидательность, учительство - тоже важные черты философии Средневековья. Примером может служить произведение Пьера Абеляра (1079-1142) "Да и Нет", написанное как некое методическое пособие для учеников церковной школы, где автор заведомо задает вопросы так, что ученики приходят к неверным ответам, потом учитель их возвращает в "лоно истины". Книга П. Абеляра по сути была остроумной критикой служителей церкви и порождала сомнение в богословских истинах. Но по форме - она назидательна.

Догмат о творении всего сущего переносил центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В античной философии борются два противоположных начала - активное и пассивное - материя и идея (сознание, мысль). Дуализм (двойственность) преодолевается. Монизм Средневековья: есть только Бог, он - абсолютное начало. Весь мир, Вселенная - результат его творчества. Подлинной реальностью обладает лишь Бог.

Схоластичность мышления. (Схоластика от лат. schola - школа). С V в. схоластическая философия преподавалась в школах, с XII в. - в университетах Западной Европы. Главный вопрос, который решался этой философией, был вопрос о соотношении знания и веры.

Тертуллиан (ок. 160-230 гг.), уроженец Карфагена (Африка), прославленный римский адвокат. Первый "отец" церкви. Отделил знание, философию от веры, от религии. Человеческий разум для него - ничто. Религия основана не на разуме. Божественные истины противоречат человеческим. Тертуллиан

263

утверждал: верую, ибо абсурдно. Поль Гольбах, французский материалист (XVIII в.) заметил по этому поводу, что "ученые могут не верить в Бога, ибо они не могут верить в абсурд!"1.

У Тертуллиана разум строго отграничен от религиозного сознания. Разум обладает естественной познавательной способностью. Он связан с природой и человеком. Вера же выходит за эти пределы. Вера, откровение имеет целью познание божества. Разум ориентирует на земные дела, отвлекает верующих от божественных истин. Тертуллиан осуждает философское знание, поскольку оно подтачивает веру, несет сомнение, ослабляет могущество церкви.

Христианство, согласно науке, несовместимо с философией. Светский разум и духовный находятся в противоречии: "verum est, quia absurdum" (это истинно, ибо нелепо).

Бог, согласно Тертуллиану, никогда не открывает себя полностью, а лишь в меру человеческой способности постижения - как человеческий Бог, открывший себя в сыне. Учителя Тертуллиана - стоики.

Августин (354-430). Автор 100 работ против материалистов, видный христианский философ. Важнейшие работы - "О свободе воли", "Против академиков", "О бессмертии души", "Исповедь", "О христианской науке".

Мир, согласно Августину Блаженному, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов - все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах.

Люди удивляются высоте гор, блеску звезд, но не удивляются себе, говорит Августин в "Исповеди". Он ищет Бога внутри человека, его занимал вопрос о свободе воли. По разъяснению Августина, воля человека свободна лишь в пределах божьего предположения. Виновник зла, греха и т.д. не Бог, а дьявол, один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую согласием с ней. Мера истины - в нашем самосознании.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Бытие у него - Бог, сотворивший мир. Разум может вступать в противоречия с религией, верой. Однако в божественном откровении не могут быть ошибки, следовательно, ошибается разум, а не Бог.

264

Поэтому Аквинат полагал, что лучше все религиозные догматы понимать с помощью разума, а не слепой веры. Отсюда космологическое доказательство бытия Божьего с помощью серии причинно-следственных зависимостей. Например, существует много форм движений, причина их всех - Бог, и т.д. Всего 5 доказательств бытия Божия у Ф. Аквината.

Все вышеизложенное приводит к мысли о том, что место философии в Средние века предопределено - быть на вторых ролях, обслуживать религию, религиозную практику.

Это предопределило авторитаризм религии этого периода.

Проблема двух истин. Жильбер де ля Поре утверждал, что теологические размышления невозможны в виде понятий философии. Истины теологии - это сверхчувственные реалии.

Философия в связи с этим имела свою теорию познания, основанную на чувственных началах, ощущениях внешнего мира.

Реализм и номинализм. Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Представители: Ансельм Кентерберий-ский, Гильом из Шампо, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.

Номинализм отдавал приоритет воле над разумом. Представители: Росцелин, Пьер Абеляр, Беренгард Турский и др.

Средневековый реализм сближался с позицией Платона. Универсалии существуют до вещей, это - мысли, идеи в божественном разуме. Ансельм Кентерберийский (1033-1109) был представителем реализма. Он полагал, что познание возможно лишь на основе разума.

Номинализм (от лат. потеп - имя) отрицал возможность существования общих понятий. Согласно номиналистам, универсалии существуют не до, а после вещей (Росцелин, XI в. и др.). Это был спор о взаимоотношении общего и единичного. Реализм - разновидность объективно-идеалистического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущим в споре о природе универсалий, а номинализм - в оппозиции.

Абстрактностью, спекулятивностью, крайней умозрительностью средневековая философия отличается от умозрительности античных времен. В античности философия носила натурфилософский характер. Спекулятивность философии Средневековья во многом способствовала исследованию и развитию

265

логических структур мысли. Схоласты развивали учение Аристотеля о логических формах мышления.

