Тема 23. Античная философия

§ 1. Школы философии в Древней Греции

Несмотря на своеобразие философских учений в различных странах, в развитии учении различных периодов сохраняется существенная преемственность. Это позволяет говорить о том, что все человечество всегда было связано.

Интеграция и интернационализация материальной и духовной жизни выступает как неотъемлемая тенденция в эволюции человечества. В этом смысле можно говорить о ЕДИНСТВЕ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА. В античной Греции философия формируется в период, когда смысл человеческой жизни, привычный социальный и домашний уклады начинают разрушаться, видоизменяться. Прежнее традиционно-мифологическое мировоззрение оказывается недостаточным для объяснения многих фактов, новых веяний жизни.

Экономическая основа этих ломок состояла в развитии судоходства и торговли, появлении колоний, росте городов и численности населения, возникновении богатства и его распределения. Греки проникли до Гибралтара на Западе, на Востоке они образовали ряд крупных городов-полисов. В VI в. до н.э. появился Херсонес-Севастополь (25 тыс. жителей), равный Афинам и другим крупным европейским центрам, павший под гнетом татаро-монголов в XIII в. н.э. Шло разложение социальности, рушился, уходил из-под ног жестко-сословный быт, существовавший веками. Сознание человека еще было включено в сословную общность, не индивидуализировано.

Греческая античная философия условно делится на 4 основных этапа своего развития. Направленностью своего содержания,

257

методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержались в греческой философии.

Первый этап охватывает период с VII до V вв. до н.э. Этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики1.

К этому этапу относятся Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорийцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины V и до конца IV вв. до н.э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV-II вв. до н.э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма.

Четвертый этап в развитии античной философии (I в. до н.э. - V-VI вв.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три философских направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

В III-V столетиях н.э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние

258

не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию1.

Милетская школа представлена именами Фалеса (625-547 гг, до н.э.), Анаксимандра (610-546 гг. до н.э.), Анаксимена (585-524 гг. до н.э.). Фалес считался одним из 7 мудрецов древности и основателем Милетской школы. Город Милет тогда был одним из крупнейших городов Малой Азии. Школа милетцев носила явно материалистический характер. Представители этого направления поставили вопрос о первооснове всего сущего.

Фалес считал первоосновой всего многообразия мира Воду. (Был разносторонне образован, доказывал геометрические теоремы, открыл Полярную Звезду, в 585 г. до н.э. предсказал Солнечное затмение; он разделил год на 365 дней, а каждый месяц - на 30 дней). Вода есть начало и конец всего сущего.

Ему приписывают следующие изречения:

  • "Древнее всего сущего - Бог, ибо он не рожден".
  • "Прекраснее всего - мир, ибо он сотворение Бога".
  • "Мудрее всего - время, ибо раскрывает все".

Его спросили: "Что на свете трудно?" - "Познать себя".

  • "Что легко?" - "Советовать другому".
  • "Когда легче сносить несчастье?" - "Когда видишь, что врагам еще хуже"2.

Учеником Фалеса был Анаксимандр. Первоосновой всего сущего он считал АПЕЙРОН, беспредельное абстрактное вещество, которое нельзя определить. Апейрон активен, находится в движении; благодаря движению одни вещи рождаются, другие умирают. Единый Апейрон выделяет противоположности: холод и тепло. Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода. Анаксимандр первым из греческих мыслителей поставил вопрос о происхождении человека и животных. Полагал, что Земля шарообразна, а Луна светит отраженным светом.

Анаксимен изучал астрономические учения, пытаясь объяснить их естественным путем. Разделял учение своего учителя Анаксимандра. Первоосновой всего сущего считал Воздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - превращается в ветер, позже - в облако, делается водой, затем землей, камнями, другими предметами, вещами. Он полагал, что светила

259

движутся вокруг Земли, что она плоская, а Солнце и Луна происходят от Земли.

К первому направлению логически принадлежат Левкипп (500-440 гг. до н.э.) и Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Оба они создатели атомистического взгляда на мир. Атомы - суть элементы, из которых состоит вся природа. Атомы - неделимы. В мире царит строгая причинность. Атомы различаются по 4 признакам:

  • 1) по форме (треугольник, крючок и т.д.: душа человека и мысли - сферичны);
  • 2) по величине (иногда бывают малы настолько, что не воспринимаются органами чувств, а иногда - велики);
  • 3) отличаются по порядку;
  • 4) по положению: часть атомов движется вертикально, часть - горизонтально.

Каждый атом, по мнению Левкиппа и Демокрита, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим. Позже, через 2500 лет, была создана модель атома Э. Резерфордом1 и Д.Д. Томпсоном2 (Англия, соответственно 1903 г. и 1909 г.). В. И. Ленин высказал мысль об неисчерпаемости электрона, как и атома, а в 1966 г. японский физик, лауреат Нобелевской премии Саката обнародовал идею неисчерпаемости нейтрино - одной из элементарных частиц.

Таковы были попытки решения проблемы, как из Единого рождается многое и каким образом многообразие преобразуется в Единое. Они различны. Поиск первоначала или архэ (по-гречески) был реализован в данном случае в нахождении материальной вещественной субстанции (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, атомисты: Левкипп, Демокрит, Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)3.

Второе направление в логическом подходе к поискам первоначала в историческом развитии античной философии реализовалось в общей закономерности движения и развития вещественного первоначала. Подходы к строению мира и вещества

260

не давали ответа на то, как из одного первовещества образуются многие (вещи).

Решить этот сложный вопрос можно было двумя путями: 1) признавая моновещество, архэ, изучить механизм перехода одного первовещества во многие; 2) или увеличить число Первоначал1.

Гераклит (520-460 гг. до н.э.) обратил внимание на всеобщность движения и изменения. Борьба противоположностей у него - источник движения.

Гераклит дал первичные основания закона единства и борьбы противоположностей ("Война есть царь всего"). Однако механизм формирования из "огня" чувственно воспринимаемых вещей остался нераскрытым.

Поэтому в лице Эмпедокла был реализован второй путь: от одного (монопервоначала) он пришел ко многим (поли) началам.

Атомисты (Демокрит и Левкипп) увеличили число первоначал до бесконечности.

Пифагорийцы2 обратили внимание на количественную сторону бытия вещей. Субстанциональность числа управляет материальной, духовной и нравственной сферой. Абстракция количества была оторвана от материальных вещей. На этой основе выросли пифагорийский математический символизм и полная суеверия мистика чисел. Все вещи пифагорийцы пытались охарактеризовать совокупностями чисел: все тела занимают определенный объем, имеют поверхность, вес и др. Поверхность можно свести к линии, линию - к точке, точку можно обозначить числом. Предельный элемент деления всего - единица. Единица - своеобразный атом. Она овеществлена, а точнее - полуматериальна, полуидеальна. Но единица чувственно не ощущалась, как и атом.

Третье направление в реализации идей Первоначала заложили Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Платон исходил из того, что мир реальных вещей есть бледное отражение мира идей. Мир идей есть реальный мир.

261

Он вечен, постоянен. Мир вещей - текуч, постоянно изменяется. Он - нереальный мир. У Платона мир как бы утрачивается:

  • 1) вещи подражают своим эйдосам;
  • 2) представления о вещах в сознании человека являются лишь тенями эйдосов;
  • 3) мир идей (эйдосов). существует, как и мир вещей, объективно, вне сознания людей.

У Платона первооснова - мир идей. Однако вещный мир тоже необходим. Первенство отдается идеям - образцам. Идеи - бестелесные сущности вещей - находятся в особом запредельном мире. Между вещами и идеями лежит пропасть. Первооснова у Платона разорвана во временном и пространственном смысле.

Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал "формами", когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей (хюле) Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами - активное, заявив об их неразрывности.

Античная философия Греции представляла собой стиль мышления, когда нечетко различали материальное, телесное и идеальное, психическое ввиду неразвитости самой науки и сознания.

Это нашло отражение в гилозоизме, когда явления природы наделялись психическими свойствами (огонь Гераклита - вечно живой, вода у Фалеса - одушевлена и т.д.).

Психическое понималось как особый, тонкий вид телесного. Душа у Демокрита есть особый вид "огненных атомов".

Материализм и идеализм выступали еще в невыкристаллизованной форме. Они скорее были стихийными: и материализм, и идеализм. Идеальное обременено материальным, и наоборот.

262


1 Сократ (469-399 гг. до н.э.).
1 Хрестоматия по истории философии. Ч. I. М., 1994. С. 33.
2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философом. Кн. I. М , 1979. С. 74.
1 Эрнест Резерфорд (1871-1937 гг.) - лауреат Нобелевской премии (1908 г.), физик.
2 Джозеф Джон Томпсон (1856-1940 гг.), английский физик, лауреат Нобелевской премии (1906 г.).
3 Эмпедокл многообразие вещей сводил к четырем первоначалам: земле, воде, воздуху и огню. Считал, что соединение элементов происходит от факторов притягивания и отталкивания. Анаксагор (г. Клазомены, Малая Азия) признавал бесконечное количественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи (семена вещей) - геометрии, из сочетания которых образуются вещи.
1 Философия. Томск. 1992. С. 19.
2 Пифагор (580-500 гг. до н.э.) основал в г. Кротоне Пифагорийский союз, школу. Учение было тайным, а организация - закрытой для посторонних. В союз принимались граждане обоего пола после многолетнего испытания. Пифагор разделял учение "о переселении души". Он знал, якобы, своих предшественников по перевоплощению, первым из которых был сын бога Гермеса Эфиальт.
Lib4all.Ru © 2010.