Тема 21. Русская цивилизация

§ 1. Методология осмысления

Современные представления о циивлизации связаны с идеей единства, находящегося вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию второй природы, внедрение элементов ноо-сферного характера в наличном бытии человека. Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции: 1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи; 2) как общая социально-философская характеристика всемирно-исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития; 3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности развития общества1.

В среде современной научной общественности идут активные дискуссии по проблемам типологии цивилизаций2.

235

Мысль о цивилизации как синониме высших достижений людей, безусловно, имеет эвристическое научное значение. Однако здесь требуется дифференцированный подход с учетом уникальности пути, пройденного или проходимого отдельными народами. Анализ конкретных национально-региональных цивилизаций важнее общих рассуждений на эту тему1. Известные западные ученые-обществоведы обосновали ложность вульгарных универсальных подходов. Так, Освальд Шпенглер в своем понимании истории философии не принял версию о единой общечеловеческой культуре, подразделив ее на восемь культур. Английский историк Арнольд Тойнби писал, что тезис о единстве цивилизаций является "ложной концепцией". За 50 лет до Шпенглера русский ученый Николай Яковлевич Данилевский утвердил идею о национальных цивилизациях2. В своем знаменитом труде "Россия к Европа" Н. Я. Данилевский доказывал, что всякое племя или семейство народов, характеризующееся языком или группой языков, близких между собою, составляет культурно-исторический тип. Исключительно важны в наши дни предостережения Н.Я. Данилевского о страшной болезни "европейничанья", поразившей ныне здоровую русскую жизнь в образе экономического дракона "шоковой терапии", которую на все лады расхваливали теоретики Запада и Международный валютный фонд как единственное средство спасения экономики России. Однако страна получила волну насилия, 20 тысяч заказных убийств в год (а вся афганская война за 10 лет унесла около 14 тыс. человеческих жизней); американо-западный поток дешевых фильмов - ужасов, порнографии, жвачек, сникерсов, однообразных мелодий из запасов ширпотреба Запада для колоний.

Вопреки предостережениям крупнейших европейских мыслителей современные неозападники усиленно призывают нас идти к "цивилизованному обществу" по примеру США и Европы, пытаются обосновать утопический тезис о необходимости единой всемирной (планетарной) цивилизации и устранения национальных различий. Однако догматический и столь же деструктивный постулат о грядущем слиянии наций мы уже испытали на себе с последовавшей суверенизацией и распадом

236

СССР, хотя тезис о дружбе этносов и взаимообогащении культур был верным. Много было споров о том, к "сияющим вершинам цивилизации" или "зияющим" шли мы и человечество. Остаются и самые серьезные размышления по поводу саркастического смысла фразы о том, что Запад движется "вверх по лестнице, ведущей вниз". "Материальные достижения - это еще не культура"1, - предупреждал А. Швейцер.

Убедительную критику индустриальной цивилизации Западной Европы дал М. Волошин в статье "Скрытый смысл войны". По словам поэта и мыслителя, машины, изобретенные для облагодетельствования человечества, привели к новому его порабощению. Тем самым как бы повторилась гетевская баллада о вызвавшем духов ученике волшебника. Однако здесь-то и заключается трагедия западной цивилизации - вызванных необдуманным заклинанием духов невозможно подчинить. Отсюда войны, колониализм и неоколониализм, гонка ядерных вооружений, настоящие и грядущие экологические катастрофы. Поэтому уместно вспомнить весьма примечательный вывод М. Волошина: идти европейским путем не следует, хотя у него есть свои достоинства.

В настоящее время в научных представлениях о цивилизации как стадии движения к прогрессу появляется больше, чем прежде, симптомов деградации и безысходности. Это видно, например, из содержания различных вариантов концепций "информационного общества". Так, известный французский социолог и этнолог Ж. Баландье в 1993 г. выступил с обоснованием концепции, согласно которой в ряде стран наступила "телевизионная цивилизация", поскольку соотечественники проводят у телевизора больше времени, чем на работе, получают ответы на многие вопросы и запросы. Все это, по мнению ученого, и формирует общественно-психологический климат в данной стране. Право же, подобная теория не вселяет энтузиазма, если представить себе волну насилия и порнографии, политиканской демагогии, нагромождений примитивной поп-культуры, назойливой рекламы, которая ежедневно обрушивается на зрителя с телеэкрана.

Французский академик Ж. Шастанэ в своей статье об агонии современной западной цивилизации сравнивает ее с римской времен упадка. Схожие черты упадка проявились в

237

одинаковом ослаблении гражданского чувства и патриотизма, жажде развлечений и зрелищ, падении нравственности, семейных устоев, усилении бюрократии, росте влияния мистики и оккультизма и т.д.1

§ 2. Ценности русской цивилизации

Оценки авторитетных экспертов заставляют задуматься и сделать вывод: в деле возрождения России следует идти своим путем, стремясь к более совершенному обществу, чем западное2, и то, которое было у нас самих, памятуя завет великого Достоевского "Красота спасет мир!".

Словом, духовная, материальная необходимость заставляет исследователя обратиться к ценностям нашей собственной цивилизации. "Тот духовный акт, которым народ творит свою культуру, есть акт национальный, - писал Иван Ильин, - он возникает в национальной истории, он налагает свою печать на все содержание национальной культуры. Человек может не замечать этого, народ может не сознавать этого, но это остается и пребывает: и есть у каждого народа известная ступень духовной зрелости, на которой он сознает особенности своего национального духа и своей национальной культуры и уразумевает, что ему даны свыше Дары, и что он воспринял их своеобразно. Тогда нация постигает свой религиозный смысл..."3.

А русская нация, возникшая и формирующаяся на сложной этнической основе, имеет славянское ядро. И народ обязан выполнить свое божественное предназначение.

238

Под национальной цивилизацией целесообразно понимать способы жизнедеятельности народа в экономике, политике, культуре, вере; внутренний источник его развития; совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данный этнос или семья родственных этносов обеспечивает, вооружает соотечественников для эффективного противостояния внешнему миру, оптимального многообразного взаимодействия с другими народами1.

В этой связи нельзя не отметить, что мыслители русского Ренессанса (конец XIX - начало XX вв.) С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и другие поддерживали и развивали идеи, созревшие в недрах русского народа об идеале, о ценности трудовой жизни, о необходимости спасения души, о мнимой цене богатства. На Руси всегда ценилась духовность. Духовность русского человека тяготела к высшему началу, к Абсолюту, к Богу.

Человек западного мира всегда, во всяком случае со времен Реформации в Германии (1525 г.) и установления протестантских норм этики, стремился опустить идеал, религиозную мораль до уровня будничной, утилитарно-практической деятельности, т.е. приземлить идеал. Вот в чем состоит принципиальная разница между людьми Запада и русским человеком. Если к этому еще добавить, что идеи общинности, коллективизма в России были всегда неотъемлемой частью бытия русского народа, то становится очевидным, что дух реформ 90-х годов XX в. в России в их практическом преломлении не был воспринят народом. Итак, Индивидуализм против Коллективизма, общинности как реальной формы бытия народа. Вот, вероятно, одна из непостижимых для иностранцев черт славянской, русской души.

Наша цивилизация уникальна, сложна и исключительно богата. Ей надо было бы специально посвятить многотомное издание, уделить должное внимание в средствах массовой информации. Она крайне антиномична. В творчестве наиболее глубокого истолкователя нашего образа жизни Ф. М. Достоевского показаны христианская любовь, доброта, благородство, стремление к свободе, свойственные русским людям, и вместе с тем низость, раболепие, жестокость, "смердяковщина".

239

Антиномии России показаны в философской мысли Н. Бердяева. "Из песни слова не выкинешь", - гласит народная мудрость. Но все же нужно исходить из органической сущности этности. Поэтому справедлив совет В.В. Розанова, который настоятельно призывал к культурному возрождению России "на исконных русских началах". Ценности национальной цивилизации - это инициатива, предприимчивость, подвижничество, это и соборность, т.е. единство свободных людей на основе христианской любви и преданности Отечеству. Это приверженность демократизму общины, вече, артели и земства, это и верность могучему централизованному государству.

Православие - краеугольный камень нашей цивилизации, Русской идеи и одна из основ отечественной культуры. Поэтому правомерно использовать термины "русско-православная", "славяно-православная цивилизация". В течение столетий не прекращались попытки представить Православие чуть ли не полностью импортированным. Однако такие трактовки не выдерживают критики. Ф.М. Достоевский показал, что русский народ "всегда страдал, как Христос", он своеобразно принял Христа. Сам смысл Русской идеи заключается в том, чтобы показать миру нашего православного Христа. "Русский человек - православный человек", - подчеркивал мыслитель. По мнению Ивана Ильина, "греческое вероисповедание мы, не искажая, восприняли настолько своеобразно, что о его "греческости" можно говорить лишь в условном историческом смысле.

Одной из важнейших черт русского образа жизни испокон веков было единство человека с природой. Обратите внимание, что в ряду слов: народ, Родина, рожать, род, природа и т.д. - общие корни. И это благотворное слияние ассоциировалось с духовной свободой: в выражении "войти на волю" - двойной смысл. Природу берегли и в языческие, и в христианские времена, и мы видим, насколько пагубным оказалось для Отечества нарушение органики этой черты русской цивилизации с последующим Чернобылем, загрязнением почвы, воздуха и воды. Столь же важно для русской цивилизации возрождение семьи, являющейся неотъемлемым компонентом любого образа жизни.

Органическая характеристика нашей национальной цивилизации - русский космизм, зародившийся еще в языческие времена, получивший яркое воплощение в творениях отечественных мыслителей, ученых, писателей, в полете Юрия Алексеевича Гагарина, в исторических достижениях российской

240

космической науки и техники. В связи с этим возникает вопрос, не является ли начавшаяся коммерческая распродажа всемирно-исторических реликвий родного космизма нарушением коренных принципов русской цивилизации?

Против этих принципов направлен массированный деструктивный эффект дешевой детективщины и порнографии, пропаганды насилия, всей волны коммерциализации, нахлынувшей из-за рубежа на нашу высокую культуру. А ведь примат духовного над материальным - это одна из главных характеристик православной цивилизации. "Не в силе Бог, а в правде", - провозгласил когда-то Александр Невский. А А.С. Пушкин провозглашал: "Злодейство и гений - есть вещи несовместные". Здесь выражен менталитет этноса. В связи с этим в русской цивилизации духовные ценности занимают относительно большее место, чем в западной, где материальные, потребительские мотивы преобладают. "Сознание неправды денег в русской душе невытравимо", - восклицала Марина Цветаева, образно характеризуя важную черту национальной психологии и культуры. Зациклиться лишь на экономической реформе было бы губительно. Французский поэт Поль Валери как-то отметил, что если даже все погибнет, а останется только наследие Древней Греции и русского XIX века, то ничего не будет потеряно. Глава Англиканской церкви Архиепископ Кентерберийский Дж. Кэри во время своего посещения Москвы в мае 1993 г. высоко оценил загадочную русскую душу, настоятельно призывая русских "не стремиться к чрезмерному материализму Запада".

К великому несчастью для мира XX век стал поистине трагичным для русской цивилизации. На Россию обрушился настоящий шквал революционных бурь и шоково-перестроечных потрясений, инспирированных импортными идеологиями. Десятки миллионов россиян погибли в войнах и гражданских распрях, были замучены в ГУЛАГе. Миллионы людей, причем зачастую наиболее творческих и квалифицированных, оказались за кордоном, отдавая свои таланты и способности другим народам. Были разрушены тысячи и тысячи церквей, дворянских усадьб и других памятников старины. Великая русская культура, ее духовные ценности золотого и серебряного веков подверглись насильственной унификации и осмеянию, а ныне страдают от засилья эрзацобразцов зарубежной литературы, музыки, кинематографии, безответственного и наглого прозелитизма, направленного против Веры отцов.

241

Политика "шоковой терапии", проводившаяся на базе концепции монетаризма (1992-1993 гг.) и ориентации на компрадора-спекулянта, противоречила производительному, промышленному характеру нашей цивилизации, нарушила органику менталитета этноса и поэтому потерпела неудачу. "Без труда нет добра", - еще в древности говорили на Руси. А однобокий монетаризм стимулировал лень, преступность, безработицу, паразитизм и разруху. В Средние века Россию называли страной городов, где расцветали ремесла. Так, при Алексее Михайловиче было 923 города. Француз Маржет, посетивший Россию в XVII в., отмечал, что товары здесь производились "во множестве". На рубеже XIX-XX вв. темпы развития промышленности у нас по существу были самыми высокими в мире. Обстоятельно рассматривая земледельческий и промышленный характер русской цивилизации, великий Д.И. Менделеев обращал внимание на то, что "гений народа произвел самое слово "промышленность" от "мышления", желая выразить, что разумность и обдуманность здесь господствуют". Беда, что должной разумности-то в 1992-1993 гг. нам и не хватило.

Некоторые горе-экономисты в своих проектах делают ставку на многомиллионную безработицу среди промышленных рабочих. А ведь русский народ испокон веков говорил: "Богу молись, а сам трудись". Накануне перестройки русские составляли 60% рабочего класса СССР, тогда как в населении их было немногим более половины. На Карагандинском металлургическом комбинате казахов насчитывалось всего около 8%. Столь же склонен наш этнос и к земледельческому труду.

Словом, серьезно нарушили органику. Оттого так глубоки и кровоточащи раны Отечества. И это может использоваться в своих целях конкурирующими цивилизациями.

Тема отечественной цивилизации ныне включена в программы вузов и школ. Дефицит же литературы по этому вопросу весьма значительный. Рекомендуем обратиться к книге Н. Троицкой "Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом"1. Специалист по теме автор книги "История человечества и русская цивилизация" (Ростов-на-Дону, 1995) В.В. Черноус подробно раскрыл содержание труда. Работа молодого культуролога Натальи Евгеньевны Троицкой посвящена осмыслению

242

положения и развития России в контексте мировой истории, ее взаимодействию с ведущими локальными цивилизациями: индийской, западной, исламской, китайской и др. Книга включает в себя шесть очерков, объединенных идеей, "...что русская цивилизация вовлекает всех нас в единое духовное сообщество, где нет ни правых, ни левых, а есть только всеобщее национальное братство прошлых, нынешних и будущих поколений русских людей" (с. 48).

В первой миниатюре автор противопоставляет привычной однолинейной технократической европоцентристской модели мира (одной из разновидностей которой является теория общественно-экономических формаций) мультилинейный цивилизационный подход, развиваемый теоретиками культурно-исторических типов. Она дает сжатый, но содержательный анализ концепций классиков цивилизационного подхода - Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, акцентируя внимание читателя на вычленение ими (хотя и по-разному понимаемой) православной (славянской, русско-сибирской) цивилизации. Автор разделяет мысль проф. Гарвардского университета С. Хантингтона о будущем человечества как многомерном мире, состоящем из соперничающих локальных цивилизаций. Н.Е. Троицкая обращает внимание на растущую на цивилизационной основе региональную интеграцию, усиление роли фундаментализма в основных религиях "как наиболее сильного сдерживающего фактора размывающихся границ культурной самоидентификации" (с. 6), девестернизацию национальных элит динамично развивающихся народов.

В эссе "Из глубины тысячелетий" даны не только теоретические, но и литературно-художественные образы, связанные с рождением, расцветом и гибелью великих цивилизаций и культур - египетской, эллино-римской, древнекитайской. Размышления автора о знаковой, символической системе различных цивилизаций, мифе о вечном возвращении, идеалах как "морально-нравственных каркасах" существования и эволюции народов имеют постановочный характер, автор избегает безапелляционных выводов, как бы передавая в своем тексте многомерный характер истории.

Затем автор плавно переходит к России, которая "волею Бога находясь между Востоком и Западом, соединила в себе черты и противоречия различных мировых культур и на основе собственного исторического философского и мистического

243

опыта создала свою неповторимую цивилизацию" (с. 10). Н.Е. Троицкая на соглашается с мнением тех ученых, которые относят русских, в отличие от европейских и большинства азиатских народов, к молодым этносам. Она обращается к гипотезе об арийских корнях этногенеза русских, отмечает сходство космогонических представлений индо-арийцев, иранцев и древних русичей, пытается нащупать, на наш взгляд, не всегда бесспорно общие концептуальные черты в индуистских триадах и в Христианской Троице. Останавливаясь на синтезе русской ведической мифологии с христианскими святыми, она усматривает общие корни части знаковой системы зороастризма, ведической Индии и христианства. Здесь же раскрывается ведущая роль Православия в создании и защите Русского централизованного государства, становлении самодержавия, концепции "Москва - Третий Рим", в которой отождествлялось национальное и православное самосознание русских, в становлении русской цивилизации.

Третий очерк посвящен раскрытию сущности русской цивилизации. В своем анализе автор опирается на труды славянофилов - Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и современного исследователя О.А. Платонова - автора книги "Русская цивилизация". Она развивает идеи ученых об основных духовных параметрах, структурирующих самобытную русскую цивилизацию (Добролюбие - Православие - Русская Правда; преобладание моральных приоритетов над материальными; соборный характер государственности с сильной народной монархией), а также цивилизационные основы экономики.

В следующей миниатюре раскрывается антиномичность национального образа жизни и русской цивилизации. Одна из основных причин противоречивости русской цивилизации, по мнению автора, коренится в геополитическом положении России между Востоком и Западом, с чем связаны политические и церковные расколы, восстания и гражданские войны, мучительные эксперименты. Авторский анализ никоновской реформы, петровских преобразований, нигилизма и их последствий показывает, что эти противоречия являются следствием насаждения новаций, чуждых архетипам и этнотипам русского народа. Раскол в национальной элите и части народа по вопросу, является ли Россия частью Запада или самобытной

244

православно-славянской цивилизацией не позволяет преодолеть противоречивый характер нашего общества и в конце XX в.

Логичным продолжением этой темы стала миниатюра "Взаимоотношения с Западом. От европейского романтизма к православному воцерковлению". В ней рассмотрены неоднозначный характер отношений России с Западом, споры западников и славянофилов об историческом и духовном прошлом и будущем России. Отталкиваясь от размышлений И. В. Киреевского о взаимоотношениях между русским и немецким народами, их философиями, автор ставит вопрос (с учетом трагедии I и II Мировых войн, отпадения России после 1917 года от своего нравственного идеала) о взаимодействии германцев и России на рубеже XX-XXI вв. на новом уровне духа, когда "Божественная и Человеческая природа во Христе сольется в вечном и нераздельном единстве" (с. 34).

Завершается работа очерком о культурно-философском взаимодействии России с восточными культурами, выявлением параллелей в истории нашей страны и Египта, прямого и опосредованного (через Европу) культурного и исторического диалога России с Востоком. В заключении автор напоминает прогноз английской общественной деятельницы рубежа XIX-XX вв. Э.Э. Бейли: "Задача русского народа заключается в создании связи между Востоком и Западом, а также в установлении более тесной связи между миром духовного устремления и миром желания, в успешном разрешении следующих противоречий: фанатизма, который порождает жестокость, и понимания, которое возникает из чувства любви, развитого материализма и совершенной святости, эгоизма и самоотверженности".

В небольшой книге Н.Е. Троицкой синтезирован значительный конкретно-исторический и культурологический материал, она содержит интересные, незамутненные наблюдения, оригинальные авторские замыслы, которые могли быть развиты в специальных исследованиях. К сожалению, автору не суждено их реализовать. 13 апреля 1995 г. Наталья Евгеньевна Троицкая трагически погибла в Оптинской пустыни - одном из духовных центров Православной России. Ее историософские размышления, несомненно, привлекут внимание исследователей русской цивилизации, всех, кто заинтересован в становлении национального самосознания, будут способствовать поиску путей преодоления духовного кризиса нашего общества.

245

§ 3. Российская империя в конце XIX - начале XX вв.

Для осмысления природы русской цивилизации, исторических судеб России приведем некоторые конкретные материалы. В 1912 г. население США (без Аляски) составляло 95 410 503 человека, России - 167 919 800 человек; при этом городское население в США в 1910 г. составляло 46,3% всего населения, а в России в 1912 г. - 13,9%. Посевные площади под зерновыми в 1912 г. в США охватывали 74 749 тыс. десятин, в России - 92 553 тыс. десятин.

Темпы экономического роста в России на рубеже XIX-XX вв. были выше, чем в других странах, но мы еще во многом отставали: каменного угля в России в 1911 г. добывалось 1510 млн. пудов, в США - 26 812 млн. Стали было выплавлено в России 203 млн. пудов, а в США - 1 468 млн. (на душу населения соответственно - 1,2 и 17,6). Нефти в России было добыто 558 749 тыс. пудов, в США - 1 763 595 тыс. пудов.

Длина железных дорог в США составляла 384 645 верст, в России - 63 602. Протяженность телеграфных проводов в США равнялась 2 157 863 верстам, в России - 660 623, телефонных - соответственно 27 449 240 и 5 498 347.

Численность учащихся в школах США подошла тогда к 21 млн., а в России - более 7,5 млн.

Россия была страной среднего уровня экономического развития. В ней проживало 197 народов. Они все сохранились. В США же был уничтожен 51 млн. индейцев при колонизации Америки. Цифровой материал показывает место России в производстве материальных благ на уровне мировых стандартов. США были и тогда одной из развитых стран. Россия занимала 5-е место по показателям международного экономического характера. Вместе с тем были величайшие достижения в российской науке и культуре. Так, инженер Малаховский создает паровоз СУ - на Сормовском заводе, который пробегал расстояние между Петербургом и Москвой в 1913 г. за 7 часов.

§ 4. Советская эпоха

Сейчас многие взахлеб пишут о "советской цивилизации", считая ее чуть ли не "золотым веком". Советский Союз представлял из себя супердержаву, которую невозможно было уничтожить военным путем. Это было второе государство в

246

мире по объему промышленного производства, с развитой инфраструктурой. Уровень жизни населения в СССР, в 1988 г. составлял 2500 долл. на душу1. Один из важнейших принципов североамериканской цивилизации - настойчивое стремление побить конкурента, поживиться за его счет. СССР представлял из себя грозного конкурента в экономике, политике, идеологии. Достаточно сказать, что русские первыми вышли в космос. Это свидетельствует о высоком потенциале промышленности, науки, высшей школы и образования; высоком уровне квалификации рабочих, инженеров, ученых. Вот один показатель. Экспорт вооружения из СССР составлял сумму в 35 млрд. долл. в год. В 1993 г. эта статья дохода в России составила 2-3 млрд. долл. Однако вакуума не образовалось. Освободившееся место заняли США и другие страны. Военно-промышленный комплекс России разрушается под самыми антигосударственными идеями: зачем России сильная экономика, развитая промышленность, высокий научный потенциал. Она де, промышленность России, неконкурентоспособна.

Надо вспомнить, что степень интеграции в СССР была 21%, ныне, в 1998 г. страны Европейского Союза имеют пока 14% уровня интеграции. Россия "вышла" в 1995 г. на 75-е место в мире по уровню благосостояния. На высшее образование в России шло из бюджета в 1995 г. 1,5%, США - 3%, Японии - 3,2%; в СССР в 1988 г. на эти же цели - около 3% из бюджета. 70 тыс. ученых, выехавших из России в последние 3-4 года, по некоторым оценкам, дали США экономию в 70 млрд. долл. на подготовке научных кадров. Известный бывший диссидент профессор А.А. Зиновьев в 1994 г. писал: "... преданная правящей верхушкой и интеллектуальной элитой, Россия разгромлена, и ее превращают в страну колониальной демократии".

§ 5. "Золотой миллиард" и все отсюда выходящее

Западные ученые подсчитали, что в условиях "технотронной цивилизации" с ее суперпотребностями на планете может прожить лишь 1 млрд. людей. "Естественно", это США, Западная Европа и часть

247

Развитого Востока (300 млн. - США, 500 млн. - Европа плюс Япония и некоторые другие развитые страны).

США поглощают 25% энергоресурсов мира, дают 70% промышленных отходов и выбросов в воздух, землю, океаны. Деловой мир, теоретики и политики Запада давно мечтали о громадных запасах полезных ископаемых 1/6 части суши, которую занимал СССР. Ныне Запад получил такую возможность их использования в интересах собственных наций.

Из 16 крупнейших проектов, связанных с иностранным инвестированием экономики бывшего СССР, 12 связано с разработкой нефти и газа, к тому же по объявленным объемам инвестиций из общей суммы около 25 млрд. долл. не менее 23 млрд. долл. должно пойти на добычу нефти и газа. Тяга эта понятна - оценочно, на каждый вложенный доллар можно получить около 15 долл. прибыли (Правда, 03.07.92). Согласно выводам консалтинговой фирмы "Эрнст и Янг" (Банковский вестник, 08.07.92), половина из 25 крупнейших нефтяных корпораций мира вкладывает в настоящее время средства в развитие топливно-энергетического комплекса стран содружества, в ближайшее время их присутствие здесь должно увеличиться. В предстоящие несколько лет общий объем инвестиций нефтедобывающих компаний мира в СНГ достигнет примерно 35 млрд. долл. В территориальном распределении инвестиций к таким традиционным регионам, как Западная Сибирь, Сахалин, Коми, Поволжье, Казахстан, Азербайджан, должны добавиться Восточная Сибирь, Дальний Восток, Арктический шельф, Туркменистан и Узбекистан.

Кроме роста объема инвестиций в добычу нефти и газа, ожидаются крупные вложения в добычу других полезных ископаемых, в частности в добычу и производство цветных и драгоценных металлов, добычу алмазов, развитие химической промышленности, лесопереработки, производства химических удобрений. Основными причинами развития этих отраслей, по-видимому, являются как обширность запасов сырья (руды, лес) и дешевизна рабочей силы, так и возможность отказываться от расширения вредных и опасных для окружающей среды производств в развитых странах.

Необходимо отметить, что высока вероятность крупных вложений в конверсируемую оборонную промышленность России, имеющую заметный научно-технической и интеллектуальный

248

потенциал. Так, уже отмечаются инвестиции в производство самолетов ИЛ-96-300 с двигателями Pratt Wittneg и в производство самолетов МиГ (CITI, Франция)1.

§ 6. Наше будущее

Летом 1994 г. состоялся XIV Международный социологический конгресс (Германия, июль). Из 1600 участников конгресса во главе с 30 членами президиума никто за всю неделю работы Конгресса не произнес слова "Россия". Очевидно, идеологи "постмодернизма" уготовили нашей Родине судьбу "международного экономического пространства", которое будет использоваться в "общечеловеческих" интересах. Если учесть, что ежегодно с 1993 г. в России умирает 1 млн. человек только русского населения, то можно предположить, почти достоверно, что через 50 лет на территории нынешней России будет проживать 70-80 млн. человек2. Остается надеяться на промысел божий и силу духа русского и других народов России, которые преодолеют разрушение державы, экономики, нравственности и культуры.

XXI в, выдвигает неотложные задачи перед русской цивилизацией, решение которых будет означать, что она жизнеспособна. Во-первых, необходимо отрешиться от идеологии ухода государства из экономики, науки, образования, культуры. Это губительный путь для России. Нация и государство, желающие достойной жизни в грядущем веке, должны всемерно поддерживать передовые отрасли и направления в промышленности, которые будут определять мировой уровень достижений в экономике и степень прогресса, а стало быть и благосостояния личности и общества.

Во-вторых, необходимо всемерное развитие образования, науки, культуры в широком смысле слова. Нужна поддержка культуры со стороны государства. К сожалению, факты здесь не обнадеживают: в 1987-1991 гг. государство выделило в фонд культуры 120 млн. долл., в 1991-1995 гг. - 3,5 млн. долл.

249

В-третьих, демографическая ситуация показывает, что через 2 поколения Российского государства просто не будет существовать. Падение числа рождаемости может привести к "естественной" гибели русского народа - стержня государства. Предотвращение этих процессов будет означать реализацию на практике идей национальной безопасности России: защиту ее территории, образа жизни, народов с их культурой, проблему военной безопасности в собственном смысле слова, отказ от вступления в НАТО.

Таким образом, охрана, всестороннее развитие уникальной, самобытной отечественной цивилизации - веление времени. Здесь необходимо опереться на героические, соборные традиции России, подготовленные в советское время высококвалифицированные кадры, необъятную территорию и природные ресурсы, на сочувствие и поддержку друзей русской цивилизации во всем мире.

250


1 Калашников В.Л., Титова Н.Е. Понятие и критерии цивилизации в оценках видных отечественных и зарубежных ученых // Русская цивилизация и соборность. / Сост.е. С. Троицкий. М., 1994. С. 98-103.
2 Надо заметить, что формационный подход не преодолен ни практически, ибо свыше 1/5 человечества проживает в условиях социализма, ни научно. Формационный подход существует как один из подходов к оценке исторического процесса.
1 См.: Троицкий Е.С. Русская цивилизация: прошлое и настоящее - сб. Русская цивилизация и соборность. М., 1995.
2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1985. С. 90.
1 Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 15.
1 Chastenet J. L'agonie d'une civilisation - Revue des deux mondes, Paris, 1977, Mai. P. 267.
2 Здесь надо учесть то обстоятельство, что западный культурно-исторический тип отнюдь не однороден - он раздираем глубокими противоречиями и характеризуется серьезнейшими религиозно-историческими различиями, что находит свое отражение в научных концепциях. Так, польский историк Ф. Конечный (1862-1949) выделял латинскую (или римскую) цивилизацию, считая ее наилучшей в силу влияния католицизма (Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992. С. 84-88). В чем-то сходной точки зрения на роль латинской цивилизации придерживался русский философ-эмигрант А. Кожевников, работавший во Франции. Там он был больше известен как Кожев. Есть весомые основания и для выделения североамериканской культурной общности в отдельную цивилизацию (США, Канада).
3 Ильин И. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992. С. 88.
1 Троицкий Е.С. Русская цивилизация: прошлое и настоящее // Русская цивилизация и соборность. М., 1994
1 Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом (Историософские миниатюры). М., 1995. 48 с.
1 Oxford economic papers, 1989, vol. 41, No. 4, p. 115.
1 См.: Заводнов В. Я. Иностранные инвестиции в экономику стран бывшего СССР. // Русский путь в развитии экономики, 1993. С. 108-121.
2 Сейчас в России умирает 40 чел., рождается - 23 чел. в расчете на 1000 чел.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.