Раздел V.
Историко-философский
экскурс


Тема 22.
Философия Древнего мира (Китай и Индия)

§ 1. Философия Китая

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине II тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В XII веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию, просуществовавшую до III в. до н.э. Время правления Чжоу обычно делят на три периода: период Западного Чжоу (1222-771 гг.), Восточного Чжоу (770-403 гг.) и период "Сражающихся Царств" - Чжаньго (403-221 гг.). Выделяют также период "Весны и осени" - Чуныю (722-481 гг.) В 221 г. до н.э. Китай объединился в могучую империю Цинь, и начался новый этап развития государства и философии.

Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем: осознание природы, общества, человека, взаимосвязь человека и природы.

Имеются и специфические черты китайской философии, связанные с особенностями культуры китайской цивилизации.

  1. Первая особенность философии Китая: она тесно связана с мифологией. Но связь с мифологией предстает прежде всего КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ о прошлых династиях, о "золотом веке". Такие литературно-философские памятники, как "И цзин" ("Книга перемен"), Ши цзин ("Книга песен"), Шу цзин ("Книга истории"), имеют большое количество ссылок на древние мифы. Китайские мифы содержат мало материалов натурфилософского содержания. Однако все натурфилософские идеи Древнего Китая, - учение о "пяти первостихиях", например, - ведут свое начало от мифологических и примитивно-религиозных построений о небе и земле, о "восьми стихиях" и др.

251

  1. Специфика китайской философии связана с ее особой ролью в острой социально-политической борьбе, которая велась государствами Древнего Китая периода "Весны и осени" и "Сражающихся царств". Философы в этот период в Китае нередко были министрами, послами, разного ранга чиновниками государства. Поэтому философов Китая этого времени интересовали вопросы управления, отношений социальных групп, этики, ритуала. Философия политики - вот что интересует мыслителей Китая на протяжении веков.
  2. Философия Китая редко прибегала к естественнонаучному материалу. Исключением была школа (философское направление) МОИСТОВ, прекратившая свое существование после эпохи Чжоу (III в. до н.э.).
  3. Философия Китая того времени не имела строгого понятийного аппарата, теоретизирования натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Философская мысль направлялась не на выработку идеала, а на поддержание сиюминутной дальности (золотой век Китая уже шел).
  4. Практицизм теоретических поисков - характерная черта китайской философии: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным мерилом.
  5. Канонизация конфуцианства, которое с самого начала в лице Конфуция выразило свое отрицательное отношение к естественнонаучным данным и прикладным знаниям, привела к созданию идеологического заслона между естествознанием и философией. Конфуцианство1 считало своей главной задачей - самосовершенствование нравственности человека, воспитание и усвоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими, между отцом и детьми, между старшими и младшими.
  6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлили формирование понятийного аппарата. Метод логического анализа для большинства китайских школ (направлений) остался фактически неизвестным.

252

  1. Специфической чертой китайской философии было рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают РАВНОВЕСИЕ. Особое место принадлежит Небу во взаимоотношениях с человеком. Шанди - верховный Бог и Небо стояли рядом. Постепенно Небо приобрело более высокий статус и стало олицетворять регулирующую силу (у греков - Логос), разум, высшую справедливость. Небо давало право на власть земному правителю. Земной бог - правитель может и потерять расположение Неба, если Правитель окажется недостойным. Основной критерий Неба при выборе правителя - обладание высшей добродетелью (дэ).
  2. Специфичность китайской философии была связана с употреблением на письме образно-символического знака - иероглифа и гексаграммы. Каждая гексаграмма - это выражение определенного состояния действительности, определенной жизненной ситуации, смысл которых раскрывается в пояснениях к гексаграммам. По теории "Книги перемен"1 весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия сил света и тьмы, напряжения и податливости. "И цзин" состоит из графических символов и пояснений к ним. В его основе 8 триграмм: цянь (небо), гэнь (гора), ли (огонь), сюнь (ветер), дуй (водоем), кунь (земля), чжень (гром), кань (вода). Эти триграммы по сути обозначали те предметы, с которыми сталкивались китайцы в своей повседневной практике и выделение которых из множества окружающих предметов и явлений было доступно их миросозерцанию. В результате различных сочетаний триграмм было образовано 64 гексаграммы, 64 графических символа. Каждая гексаграмма состоит из определенного числа горизонтальных линий - непрерывных, обозначающих ЯНЬ, и прерывных, обозначающих ИНЬ.

Например, первая гексаграмма - ЦЯНЬ (творчество) - графически обозначается как

253

Вторая гексаграмма - КУНЬ (исполнение) как

и т.д.1

§ 2. Школы в китайской философии

В рамках одной и той же школы очень часто выступали философы, стоявшие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях. Отношения между школами сводились к реализации двух основных направлений в философии: материализма и идеализма. На раннем этапе, во времена Конфуция и Мо-Цзы2 отношение мыслителей по основным проблемам не носило четко выраженной позиции. Мистика, мифология, религия, элементы материализма и идеализма тесно переплетались.