§ 2. Философия эпохи Возрождения

Ренессанс - явление итальянской и мировой культуры, охватывающее период с XIV по XVI в. Это время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения, Ренессанс получила свое название от итальянского художника и архитектора Джордже Вазари, который в своей книге "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" в 1550 г. впервые употребил этот термин.

Философия ренессансной эпохи противостоит средневековой, которая противопоставляла материю - форме, природу - Богу, тленный мир - нетленному.

Бог философии Возрождения - не бог ортодоксальной религии, не бог схоластического богословия. Он лишается свободы, он не творит мир из ничего, он - "совечен" миру и сливается с законом естественной необходимости. Природа превращается в обожествленное, т.е. наделенное всеми необходимыми силами, первоначало вещей. Пантеизм Возрождения через 200 лет, в материализме Просвещения отказался от Бога-Творца как от "ненужной гипотезы". Антропоцентризм Ренессанса иной, чем Средних веков. Там речь шла о грехопадении, искуплении и спасении человека, человек рассматривался в своих отношениях с Богом, в своем внутреннем грехе и спасении. В философии Ренессанса человек помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо. Он - господин над всей природой, творец. Культ красоты, красоты тела связывает его с антропоцентризмом.

Философия эпохи Возрождения делится на 3 периода:

  1. Гуманистический (середина XIV - середина XV в.). Проблемы человека.
  2. Неоплатоновский (середина XV - первая половина XVI в.). Проблемы онтологии.
  3. Натурфилософский (вторая половина XVI - начало XVII вв.).

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - центральное для Возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие и светский индивидуализм. Гуманизм зарождается

266

на кафедрах университетов: его представляют дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы. Такие кружки организуются как сообщества единомышленников, озабоченных возрождением античной науки и культуры. А создали они по сути новую культуру. У ее истоков стояли Данте Алигьери (1265-1321) и Франческа Петрарка (1304-1374). В "Божественной комедии" Данте ищет переход от божественного первоначала к стихиям "нижнего мира".

Учение о человеке нашло свое выражение и в его философских трактатах, и в образной системе "Божественной комедии", где земное вторгается в запредельное, личные и общественные страсти кипят в провалах ада, на ступенях Чистилища, и в райских высях.

Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: 1) проявление собственной добродетели в земной жизни; 2) созерцание "божественного лика", достижимое лишь после смерти и при "содействии божественной воли".

Петрарка не отвергает земной славы ради небесной. Забота о земной славе - долг человека, она недостижима без постоянного творческого труда.

Гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. Такой гуманизм способствовал появлению титанов Ренессанса.

Северный Ренессанс, его гуманизм проявился всего заметнее в лице Эразма Роттердамского (1469-1536). Его книга "Похвала глупости" (1511) сделала его врагом церковников и богословов, хотя с церковью он не порвал. Как философ он был близок к форме созерцательного мирового платонизма: всему он дивится, ничто не отрицает и за все благодарит, размышляя о том, что всякая вещь создана ради человека, и созерцая отдельные вещи, он поклоняется мудрости и благости создателя, следы которого прозревает в создании"1.

Утописты. Политики. Социалисты.

Николло Макиавелли (1469-1527). Объект исследования - политика, личность правителей, история расцвета и гибели государственного механизма. Мир людей столь же неизменен, как и мир природы. В мире всегда одинаково много добра и зла. Меняются нравы, зло кочует по странам, но мир остается

267

тем же1. Мораль у него подчинена целям политики. Религия рассматривается как часть общественной жизни. Общества без религии он не мыслит. Национальное государство - это цель, которая спасает отечество.

Томас Мор (1474-1535). Английский мыслитель, основоположник утопического социализма. Был лорд-канцлером. Жил в эпоху бурного развития капитализма, эпоху "огораживания", когда в погоне за сырьем для суконных фабрик английские феодалы-помещики сгоняли с земель крестьян, отводя луга для овец. Крестьянство уничтожалось как класс. Пауперы - бродяги составляли не менее 2 млн. человек, "овцы съели людей". В 1516 г. Т. Мор написал "Золотую книгу, столь же полезную, как и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии". Где есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел, поэтому она должна быть уничтожена - таков вывод лорда-канцлера Англии XVI в. Все граждане "Утопии" трудятся, разумно отдыхают. Физическим трудом временно не занимаются лишь те, кто исполняет общественные функции или занят научной деятельностью.

Томазо Кампанелла (1568-1639). Монах, участник борьбы за национальное освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет провел в тюрьмах. Мир - это большая книга, в которую вечный разум вносит свои мысли, заявлял он. Вселенная - большое животное, которое следует изучить, чтобы извлечь пользу. В мире происходит постоянный процесс изменения, рождения нового. Он считал, что ученый должен владеть областью естественных наук. Материалистом во взглядах на природу он не был, скорее стоял на позициях пантеизма, ибо определял природу как "скульптурный образ Бога". Природа - одна из форм божественного откровения. Бог растворялся в природе.

"Город Солнца" - книга Т. Кампанеллы, где он дает описание общественного устройства на принципах утопического социализма, это видение будущего "Золотого века". Государство Солнца - город, крепость. В этом государстве большое значение придается военному делу. Граждане могут защитить свое отечество от тирании. Главой государства народ избирает выдающегося по знаниям человека. В помощь ему даются 3

268

начальника: 1) могущество, 2) мудрость, 3) любовь. Все граждане участвуют в трудовой жизни общества, как минимум - 4 часа физического труда в день. Все продукты распределяются по потребности. Образование в городе Солнца - для всех обязательно и бесплатно. Это был один из первых идеалов социально ориентированного государства.

§ 3. Естественнонаучные идеи Ренессанса

Уход в прошлое феодальных отношений сопровождался рождением буржуазных: способа производства, общественных отношений, буржуазной цивилизации в целом. Рост промышленности определил на столетия бурный рост науки. Ренессанс принес новые веяния в культуре, науке. Новое естествознание выросло из практических потребностей. Ученый Герике построил воздушный насос и доказал существование атмосферного давления. Н. Коперник открыл, что Земля - не центр мироздания, а маленькая планета солнечной системы. Г. Галилей обнаружил пятна на Солнце, сделав телескоп. Барометр помог людям предсказывать погоду. Микроскоп сыграл большую роль в развитии биологии. Компас помог Колумбу доказать шарообразное строение Земли. Создавался новый взгляд на мир. Техника и производство в XV-XVI вв. прошли ряд этапов в своем развитии:

  1. Со времен крестовых походов возникли совершенно новые взгляды на роль науки и ее место в промышленности. Появились новые отрасли промышленности, модернизировались старые. Возникло ткачество, производство часов, мельничное дело, крашение, были созданы приборы для наблюдения за явлениями природы. Накопилось громадное число новых фактов.
  2. Промышленные, торговые, политические связи в Европе и во всем мире окрепли. Это содействовало внедрению новых научных изобретений в практику.
  3. Открытие новых земель, путешествия расширили к XVI в. в 6 раз известную территорию Земли. Был получен новый материал для зоологии, метеорологии, ботаники, астрономии, антропологии.
  4. Изобретение печатного станка совершило революцию в обществе.

Наука была тесно связана с философией.

Николай Кузанский (1401-1464) - кардинал, математик, механик, астроном. Автор "учения о совпадении противоположностей".

269

Минимум и максимум при определенных условиях совпадают. Единое не имеет противоположности. Для наглядности он обращается к математике. При бесконечном увеличении радиуса круг превращается в прямую. То же с прямоугольником, если одна из линий бесконечна, то и все остальные - тоже. Стало быть, треугольник - тоже бесконечная линия.

Николай Коперник (1473-1543) создал новую астрономическую систему: геоцентризм заменил гелиоцентризмом. Главный труд - "О круговращениях небесных тел". Согласно Копернику, первой и высшей из сфер Вселенной является сфера неподвижных звезд. Затем следует планета Сатурн, круг обращения вокруг Солнца 30 лет; далее - Юпитер, период обращения - 12 лет; затем - Марс, проходящий орбиту в 2 года. Четвертое место занимает Земля, пятое - Венера, пробегающая свой путь за 9 месяцев. В центре находится Солнце. Вокруг него и движутся планеты.

Телезио (1508-1588) - итальянский материалист. Объяснял природу из нее самой, на место первотолчка (Бога) он ставит силы, которыми располагает природа. Материя и сила - вот основные понятия, при помощи которых он объясняет природу. Одна концентрация сил на земле, иная - на Солнце. Борьба противоположных сил - источник всего движения и жизни.

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский ученый и философ. Вселенная - бесконечна, едина. Каждый мир имеет свою специфику, вместе с тем находится в единстве с остальными. Природа - неподвижна, она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она - бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное - два главных понятия в философии Д. Бруно. Сожжен на костре в Риме за взгляды, противоречащие церковным.

Ренессанс возвеличивал человека, его возможности, познания мира. Но Коперник, Галилей, Бруно, Телезио и другие мыслители этой эпохи превратили Землю в песчинку мироздания, а человек оказался несоизмеримым с бесконечным пространством. Человек Возрождения наслаждался природой, неподвижной Землей и небесным сводом. Но оказалось, что никакого неба вообще не существует. Человек рассматривался как великий зодчий, чуть ли не равный Богу, а натурфилософия этого периода поставила его перед лицом бесконечного космического пространства без конца и начала. Была разрушена

270

возрожденческая иллюзия о безмятежном бытии. Было положено начало новой картине мира, иной культуре, другой философии.

Это время воспевания личности человека, заря частного предпринимательства, индивидуализма, субъективизма. Открытия наследия античности стали стимулом для создания новой культуры.

271


1 Творения Тертуллиана. Ч 1. СПб., 1847. С. 41-43.
1 Роттердамский Эр. Похвала глупости. М.-Л., 1931. С. 632.
1 Макиавелли Н. Государь и рассуждения на первые три книги Тита Ливия. СПб., 1869. С. 264.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru