Тема 23. Античная философия

§ 1. Школы философии в Древней Греции

Несмотря на своеобразие философских учений в различных странах, в развитии учении различных периодов сохраняется существенная преемственность. Это позволяет говорить о том, что все человечество всегда было связано.

Интеграция и интернационализация материальной и духовной жизни выступает как неотъемлемая тенденция в эволюции человечества. В этом смысле можно говорить о ЕДИНСТВЕ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА. В античной Греции философия формируется в период, когда смысл человеческой жизни, привычный социальный и домашний уклады начинают разрушаться, видоизменяться. Прежнее традиционно-мифологическое мировоззрение оказывается недостаточным для объяснения многих фактов, новых веяний жизни.

Экономическая основа этих ломок состояла в развитии судоходства и торговли, появлении колоний, росте городов и численности населения, возникновении богатства и его распределения. Греки проникли до Гибралтара на Западе, на Востоке они образовали ряд крупных городов-полисов. В VI в. до н.э. появился Херсонес-Севастополь (25 тыс. жителей), равный Афинам и другим крупным европейским центрам, павший под гнетом татаро-монголов в XIII в. н.э. Шло разложение социальности, рушился, уходил из-под ног жестко-сословный быт, существовавший веками. Сознание человека еще было включено в сословную общность, не индивидуализировано.

Греческая античная философия условно делится на 4 основных этапа своего развития. Направленностью своего содержания,

257

методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержались в греческой философии.

Первый этап охватывает период с VII до V вв. до н.э. Этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики1.

К этому этапу относятся Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорийцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины V и до конца IV вв. до н.э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV-II вв. до н.э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма.

Четвертый этап в развитии античной философии (I в. до н.э. - V-VI вв.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три философских направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

В III-V столетиях н.э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние

258

не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию1.

Милетская школа представлена именами Фалеса (625-547 гг, до н.э.), Анаксимандра (610-546 гг. до н.э.), Анаксимена (585-524 гг. до н.э.). Фалес считался одним из 7 мудрецов древности и основателем Милетской школы. Город Милет тогда был одним из крупнейших городов Малой Азии. Школа милетцев носила явно материалистический характер. Представители этого направления поставили вопрос о первооснове всего сущего.

Фалес считал первоосновой всего многообразия мира Воду. (Был разносторонне образован, доказывал геометрические теоремы, открыл Полярную Звезду, в 585 г. до н.э. предсказал Солнечное затмение; он разделил год на 365 дней, а каждый месяц - на 30 дней). Вода есть начало и конец всего сущего.

Ему приписывают следующие изречения:

  • "Древнее всего сущего - Бог, ибо он не рожден".
  • "Прекраснее всего - мир, ибо он сотворение Бога".
  • "Мудрее всего - время, ибо раскрывает все".

Его спросили: "Что на свете трудно?" - "Познать себя".

  • "Что легко?" - "Советовать другому".
  • "Когда легче сносить несчастье?" - "Когда видишь, что врагам еще хуже"2.

Учеником Фалеса был Анаксимандр. Первоосновой всего сущего он считал АПЕЙРОН, беспредельное абстрактное вещество, которое нельзя определить. Апейрон активен, находится в движении; благодаря движению одни вещи рождаются, другие умирают. Единый Апейрон выделяет противоположности: холод и тепло. Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода. Анаксимандр первым из греческих мыслителей поставил вопрос о происхождении человека и животных. Полагал, что Земля шарообразна, а Луна светит отраженным светом.

Анаксимен изучал астрономические учения, пытаясь объяснить их естественным путем. Разделял учение своего учителя Анаксимандра. Первоосновой всего сущего считал Воздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - превращается в ветер, позже - в облако, делается водой, затем землей, камнями, другими предметами, вещами. Он полагал, что светила

259

движутся вокруг Земли, что она плоская, а Солнце и Луна происходят от Земли.

К первому направлению логически принадлежат Левкипп (500-440 гг. до н.э.) и Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Оба они создатели атомистического взгляда на мир. Атомы - суть элементы, из которых состоит вся природа. Атомы - неделимы. В мире царит строгая причинность. Атомы различаются по 4 признакам:

  • 1) по форме (треугольник, крючок и т.д.: душа человека и мысли - сферичны);
  • 2) по величине (иногда бывают малы настолько, что не воспринимаются органами чувств, а иногда - велики);
  • 3) отличаются по порядку;
  • 4) по положению: часть атомов движется вертикально, часть - горизонтально.

Каждый атом, по мнению Левкиппа и Демокрита, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим. Позже, через 2500 лет, была создана модель атома Э. Резерфордом1 и Д.Д. Томпсоном2 (Англия, соответственно 1903 г. и 1909 г.). В. И. Ленин высказал мысль об неисчерпаемости электрона, как и атома, а в 1966 г. японский физик, лауреат Нобелевской премии Саката обнародовал идею неисчерпаемости нейтрино - одной из элементарных частиц.

Таковы были попытки решения проблемы, как из Единого рождается многое и каким образом многообразие преобразуется в Единое. Они различны. Поиск первоначала или архэ (по-гречески) был реализован в данном случае в нахождении материальной вещественной субстанции (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, атомисты: Левкипп, Демокрит, Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)3.

Второе направление в логическом подходе к поискам первоначала в историческом развитии античной философии реализовалось в общей закономерности движения и развития вещественного первоначала. Подходы к строению мира и вещества

260

не давали ответа на то, как из одного первовещества образуются многие (вещи).

Решить этот сложный вопрос можно было двумя путями: 1) признавая моновещество, архэ, изучить механизм перехода одного первовещества во многие; 2) или увеличить число Первоначал1.

Гераклит (520-460 гг. до н.э.) обратил внимание на всеобщность движения и изменения. Борьба противоположностей у него - источник движения.

Гераклит дал первичные основания закона единства и борьбы противоположностей ("Война есть царь всего"). Однако механизм формирования из "огня" чувственно воспринимаемых вещей остался нераскрытым.

Поэтому в лице Эмпедокла был реализован второй путь: от одного (монопервоначала) он пришел ко многим (поли) началам.

Атомисты (Демокрит и Левкипп) увеличили число первоначал до бесконечности.

Пифагорийцы2 обратили внимание на количественную сторону бытия вещей. Субстанциональность числа управляет материальной, духовной и нравственной сферой. Абстракция количества была оторвана от материальных вещей. На этой основе выросли пифагорийский математический символизм и полная суеверия мистика чисел. Все вещи пифагорийцы пытались охарактеризовать совокупностями чисел: все тела занимают определенный объем, имеют поверхность, вес и др. Поверхность можно свести к линии, линию - к точке, точку можно обозначить числом. Предельный элемент деления всего - единица. Единица - своеобразный атом. Она овеществлена, а точнее - полуматериальна, полуидеальна. Но единица чувственно не ощущалась, как и атом.

Третье направление в реализации идей Первоначала заложили Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Платон исходил из того, что мир реальных вещей есть бледное отражение мира идей. Мир идей есть реальный мир.

261

Он вечен, постоянен. Мир вещей - текуч, постоянно изменяется. Он - нереальный мир. У Платона мир как бы утрачивается:

  • 1) вещи подражают своим эйдосам;
  • 2) представления о вещах в сознании человека являются лишь тенями эйдосов;
  • 3) мир идей (эйдосов). существует, как и мир вещей, объективно, вне сознания людей.

У Платона первооснова - мир идей. Однако вещный мир тоже необходим. Первенство отдается идеям - образцам. Идеи - бестелесные сущности вещей - находятся в особом запредельном мире. Между вещами и идеями лежит пропасть. Первооснова у Платона разорвана во временном и пространственном смысле.

Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал "формами", когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей (хюле) Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами - активное, заявив об их неразрывности.

Античная философия Греции представляла собой стиль мышления, когда нечетко различали материальное, телесное и идеальное, психическое ввиду неразвитости самой науки и сознания.

Это нашло отражение в гилозоизме, когда явления природы наделялись психическими свойствами (огонь Гераклита - вечно живой, вода у Фалеса - одушевлена и т.д.).

Психическое понималось как особый, тонкий вид телесного. Душа у Демокрита есть особый вид "огненных атомов".

Материализм и идеализм выступали еще в невыкристаллизованной форме. Они скорее были стихийными: и материализм, и идеализм. Идеальное обременено материальным, и наоборот.

262


1 Сократ (469-399 гг. до н.э.).
1 Хрестоматия по истории философии. Ч. I. М., 1994. С. 33.
2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философом. Кн. I. М , 1979. С. 74.
1 Эрнест Резерфорд (1871-1937 гг.) - лауреат Нобелевской премии (1908 г.), физик.
2 Джозеф Джон Томпсон (1856-1940 гг.), английский физик, лауреат Нобелевской премии (1906 г.).
3 Эмпедокл многообразие вещей сводил к четырем первоначалам: земле, воде, воздуху и огню. Считал, что соединение элементов происходит от факторов притягивания и отталкивания. Анаксагор (г. Клазомены, Малая Азия) признавал бесконечное количественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи (семена вещей) - геометрии, из сочетания которых образуются вещи.
1 Философия. Томск. 1992. С. 19.
2 Пифагор (580-500 гг. до н.э.) основал в г. Кротоне Пифагорийский союз, школу. Учение было тайным, а организация - закрытой для посторонних. В союз принимались граждане обоего пола после многолетнего испытания. Пифагор разделял учение "о переселении души". Он знал, якобы, своих предшественников по перевоплощению, первым из которых был сын бога Гермеса Эфиальт.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.