В исторических записках Сыма ЦЯНЯ (II-I вв. до н.э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая:

  • 1) "сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ" (натурфилософы);
  • 2) школа служилых людей - ЖУЦЬЗЯ (конфуцианцы);
  • 3) школа "моистов", "номиналистов" - МИНЫДЗЯ (софисты);
  • 4) школа законников (легистов) - ФАЦЗЯ;
  • 5) "школа ДАО и ДЭ" - даосисты.

Классификация носит условный характер, ибо у нее отсутствуют единые основания.

Но вся литература о китайской философии создана на ее основе, поэтому несмотря на дополнения, данная классификация сохраняет практическую значимость.

254

Натурфилософы (сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между этими началами - вот одна из задач тогдашней философии.

В VI-III вв. до н.э. конкурируют различные школы и направления.

Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство. Это учение характеризует идеализацию древности (золотой век), культ предков, выполнение норм сяо - сыновняя почтительность и забота о родителях. Эта норма стала общепризнанной в Китае. Идеал "благородного человека" присущ конфуцианству: такой человек - представитель высших слоев общества и его скромность, бескорыстие, сдержанность - необходимые черты. Разработка ритуала: отношения высших к низшим, младших к старшим и пр. Конфуцианские идеалы живут в культуре Китая и до сих пор: правила поведения, внешней учтивости, церемониал. Общественные потребности, забота о их реализации - удел правителя. Народ их не осознает и не может решить.

Отсюда - строгое подчинение всех слоев общества и государственных чиновников по рангам.

Даосизм - учение о великом дао, всеобщем законе, Абсолюте. Дао господствует во всем: всему дает форму, имя. Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует Дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно отрешиться от окружающего нас общества.

Китайская философия древности антроцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.

§ 3. Индийская философия

Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер.

Веды - древний сборник священных гимнов, песен, молитв - появился на рубеже II-I тысячелетия до н.э. В мифах "Вед" организация всего приписывается "первочеловеку". Это - тысячеглазый, тысяченогий Пуруша, ум и дух которого породили Луну, глаза - Солнце, уста - огонь, дыхание - ветер. Пуруша - модель космоса и человеческого общества.

255

Постепенно "Веды" обогащаются рациональным содержанием, комментариями, текстами религиозно-философского характера, которые получили название Упанишад. Брахма - "вечный творец существ", определяет для всех "имена, род деятельности (карму) и особое положение"1.

Натурфилософский характер Упанишад ярко проявляется в их космогонических теориях. Высший этап поисков первоосновы бытия - учение о Брахмане - высшей объективной реальности, выступающей как зародыш всего сущего, как творческое начало, и об Атмане - субъективном, индивидуальном начале. Важнейшее положение Упанишад - единство Брахмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Карма - понятие, определяющее судьбу человека. Человек сам связывает себя с эгоистическими помыслами и делами. Закону кармы не подвержен тот, чьи дела и помыслы направлены на высшую реальность. Понятие кармы тесно связано с учением о цепи перерождений - сансарой.

На основе Упанишад сложились 6 школ древнеиндийской философии: ньяя (логика), вайшешика (космология), миманса (ритуал), санкхья, йога и веданта.

Эти школы признавали священный авторитет Вед. Позже появились буддизм2 и джайнизм, во многом следовавшие Ведам.

Буддизм - религиозно-философское учение Будды Гаутамы (Просветленного). В процессе самоуглубленного размышления он постиг четыре истины:

Страдания правят миром.

Причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями.

Уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану (угашение желаний).

Существует путь избавления от страданий, достижения нирваны.

Общие черты философских школ Древней Индии состоят в следующем:

  • 1) окружающий мир и личность тесно связаны;
  • 2) философия Древней Индии обращена внутрь человека;
  • 3) жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние;

256

  • 4) философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами;
  • 5) учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти;
  • 6) учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека.

Карма определяет форму очередного перерождения.

257


1 Конфунций (5.51-479 гг. до н.э.
1 Одни авторы считают "Книгу перемен" только мантической книгой, другие находят в ней и философское звучание, третьи считают учебником логики. Есть мнение, что возникла она как текст вокруг гаданий и служила в дальнейшем почвой для философствования. Она была архаичной и мало понятной.
1 Древнекитайская философия. Т. 1. М.: Мысль. 1972. С. 10.
2 Мо-Цзы (480-400 гг. до н.э.) ставил перед собой двоякую цель: 1) упорядочить отношения родства среди самой родовой знати, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед лицом захвата власти "низшими людьми" - новыми землевладельцами, торговцами, крестьянами; 2) обосновать идеологически привилегии родовой знати, показать ее "право" на знатность и господство.
1 Законы Ману. М., 1960. С. 20-23.
2 Гаутама Шакьямуни - Будда.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru